Коммуникативный подход к художественному произведению на уроках литературы
статья по литературе (11 класс) по теме

Муравлева Анна Ивановна

Коммуникативный подход способствует развитию инициативности обучающихся, их способности к творческому поиску

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_muravleva.docx19.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муравлёва Анна Ивановна

ГОБУ СПО ВО «ЛАТТ»,г.Лиски

Коммуникативный подход к художественному произведению на уроках литературы

Современному обществу сегодня нужен не просто грамотный исполнитель, а личность, ориентированная на творческое восприятие жизни, В условиях нарастающего потока информации и расширения информационного пространства необходимо адаптировать обучающегося к современной жизни, а значит, научить его самостоятельно осваивать и систематизировать знания, научить проявлять инициативу, воспитывать коммуникативную культуру. Такие возможности даёт коммуникативно-деятельностный   подход  к обучению.

 Этот подход способствует развитию инициативности обучающихся, их способности к творческому поиску. Они должны ощущать, что вся система работы ориентирована на их непосредственную деятельность, опыт, мировоззрение, интересы, чувства, которые учитываются при организации общения  на   уроке.

На уроках литературы важно использовать коммуникативный подход к художественному произведению, то есть обращение к нему как к особому общению между писателем и читателем.

Преподаватель должен помочь студентам  увидеть глубину художественного произведения, вовлечь их в творческий процесс постановки и решения самых разнообразных и сложных проблем,  открыть перспективу для будущего самостоятельного осмысления. На уроках должны присутствовать  сотрудничество и сотворчество преподавателя и студента.

Методы, ориентированные на устную коммуникацию:

  • Все виды пересказа
  • Анализ сцен и эпизодов
  • Все формы учебного диалога 
  • Ролевые игры 
  • Обсуждения, дискуссии

Методы, ориентированные на письменную коммуникацию :

  • Сочинения и изложения, доклады
  • Подготовка сообщений 
  • Участие в конкурсах сочинений 

Литература  позволяет увидеть человека  «изнутри»,         заглянуть в его мир. Урок  должен вызвать эмоциональный отклик, обогащать духовный мир студентов.

При реализации коммуникативной компетенции формы, методы и приемы работы направлены на то, чтобы содержание учебного материала было источником для самостоятельного поиска решения проблемы. 

В этом плане использование инновационных педагогических технологий играет большую роль. Исследовательский метод, дискуссии, технология «критического мышления», групповые формы и методы, коллективный способ обучения. Данные технологии развивают творческую активность, формируют мыслительную деятельность, учат студентов отстаивать свою точку зрения, помогают добиться глубокого понимания материала. 

Эффективным  средством, позволяющим успешно влиять на формирование коммуникативной культуры студентов,  является учебный диалог.

Диалог - это возможность взаимодействия друг с другом. Он требует уважения и доверия друг к другу, готовности принимать позицию другого, особенной эмоциональной атмосферы, способствующей искренности в выражении мыслей и чувств. Диалог часто начинает преподаватель, ставя перед  студентами проблемный вопрос. Когда обучающиеся начинают выдвигать аргументы, главная задача преподавателя – выслушивать эти аргументы, помогать студентам выйти на свое личное знание о предмете диалога, знание, основанное на собственном наблюдении, собственном размышлении.

Обучению  диалогическому общению во многом может способствовать анализ образцов диалогов, содержащихся в художественных произведениях.

Примеры диалогов: диалоги-споры Базарова и Павла Петровича Кирсанова в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»; внутренние диалоги Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» и  др.

 На уроке могут использоваться  индивидуальные, парные, групповые формы работы. Работа в парах,  в группах сменного состава позволяет решить и задачи воспитания: желание и умение сотрудничать. Групповые формы работы помогают наиболее эффективно реализовать коммуникативный подход и компетентностный   подход на практике. Такая форма работы на уроках литературы позволяет активно включать обучающихся в атмосферу сотворчества, создавать мотивацию обучения, стимулировать личностное восприятие литературы. Общаясь, студенты непосредственно в процессе усвоения знаний обмениваются результатами познавательной деятельности, обсуждают их, дискутируют.

Примеры групповых заданий на уроках литературы

При подготовке к уроку  «Поэзия периода Великой Отечественной войны»  студенты разделяются на несколько творческих групп и заранее готовятся к уроку.

  •  1-я группа («исследователи») изучает поэзию военных лет, готовит краткое сообщение о К. Симонове, А. Твардовском, О. Берггольц.
  •  2-я группа («чтецы») готовит чтение стихов наизусть.
  •  3-я группа («художники и оформители») собирают материал и выпускают газету «Сороковые, роковые…», оформляет к уроку кабинет.
  •  4-я группа («актёры») инсценирует отрывок из поэмы А. Твардовского «Василий Тёркин»

Актуальна работа по созданию совместных проектов. Студенты делятся на группы, в каждой из групп есть художники, чтецы, музыканты. Они создают видео-интерпретацию изучаемого стихотворного текста: музыканты подбирают музыкальное сопровождение, обосновывают ее выбор, художники создают видеоряд, чтецы воспроизводят выразительное прочтение стихотворения. Помимо того, что усваивается  программа,  студенты еще и приобщаются к радости созидания, радости творчества.

На уроках-исследованиях по литературе можно организовать поисковую, деятельность учащихся путём постановки познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения.

Если преподаватель сумеет правильно направить большую увлеченность студентов информационными технологиями, то этот фактор станет мощным инструментом в развитии мотивации изучения литературы.

Анализ эпизода занимает важное место в изучении эпических, лироэпических и драматических произведений. Преподаватель отбирает ключевые, опорные  эпизоды, анализ которых должен дать студентам целостное представление о произведении.

Урок литературы должен быть интересным, разнообразным, ёмким, содержательным и вырастать из всего многообразия человеческой деятельности: интеллектуальной, эстетической, нравственно – психологической.

Коммуникативный подход к художественному произведению способствует развитию стремления  обучаемого к правильному взаимодействию с окружающим миром.

В своей работе преподаватель должен ориентироваться на мудрое суждение Л.Н.Толстого, который говорил, что искусство « есть необходимое для жизни и для движения к благу отдельного человека и человечества средство общения людей, соединяющее  их в  одних и тех же чувствах».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приемов интерпретации художественных произведений на уроках литературы в 5-6 классах

     Одним из актуальных вопросов методики преподавания литературы в школе является интерпретация художественных произведений. Это связано с процессами восприятия и осмысливания ...

Повышение мотивации школьников к изучению художественного произведения на уроке литературы.

Сидорова Ольга Юрьевна  МОУ СОШ№ 31Повышение мотивации  школьников к изучению художественного произведения на уроке литературы.Повышение  мотивации школьников к предмету «ли...

"Формирование умения задавать вопросы, видеть отрицательные и положительные стороны явлений при изучении художественных произведений на уроках литературы". Выступление для слушателей курсов повышения квалификации

Формирование коммуникативных УУД  является социально значимой составляющей воспитания современного школьника.   Коммуникативные УУД обеспечивают соц...

Современные подходы к анализу текста на уроках литературы: цвет как составляющая эмоционального тона литературного произведения

Чтобы понять глубинный смысл произведения или разгадать необычное историческое явление, недостаточно хорошо знать текст художественного произведения, определить круг проблем, систему образов и ...

Мастер-класс: « Приём концептуализации и приём погружения в текст художественного произведения на уроках литературы».

Чтобы понять глубинное значение понятия «слово», мы используем два методических приёма:1. приём «погружения» в текст художественного произведения;2. приём концептуализации на уроках литературы....

ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ИТОГОВОМУ СОЧИНЕНИЮ В 11-Х КЛАССАХ

Все актуальней становятся проблемы ценностного характера у подрастающего поколения. Происходит подмена жизненных ценностей. У молодежи меняются приоритеты. Задача современного педагога - показать, что...

Изучение феномена дуэли XIX века как важного элемента понимания художественных произведений на уроках литературы (на примере произведения А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

В статье рассматривается феномен дуэли как неотъемлемая часть жизни дворян XIX века, а также как важная составляющая классических литературных произведений, изучаемых на школьных занятиях....