рабочая программа по литературе 8 кл. умк Коровиной
рабочая программа по литературе (8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
Департамент образования
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Центр образования Московского района
Рабочая программа
по …..литературе………
для _8__ класса
основного общего образования,
(базовый уровень)
Составила____Бочёнкова Анастасия Евгеньевна,_____________________
учитель русского языка и литературы_____1__ квалификационной категории
Количество часов:
в год ___68_ часов
в неделю _2__ часа
Плановых работ: 1 полугодие 2 полугодие
контрольных 2 2
сочинений 5 6
Составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 кл. Под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение,2007
Учебник: Литература. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. /автор-соствавитель В.Я.Коровина (и др). М.: Просвещение, 2009 г.
Нижний Новгород,
2014 г.
Пояснительная записка
Настоящая программа по литературе для 8 класса составлена в соответствии с компонентом федерального государственного стандарта общего образования и программы общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 кл. Под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение, 2007.
Учебник: Литература. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. /автор-соствавитель В.Я.Коровина (и др). М.: Просвещение, 2009 г.
На изучение программного материала учебным планом школы предусматривается 68 часов (2 часа в неделю).
Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология».
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Цели обучения
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Отличительная особенность рабочей программы состоит в том, что она учитывает особенности обучающихся Центра образования, испытывающих трудности в обучении, имеющих большие пробелы в знаниях, а также особенности занятий в Центре образования, специфика которых состоит в практической направленности уроков, в увеличении времени на чтение художествееных произведений, формирование навыков пересказа, обучение анализу художественных произведений, умению строить устные и письменные высказывания на основе изученного произведения.
Содержание программы
ВВЕДЕНИЕ
Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пуга-чев в темнице», «Пугачев казнен». Частушки как малый песенный жанр. Отражение
различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек. Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ерма-
ком...». Особенности содержания и формы народных преданий.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.Художественные особенности воинской повести и жития. «Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои — крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами. «Шемякин суд» — «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр ли-тературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе. «Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I встратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).
Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками. «Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак
Тимофеевич — главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева — основа песни о Ермаке.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Дума (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе. «Туча». Разноплановость содержания стихотворе-
ния — зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.
К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству. «19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и
единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.
«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушки-на («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное
восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А. Пушкин).
Роман «Капитанская дочка». Гринев — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота героини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художест-
венный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Историзм художественной литературы (начальные представления), Роман (начальные представления), Реализм (начальные представ-
ления).
«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и
закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов.
Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве. «Мцыри», Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.
«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора — высмеять «все дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).
«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего осно-
ванный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).
Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе. «Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе. «После бала». Идея разделенности двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.
Поэзия родной природы
А. С. Пушкин. «Цветы последние милей...», М. Ю. Лермонтов. «Осень»; Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер»; А. А. Фет. «Первый ландыш»; А. Н. Майков.
«Поле зыблется цветами...».
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.
Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе. «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Сюжет и фабула.
Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте. «Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.
Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А. С. Пушкина, С. А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Драматическая поэма (начальные представления).
Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе. «Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).
Писатели улыбаются Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом"» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом.
М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения. Сатира и юмор в рассказах сатириконцев.
Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе. «Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержа ние. Для самостоятельного чтения.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе. «Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине. Новаторский характер Василия Теркина — сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя. «Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла.
Нравственная проблематика рассказа.
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941—1945 годов
Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги со-
жгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют,..»; А. Фатьянов. «Соловьи»; Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе. «Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеска атмосфера,объединяющая жителей деревни.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Герой-повествователь (развитие представлений).
Русские поэты о Родине, родной природе И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Род-ное», «Не надо звуков»-, Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»-, Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет; Россия...». Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); 3. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть») Дон-Аминадо. «Бабье лето») И. Бунин. «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.
Из зарубежной литературы
Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе. «Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Конфликт как основа сюжета драматического произведения. Сонеты — «Кто хвалится родством своим со зна-
тью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...». В строгой форме сонетов — живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский).
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Сонет как форма лириче ской поэзии.
Жан Батист Мольер. Слово о Мольере. «Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности
классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.
Т е о р и я л и т е р а т у р ы . Классицизм. Сатира (развитие понятий).
Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе. «Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.
Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе. «Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.
Учебный план
8 класс (68 часов)
№ | Тема | Всего часов | Внеклассное чтение (в том числе) | Развитие речи (в том числе) |
1 | Введение | 1 | 4 | 4 |
2 | Устное народное творчество | 2 | ||
2 | Из древнерусской литературы | 2 | ||
3 | Из литературы XVIII века | 3 | ||
4 | Из русской литературы XIX века | 33 | ||
5 | Из русской литературы XX века | 20 | ||
6 | Из зарубежной литературы | 6 | ||
7 | Повторение | 1 | ||
Итого: |
Тематическое планирование уроков
литературы в 8 классе
№ п/п | Наименование раздела, темы урока | Количество часов |
Введение | ||
1 | Введение. Литература и история. Историческое прошлое. | 1 |
Устное народное творчество | ||
2 | УНТ. Отражение жизни народа в народных песнях. Частушка как малый песенный жанр. | 1 |
3 | Предания как исторический жанр ручсской народной прозы. | 1 |
Из древнерусской литературы | ||
4 | Житийный жанр в Древнерусской литературе. «Повесть о житии и храбрости благородного и великого князя Александра Невского». Черты жития. | 1 |
5 | «Повесть о Шемякином суде» как сатирическое произведение 17 века. Особенности поэтики бытовой и сатирической прозы. | 1 |
Из литературы XVIII века | ||
6 | Д.И.Фонвизин. «Недоросль». Проблема воспитания истинного гражданина. Речевые характеристики героев. | 1 |
7 | Анализ эпизода комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль». | 1 |
8 | Подготовка к домашнему сочинению «Человек и история в фольклоре 18 века». | 1 |
Из литературы XIX века | ||
9 | И.А. Крылов. Слово о баснописце, басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз» и их историческая основа. | 1 |
10 | И.А.Крылов- поэт и мудрец. Отражение в баснях таланта Крылова. | 1 |
11 | К.Ф. Рылеев. Дума «Смерть Ермака» и ее связь с русской историей | 1 |
12 | А.С.Пушкин. Слово о поэте. «Я помню чудное мгновенье» | 1 |
13 | А.С.Пушкин и история. | 1 |
14 | А.С. Пушкин – историк. «История Пугачевского бунта» | 1 |
15 | А.С. Пушкин. История создания повести «Капитанская дочка». Формирование характера Петра Гринёва. Разбор I и II глав. | 1 |
16 | Гринев: жизненный путь героя. | 1 |
17 | Семья капитана Миронова. Маша- нравственный идеал А.С.Пушкина. | 1 |
18 | Пугачев и народное восстание в романе. | 1 |
19 | Гуманизм и историзм в романе «Капитанская дочка» Подготовка к домашнему сочинению. | 1 |
20 | А.С.Пушкин «Пиковая дама». Образ Петербурга. Композиция повести. | 1 |
21 | Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина. | 1 |
22 | М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве. | 1 |
23 | М.Ю.Лермонтов «Мцыри». «Мцыри как романтическая поэма». | 1 |
24 | Особенности композиции, тема и идея произведения, значение эпиграфа. Композиция. | 1 |
25 | Обучающее сочинение по поэме «Мцыри». Природа и человек в поэме. | 1 |
26 | Н.В.Гоголь. Слово о писателе. Исторические произведения в творчестве. | 1 |
27 | «Ревизор» как социальная комедия со злостью и солью. | 1 |
28 | Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии «Ревизор». | 1 |
29 | Хлестаков. Понятие о «митражной» интриге. | 1 |
30 | Особенности композиционной структуры комедии. | 1 |
31 | Н.В.Гоголь «Шинель» Образ маленького человека | 1 |
32 | Мечта и реальность в повести «Шинель» | 1 |
33 | М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города». Сатирическая напрвленность. | 1 |
34 | Обучение анализу эпизода из романа. | 1 |
35 | Контрольная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова, Н.в.Гоголя, М.Е.Салтыкова-Щедрина. | 1 |
36 | Н.С. Лесков. Нравственные проблемы в рассказе «Старый гений» | 1 |
37 | Л.Н.Толстой. Личность и судьба писателя. «После бала». Контраст как приём, позволяющий раскрыть идею рассказа. | 1 |
38 | Мастерство Л.Н.Толстого в рассказе «После бала» | 1 |
39 | Нравственные проблемы повести Л.Н.Толстого «Отрочество» | 1 |
40 | Внеклассное чтение. Поэзия родной природы. Анализ лирического стихотворения.(А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет). | 1 |
41 | А.П. Чехов «О любви» - рассказ об упущенном счастье. | 1 |
Из литературы XX века | ||
42 | И.А. Бунин. Проблема счастья в рассказе «Кавказ» | 1 |
43 | А.И. Куприн. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени» | 1 |
44 | Урок-диспут «Что значит быть счастливым?» | 1 |
45 | А.А.Блок. Историческая тема в творчестве. «Россия» | 1 |
46 | С.А. Есенин.Слово о поэте. Поэма «Пугачев». Историзм поэта | 1 |
47-48 | Урок-конференция. Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А.С.Пушкина, С.А.Есенина. Подготовка к домашнему сочинению. | 2 |
49 | И.С.Шмелев «Как я стал писателем». Воспоминание о пути к творчеству. | 1 |
50 | Журнал «Сатирикон». Теффи. «Жизнь и воротник». М.Зощенко «История болезни». | 1 |
51 | М.А. Осоргин «Пенсне». Сочетание реальности и фантастики. «Пенсне» | 1 |
52 | Контрольная работа по творчеству Л.Н.Тостого, А.П.Чехова, И.А.Бунина, М.Горького, С.А.Есенина, А.А.Блока. | 1 |
53 | А.Т.Твардовский-поэт-гражданин. «Василий Тёркин».Картины фронтовой жизни | 1 |
54 | Василий Теркин- защитник родной страны. Правда о войне в поэме. | 1 |
55 | Композиция и язык поэмы «Василий Теркин». Юмор.Фольклорные мотивы. Авторские отступления. | 1 |
56 | А.П. Платонов «Возвращение». Картины мирной жизни. | 1 |
57 | Урок-концерт. Стихи и песни оВеликой Отечественной войне. | 1 |
58 | В.П. Астафьев. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет» | 1 |
59 | Классное сочинение «Великая Отечественная война в литературе 20 века». | 1 |
60-61 | Лирика русских поэтов о Родине и родной природе. Поэты Русского Зарубежья. | 2 |
Из зарубежной литературы | ||
62 | У.Шекспир. Трагедия «Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви. «Вечные проблемы» в трагедии . | 1 |
63 | Сонеты У.Шекспира. «Кто хвалится родством своим и знатью...» | 1 |
64-65 | Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве» Сатира на дворянство и невежественных буржуа. | 2 |
66 | Д. Свифт «Путешествие Гулливера» как сатира на государственное устройство общества. | 1 |
67 | В.Скотт «Айвенго» как исторический роман. | 1 |
68 | Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. Итоги года и задание на лето. | 1 |
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения литературы обучающийся должен
Знать/ понимать
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х – ХХ века;
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
- основные теоретико-литературные понятия.
Уметь
- выделение характерных причинно-следственных связей;
- сравнение и сопоставление;
- умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
- самостоятельное выполнение различных творческих работ;
- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
- осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
- составление плана, тезиса, конспекта;
- подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Учебно-методическое обеспечение
- Литература . 8 кл. Учебн. для общеобразоват. учреждений. В 2-х ч. Ч. 1/ Авт.-сост. В. Я. Коровина (и др.). – М.: Просвещение, 2009.
Для учителя:
Программы и учебники:
- Литература . 8 кл. Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2-х ч. Ч. 1/ Авт.-сост. В. Я. Коровина (и др.). – М.: Просвещение, 2007.
- Литература . 9 кл. Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2-х ч. Ч. 2/ Авт.-сост. В. Я. Коровина (и др.). – М.: Просвещение, 2007.
- Программа по литературе для 9 класса общеобраз. учрежд. (базовый уровень)/Автор-составитель В. Я. Коровина – М.: Просвещение, 2007.
Методические пособия:
Официальный сайт министерства образования и науки Российской Федерации
Федеральный портал «Российское образование»
Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
Интернет-ресурсы:
Справочно-информационные и методические материалы:
- http://www.rol.ru – Электронная версия журнала «Вопросы литературы»
- http://www.1september.ru – Электронные версии газеты «Литература» (Приложение к «Первому сентября»)
http://center.fio.ru – Мастерская «В помощь учителю. Литература» Художественная литература:
- http://www.pogovorka.com. – Пословицы и поговорки
- http://old-russian.chat.ru/index1.htm – Древнерусская литература
- http://www.klassika.ru – Библиотека классической русской литературы
- http://www.ruthenia.ru – Русская поэзия 60-х годов
Телевизор
DVD
Фильмотека
Альбом по литературе для 9 класса
Альбом «Пушкин»
Альбом «Лермонтов»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 6 класс (Коровина)
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе под редакцией В.Я.Коровиной). Кроме пояснительной записки и календарно-тематического планирования, в программу включены контрольно-измер...
Рабочая программа по литературе, 6 класс, Коровина
Программа рассчитана на 3 часа в неделю, т.е. 102 часа....
Рабочая программа по литературе 7 класс (Коровина В.Я.)
Рабочая учебная программа по литературе составлена на:· основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего об...
Рабочая программа по литературе 9 класс Коровиной
Содержит календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа по литературе (5 класс Коровина)
Рабочая программа по литературе (5 класс Коровина)...
Рабочая программа по литературе. 7 класс.(Коровина В.Я.)
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уро...
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....