Произведения живописи на уроках литературы
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме

Дьячкова  Татьяна Александровна

Данная работа помогает глубже проникнуть в канву художественного произведения, т. к. картины русских художников полно отражают жизнь 19-20 веков в её многообразии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Произведения живописи на уроках литературы.

    Находят широкое применение альбомы и книги по искусству, красочные репродукции, репродукции в учебниках-хрестоматиях большими тиражами. В школе уже существует традиция сопоставления произведений живописи с произведениями словесного искусства.

    Картина привлекается словесником для того, чтобы решить задачу углубленного постижения художественных, смысловых особенностей изучаемого литературного произведения, таким образом, происходит глубинное взаимовлияние литература и живописи.

    Понимание эстетической идеи живописца, проникновение в мир эмоций художника обогащает зрителя, делает его представление о мире искусств глубже, богаче, значительнее.

Рассматривание и анализ произведений живописи на уроках литературы делают  более доступными для учащихся постижение писательской мысли, его эстетического идеала, способствует углубленному пониманию специфики искусства слова и изобразительного искусства.

    Обратимся к роману Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы». В пору, когда писались «Господа Головлевы», проблемы семьи очень активно обсуждались в публицистике, художественной литературе, официальных документах. В публичных выступлениях провозглашалась святость и нерушимость «семейного союза».

    Проблема семьи живейшим образом занимала крупных русских художников слова. Глубоко задумался над судьбой семейственного начала в современном обществе автор «Анны Карениной». В повести «Крейцерова соната» Л. Толстой обнажил моральный развал дворянско-буржуазной семьи. В «Братьях Карамазовых» Ф. Достоевский нарисовал потрясающую картину  нравственного и физического распада дворянской семьи.

    Автор «Господ Головлевых» показал, как в мире собственников изнутри подрывалась семья, превращалось в фикцию то, что у официальных публицистов из реакционной печати выдавалось за «краеугольный камень» современного социального уклада. «Лицемерные лгуны» забрасывают нас, - отмечал писатель, - всевозможными «краеугольными камнями», загромождают нашу мысль всякими «основами» и тут же, на ваших глазах, «на камни паскудят и на основы плюют». Герои легко приспособились к пореформенным буржуазным порядкам и не только не разоряются, но стремительно богатеют. Но по мере их материального преуспеяния в собственнической душе совершается страшный процесс внутреннего опустошения.  Старшему сыну (гл. «Семейный суд») нет ещё и 40 лет, но по наружности ему никак нельзя дать меньше 50. Жизнь до такой степени страшно истрепала его, что не оставила  на нём никакого признака дворянского сына, ни малейшего следа того, что он был когда-то в университете… Это чрезмерно длинный, нечесаный, немытый малый, худой от недостатка питания, с впалою грудью, с длинными, загребистыми руками. Лицо у него распухшее, волосы на голове и бороде растрепанные, с сильной проседью, голос громкий, но сиплый, простуженный … На нём ветхая и совершенно затасканная серая ополченка,… на ногах – стоптанные, порыжелые и заплатанные сапоги на выпуск; из-за распахнутой ополченки виднеется рубашка, почти черная, словно вымазанная сажей, которую он…сам называет «блошницею».

    … В воображении его мелькают бесконечные ряды безрассветных дней…отныне он будет один на один со злою старухою, …оцепенении в апатии властности. Эта старуха  заест его…не мучением, а забвением. Не с кем молвить слово, некуда бежать – везде она, властная, цепенящая, презирающая. …Было около 10 часов утра, когда из-за леса показалась белая головлевская  колокольня. Лицо Степана Владимировича побледнело, руки затряслись; он снял картуз и перекрестился. Вспомнилась ему евангельская притча о блудном сыне, возвращающемся домой, но он тотчас понял, что в применении к нему подобные воспоминания только одно обольщение.

(Евангельская притча о блудном сыне рассказывала о сыне, который получил от отца свою часть наследства, уехал, жил распутно, впал в нужду, раскаялся, вернулся в отчий дом и был прощен. Степан Головлев не мог обольщать себя надеждой на такое прощение). В барской усадьбе чудился Степану гроб. «Гроб! Гроб! Гроб!» - повторял он бессознательно про себя. … Предвидение его оправдались. Его поместили в особой комнате…флигеля… Двери склепа растворили, пропустили его и – захлопнулись.

    Обратимся к картине Рембрандта «Возвращение блудного сына».

Этот сюжет привлек внимание художника тем, что он открывал возможность для выражения гуманистических идей. В мировой живописи существует немного произведений такой интенсивности эмоционального воздействия. Обычно говорят о раскаянии доведенного до нищеты и унижении сына, упавшего на колени перед отцом. Но является ли это определение исчерпывающим для передачи душевного состояния героя, прошедшего трагический путь познания жизни?

Что можно сказать о душевном состоянии отца?

Мы чувствуем радость отца, увидевшего сына, - это высшее выражение доступного человеку чувства счастья.

Да, это исполнение горячих желаний, это предел чувств, который может выдержать человеческое сердце.

Характерные особенности рембрандтовского искусства - одухотворенность, многоплановость психических характеристик - достигают здесь своей вершины. Переживания отца и сына (а также других действующих лиц) - всё объединяется в переполняющем их чувстве глубокого сострадания и высокой человечности. Потрясает своей простотой и одновременно многообразием эмоциональных оттенков жест рук старца, касающихся плечей сына. В одном этом движении сказались все чувства отца.

—Как вы думаете, какие это чувства?

 - Что вы ощущаете?

-        Это не только беспредельная любовь отца к сыну, но и долгое ожидание встречи, надежда, то угасавшая, то вспыхивающая, глубокое душевное потрясение и, наконец, счастье обретения. А в романе "Господа Головлевы" что испытывала мать? - Недовольство, желание быстрее избавиться от сына (прежде она ему "выкинула кусок" - дом,
стоимостью 12 тысяч). "В глазах Арины Петровны дети были одною из тех фаталистических жизненных обстановок, которые не затрагивали ни одной струны её внутреннего существования". "У неё была слишком  независимая, холостая натура, чтобы она могла видеть в детях что-нибудь, кроме лишней обузы".

Поговорим о тональном единстве полотна:

самые звучные и самые глухие пятна (от оранжево-красного цвета мантии отца и плаща старца с посохом в рунах до глухо-коричневых тонов фона) воспринимаются лишь как различные по степени насыщенности сгустки единого общего тона, единого чувства; краска превращается в единую одухотворенную материю, в стихию, рождающую образы и формы.

Художественные средства: композиция, рисунок, пластичность образов, светотень, колорит - всё подчинено идее картины, выражению господствующих в ней чувств.

Итак, при сопоставлении картины и сцен из романа яснее обнажается выморочность, оскудение душ семьи Головлевых, где совершенно нет  материнского начала, заботы, всепрощения, а без этого невозможно говорить о материнской и сыновьей любви, о преданности, о всепрощении, о святости родительских чувств.

Луч света высвечивает главное, он необходим мастеру, чтобы выразить свой замысел и привлечь зрителя к переживанию и размышлению перед полотном. Из темноты вырастают, объединенные ярким потоком света, фигуры отца и сына. Возникает удивительное, словно несущее горячее чувство, свечение света. И, как отзвук, луч света попадает на другую фигуру, другого старика, поглощенного сочувственным созерцанием происходящего драматического события. Всё остальное отступает, мерцая в глубине картины.

И.А.Гончаров, роман "Обломов" и мастера фламандской школы.

Белинский о творчестве Гончарова: "Гончаров рисует свои картины, фигуры, характер, сцены прежде всего для того, чтобы удовлетворить свои потребности и насладиться своей способностью рисовать. ..Главная сила таланта Гончарова - всегда в изящности и тонкости кисти, верности рисунка; он неожиданно впадает в поэзию даже в изображении мелочных и посторонних обстоятельств".

А вот что в 1859 г. Дружинин сказал о гончаровской манере писать: " Обстоятельность описания. Обработанность детали, сочность словесных фраз и точность рисунка... В результате - обобщенный художественный образ моментов действительности, условленный автором".

Живопись Гончарова - это живопись фламандской школы. Художники-фламандцы запечатлели цветущие долины Фламандрии, мощные деревья, селения, бурно веселящихся или занятых упорным трудом жителей своей страны. Гончаров писал также пластично, объемно, как и Рубенс, Ван Дейк, Иорданс. Размышления о смысле жизни, доходящие до философского обобщения, наблюдаются в их картинах.

Картины Рубенса раннего периода отличаются красочностью палитры. "Он ценил в живописном человеческом теле не идеальную красоту, но полнокровную, с избытком жизненных сил." "Рубенс сумел наполнить свои произведения живым человеческим чувством, огромной жизненной силой. Этюды Рубенса поражают красотой, необыкновенным колоритом и безукоризненной четкостью лёгких и быстрых мазков."

Ван Дейк проник во внутреннюю духовную сущность модели. Его искусство проникнуто мощным ощущением жизни, природы, стихии.

Иорданс показывал жизнь через предметы быта. Добролюбов: "Мелкие подробности, беспрерывно выносимые автором и рисуемые им с любовью и необыкновенным мастерством, производит, наконец, какое-то обаяние."

- Зачитаем отрывок из 9-ой главы.

"Сон Обломова"

Небо там, кажется, напротив, ближе жмется к земле, но не с тем, чтобы метать сильнее стрелы, а разве только, чтоб  раскинувшись, обнять её покрепче, с любовью: оно распростерлось так невысоко над головой, родительская надёжная кровля, чтоб уберечь, кажется, избранный уголок от всяких невзгод.

Солнце там ярко и жарко светит около полугода и потом удаляется оттуда не вдруг, точно нехотя, как будто оборачивается назад взглянуть ещё раз или два на любимое место и подарить ему осенью, среди ненастья, ясный, теплый день.

Река бежит весело, шаля и играя; она то разольется в широкий пруд, то стремится быстрой нитью, или присмиряет, будто задумавшись, и чуть-чуть ползет по камешкам, выпуская из себя по сторонам резвые ручьи, под журчание которых сладко дремлется.

Но лето, лето особенно упоительно в том краю. Там надо искать свежего, сухого воздуха, напоенного не лимоном и не лавром, а просто запахом полыни, сосны и черемухи; там искать ясных дней, слегка жгучих, но не палящих лучей солнца и почти в течение трех месяцев безоблачного неба.

Как пойдут ясные дни, то и длятся недели три-четыре; и вечер тепел там, и ночь душна. Звезды так приветливо, так дружески мигают с небес.

Дождь ли, пойдет - какой благотворный летний дождь! Хлынет бойко, обильно, весело запрыгает, точно крупные и жаркие слезы внезапно обрадованного человека; а только перестанет - солнце опять с ясной улыбкой осматривает и сушит поля и пригорки»

Созвучной этой известной картине полотна.

Джон Констебль - один из самых смелых новаторов в искусстве, родоначальник блестящего развития европейского пейзажа XIX в. Одна из лучших его картин "Телега для сена" (1824 г.). Свежесть, непосредственность, глубокий реализм в ощущении природы, широта и свобода мастерства.

При изучении повести Н.Карамзина (1791 г.) учитель обращает внимание на правдивость и жизненность описания развития чувств влюбленных Лизы и Эраста, на правдивость и красоту пейзажа.

 "В саженях семидесяти от монастырской стены, подле березовой рощицы, среди зеленого луга, стоит пустая хижина, без дверей, без окон, без полу, кровля давно сгнила и обвалилась».  Или другой отрывок: "Внизу расстилаются тучные, густо-зеленые цветущие луга, а за ними, по желтым пескам, течет светлая река, волнуемая легкими веслами рыбачьих лодок... На другой стороне реки видна дубовая роща, под которой пасутся многочисленные стада..." и так далее. В пейзаже Констебля (как и у Карамзина), обобщенном, строго отобрано самое основное и важное. И в то же время каждый уголок природы им изображенный, каждая черта его пейзажа поражают конкретностью, верностью и правдивостью наблюдения. Высокое небо и тревожные белые облака, быстро меняющие свои очертания, под порывами сильного ветра гнутся ветви деревьев.

Пейзажи Констебля написаны свободной, обобщенной живописью. Он первый стал писать свежую зелень травы, утреннюю росу, влажный воздух после дождя. В его картинах чувствуется утверждение жизни, реалистическое мироощущение, полнозвучность реальной жизни человека и природы. "Она вышла из города и вдруг увидела себя на берегу глубокого пруда, под сенью древних дубов..."

Итак, страницы повести "Бедная Лиза" созвучны ясному мироощущению художника, его лирическому восприятию природы.

М.Горький "Мать" и Менцель "Железопрокатный завод" (Менцель - знаменитый немецкий график и живописец 19 столетия, 1815-1905 гг.)

При изучении романа Горького "Мать" (первых страниц романа) можно привлечь иллюстрацию с картины Менцеля "Железопрокатный завод".

Написанная в 1875 году по заказу на изображение одного из железопрокатных заводов в Силезии - картина поражает правдивостью, отсутствием всякой идеализации и машинной поэзии. От зоркого взгляда художника не ускользнули условия труда рабочих. Свободно и естественно размещая людей в пространстве огромного здания, он скомпоновывает в одно целое группы и множество отдельных фигур вокруг центрального пункта - сверкающей печи. Эта картина - ценнейший художественный документ этой эпохи.

- Читаем страницы романа "Мать". "Каждый день над рабочей слободкой, в дымном, масляном воздухе, дрожал и ревел фабричный гудок, и, послушные зову, из маленьких серых домов выбегали на улицу, точно испуганные тараканы, угрюмые люди...

На встречу людям плыли иные звуки - тяжелая возня машин, ворчание пара. Угрюмо и строго маячили высокие смолянисто-черные трубы, поднимаясь над слободкой, как толстые палки.

Вечером, когда садилось солнце и на стеклах домов устало блестели его лучи, - фабрика выкидывала людей из своих каменных недр, словно отработанный шлак, и они снова шли по улице, закопченные, с черными лицами...

День проглочен фабрикой, машины высосали из мускулов людей столько силы, сколько им было нужно. День бесследно вычеркнут из жизни, человек сделал еще шаг к своей могиле...."

Полотно Менцеля расширяет границы жизни ушедшей эпохи.

"Слово о полку Игореве" и картина Рублева "Троица"

В 1408 году решено было украсить росписью обветшалый к тому времени Успенский собор во Владимире. Этот памятник домонгольского прошлого напоминал людям о времени русской славы, времени "Слова о полку Игореве", и потому восстановление его было делом общенародного значения.

Андрей Рублев и его сотоварищ Даниил Черный участвовали в росписи стен, встречающих посетителей при входе под величественные своды собора - традиционное изображение Страшного суда. Для современников Рублева Страшный суд был естественным завершением всей истории человечества. В русских сказаниях сильнее выступают примирительные нотки, надежда на милость судьи, ожидание блаженства праведников. Соответственно этому, роспись Рублева проникнута духом радости и бодрости.

После изучения "Слова о полку Игореве" вновь можно обратиться к "Троице" Рублева. Эта икона (ныне в Третьяковской галерее) показывает мастерство художника и покоряет своим несравненным художественным обаянием. (Библейская легенда гласит, как к древнему старцу Аврааму явились трое юношей, и он вместе с супругой Саррой гостеприимно принял их, втайне догадываясь, что в них воплотилось божество). Рублев в рамках установившейся иконографии выразил идеи глубокого человечного значения. Ангелы ведут беседу о том, что один из них должен пожертвовать собой, совершив тяжелый путь земных страданий. Символ, в истолковании Рублева, приобрел для русских людей того времени глубоко жизненный смысл - это пример нравственного подвига. В облике юношей-ангелов сквозит ласковая отзывчивость, возвышенность печали, напоминающая то настроение, которое ещё до Рублева так тонко воспел автор "Слова о полку Игореве":

в тоскующей Ярославне: "Ярославнин голос слышится; она зегицею (горлицей) незнаемой, рано кычет: полечу, рече, зегзицею по Дунаю, обмочу бобровый рукав в реке Kaяле, оботру князю кровавые раны на твердом его теле. Ярославна рано плачет в Путивле на городской стене, приговаривая: "О ветер, ветрило! К чему ты так сильно веешь? К чему мечешь стрелы на воинов моего милого лады? Или мало тебе горя под облаками веяти, лелеючи корабли на синем море?"

в кличащем Диве: "Солнце ему тьмой путь заступаше, ночь ему стонущи грозою, птицы пробудились свист звериный, див кличет на верху дерева..."

и в траве, жалостно приникшей к земле: никнет трава от жалости, а древо стугою к земле преклонилось. Невеселая, братцы, година настала. Встала обида Даждь - Божевым внукам...

 

Эпический смысл иконы - ответ на жизненно важный вопрос тех лет - лишь дружные усилия прежде разрозненных сил на Руси могут противостоять вековому врагу. Стремление к дружескому согласию и единению представало взору современников в религиозной оболочке. Круговая композиция служит символом единства, покоя и совершенства. Частность сопрягается с целым, с основной темой творения. Здесь ритмические повторы, музыкальное согласие форм, симфоническое богатство объемов и линий, общего колорита и живописных отношений. Краски составляют богатство "Троицы". Рублев владел искусством нежных лучезарных тонов. Краски зазвучали во всю свою мощь. Красочная гармония стала насыщенной и плотной. Синий плащ среднего юноши чарует глаз, как драгоценный самоцвет, и сообщает всему спокойную, ясную радость. Сияющий голубой; чаруют взор глубокий вишневый цвет и солнечное золото охры - это впечатление от яркого русского летнего дня - золотистой спеющей нивы с яркими вспышками васильков. "На "Троице" лежит отпечаток юности русской культуры.

Также и "Слово о полку Игореве" покоряет богатством и роскошью языка: точно и метко подобранные выражения: соловьиное пение -«уснуло», синие молнии – «трепещут» трава – «никнет», персты на струны - «воскладают», тоска - "разливается". Зрительная четкость образов "Слова" поразительна. Автор "Слова" обладал повышенным чувством цвета, характерным для эпохи высокого развития древнерусской живописи, наступившего в 12 веке. Красная кровь, золотые

шлемы, зеленая трава на серебряных берегах Донца; черная земля, политая красной кровью; изронил свою "жемчужную душу" через золотое ожерелье (т.е. через ворот своей княжеской одежды, расшитой золотом); теплые туманы, трепещут синие молнии. Гимн любви к родине покоряет читателей "Слова". Повествование прерывисто, фрагментарно. Читатель как бы сталкивается с событием. Эпизоды сочетаются неожиданно, но внутренне оправданно. Эпизод затмения сменяется лирическим отступлением о Бояне. Сгущение половецких войск, вдруг -гуща битвы. "О, далеко залетел сокол, птиц избивая, к морю. А Игорева храброго полку уже не воскресить! О, Русская земля, уже за шеломянем (за пограничным холмом) еси!" "О, стонать Русской земле, поминая прежнее время..."

В искусстве Рублева царят та тишина и спокойствие, которые наступают вслед за жаркой битвой, та тишина, которая составляет очарование русской природы с её просторами лугов, стройными березами и ясными летними закатами.

И в "Слове о полку Игореве" общий русский мир добрый. Доброта как основа отношения русского народа к миру, к людям, вера в добро как основа мира. "Слово" возникло на богатой и высоко духовной культуре Древней Руси; и в религиозных и в светских формах она несла в себе разнообразные и яркие проявления чувств, дум человека.

- Каковы же были в ту далекую пору представления о красоте и благоустройстве мира? Что ценили художники в человеке?

Церковь Покрова на Нерли, 1165 г. Её отличают чистота пропорций и гармония слияния с простой, но чарующей русской природой.

-Что удивительно в этом здании? Естественно и дерзко вписана в пейзаж. Здание легкое, органичное для этого места - церковь отражается в реке. Стройность здания создается пропорциями.

Успенский собор (1158 г.) более мощен, более величав, строгость пропорций и единство оказываются основами и этого здания.

Произведения_древнерусской живописи также можно использовать на уроках.

"Спас Нерукотворный" (конец ХП в.). Хранится в Третьяковской галерее. В гневном и горьком изломе бровей и губ, в упреке глубоких глаз заметно то напряжение чувств, которое так характерно для героев "Слова".

Фрагмент из "Успенья Богоматери" (ХУШ в.) - Третьяковская галерея. Кажется, что так печалились русичи после поражения Игоря: склоненные головы, очи в слезах, печальный перезвон колоколов. Чуть опущена голова, веки слегка прикрыты, в скорбном недоумении застыли губы. Величие растворено в печали.

Образ Марии из "Устюженского Благовещения" (ХП в.) - Третьяковская галерея, поражает сложностью чувств. Мягкий наклон головы и решительные черты лица, грусть и надежда задумчивых глаз, скромность и достоинство всего облика. Вспоминается Ярославна из "Слова о полку Игореве"...

- Сравним ещё архитектурный шедевр с Лермонтовской «Песней про купца Калашникова».

Барма Постник Яковлевич Собор Василия Блаженного

(Покровский собор) М.Ю.Лермонтов "Песня про купца Калашникова" ...

Читая Ш главу "Песни"

"Над Москвой великой, златоглавою,

над стеной кремлевской белокаменной

 из-за дальних лесов, из-за синих гор,

 по тесовым кровелькам играючи

 тучки серые разгоняючи,  

заря алая подымается;

разметала кудри золотистые,

умывается снегами рассыпчатыми,

как красавица, глядя в церкальце,

 в небо чистое смотрится, улыбается," –

    невольно вспоминаешь Собор Василия Блаженного, перед выходом с площади к Москва-реке на каменном острове высится сказочно-причудливый храм. Он встал здесь в 1560 г. 01 октября 1552 года пали твердыни Казани, Иван Грозный задумал увековечить эту всенародную победу - "казанское взятие".

Вся неистощимая архитектурная фантазия мастера сосредоточилась на внешнем облике, ибо мастер говорил с народом, кишевшим на московском торжище. Барма щедрой рукой убрал храм бесконечно разнообразными и тонко согласованными деталями. Здесь и ярусы полукруглых и граненых "кокошников", и острые "стрелы" на гранях башен, и превращенный в орнамент мотив круглых торцов деревянного избяного сруба, и многое другое.

Изобилие и многосложность архитектурного убранства не нарушает единства архитектурной композиции здания. Преувеличенная декоративность и пышность храма перекликались с народной поэзией: в своих былинах народ мечтал о шелковых лапотках, о сошке из чистого золота. Собор как бы фантастическое растение, или нагромождение облаков, освещенных закатным солнцем, или причудливые драгоценные камни. Это удивительное подобие мира природы. Храм на Красной площади подобен буйно разросшемуся гигантскому каменному цветку. Андрей Вознесенский писал о храме:

Не памяти юродивой

 вы возродили храм,

 а богу плодородия,

его земным дарам...

— Послушаем древнего народного поэта, который говорит о прекрасном тереме.

Вершочки с вершочками свивалися,

потоки с потоками срастилися,

крылечки с крылечками сплывалися,-

(в тереме всё росло, двигалось, жило).

На небе - месяц , в тереме месяц,

на небе звезды - в тереме звезды.

Всё здание в целом как бы пронизано движением, замедленным внизу и усиливающимся кверху, собор прочно стоит на земле, он словно черпает из неё соки и силу для своего неудержимого роста и цветения.

И в стихах Лермонтова и в архитектуре Бармы выражена народная радость и торжество, эстетические идеалы русского народа.

 - А как соприкасаются другие два шедевра русской живописи и поэзии?

М.Ю.Лермонтов "Демон" и Врубель «Демон»

Перед нами поэма М.Ю.Лермонтова "Демон" и необычный мир, запечатленный на полотнах Врубеля. Искусство Врубеля подобно симфонии. Образы, созданные им, увлекают и волнуют чистотой и ясностью или поражают трагическим пафосом. Более всего его талант раскрывается там, где можно дать простор богатейшей фантазии, поэтическому воображению, поэтому он до сих пор непревзойденный иллюстратор поэмы Лермонтова "Демон".

Художественная культура и сильная самобытная личность художника развивала его воображение. Читая поэму "Демон", в первую очередь вспоминаем "Демона" Врубеля - центральный образ в его искусстве. "Демон" (летящий):

Печальный Демон, дух изгнанья

Летал над грешною землей,

И лучших дней воспоминанья

пред ним теснилися толпой,

когда он верил и любил,

счастливый первенец творенья!

Не знал ни злобы, ни сомненья,..

Давно отверженный блуждал

в пустыне мира, без приюта:

вослед за веком век бежал

как за минутою минута,

однообразной чередой.

Ничтожной властвуя землей,

он сеял зло без наслажденья,

нигде искусству своему

он не встречал сопротивленья.

И зло наскучило ему.

Ярче и сильнее всего - сидящий "Демон" (1890 г.) и "Демон поверженный" (1902 г.). Массивные руки сидящего Демона -впечатление нечеловеческой мощи. Но внешняя сила сочетается с невыразимо печальным лицом, образом тяжелого и поверженного раздумья.

Гениальный рисунок Врубеля отражает лермонтовскую поэму живописным рисунком глубокого бархатного тона; художник передал её трагедию и глубокую человечность.

Что повесть тягостных лишений, трудов и бед толпы людской грядущих, прошлых поколений, перед минутою одной моих непризнанных мучений? Что люди? Что их жизнь и труд?

 Они прошли, они пройдут...

Надежда есть - ждет правый суд: простить он может, хоть осудит моя ж печаль бессменно тут, и ей конца, как мне, не будет; и не вздремнуть в могиле ей!

Или строки:

И проклял Демон побежденный

мечты безумные свои,

и вновь остался он, надменный,

один, как прежде, во вселенной

без упованья и любви!

В воображении возникает картина "Демон поверженный", где отразилась трагедия личности, так и не нашедшая путей к борьбе и победе. Или начало поэмы:

Печальный Демон, дух изгнанья,

летал над грешною землей,

и лучших дней воспоминанья

пред ним теснилися толпой;

когда сквозь вечные туманы,

познанья жадный, он следил

кочующие караваны

в пространстве брошенных светил;

когда он верил и любил,

счастливый первенец творенья!

Не знал ни злобы, ни сомненья...

Иллюстрации Врубеля гениальны. Если бы Врубель не создал ничего, кроме них, то и тогда мы считали бы его великим художником, сумевшим понять и воплотить художественный образ в живописной манере.

Проникновенно и печально звучат слова Лебедь-птицы в сказке А.С.Пушкина "Сказка о царе Салтане и о прекрасной царевне Лебеди»…

                                                    «И царевичу потом молвит русским языком:

Ты, царевич, мой спаситель, мой могучий избавитель,...

ты не лебедь ведь избавил, девицу в живых оставил; ты не коршуна убил, чародея подстрелил..."

 Глядь - поверх текучих вод

лебедь белая плывет. "Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Что ты тих, как день ненастный?

Опечалился чему?" -

Говорит она ему.

Князь печально отвечает: "Грусть-тоска меня съедает,

одолела молодца;

видеть я б хотел отца..."

"За морем царевна есть, что не можно глаз отвесть: днем свет божий затмевает, ночью землю освещает, месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит. А сама-то величава, выплывает, будто пава; а как речь-то говорит, словно реченька журчит. Молвить можно справедливо, это диво, так уж диво."

Картина "Царевна-лебедь" Врубеля пленяет нас своей нетленной красотой. Народная фантазия расцветает в его творчестве новыми красками. О колорите этой картины трудно говорить без волнения. На полотне в гармонии голубые, розовые, сиреневые, "перламутровые" тона.

Вдали, от заходящего солнца, горят окна причудливого замка. На горизонте осталась одна светлая полоска уходящего ясного дня. В сгущающемся сумраке, переливающаяся всеми оттенками голубых и сиреневых, кипельно-белых тонов - Царевна-лебедь. Она как будто плывет к таинственному далекому замку. На миг, повернувшись к нам, поражает своими огромными, неземными, выражающими печаль, глазами. Мягкие черты лица, матовая бледность его и бархатные глаза строго и печально прощаются с нами. Она непонятна и загадочна, поэтична, её взгляд смущает нас, но мы чувствуем, что душа её возвышенна и недосягаема. Во всей картине разлита поэзия, ощущение живого чувства природы, её вечной загадочной тайны для человека, тайны мироздания.  

А вот и пьесы А.Н. Островского и картины Павла Федотова.

    Тему «А.Н. Островский (1823-1886)» изучают в 9 и 10 классах. Жизнь писателя в Замоскворечье и служба в судах позволили ему хорошо узнать мир купечества и чиновничества. Эти наблюдения послужили богатым материалом для его творчества. «Колумб Замоскворечья», а Замоскворечье в представлении Островского от московских застав простиралось до Волги: города, посады, села – промышленная часть Великороссии. Села превращались в города, крестьяне – в богатых фабрикантов, бывшие крепостные – в миллионщиков. Простые ткачи в 15-20 лет успевали сделаться фабрикантами-хозяевами. Огромное пространство от Волги до Москвы и было тем Замоскворечьем, которое постоянно изучал драматург. Народная сила, народный говор, бойкий весёлый люд, многошумная страна.  Интересовал Островского и купец: и как представитель торгового сословия, и как центральная русская натура, сосредоточие народной жизни в её росте и составлении.

    Впоследствии Островский скажет о Москве: «Там древняя святыня, там исторические памятники… там, в виду торговых рядов, на высоком пьедестале, как образец русского патриотизма, стоит великий русский купец Минин».

    В 1843 году Островский служит в Московском совестном суде. Эта была настоящая школа познания драматических сторон купеческой жизни, конфликтов, живого великорусского языка. Характер человека указывался по его речевому складу, по особенностям интонации.

    Читая пьесы Островского, невольно проводишь аналоги с картинами известного художника Павла Федотова (1815-1852г.), который закончил свой жизненный путь в 37 лет в доме для умалишенных. Манера его познания жизни была сходна с глубоким изучением жизни у  Островского. Федотов – удивительно зоркий наблюдатель. «Моего труда в мастерской только десятая доля: главная моя работа на улицах и в чужих домах, я учусь жизнью, я тружусь, глядя в оба глаза; мои сюжеты рассыпаны по всему городу, и я сам должен их разыскивать».

    Федотов посвятил свои картины, как и Островский свои пьесы, изображению жизни своих современников – это жанровая живопись, бытовой жанр. Федотовские сюжеты увлекательны, характеристика героев метка, завязки остры; детали изображения, подробности рассказа важны, значительны. Глубокое значение жизни, умение безошибочно почувствовать в ней трагическое  и прекрасное придавали искусству живописи Федотова и искусству слова Островского общечеловеческий смысл.

    Картина «Свежий кавалер» (1848 г., Третьяковская галерея) изображает заспанного чиновника, занятого перебранкой со своей кухаркой, утром, после ночной пирушки по случаю получения ордена. Тема, близкая современным ей картинам из жизни невежественного и корыстолюбивого чиновничества в произведениях великого сатирика Н.В. Гоголя. Очень выразительна хвастливо-глуповатая поза чинуши, порванные струны гитары, разбитая тарелка на полу, пьяный мертвецки полицейский, томик романа реакционного писателя Булгарина под стулом. Эти «говорящие» детали рассказывают о сущности морального облика героя картины. Шевченко, находясь в ссылке, писал в дневнике: «Мне кажется, что для нашего времени… необходима сатира, только умная, благородная. Такая, например, как «Жених» Федотова или «Свои люди – сочтёмся» Островского и «Ревизор» Гоголя».  Вспоминается Хлестаков, он несколько глуповат и, как говорят, без царя в голове, - один из тех людей, которых в канцелярии называют пустейшими. И далее «говорит и действует без всякого соображения. Он не в состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь мысли».

    «Сватовство майора» (1848 г.) – брак по расчету, типичное явление того времени: промотавшийся дворянин женится на дочери богатого купца. Купец же этим браком стремится упрочить общественное положение. Характеристики точны и ярки, группировка фигур мастерская, цветовое решение – сложное и богатое. В центре картины выразительная группа: мать хватает за юбку жеманницу-невесту, пытающиеся убежать. Жесты и мимика женщин красноречивы. Нарядные модные туалеты: светлые, розоватые тона прозрачного платья девушки, более насыщенный желтый цвет шали и фиолетовые переливы тугого, блестящего шелка в одежде матери. Эта святая  группа эффектно вырисовывается на темном фоне сумрачной комнаты. В легком полумраке комнаты суетятся слуги, кухарка, лакей с бутылками вина. Любопытная старуха в платочке.

    Убедительно передана объемность предметов, сама их поверхность, фактура – приглушенный блеск бронзы, прозрачность легкой газовой ткани, яркий блеск тугого шелка.

    Вспоминается и «Доходное место» (чиновник Белогубов – Юлинька), и «Свои люди – сочтемся» (приказчик Подхалюзин с дочерью Большова Липочкой), и комедия «Не свои сани не садись» (промотавшийся пустой дворянин Вихорев увозит дочь Русакова Дуню; молодой купец Бородкин, спасая девушку, женится на ней) и многие другие пьесы, сцены из пьес, характеры героев, эпизодические зарисовки.

    «Завтрак аристократа» Федотова. Это опять аналогия с пьесой «Не в свои сани не садись» - безнравственный дворянин Вихорев, и в пьесе «Бешеные деньги» дворянство обрисовано как паразитическая среда, охваченная моральным разложением в период своего разорения. Почва уходит из-под её ног. В пьесе промотавшийся барин Кучумов, прожигатель жизни Телятев, искатель доходного места, обозленный неудачами Глумов. Это изящные и остроумные бездельники, лицемеры и циники, старающиеся обмануть друг друга. Образ аристократа с картины "Завтрак аристократа" созвучен и образу Лидии, дочери Чебоксаровой (из этой же пьесы "Бешеные деньги"). Она готова сама продать себя за богатство и возможность блистать в обществе. Это и пьеса "Волки и овцы": доверчивая и наивная помещица Купавина и безвольный, обленившийся помещик Лыняев.

    - Какова роль и художника Федотова и писателя Островского?

 И Федотов и Островский своими произведениями делали шаг вперед в развитии реализма - в глубоком понимании: - эпохи, в конкретно-исторических её картинах, в изображении темных сторон жизни, типических характеров в типических обстоятельствах.

Рассмотрим картину "Завтрак аристократа" (1850 г.)_ Обедневший аристократ сидит в роскошном интерьере. Заслышав шаги гостя, он прячет кусок хлеба, который составляет весь его завтрак. Тема лжи и надувательства. Великолепно написанный интерьер, с устоявшейся красотой предметов противопоставлен миру обмана, в который ввергнут герой. В этом противопоставлении содержится нравоучительный смысл. Народное изречение: "На брюхе шелк, а в брюхе щелк." Умиротворенность окружающего предметного мира напоминает спокойную жизнерадостную атмосферу голландцев, рассматривающих предметы и любующихся миром.

А.Н.Островский, Василий Перов (1834-1882 г.)

Не менее ярко, чем его современник Островский, характеризовал людей и нравы "темного царства" Василий Перов.

"Приезд гувернантки в купеческий дом" (1866 г.) - это как бы пролог к трагедии: вся купеческая семья высыпала встречать прибывшую из столицы барышню. Впереди всех - разжиревший отец-самодур; он стоит тумбой в своем плисовом халате, заплывшие его глаза смотрят на оробевшую девушку, которая поспешно "шарит" рекомендательное письмо. Позади него – жена, прибежавшая из кухни и подозрительно глазеющая на новую гувернантку. Бесцветная, огрубевшая дочь, сын - будущий кутила и завсегдатель трактиров.- целая семья из "темного царства". Какая трагедия ожидает эту свежую, приехавшую из столицы девушку!

Сразу проводится аналогия с купцом Брусковым, с "диким, властным, крутым сердцем." "Самодур - это называется, коли вот человек никого не слушает, ты ему хоть кол на голове теши, а он всё своё. Топнет ногой, скажет: кто я. Тут уж все домашние ему в ноги должны,

 так и лежать, а то беда..." Перед Брусковым, действительно, никто пикнуть, голос подать не смеет. "Настя! Смеет меня кто обидеть?" - кричит он жене. - "Никто, батюшка, Кит Китыч, не смеет вас обидеть. Вы сами всякого обидите." В этой пьесе образ учителя Иванова, который тяжелым трудом добывает себе хлеб, перед прямотой и честностью которого отступает Брусков - он не может купить честности и независимости учителя.

Вспоминается и купец Большов из пьесы "Свои люди - сочтемся", и "Горячее сердце", образ дочери купца Курослепова Параши. Уйдя из родительского дома, она выходит на путь свободной и независимой жизни. Вспоминается и образ дальней родственницы Гурмыжской Аксюши, которая не может выйти замуж за любимого человека, т.к. его отец требует приданого (пьеса "Лес"). Л может, это одна из трагических дорог Ларисы Огудаловой ("Бесприданница") или бедная девушка Агния ("Не всё коту масленица"), богатый купец Ахов не может купить её чести и свободы.

Писатель Островский и художники Перов и Федотов писали на темы своей современности, обличая "темное царство" - мир, где обогащение и нажива составляют смысл жизни людей, где жадность толкает на преступный путь. Здесь господствует власть денег. Это мир бессмысленной и праздной жизни, не освещенной светом нравственности, сострадательной любви к людям, стремлением совершенствовать себя, стремлением следовать заповедям Христа.

Н.А.Некрасов "Мороз, Красный нос" и ' В.Перов "Проводы покойника"

Изучая поэму Некрасова "Мороз, Красный нос" (1883 г.), часть 1 "Смерть крестьянина", учитель может сопоставить с иллюстрацией с картины В.Перова. Вначале учитель анализирует строки поэмы о болезни и смерти Прокла, затем обращается к лирическому отступлению о тяжелой доле русской женщины, далее - к сцене похорон Прокла, (в поэме "Мороз, Красный нос" и сравнение с иллюстрацией Перова). Картина Перова небольшая по размерам, но великая по содержанию и по трагическому чувству.

__ Какая картина ещё более безотрадная, печальная? - "Похороны" у Некрасова или у Перова?

-        У Перова ещё безотраднее, тяжелее. У Некрасова впереди гроба
"убитая, скорбная пара, шли мать и отец впереди", и за Дарьей
"соседок плелась негустая толпа."

—- А у Перова?

-        У Перова нет никого-никого. Одна собачонка сбоку бежит по сугробам да ветер свистит между сосен.

— У Некрасова и у Перова: "Ребята с покойником оба сидели,

не смея рыдать."

-        А мальчик у Перова одет не в свой тулуп большого размера, видно,

и при жизни отца сурово было их существование. А что же будет, когда кормильца не стало?

-  Как показана природа у Некрасова и Перова?

Равнодушною. Сугробы снега и далекая неведомая глушь! Кажется,
что звучит скорбный реквием огромной трагической силы.

Но у Некрасова: "...у гроба с вожжами их бедная мать шагала...
Глаза её впали...", т.е. у этой женщины есть ещё воля, сила, желание противостоять выпавшей на её долю беде.

А у Перова женщина уже не имеет сил; она безвольно сидит, спина
сгорблена, голова низко склонилось, очевидно, из глаз капают и
замерзают слезинки, руки опущены. И лошадь, как бы ночуя беду,
понуро плетется по суровой и тоскливой дороге, по которой не раз
с ней хаживал хозяин.

Сопоставляя далее художественные средства, которыми пользуются писатель и художник при изображении одного и того же эпизода, учащиеся должны отметить безысходность детского горя, отсутствие в картине толпы провожающих делает горе семьи и одиночество осиротевших ещё безотраднее.

—        А какие краски у Некрасова? А у Перова?

-        У Перова картина написана в темных коричневато-серых тонах. На небе нависла мрачная туча. Виднеющаяся вдали светлая полоска подчеркивает позы женщины и детей, согнувшихся от горя. Одно образный унылый пейзаж дополняет и усиливает впечатление безысходности, одиночества.

На уроке можно привлечь иллюстрации художника А.Пластова, изображающей похороны Прокла и художника В.Топоркова - изображение замерзающей Дарьи.

Сравните у Некрасова: сама замерзающая Дарья прекрасна, она сливается с красотой природы. Улыбка у горькой вдовицы

...играет на бледных губах,

пушисты и белы ресницы,

морозные иглы в бровях...

в сверкающий иней одета

стоит, холодеет она...

И конец поэмы - изображение полной тишины и покоя в природе гармонирует с образом замерзающей "с улыбкой довольства и счастья" Дарьи:

Ни звука! Душа умирает для скорби, для страсти. Стоишь и чувствуешь, как покоряет её эта мертвая тишь.

Ни звука! И видишь ты синий

свод неба, да солнце, да лес,

в серебряно-матовый иней

наряженный, полный чудес...

А Дарья стояла и стыла в своем заколдованном сне.

Так произведения живописи помогают полнее и ярче понять художественные произведения, увидеть зрительно быт, уклад жизни определенной социальной группы, понять глубже мысль художника слова.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ лирического произведения на уроках литературы

"Светлых мыслей красота и бездна пространства..." (анализ стихотворений: Ф.Тютчева, Д.Самойлова, А.С.Пушкина)....

Использование приемов интерпретации художественных произведений на уроках литературы в 5-6 классах

     Одним из актуальных вопросов методики преподавания литературы в школе является интерпретация художественных произведений. Это связано с процессами восприятия и осмысливания ...

Повышение мотивации школьников к изучению художественного произведения на уроке литературы.

Сидорова Ольга Юрьевна  МОУ СОШ№ 31Повышение мотивации  школьников к изучению художественного произведения на уроке литературы.Повышение  мотивации школьников к предмету «ли...

Изучение прозаических произведений на уроках литературы в старших классах. Опытная программа по анализу прозы И.А. Бунина

Эпические произведения составляют значительную часть школьной программы, изучаются на протяжении всех лет обучения. Различия в подходе к ним в разных классах связаны с возрастом и познавательными возм...

"Формирование умения задавать вопросы, видеть отрицательные и положительные стороны явлений при изучении художественных произведений на уроках литературы". Выступление для слушателей курсов повышения квалификации

Формирование коммуникативных УУД  является социально значимой составляющей воспитания современного школьника.   Коммуникативные УУД обеспечивают соц...

Коммуникативный подход к художественному произведению на уроках литературы

Коммуникативный подход способствует развитию инициативности обучающихся, их способности к творческому поиску...

Сопоставительный анализ лирических произведений на уроках литературы

В статье представлены тезисы учителя и творческие работы учеников 10 и 11 классов по произведениям русских поэтов...