Календарно-тематическое планирование по литературе для 7 класса
календарно-тематическое планирование по литературе (7 класс) на тему
Календарно-тематическое планирование по литературе для 7 класса по прогамме Г.И.Беленького
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_kl_liter.docx | 34.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно - тематический планирование
Предмет – литература
Класс - 8
№ п.п. | Календарные сроки | Тема учебного занятия | Формирование универсальных учебных действий | Диагностика | |
Знать | Уметь | ||||
.1. | Художественное время и художественное пространство в литературе. | Понятия художественного времени художественного пространства в литературе. | Знать образную природу словесного искусства; уметь самостоятельно делать выводы, создавать свои художественны образы. | ||
2. | Роды и виды (жанры) литературы. | Понятия родов и жанров в литературе. | Перефразиро-вать мысль; владеть монологичес- кой и диалогической речью. | ||
I «Минувшее проходит предо мною..» (Писатели о прошлом нашей родины) (20+2+2) | |||||
3. | М.Ю. Лермонтов(4) М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». | Основные факты творчества М.Ю.Лермонтова. Понимать духовный мир, мысли и чувства героя, замысел автора. | Определять род и жанр литературного произведения; выразительно читать произведение; соблюдать нормы литературного языка. | ||
4. | «Песня про купца Калашникова». Картины быта XIV века, их значение для понимания характеров и пафоса поэмы. | Особенности сюжета поэмы, её историческую основу. | Выразительно читать понравивший- ся отрывок. Составить письменную рецензию на любой эпизод «Песни…» | ||
5. | Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Сила и цельность характера Калашникова. | Нравственная проблематика поэмы. | Выявлять способы и средства раскрытия образа главного героя. | ||
6. | Поэма и устное народное творчество. Композиция поэмы, её язык, ритмика. | Особенности композиции произведения. | Анализировать язык поэмы, связь с устным народным творчеством. | Тестирова-ние | |
7. | Вн.чт .А.К.Толстой «Василий Шибанов» | О личности писателя, его творчестве, истории создания произведения. Содержание баллады, определение жанра баллады. | Выделять жанровые признаки баллады, давать характеристику особенностям сюжета, участвовать в диалоге по прочитанному произведению. | ||
8. | Н.В. Гоголь (6+1) Н.В.Гоголь «Тарас Бульба». Интерес писателя к прошлому Родины. Гоголь о Запорожской Сечи. | Факты жизни и творчества Н.В. Гоголя, замысел писателя, Понимать роль исторического фона в повествовании. | Сопоставлять прочитанное произведение с увиденным на картине. Составлять план учебной статьи, выделять главное. | ||
9. | «Тарас Бульба». Патриотический пафос повести. | Содержание повести; нравственную проблематику повести; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению. | Делать выводы, создавать свои художествен -ные образы. | ||
10. | Боевое товарищество Запорожской Сечи, её нравы и обычаи. | Особенности боевого товарищества Запорожской Сечи. Её нравы и обычаи. | Владеть различными видами пересказа. Участвовать в диалоге по прочитанному произведению. | Литературная викторина. | |
11. | Черты характера Тараса Бульбы, обусловленные его героическим и жестоким временем. | Содержание понятия « художествен -ной детали» и её значение в произведении. | Подбирать цитаты, составлять словарь для характеристи-ки персонажа. | ||
12. | Остап и Андрий. Трагедия Тараса Бульбы. | Понимать глубину конфликта отца и сына, отношение автора к героям. | Отбирать материал для сравнительной характеристи-ки героев, оценивать их поступки. | ||
13. | Понятие о литературном характере. | Понятие о литературном характере. | Уметь подбирать эпиграфы для сочинения по повести, формулиро-вать возможные темы сочинения, определять, какова основная художествен-ная идея повести. | Литературная викторина. | |
14. | Р.р.Написание контрольного сочинения по повести Н.В. Гоголя « Тарас Бульба». | Содержание и проблематику изученного произведения. | Соблюдать признаки выбранного жанра сочинения, уметь выразить своё отношение к предложен-ным темам. Выбрать тему и жанр сочинения, составить план к выбранной теме; сформулиро-вать идею, подобрать цитатный план; аргументиро-вать свою точку зрения; редактировать написанное сочинение. | ||
15. | А.С. Пушкин (6+1) Прошлое Родины, тема Петра I в творчестве поэта. Поэма «Полтава». | Жизнь и творческий путь великого поэта. История создания поэмы | Воспринимать и анализировать поэтический текст | ||
16 | Поэма как жанр. Метафора. Исторический и личный конфликт в поэме. | Понятие поэмы как жанра. Значение метафоры в поэтическом тексте Пушкина. Исторический и личный конфликт в поэме. | Владеть различными видами пересказа. Участвовать в диалоге по прочитанному произведению. | ||
17. | Трагические судьбы героев «Полтавы» (Кочубея, Марии ,Искры). Роль Мазепы | Содержание поэмы, нравственную проблематику поэмы. Трагические судьбы героев. Роль Мазепы. | Воспринимать и анализировать произведение. Самостоятель-но проводить исследование художественного своеобразия в поэме. | ||
18. | Картины Полтавской битвы. | Историческое значение Полтавской битвы, картины полтавской битвы в историческом и художествен-ном аспекте. | Выразительно читать отрывки из поэмы, находить нужные строфы, аргументируя ответ. | ||
19 | Сопоставление полководцев – Петра I и КарлаXII. | Петр I Карл XII во время Полтавской битвы. | Отбирать материал для сравнительной характеристики героев, оценивать их поступки. | Тестирова-ние | |
20. | Композиция поэмы. Лиризм. Совершенство языка и стиха. | Поэт пытается воскресить эпоху Петра, незаслуженно преданную забвению, в поэме «Полтава», проникнутой гордостью за Отечество. | Воспринимать и анализировать поэтический текст. | ||
21. | Р.р Написание контрольного сочинения по поэме А.С.Пушкина « Полтава». | Содержание и проблематику изученного про | Соблюдать признаки выбранного жанра сочинения, уметь выразить своё отношение к предложен-ным темам. Выбрать тему и жанр сочинения, составить план к выбранной теме; сформулиро-вать идею, подобрать цитатный план; аргументиро-вать свою точку зрения; редактировать написанное сочинение. | ||
22. | Н.С. Лесков (4) Н.С. Лесков. Сведения о жизни писателя. «Человек на часах» - отчасти придворный, отчасти исторический анекдот. История создания рассказа. | Сведения о жизни писателя. . «Человек на часах» - отчасти придворный, отчасти исторический анекдот. История создания рассказа. | Воспринимать и анализировать произведение Самостоятель-но проводить исследование художественного своеобразия в прозе. | ||
23. | Роль происшествия в раскрытии характеров и жизненной позиции персонажей. Разговорный характер повествования. | Разговорный характер повествования. Роль происшествия в раскрытии характеров и жизненной позиции персонажей | Сопоставлять эпизоды рассказа; владеть различными видами пересказа. | ||
24. | Постников – лесковский герой-праведник. Его доброта, бескорыстие, способность сострадать, совестливость, как выражение лучших черт русского народного характера. | Особенности составления характеристики героя. | Отбирать материал для сравнительной характеристи-ки героев, оценивать их поступки. | ||
25. | Карьеризм, чинопочитание, предельный эгоизм, лицемерие и жестокость высокопоставленных лиц. Проблема чувства и долга. | Содержание изучаемого произведения; приёмы анализа текста. | Находить при анализе текста изобрази-тельно-выразитель-ные средства. | Тестирова-ние | |
II «Художник – голос своей эпохи» (Писатели-классики о своём времени) (12+1+4) | |||||
26. | И.С.Тургенев (3+1) И.С.Тургенев. Факты биографии писателя, с вязанные с «Записками охотника». | О личности писателя, его творчестве, истории создании произведения. | Сопоставлять прочитанное произведение с увиденным на картине. Сопоставлять план учебной статьи, выделять главное. |
| |
27. | «Бирюк». Роль конфликта в раскрытии характеров персонажей. Значение художественных деталей, роль рассказчика в повествовании. | Содержание понятия пейзажа и художествен -ной детали. | Составлять тезисы и план прочитанного; владеть различными видами пересказа. | ||
28. | Сложность и противоречивость натуры Бирюка, обстоятельства жизни, повлиявшие на его характер. | Особенности составления характеристики героя. | Отбирать материал для сравнительной характеристи-ки героев, оценивать их поступки | ||
29. | Вн. чт. И.И.Тургенев. Стихотворения в прозе. | Понятие стихотворения в прозе, время создания, тема- тику, жанр стихотворения в прозе. | Проводить анализ текста. Определять жанровое своеобразие. | Литературная викторина | |
30. | Н.А.Некрасов (3+1) Н.А.Некрасов. Картины народной жизни в творчестве поэта. «Железная дорога». | Факты жизни и творчества поэта, историческая основа стихотворения, жанровые особенности. | Выразительно читать отрывки из поэмы, находить нужные строки, аргументируя ответ. | ||
31. | Историческая основа стихотворения, Гнетущие картины подневольного труда. | Основная проблематика произведения. | Отбирать материал для сравнительной характеристи-ки героев, оценивать их поступки | ||
32. | Своеобразие композиции стихотворения: сочетание картин действительности и элементов фантастики, диалог-спор. | Диалоговая речь. Развитие представления о жанре поэмы. | Воспринимать и анализировать поэтический текст. | ||
33. | Вн. чт. Н.А.Некрасов «Орина, мать солдатская» | Особенности поэтических произведений, истории их создания , смысл названий. | Анализировать произведения, находить и определять роль литературных приёмов, используемых автором для выражения чувств. | Тестиров-ание | |
34. | М.Е.Салтыков-Щедрин (3+1) М.Е.Салтыков-Щедрин. Сведения о жизни писателя. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». | Жизненный и творческий путь писателя, особенности сюжетов и проблематики «сказок для детей изрядного возраста». | Владеть монологичес-кой и диалогической речью. | ||
35. | Противопоставление невежества и паразитизма генералов трудолюбию, находчивости и сметливости мужика. | Понятие сатиры, сатирического образа и персонажа, сатирического типа. | Самостоятельно раскрывать сатирический пафос. | ||
36. | Приёмы сказочного повествования. Условность, заострённая сатирическая форма повествования. Гротеск. | Тропы и фигуры в сказке ( гипербола, аллегория). | Выявлять парадоксы в народной жизни, отражённые в сказках, составлять рассуждения о сильных и слабых сторонах народного характера. | Тестирова-ние | |
37. | Вн. чт. М.Е.Салтыков-Щедрин. « Дикий помещик». | Особенности произведения, история создания, смысл рассказа. | Совершенствовать навыки анализа текста. | Тестирова-ние | |
38. | А.П.Чехов (3+1+1) А.П.Чехов. Умение Чехова видеть в обыденном смешное и грустное. | Личная и творческая биография Чехова, художественные особенности его рассказов. | Владеть монологичес-кой и диалогической речью. | ||
39. | «Хамелеон». Осмеяние самодурства и угодничества в рассказе. | Понятие психологического портрета и сюжета. Жанр юмористичес-кого рассказа. | Давать оценку действиям героев. Характеризировать поэтику и стиль. | Литературная викторина | |
40. | Значение диалога и художественной детали в раскрытии характеров Очумелова и Хрюкина. | Сюжет и образная система рассказа. | Самостоятельно раскрывать сатирический пафос. | ||
41. | Вн. чт. А.П.Чехов «На мельнице». | Роль художествен-ной детали в рассказах Чехова, её связь с внутренним состоянием персонажа и авторским отношением к нему. | Анализировать произведения, находить и определять роль литературных приёмов, используемых автором для выражения чувств. | ||
42. | Р.р. Подготовка к домашнему контрольному сочинению по рассказам А.П.Чехова. | Образную природу словесного искусства, художественную трактовку образа героя. | Составлять рабочие материалы к обсуждаемым темам; анализировать приёмы построения образа и способы художествен-ной обрисовки образа. Владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания в связи с подготовкой к сочинению. |
III Запечатленные мгновения (Художественное время в лирике) (1) | |||||
43. | Ф.И.Тютчев, А.А.Фет, Я.П.Полонский. Лирика. Содержание стихотворений. | Анализировать стихотворения, находить изобразитель-но-выразительные средства. | |||
IV Человек и движение времени (Тема становления личности) (14+2+1) | |||||
44. | Л.Н.Толстой (6) Л.Н.Толстой – автор повестей о становлении характера человека. «Детство» (главы из повести) | Основные факты жизни и творческого пути Л.Н.Толстого; содержание рассказа. | Владеть монологичес-кой и диалогической речью | ||
45. | Формирование характера, взглядов Николеньки Иртеньева. Повествование от лица героя-рассказчика. | Формирование характера, взглядов Николеньки Иртеньева. | Анализировать произведения, находить и определять роль литературных приёмов, используемых автором для выражения чувств. | ||
46. | Чувство сострадания – важнейшее нравственное качество человека в понимании писателя. | Содержание повести; нравственную проблематику повести. | Самостоятельно делать выводы о роли внутреннего монолога в раскрытии характера. | ||
47. | «Отрочество» (главы из повести). Нравственный рост Николеньки Иртеньева. | Образную природу словесного искусства, художественную трактовку образа героя. | Давать оценку действиям героев. Характеризировать поэтику и стиль. | ||
48. | Мысль Толстого о самосовершенствовании и самовоспитании как основе становления личности. | Проявление чувств героя, беспощадность к себе. | Владеть различными видами пересказа. Строить устные и письменные высказывания. | ||
49. | Особенности построения повести (рассказ от лица героя; изображение событий отрочества и оценка их взрослым рассказчиком). | Содержание изучаемого произведения; приёмы анализа текста. | Находить при анализе текста изобразите-льно-выразитель-ные средства. | Литературная викторина | |
50. | Ф.М.Достоевский(3) Ф.М.Достоевский. Сведения о жизни писателя. «Мальчики». | Основные факты жизни и творческого пути писателя; содержание произведения. | Владеть монологичес-кой и диалогической речью | ||
51. | Сострадание, милосердие, деятельная любовь к ближнему как добрые начала в человеке | Содержание повести; нравственную проблематику повести. | Самостоятельно делать выводы о роли внутреннего монолога в раскрытии характера. | ||
52. | Коля Красоткин – рождающаяся сильная, незаурядная личность. Осуждение в Коле Красоткине самомнения и самолюбования | Образную природу словесного искусства, художествен-ную трактовку образа героя | Давать оценку действиям героев. Характеризировать поэтику и стиль. | ||
53. | М.Горький (5+1) Максим Горький «Детство». Автобиографическая основа повести. | Автобиографи-ческий характер повести, её содержание, причины поступков героев. | Пересказывать части сюжета, выделять события, которые произвели на душу ребёнка особо тяжкие впечатления. | ||
54. | Активная ненависть писателя к «свинцовым мерзостям жизни». | Основные сюжетные линии в автобиографической повести и становление характера мальчика. «Свинцовые мерзости жизни» и живая русская душа человека. | С помощью цитат раскрыть понятие «свинцовые мерзости жизни». | ||
55. | Влияние бабушки, Цыганка, Хорошего Дела на Алёшу, на формирование его характера, отношения к людям. | Специфические черты характера, присущие отдельным героям повести. | Видеть авторскую позицию по отношению к героям, давать характеристику литературному герою, объяснять поступки героев, их характеры, взаимоотношение друг с другом. | ||
56. | «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» в изображении Горького. | Нравственную проблематику повести. | Владеть различными видами пересказа. Участвовать в диалоге по прочитанному произведению | Тестирова-ние | |
57. | Мастерство писателя в изображении быта и человеческих характеров. | Особенности мастерства писателя в изображении быта и человеческих характеров. | Самостоятельно делать выводы об активности авторской позиции. | ||
58. | Р.р. Написание контрольного сочинения по произведениям М.Горького «Детство», «Отрочество». | Содержание и проблематику изученного произведения. | Работать над сочинением по конкретной теме, выбранной самостоятель-но, формулиро-вать идею, подбирать цитатный план, аргументиро-вать собственную точку зрения, редактировать написанное сочинение. Свободно работать с текстом изученного произведения. | ||
59. | Вн. чт. В.А.Солоухин «Закон набата». | Особенности произведения, история создания, смысл названия. | Совершенствовать навыки анализа текста. | ||
V Содружество искусств (Художественное время и пространство в музыке, живописи, поэзии) (1ч.) | |||||
60. | К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками». | Познакомить с личностью и творчеством К.Г.Паустовско-го, раскрыть многогранность его таланта. | Давать оценку действиям героев. Характеризировать поэтику и стиль. | ||
VI Перекличка эпох (4ч.) | |||||
61. | Ж.Б.Мольер(2) Ж.Б.Мольер. Сведения о жизни комедиографа. «Мещанин во дворянстве». | Путь Мольера к театру и литературе, судьба великого драматурга. Особенности драматического произведения эпохи классицизма, основной конфликт. | Комментиро-вать и анализировать художествен-ный текст. | ||
62. | Обзор содержания комедии. | Основа сюжетной линии, способы раскрытия автором цинизма и самовлюблённости аристократов. | Приёмы создания автором комических ситуаций, их роль в пьесе, составлять характеристику персонажей. | Тестирова-ние | |
63. | И.А.Крылов (2) И.А.Крылов «Урок дочкам» | Основные факты жизни и творческого пути писателя; содержание произведения. | Владение монологической и диалогической речью. | ||
64. | Сходства и различия проблематик комедий Мольера и Крылова. | Содержание изучаемого произведения; приёмы анализа текста. Сходства и различия проблематик комедий Мольера и Крылова | Выделять отличительные особенности комедий Мольера от произведений Крылова. | ||
VII Фантастика. Тема будущего (3+1) | |||||
65. | В.А.Рождественский «Над книгой» | Основные факты жизни и творческого пути писателя; содержание произведения | Совершенствовать навыки анализа текста. | ||
66. | Антуан де Сент-Экзюпери(2) Сведения о жизни писателя. «Маленький принц». | Жизнь и творческий путь писателя, нравственную проблематику произведения. | Владеть различными видами пересказа. Участвовать в диалоге по прочитанному произведению. | ||
67. | Смысл афоризмов в сказке. | Понятие афоризма и его значение в произведении автора. | Приводить примеры афоризмов по тексту сказки. | ||
68. | Вн.чт. Р.Бредбери «Каникулы», «Земляничное окошко». | Биографические сведения о писателе, поня-тие фантастическо-го рассказа- предупрежде-ния | Объяснять смысл названия рассказа, фольклорные традиции, роль авторских ремарок и приёмов фантастики. | Тестирова-ние |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
календарно-тематическое планирование по литературе 7 класс
календарон-тематическое планирование по литературе программа В.Я.Коровиной ( 2 часа в неделю, 70 часов)...
календарно-тематическое планирование по литературе 10 класс по УМК В лебедева
Календарно-тематическое планирование по лиетратуре в 10 классе по УМК В.Лебедева ( 3часа в неделю, 105 часов)...
Календарно-тематическое план ирование по литературе 6 класс
Данное календарно-тематическое планирование подходит для учебного комлекса под редакцией Коровиной...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко
Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс (ФГОС)
УУД, планируемые результаты обучения...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...
Календарно -тематическое планирование по литературе 8 класс (Учебник «Литература» для 8 класса.—Авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева М.; Баласс. 2010)
Календарно-тематическое планирование...