Рабочая программа по литературе (5 класс Коровина)
рабочая программа по литературе (5 класс) по теме
Рабочая программа по литературе (5 класс Коровина)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literat_5_kl.docx | 32.23 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа разработана учителем русского языка и литературы высшей квалификационной категории Дуплищевой Л.В. на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература. 5 – 11 классы» под редакцией В.Я.Коровиной и на основе стандартов среднего (полного) общего образования. Особенности контингента учащихся 5в класса, в котором реализуется данная программа. В 5в классе 27 учащихся. Базовый уровень усвоен всеми учениками, качественные показатели– 68%. 1 триместр окончили на «5»-12 учащихся, «4»-11, «3»-4. У большинства учеников наблюдается познавательный интерес к учебе. Главной целью основного общего образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения литературе:
– осмысление литературы как особой формы культурной традиции;
– формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
– формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
– формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
? приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
? овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
? устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
? научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;
? отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;
? освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.
Таким образом, компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
На изучение курса отводится 68 часов из расчета 2 часа в неделю, совпадает с количеством часов в учебном плане с часами имеющейся государственной программы (68) для общеобразовательных учреждений РФ
ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ ПО ПРЕДМЕТУ.
Основные учебные умения и навыки обучающихся:
- использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели
- умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; владение основными видами публичных выступлений, следование этическим нормам и правилам ведения диалога
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое)
- умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями
- владение навыками редактирования текста, создания собственного текста
- определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни
- умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды
- осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
В результате изучения литературы ученик должен знать:
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- основные теоретико-литературные понятия.
В результате изучения литературы ученик должен уметь:
- работать с книгой;
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ.
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов | |
авторская программа | рабочая программа | ||
1. | Введение. | 1 | 1 |
2. | Устное народное творчество. | 6 | 6 |
3. | Древнерусская литература. | 1 | 1 |
4. | Литература XVIII века. | 1 | 1 |
5. | Литература XIX века | 31 | 31 |
6. | Литература XX века. | 19 | 19 |
7. | Зарубежная литература. | 9 | 9 |
ИТОГО | 68 | 68 |
Перечень работ по развитию речи, требования к подготовке учащихся по предмету в полном объёме совпадают с авторской программой по предмету.
ТАБЛИЦА ТЕМАТИЧЕСКОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ
№ урока | Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов | Дата проведения | |
плани-руемая | фактическая | |||
1 | Введение. Книга в жизни человека. Выявление уровня литературного развития уч-ся. | 1 | 4.09 | |
Устное народное творчество (6 часов) | ||||
2 | Малые жанры фольклора. Детский фольклор: загадки, частушки, приговорки, скороговорки, колыбельные песни. Обучение сочинению загадки, частушки, колыбельной песни. | 1 | 7.09 | |
3 | Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. «Царевна-лягушка». Высокий нравственный облик волшебницы Василисы Премудрой. | 1 | 11.09 | |
4 | Художественный мир сказки «Царевна-лягушка». Иван-царевич, его помощники и противники. Народная мораль в сказке. Поэтика волшебной сказки. | 1 | 14.09 | |
5 | «Иван – крестьянский сын и чудо – юдо» -волшебная сказка героического содержания. Система образов сказки. Образ главного героя. Особенности сюжета сказки. | 1 | 18.09 | |
6 | Сказки о животных. «Журавль и цапля». Народное представление о справедливости. Бытовые сказки. «Солдатская шинель». Народные представления о добре и зле в бытовых сказках. | 21.09 | ||
7 | Р.Р. Мои любимые русские народные сказки. Обучение сочинению: «Мой любимый герой русской народной сказки». | 25.09 | ||
Из древнерусской литературы (1 час) | ||||
8 | Возникновение древнерусской литературы. Сюжеты русских летописей. «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои летописного сказания. Фольклор и летописи. | 1 | 28.09 | |
Из русской литературы 18 века (1 час). | ||||
9 | М.В. Ломоносов. «Случились вместе два астронома в пиру…» как юмористическое нравоучение. Роды и жанры литературы. | 1 | 2.10 | |
Русская литература 19 века (31 час). | ||||
10 | Вн.чт. Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы 18 века). | 1 | 5.10 | |
11 | И.А. Крылов. Слово о баснописце. Обличие человеческих пороков в баснях «Волк и ягнёнок», «Волк на псарне». | 1 | 16.10 | |
12 | И.А.Крылов. «Ворона и лисица», «Свинья под дубом». Понятие об аллегории и морали | 1 | 19.10 | |
13 | Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. «Волк на псарне» как басня о войне 1812 года. Понятие об эзоповом языке. Конкурс инсценированной басни. | 1 | 23.10 | |
14 | В.А. Жуковский. Слово о поэте. Жуковский-сказочник. Сказка «Спящая царевна». Сюжет и герои. Черты литературной и народной сказки. | 1 | 26.10 | |
15 | В.А. Жуковский «Кубок». Понятие о балладе. Герои баллады. | 1 | 30.10 | |
16 | А.С.Пушкин. Детство и Лицей. «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны. | 1 | 2.11 | |
17 | Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок. | 1 | 6.11 | |
18 | Урок контроля. Письменные ответы, тестирование | 1 | 9.11 | |
19 | А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета сказки. Противостояние добрых и злых сил. Система образов сказки. | 1 | 13.11 | |
20 | Сходство и различие литературной и народной сказки. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа. | 1 | 16.11 | |
21 | Русская литературная сказка. Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или подземные жители» как литературная сказка. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет сказки. | 1 | 27.11 | |
22 | В.М.Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Пафос произведения. | 1 | 29.11 | |
23 | М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения. Мастерство поэта в создании батальных сцен. | 1 | 4.12 | |
24 | Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения «Бородино». Особенности поэтических интонаций стихотворения. | 1 | 6.12 | |
25 | Н.В.Гоголь. Слово о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни в повести. | 1 | 11.12 | |
26 | Реальность и фантастика в повести «Заколдованное место». Понятие о фантастике. Юмор. | 1 | 13.12 | |
27 | Н.А.Некрасов. Слово о поэте. «На Волге» Раздумья поэта о судьбе народа. Понятие об эпитете. | 1 | 18.12 | |
28 | Н.А.Некрасов «Есть женщины в русских селеньях..»-отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской женщины. Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети». Речевая характеристика персонажей. | 1 | 20.12 | |
29 | И.С.Тургенев. Слово о писателе. «Муму». Жизнь в доме барыни. Герасим и барыня. Герасим и Татьяна. | 1 | 25.12 | |
30 | Нравственный облик Герасима. Протест Герасима против барыни и её челяди. Нравственное превосходство Герасима. Осуждение крепостничества. | 1 | 27.12 | |
31 | Р.Р Тургенев-мастер портрета и пейзажа. Понятие о литературном герое. Подготовка к домашнему сочинению по рассказу И.С.Тургенева «Муму»: «Что воспевает Тургенев в образе Герасима?» | 1 | 10.01 | |
32 | Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина, М. .Ю. Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова (письменные ответы на вопросы) | 1 | 15.01 | |
33 | А.А.Фет. Слово о поэте. «Весенний дождь». Обучение выразительному чтению стихотворения. Природа и человек в стихотворении. Воплощение красоты жизни. | 1 | 17.01 | |
34 | Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и горцы. | 1 | 22.01 | |
35 | Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристике героев | 1 | 24.01 | |
36 | А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» как юмористический рассказ. | 1 | 29.01 | |
37 | Русские поэты XIX в. о Родине и родной природе.Лирика Ф.И.Тютчева. Стихотворный ритм как средство передачи чувств и настроений. | 1 | 31.01 | |
38 | Лирика И.С.Никитина, А.Н.Плещеева, А.Н.Майкова, И.З.Сурикова, А.В.Кольцова | 1 | 5.02 | |
Из русской литературы 20 века (19 часов). | ||||
39 | И.А.Бунин. Слово о писателе. «Косцы». Восприятие прекрасного героями рассказа. | 1 | 7.02 | |
40 | В.Г.Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе». Вася и его отец. Развитие их отношений. | 1 | 12.02 | |
41 | Жизнь семьи Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей. Портрет как средство изображения героев. | 1 | 14.02 | |
42 | Изображение города и его обитателей в повести. Понятие о композиции литературного произведения. | 1 | 26.02 | |
А.И.Куприн. Слово о писателе. «Тапер». Талант и труд. Проблемы взаимоотношений детей и взрослых. | 1 | |||
43 | С.А.Есенин. Слово о поэте. Поэтическое изображение родной природы в стихотворении «Синий май. Зоревая теплынь…». Своеобразие языка стихотворения. | 1 | 28.02 | |
44 | П.П.Бажов. Слово о писателе. «Медной горы хозяйка». Трудолюбие и талант Данилы-мастера. | 1 | 5.03 | |
45 | Образ Хозяйки Медной горы. Понятие о сказе. | 1 | 7.03 | |
46 | К.Г.Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказке «Тёплый хлеб». | 1 | 12.03 | |
47 | Роль пейзажа в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб». Нравственные проблемы произведения | 1 | 14.03 | |
48 | Вн.чт. К.Г.Паустовский «Заячьи лапы». Природа и человек в произведении. | 1 | 19.03 | |
49 | С.Я.Маршак. Слово о писателе. Сказки Маршака. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Драма как род литературы. Положительные и отрицательные герои пьесы. Столкновение добра и зла. | 1 | 21.03 | |
50 | Художественные особенности пьесы-сказки. Юмор в сказке Традиции народных сказок в пьесе Маршака. Подготовка к домашнему сочинению «Добро и зло в сказке С. М. Маршака «Двенадцать месяцев». | 1 | 26.03 | |
51 | А.П.Платонов. Слово о писателе. «Никита». Быль и фантастика. Душевный мир главного героя. Оптимистическое восприятие окружающего мира. | 1 | 28.03 | |
52 | Контрольная работа (тест). | 1 | 2.04 | |
53 | В.П.Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу. | 1 | 4.04 | |
54 | «Открытие» Васюткой нового озера. Понятие об автобиографическом произведении. | 1 | 16.04 | |
55 | Р.Р. Классное сочинение «Какие поступки сверстников вызывают моё восхищение?» | 1 | 18.04 | |
56-57 | Русские поэты XXв. о Родине и родной природе. | 2 | 23.04-25.04 | |
58 | Саша Чёрный. Слово о писателе. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон» Образы и сюжеты литературной классики в произведениях Саши Чёрного. Юмор в его рассказах. | 1 | 30.04 | |
59 | К.М.Симонов. Слово о поэте. «Майор привёз мальчишку на лафете…». Война и дети. А.Т.Твардовский. Слово о поэте. «Рассказ танкиста». Патриотические подвиги детей в годы ВОВ. | 1 | 2.05 | |
Из зарубежной литературы (9 часов) | ||||
60 | Р. Стивенсон. Слово о писателе. «Вересковый мёд». Бережное отношение к традициям предков. Развитие понятия о балладе. | 1 | 7.05 | |
61 | Вн.чт. Д.Дефо. «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа. Необычайные приключения Робинзона. Характер главного героя. | 1 | 9.05 | |
62 | Х.-К. Андерсен. Слово о писателе. «Снежная королева»: реальное и фантастическое в сказке.. Кай и Герда. | 1 | 14.05 | |
63 | В поисках Кая. Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини. | 1 | 16.05 | |
64 | Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению по сказкам Х.-К. Андерсена «Добро и зло в сказках Андерсена», «Какие поступки героев сказок я считаю благородными?» | 1 | 21.05 | |
65 | Вн.чт. Ж. Санд «О чём говорят цветы?». Спор героев о прекрасном. | 1 | 23.05 | |
66 | Вн.чт. М.Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том Сойер и его друзья. Черты характера героев. Том и Гек в романе. Внутренний мир героев. | 1 | 28.05 | |
67 | Дж.Лондон. Слово о писателе. «Сказание о Кише» Нравственное взросление героя рассказа. Становление его характера. Мастерство автора в изображении жизни северного народа. | 1 | 29.05 | |
68 | Итоговый урок-праздник «Путешествие по стране Литературии». Выявление уровня литературного развития учащихся. Задания для летнего чтения. | 1 | 31.05 |
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Основная литература:
- Коровина В. Я. Литература: 5 класс: Учебник: В 2 ч. – М.: Просвещение, 2007
- Коровина В. Я. Литература: 5кл.: Метод. Советы. – М.: Просвещение, 2003
Дополнительная литература:
- Учителя:
- Золотарёва И. В., Аникина С. М. Поурочные разработки по литературе. 5 класс. Программы 68 и 102 часа. М.: «ВАКО», 2005
- Интернет-ресурсы. Материалы «Открытый урок», 2006-2007
- Материалы газеты «Литература. Первое сентября», 2006, 2007
- Материалы журнала «Литература в школе», 2000, 2003, 2006, 2007
- Ученика:
Коровина В. Я. Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы: 5 класс. – М.:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 6 класс (Коровина)
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе под редакцией В.Я.Коровиной). Кроме пояснительной записки и календарно-тематического планирования, в программу включены контрольно-измер...
Рабочая программа по литературе, 6 класс, Коровина
Программа рассчитана на 3 часа в неделю, т.е. 102 часа....
Рабочая программа по литературе 7 класс (Коровина В.Я.)
Рабочая учебная программа по литературе составлена на:· основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего об...
Рабочая программа по литературе 9 класс Коровиной
Содержит календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа по литературе. 7 класс.(Коровина В.Я.)
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уро...
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....