Подвиг любви бескорыстной
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Цыганова Ольга Васильевна

Тема: Подвиг любви бескорыстной в поэме Н. А. Некрасова «Русские женщины».

Эпиграф: Пока смерть не разлучит нас…

 

Цели:

 

  • обучающая – раскрыть основные некрасовские представления о духовном подвиге жён декабристов во имя любви;

показать истоки и глубину подвига женщин, ставших героинями поэмы Н. А. Некрасова;

  • развивающая – развитие логических мыслительных операций (сравнение, обобщение), внимание к слову, выделение главного, обогащение речи;
  • воспитывающая – способствовать воспитанию эмоционально чутких людей, способных судить о прекрасном в жизни и в искусстве, давать ему правильную оценку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_.doc188.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_po_nekrasovu_russkie_zhenshchiny.ppt534.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по литературе в 10 классе по поэме А. Н. Некрасова «Русские женщины»

Содержание урока

Тема: Подвиг любви бескорыстной в поэме Н. А. Некрасова «Русские женщины».

Эпиграф: Пока смерть не разлучит нас…

Цели:

  • обучающая – раскрыть основные некрасовские представления о духовном подвиге жён декабристов во имя любви;

показать истоки и глубину подвига женщин, ставших героинями поэмы Н. А. Некрасова;

   

  • развивающая – развитие логических мыслительных операций (сравнение, обобщение), внимание к слову, выделение главного, обогащение речи;

  • воспитывающая – способствовать воспитанию эмоционально чутких людей, способных судить о прекрасном в жизни и в искусстве, давать ему правильную оценку.

Оборудование и материалы:

Компьютер, экран, портрет Н. А. Некрасова, иллюстрационный материал, поэма «Русские женщины»,  презентация.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, садитесь. Внимание на экран!

Демонстрируется слайд №1(Вступление)

2. Вступительное слово учителя.

Сегодня у нас необычное начало урока, и сам урок тоже необычен. Сегодня – урок – размышление о долге, истинном счастье, о том, зачем человек живёт на Земле, о человеческой красоте на основе впечатлений от  прочитанной вами поэмы Н. А. Некрасова «Русские женщины». Тема  нашего урока «Подвиг любви бескорыстной». Автор посвятил эту поэму необычным людям.

- Кому посвящена поэма?

Эпиграф нашего урока «Пока смерть не разлучит нас…» (Демонстрируется слайд № 2(Эпиграф урока)) Я думаю, что позднее вы объясните, почему выбраны именно эти слова.

  1. Стадия вызова интереса:

Учитель читает отрывок из поэмы французского поэта Альфреда де Виньи «Ванда»(Демонстрируется слайд №3(Отрывок))

Неправда, что всегда в работе и в сраженье,

Льёт пот и кровь рекой один простой народ.

Что стойкость, мужество и самоотверженье

Несвойственны тому, кто в роскоши живёт.

Чем жизнь прекраснее, тем горше с ней расстаться,

Тем большим подвигом должно это считаться.

Святая жертвенность, ты – духа высший взлёт!

 Демонстрируется слайд №4 (Поэма «Русские женщины» написана Н. А. Некрасовым на материале истории декабристов.Впервые опубликована в журнале «Отечественные записки. Первая часть – «Княгиня Трубецкая» - в 1872 году. Вторая часть – «Княгиня Волконская» - в 1873 году.)

 Учитель на фоне презентации(Демонстрируются слайды №5,6 (Восстание), №7(Декабристы в кандалах))

Декабристы… Почти все они были очень молоды. Однако, охваченные патриотизмом и любовью к Родине, твёрдой поступью вышли они 14 декабря 1825 года на Сенатскую площадь с протестом против крепостничества и произвола самодержавия. По приказу Николая I восстание было подавлено.

Более шестисот человек арестовано. Николай I лично участвовал в допросах. Суд над декабристами происходил при закрытых дверях. В Петропавловской крепости были повешены пятеро осуждённых декабристов: Кондратий Рылеев, Павел Пестель, Сергей Муравьёв – Апостол, Пётр Каховский и Михаил Бестужев – Рюмин.

Более ста декабристов были сосланы на вечное поселение в Сибирь. Екатерина Ивановна Трубецкая первой отправилась вслед за мужем. Она была дочерью знатного француза И. С. Лаваля. Мать Екатерины Ивановны владела большим медеплавильным заводом, золотым прииском и несколькими имениями. Сергей Трубецкой и Екатерина познакомились в Париже. Князь происходил из родовитой семьи. Во время войны 1812 года он прославил своё имя в боях при Бородино. Они обвенчались в Париже в маленькой церкви при русском посольстве и вскоре вернулись в Петербург. Начались четыре года счастья. Сергей Трубецкой отличался добрым, спокойным характером, «имел просвещённый ум»,был всеми любим и уважаем. Екатерина Ивановна страстно его любила и была счастлива с ним. Поэтому после его ареста она направляет Николаю I просьбу о разрешении разделить участь мужа.

Слайд «Встреча в Сибири»№8

Вслед за Трубецкой выехала в Сибирь на 20-летнее поселение и каторгу Мария Волконская, выросшая в богатстве и роскоши, блиставшая на балах.

Отец Марии Николаевны – отважный генерал, герой войны с Наполеоном. Мать была внучкой Ломоносова. От неё дочь унаследовала  тёмные глаза и гордую стать.

День и ночь ехала она в Сибирь. Волконская нашла мужа в Благодатном руднике и поселилась рядом с ним вместе со своей подругой, княгиней Екатериной Трубецкой, в маленькой избушке.

Слайд №9 «Скульптурная композиция, посвящённая подвигу жён декабристов.

Два подвига: и жизнь, и слёзы, и любовь…Подвиг гражданский – подвиг декабристов и подвиг любви бескорыстной – подвиг их жён.

Цель нашего урока – выяснить некрасовское восприятие этого подвига и сравнить его с нашей точкой зрения.

4. Стадия осмысления. Работа над текстом поэмы.

Внимание на экран. Демонстрируется слайд №10 «Сведения о декабристках»  (Декабристки-жёны и невесты осуждённых на каторгу декабристов, добровольно последовавшие за ними в Забайкалье.Как жёны ссыльнокаторжных, лишались они гражданских привилегий.

Первыми в начале 1827 года в Нерчинские рудники приехали Е. И. Трубецкая, М. Н. Волконская, А. Г. Муравьёва.

В конце 1827 и по 1831 в Сибирь выехали А. И. Давыдова, А. В. Ентальцева, Е. П. Нарышкина, А. В. Розен, Н. Д. Фонвизина, М. К. Юшневская, а также Полина Гебль(П. Е. Анненкова) и К. Ле-Дантю(К, П, Ивашёва)

-Что движет женщинами, которые отправились за своими мужьями в добровольную ссылку?

-В чём видят женщины свой долг?

-Объясните, почему выбраны эпиграфом к уроку слова «Пока смерть не разлучит нас…»?(Слайд №11 «Слова эпиграфа»)

Учитель: Характеры героинь мужают и крепнут в ходе встреч и знакомств, сближений и столкновений с разными людьми по пути в Сибирь.

Демонстрируется портрет Е. Трубецкой(Слайд № 12. На фоне звучит романс Настеньки из фильма «О бедном гусаре замолвите слово»).

Учитель: Кому посвящена первая часть поэмы?

Ученица: Екатерина Ивановна Трубецкая – первая из женщин, которая в июле 1826 года, на следующий день после отъезда мужа отправляется вслед за ним, оставив двух дочерей и сына. Её сопровождает секретарь.

Не смыкая глаз, почти не прикасаясь к пище, спешила в Сибирь за мужем княгиня Екатерина Ивановна Трубецкая. От быстрой езды в ста верстах от Красноярска сломалась карета, и княгиня, не раздумывая, пересаживается на перекладную телегу – только бы не застрять в дороге.

Учитель: Какая встреча является центральным эпизодом этой части поэмы?

Ученица: Центральным эпизодом этой части поэмы является встреча княгини Трубецкой с иркутским губернатором, который получил строжайший приказ: любыми средствами удержать её и не разрешить последовать за мужем. Вспомним этот эпизод. Губернатор пугает княгиню:

Острожным жёстким сухарём

И жизнью взаперти,

Позором, ужасом, трудом

Этапного пути.

Однако на его слова: «И что ж?.. Бежите вы за ним,// Как жалкая раба!» Трубецкая отвечает:

Нет! я не жалкая раба,

Я женщина, жена!

Пускай горька моя судьба

Я буду ей верна!

О, если б он меня забыл

Для женщины другой,

В моей душе достало б сил

Не быть его рабой!

Но знаю: к Родине любовь –

Соперница моя,

И если б нужно было, вновь

Ему простила б я !..

Ученица: Декабрист Розен писал: «Губернатор представил ей сперва затруднения жизни в таком месте, где находится до пяти тысяч каторжных, где ей придётся жить в общих казармах с ними, без прислуги, без малейших удобств. Она этим не устрашилась и объявила свою готовность покориться лишениям, лишь бы ей разрешили быть вместе с мужем… Наконец, он решился употребить последнее средство, уговаривал, упрашивал и , увидев все доводы и убеждения отринутыми, объявил, что не может иначе отправить её к мужу, как пешком с партией ссыльных по канату и по этапам. Она спокойно согласилась на это, тогда губернатор заплакал и сказал: «Вы поедете».

Учитель: Найдём подтверждение этим словам в поэме.

Я вас старался напугать.

Не испугались вы!

И хоть бы мне не удержать

На плечах головы,

Я не могу, я не хочу

 Тиранить больше вас…

Я вас в три дня туда домчу…

Эй! запрягать, сейчас!.

Учитель: Некрасов не просто воспроизвёл в стихах этот драматический диалог. Он создал характер женщины, обличающей, сознающей свою правоту.

В каком эпизоде ярче проявляется характер соратницы мужа – борца?

Ученица: Ответы Трубецкой губернатору звучат, как могли бы звучать ответы революционерки на судебном процессе:

Ах! Эти речи поберечь

Вам лучше для других.

Всем вашим пыткам не извлечь

Слезы из глаз моих!

Покинув родину, друзей,

Любимого отца,

Приняв обет в душе моей,

Исполнить до конца

Мой долг – я слёз не пронесу

В проклятую тюрьму –

Я гордость, гордость в нём спасу,

Я силы дам ему!

Презренье к нашим палачам,

Сознанье правоты

Опорой верной будет нам…

Начался долгий и томительный путь. По этому бескрайнему тракту, длинной цепью, звеня кандалами, холодные и голодные, шли в Сибирь партии арестантов и каторжников.

Учитель: Вторая часть поэмы посвящена М. В. Волконской.

Демонстрируется портрет Волконской(Слайд №13)

Ученица: Мария Николаевна Волконская выехала из Петербурга через полгода после Трубецкой.

В 1825 году Мария Раевская вышла замуж за участника Отечественной войны 1812 года, генерала Сергея Григорьевича Волконского. На брак с Волконским, бывшим значительно старше своей невесты, Мария Николаевна решилась по настоянию отца ( ему было 37, а ей было 19 лет). Сергей Волконский был видным деятелем тайного общества декабристов.

Учитель: До событий 14 декабря Мария Николаевна ничего не знала об участии мужа в тайном обществе. Лишь приехав в Петербург, она узнала всю правду и прониклась глубоким уважением к мужу, видя в нём подлинного патриота и борца за свободу.

 

Вся семья: отец, мать, братья, сёстры – восстали против «безумства» Маши. Мешали, как могли, её отъезду. С большой душевной болью она оставляет своего ребёнка, прощается с родными.

Что говорит об этом Некрасов?

Ученица:

…Да, если останусь, послушная вам,

Меня истерзает разлука,

Не зная покоя ни ночью, ни днём,

Рыдая над бедной сироткой,

Всё буду я думать о муже своём,

Да слышать упрёк его кроткий.

Куда ни поеду – на лицах людей

Я свой приговор прочитаю:

В их шёпоте – повесть измены моей,

В улыбке укор угадаю.

…Да, если и выбор решить я должна

Меж мужем и сыном – не боле,

Иду я туда, где я больше нужна.

Я сына оставлю в семействе родном,

Он скоро меня позабудет.

Пусть дедушка будет малютке отцом,

Сестра ему матерью будет.

Он так ещё мал! А когда подрастёт

И страшную тайну узнает,

Я верю: он матери чувство поймёт

И в сердце её оправдает!

Учитель: Мария Волконская встречается в Москве с Пушкиным, который внушает ей бодрость и веру в то, что её подвиг не напрасен.

Пушкин напутствует её прекрасными и гордыми словами. Найдём их в поэме.

Идите, идите! Вы сильны душой,

Вы смелым терпеньем богаты,

Пусть мирно свершится ваш путь роковой,

Пусть вас не смущают утраты!

Поверьте, душевной такой чистоты

Не стоит сей свет ненавистный!

Блажен, кто меняет его суеты

На подвиг любви бескорыстной!..

Ученица: В конце декабря 1826 года Волконская выехала из Москвы. Путь от Москвы до Иркутска длиною в шесть тысяч вёрст она проделала за три недели.

Волконской удалось увидеть осуждённых декабристов в руднике. Она спустилась туда, её пропустил часовой.

Рыданьям моим часовой уступил,

Как бога, его я просила!..

Нельзя без волнения читать о её встрече с мужем Сергеем Волконским в тёмном, душном руднике: 

…где плесень узором

Лежала: где тихо струилась вода

И лужами книзу стекала.

…И вот он увидел, увидел меня!

И руки простёр ко мне: «Маша!»

…И с криком: «Иду!» -я бежала бегом,

Рванув неожиданно руку,

По узкой доске, над зияющим рвом,

Навстречу призывному звуку…

…Я только теперь, в руднике роковом, Услышав ужасные звуки,

Увидев оковы на муже моём,

Вполне поняла его муки.

Он много страдал, и умел он страдать!..

Невольно пред ним я склонила Колени, -

и, прежде чем мужа обнять,

Оковы к губам приложила!..

Учитель: Удивительно ли, что суровый отец Волконский, который при решении дочери следовать за мужем в Сибирь, сжав кулаки над головой её, кричал: «Я прокляну тебя!..», на смертном одре своём, умирая в разлуке с ней, сказал: «Это самая удивительная из женщин, которую я когда – либо знал».

Ученица: О Волконской люди, знавшие её в Сибири, говорили: «Эта женщина должна быть бессмертна в русской истории. В избу, где мокро, сыро, тесно, скверно лезет, бывало, эта аристократка и зачем? Да посетить больного. Сама исполняет роль фельдшера, приносит больным здоровую пищу».

Эти хрупкие на вид  женщины, выросшие в богатстве и роскоши, избалованные вниманием на великосветских балах красавицы, жили вблизи тюрьмы в простых деревенских избах, сами готовили еду, ходили за водой, рубили дрова.

Вдруг ангелы с лазури низлетели,

Явилися, как дочери Земли,

И узникам с улыбкой утешенья

Любовь и мир душевный принесли,

-писал поэт – декабрист Александр Одоевский.

Слайды №14,15(Портреты П. Гебль(Анненковой), А. Г. Муравьёвой)

Учитель: В чём же всё-таки истоки героизма, мужества, преданности этих женщин? Как сказано об этом словами Екатерины Трубецкой уже в начале поэмы?

Ученица:

Не плачу я, но не легко

С тобой расстаться мне!

О, видит бог!.. Но долг другой,

И выше и трудней,

Меня зовёт… Прости, родной!

Напрасных слёз не лей!

Далёк мой путь, тяжёл мой путь,

Страшна судьба моя,

Но сталью я одела грудь…

Гордись – я дочь твоя!

   

Наверное, истоки мужества, преданности этих женщин и в их воспитании.

Учитель: Совершить подвиг гражданский, подвиг на войне – это достойное дело. Такой подвиг подразумевает хотя бы получение какой – нибудь награды (медали, ордена). Подвиг любви всегда бескорыстен, потому что наградой может быть только ответное чувство.

Подвиг гражданский подразумевает самопожертвование, достоинство, честь, долг. Подвиг духовный – милосердие, сострадание, бескорыстие, верность. Это составляющие двух подвигов. А что же является движущей силой ? Конечно, Любовь! В первом случае – любовь к Отечеству, во втором – к близкому человеку.

Демонстрируется слайд – схема(Слайд № 16)

        

самопожертвование             любовь                          милосердие

достоинство                                                       сострадание

честь                                                                     бескорыстие

долг                                                                        верность

  1. Заключение.

Учитель: В каких строчках  раскрывается представление Некрасова о духовном подвиге жён декабристов?

Пленительные образы

Едва ли в истории какой-нибудь страны

Вы что-нибудь прекраснее встречали.

Их имена забыться не должны.

Высок и свят их подвиг незабвенный.

Как вы думаете, сколько живёт человек на земле? Прежде, чем дать ответ, прослушайте, пожалуйста, песню Николая Добронравова и Александры Пахмутовой «Как молоды мы были» в исполнении Александра Градского. Какие строки из этой песни созвучны нашему сегодняшнему разговору?

Демонстрация слайда с песней.(Слайд №17)

Оглянись, незнакомый прохожий,

Мне твой взгляд неподкупный знаком.

Может, я это, только моложе…

Не всегда мы себя узнаём.

Ничто на земле не проходит бесследно,

И юность ушедшая всё же бессмертна.

Как молоды мы были, как молоды мы были,

Как искренно любили, как верили в себя.

Нас тогда без усмешек встречали

Все цветы на дорогах Земли.

Мы друзей за ошибки прощали,

Лишь измены простить не могли.

Первый тайм мы уже отыграли

И одно лишь сумели понять:

Чтоб тебя на Земле не теряли,

Постарайся себя не терять.

В небесах отгорели зарницы,

И в сердцах утихает гроза.

Не забыть нам любимые лица,

Не забыть нам родные глаза.

О чём вас заставила задуматься песня?

  1. Вывод.

Демонстрация последнего слайда( Слайд №18 «Чебоксары»)

Чтоб тебя на земле не теряли,

Постарайся себя не терять

Человек должен оставить добрый след не земле, чтобы потомки не забыли о нём. Действительно, человек живёт до тех пор, пока о нём помнят. Помним и мы о декабристах и их жёнах. Практически в каждом городе нашей страны есть улица Декабристов. Есть она и в городе Чебоксары. Символично то, что на этой улице расположена воинская часть, где несут службу современные защитники Отечества.

   

Учитель: В заключение урока хотелось бы узнать, какое впечатление произвела на вас поэма? С  какими чувствами вы уходите с урока?  

7. Домашнее задание. Я предлагаю вам тему для рассуждения: «Высок и свят их подвиг незабвенный. А вы смогли бы повторить его?» Подумайте, пожалуйста.        

           Тема: Урок–обобщение по теме «Лексика». (Урок-игра).

Цели:  

- закрепить знания, полученные на уроках, посвященных теме «Лексика»;

- закрепить навыки употребления в речи синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.д.;

- расширение кругозора учащихся;

- привитие навыков групповой работы.

Оборудование:

- мультимедийный проектор;

- таблица по теме «Лексика»;

- портрет М.В.Ломоносова.

Ход урока.

I.ОРГМОМЕНТ.

II. СЛОВО УЧИТЕЛЯ ПО ТЕМЕ УРОКА.

Мир полон чудес. Но среди различных чудес мы как-то не обращаем внимания на одно из самых удивительных – на наш язык.

Человеческий язык – удивительное, неповторимое чудо. Просто невозможно представить людей без    ъязыкими. Ведь именно язык помог нам выделиться из животных. Учёные поняли это давно.

М. В. Ломоносов в середине XVIII века в «Кратком руководстве к красноречию» писал: «Собраться рассеянным народам в общежития, созидать грады, строить храмы и корабли, ополчаться против неприятеля и другие нужные, союзных сил требующих дела производить как бы возможно было, если бы они способа не имели сообщать свои мысли друг другу».

Ломоносов указал две функции языка:

1)функцию общения людей

2)функцию оформления мыслей.

Язык определяется как средство человеческого общения.

Говорят: встречают по одёжке, провожают по уму. А откуда узнают об уме? Конечно, из речи человека, из того, как и что он говорит.

Характеризует человека его словарь, т.е. сколько слов он знает – мало или много. Так, писатели И.Ильф и Е.Петров, решив создать образ примитивной мещанки Эллочки Щукиной, прежде всего рассказали о ее словаре: «Словарь Вильяма Шекспира по подсчету исследователей составляет 12 тысяч слов. Словарь негра из людоедского племени Мумбо-Юмбо составляет 300 слов. Эллочка Щукина легко и свободно обходилась 30-ю…»

Образ Эллочки Щукиной стал символом крайне примитивного человека и способствовал этому один признак – ее язык.

А сколько слов знает средний человек. Учёные полагают, что словарь обычного человека составляет около 5 тысяч слов.

И вот на этом фоне выглядит очень выразительным количественный показатель гениальности выдающихся людей. «Словарь языка Пушкина», составленный учеными на основе пушкинских текстов, содержит 21290 слов.

Таким образом, язык можно определить как средство познания человеческой личности, а также как средство познания народа в целом.

Известный историк прошлого века профессор Б.К.Котляревский заметил:

«Язык – вернейший, а иногда и единственный свидетель былой жизни народа».

Видят в языке отголоски прошлого писатели и поэты.

Вспомним стихи И.А.Бунина:

Молчат гробницы, мумии и кости –

Лишь слову жизнь дана.

Из древней тьмы, на мировом погосте

Звучат лишь письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья

Наш дар бессмертный – речь.

В одной из своих работ Н.Г.Чернышевский заметил:

«Состав лексикона соответствует знаниям народа, свидетельствует о его житейских занятиях и образе жизни и отчасти о его отношениях с другими народами».

Формирование русского языка происходило в сложных условиях. В русской лексике много заимствованных слов. Любопытно, но у каждого народа заимствовалось все лучшее. Из французского языка пришли слова, связанные с кухней, модой, одеждой, театром, балетом. У немцев заимствованы слова технического и военного толка, у итальянцев – слова, связанные с музыкой.

Однако русский язык не утратил национальной специфики. Очень хорошо об этом сказал поэт Ярослав Смеляков:

…Вы, прадеды наши, в недоле,

Мукою запудривши лик,

На мельнице русской смололи

Заезжий татарский язык.

        Вы взяли немецкого малость,

        Хотя бы и больше могли,

        Чтоб им не одним доставалась

        Ученая важность земли.

Ты, пахнувший прелой овчиной

И дедовским острым кваском,

Писался и черной лучиной,

И белым медвежьим пером.

        Ты - выше цены и расценки –

В году сорок первом, потом,

Писался в немецком застенке

На слабой известке гвоздем.

Владыки и те исчезали,

Мгновенно и наверняка,

Когда невзначай посягали

На русскую суть языка.

И ещё стоит здесь вспомнить слова академика В. В. Виноградова:

«Мощь и величие русского языка является неоспоримым свидетельством великих жизненных сил русского народа, его оригинальной и высокой национальной культуры и его великой и славной исторической судьбы».

III. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА. (Таблица на доске).

Словарный запас одного человека – это ЛЕКСИКОН.

Словарный запас языка – это ЛЕКСИКА.

IV. КВН. (Класс делится на команды).

1. Какими синонимами из четырёх букв можно заменить слова:

        1)приятель – друг

        2) противник – враг

        3) солдат – воин

        4) шагать – идти

        5) красный – алый

        6) печаль – горе, туга

        7) работа – труд, дело.

2. Теперь мы вспомним прямое и переносное значение слов. 

Сейчас будет прочитано стихотворение, в котором одно и то же слово употреблено в прямом и переносном значении. Послушайте и определите это слово.

Железную подкову кузнец ковал коню.

Я в человеке волю железную ценю.

Пусть звона наковальни не слышала она,

Но, как железо, твердой и крепкой быть должна.

Железная подкова – прямое.

Железная воля – переносное.

Задание: запишите данные словосочетания в два столбика.

Первый столбик – слова с прямым значением. Второй столбик – слова с переносным значением.

Горлышко ребенка. Глазное яблоко. Спинной хребет. Коленная чашечка. Кровеносные сосуды. Ушная раковина. Крыло орла. Дверная ручка. Подошва горы. Петушиный гребень. Горлышко бутылки. Горный хребет. Спелое яблоко. Сосуд для воды. Крыло самолета. Подошва ноги. Ручка ребенка. Пластмассовый гребень. Чашечка чая.

3. Вспомним фразеологические обороты со словом «НОС».

(1 балл за каждый фразеологический оборот)

Повесить нос

Зарубить на носу

Хоть кровь из носу

Выше нос

Совать нос

Водить за нос

Оставить с носом

Крутить носом

Задирать нос

Носом не поведет

Сунуть под нос

Не видеть дальше своего носа

Держать нос по ветру

С гулькин нос

Клевать носом

Воротить нос

Уткнувши нос

Не казать носа

Нос не дорос

Утереть нос

На носу

Нос в табаке

Комар носа не подточит

4. А сейчас мы отправимся в далекое прошлое, в то время, где уместны были слова кафтан, лапти, светец, ендова, треуголка, лавочник, купец, городовой. Мы говорим об архаизмах.

Запишите в столбик слова:

Очи – глаза (очки)

Чело – лоб (челка)

Перст – палец (перстень, наперсток)

Пясть – кисть (запястье)

Рекла – говорила (речь)

Глас – голос (гласные)

1 балл – за правильное объяснение

1 балл – за однокоренное слово,которое есть в современном русском языке.

5. В русском языке много заимствованных слов или иноязычных, т.е. тех слов, которые пришли в наш язык из других языков в результате торговых, научных, культурных, политических связей.

Подберите к данным иноязычным словам однокоренные слова. Укажите общую часть слова, что она обозначает в переводе на русский язык.

Территория – терраса, террариум, терракота, террикон («терра» - земля)

Аквариум – акварель, акватория, аквамарин, акваланг, акведук («аква», «акв» - вода)

Биография – география, библиография, стенография, график, этнография, графология, графомания, литография («графо» - пишу)

Биология – геология, филология, диалог, монолог, логика, зоология, логатип, логарифм («лог» - наука, слово, учение, мысль, понятие, отношение, определение)

География – геометрия, геология, геофизика, геоботаника, геодезия, геоморфология, геофиты, геокриология (мерзловедение) («гео» - земля)

1 балл – за каждое однокоренное слово

1 балл – за правильное объяснение общей части родственных слов.

6. Подберите антонимы.

Талант – бездарность

Благо – зло

Хаос – гармония

Разлука – встреча

Абсолютный – относительный

Гнев – милость

Грубый – нежный

Озноб – жар

Свобода – неволя

Прилежный – ленивый

7. Распределите фразеологические обороты на две группы:

первая – пришли в нашу речь из мифов Древней Греции,

вторая – из Библии (библеизмы).

Манна небесная – библеизм

Козел отпущения – библеизм

Хранить как зеницу ока – библеизм

Нить Ариадны - из мифов Др. Греции

Соломоново решение – библеизм

Дамоклов меч – из мифов Др. Греции

Ахиллесова пята – из мифов Др. Греции

Глас вопиющего в пустыне – библеизм

Соль земли – библеизм

Со щитом или на щите - из мифов Др. Греции

8. Как известно, слова, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по значению, называются омонимами. 

Определите, сколько значений имеет каждое слово:

Бокс – мужская стрижка, вид спорта, отгороженная часть помещения в лечебных учреждениях – 3

Повод – предлог (причина), ремень (узда) – 2

Клуб – общественная организация, объединяющая людей по интересам; масса чего-нибудь движущегося, принявшего форму шара – 2

Коса – прическа девочки, сельскохозяйственное орудие, отмель на реке – 3

Свет – лучистая энергия, земной шар, любимый человек (ты свет моих очей) – 3.

9. Н. В. Гоголь говорил: «Пред вами громада – русский язык…»

Можно ли узнать, сколько слов в русском языке? Обратимся к словарям.

В однотомном словаре С. И. Ожегова около 57 тысяч слов.

В четырехтомном словаре под редакцией Д. Н. Ушакова более 85 тысяч.

В 17-томном словаре современного русского литературного языка Академии наук СССР 120480 слов.

В этих словарях нет диалектизмов, т.е. слов, известных в отдельных местностях и областях.

Попытку собрать все слова русского языка предпринял В. И. Даль. В его «Толковом словаре живого русского языка» более 200 тысяч слов. Даль работал над ним более 47 лет. В словаре Даля собраны, кроме слов литературного языка, многие слова местных наречий, говоров-диалектов.

В русском языке можно выделить три наречия:

1) литературный язык;

2) северное наречие;

3) южное наречие.

Подберите к данным диалектным словам литературный вариант:

Бирюк – волк

Шабер – сосед

Стежка – тропинка

Кочет – петух

Баять – говорить

Рогач – ухват

Векша – белка

Гутарить – говорить

Хворость – болезнь

Червонный – красный.

10. Проверим ваш лексикон.

Запишите как можно больше сложных слов (с двумя корнями + соединительная гласная).

1) с/х орудие труда: сенокосилка, сноповязалка, зерноуборный комбайн, стогомет.

2) предметы домашнего обихода: пылесос, полотер, мясорубка, скороварка, кофемолка, соковыжималка, хлеборезка, самовар.

3) профессии человека: водолаз, сталевар, землемер, садовод, пчеловод, рыболов.

4) транспортные средства: пароход, вертолет, самолет, паровоз, вездеход, самокат.

V. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Очень богат русский язык, есть из чего выбирать. Но, выбирая, нужно помнить о такте, чувстве меры, бережном отношении к собеседнику и уважении к самому себе.

Хочется наш урок закончить стихотворением:

Есть слова пострашнее, чем порох,

Чем снаряд над окопными рвами.

Я советую людям при ссорах

Осторожнее быть со словами.

Вы к словам проявляйте терпенье,

Не берите в расчет кривотолков.

Ведь от них остаются раненья,

Как от мелких, но острых осколков.

Мои пожелания:

  1. Не стоит водить кого-то за нос, мозолить кому-то глаза, работать спустя рукава, быть себе на уме, падать духом, терять голову, выходить из себя, бить баклуши, вставлять кому-то палки в колеса.
  2. А нужно работать засучив рукава, делать дело без сучка без задоринки, болеть душой за дело, иметь голову на плечах, держать слово и подходить к людям с открытой душой.

Цели:

1) обобщение знаний учащихся по теме «Состав слова»;

2) закрепление навыков морфемного анализа слов;

3) расширение кругозора учащихся, привитие интереса к языку, к явлениям, которые в нём происходят.

Оборудование:

1) мультимедийный проектор;

2) карточки;

3) иллюстрации, на которых изображены спортивные состязания.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Работа по теме урока.

1. Словарный диктант.

Дубовая роща, звёздное небо, холмистая местность, удивительный урожай, накормить птиц, проживать в городе, примирить врагов, лёгкий тростник, сонными глазками, проснулись птички, утренняя прохлада, радостное настроение, щуриться на солнце, объединиться с друзьями, спускаться с парашютом, лесными тропинками, удачное приземление, ёлочные украшения.

Задания:

1) разобрать подчёркнутые слова по составу;

2) сделать фонетический разбор слова РОЩА.

(Пока ученики выполняют задание, учитель проверяет словарный диктант, взяв тетради у 5 учеников с мест, затем 1 ученик с места проверяет написанное на доске. Оба ученика получают оценки – и кто писал диктант на доске, и кто проверял этот диктант.)

2. От данных слов при помощи суффикса образуйте новые слова, которые будут говорить о профессии или занятии человека. Выделите суффиксы.

Рыба – рыбак 

Флейта – флейтист

Камень – каменщик 

Пожар – пожарник 

Жатва – жнец 

Пляска – плясун 

Учёба – учитель 

Касса – кассир 

Море – моряк 

Перевод – переводчик 

3. Найдите «третье» лишнее (устно, слова на доске).

  1. гореть, угорать, горец
  2. горе, нагорный, горевать
  3. море, морщины, морской
  4. боль, большой, больница
  5. водить, водная, водопад

Вопросы классу:

  • Какие слова называются однокоренными?
  • Какое языковое явление может происходить на конце корня? (чередование согласных). Приведите примеры. (Мороз – мороженое, скакать – скачок).

4. Найдите общий корень (на экране проектора).

Пехота – пешеход

Упругий – пружина

Наизусть – устный

Садик – рассада

Лук – излучина

Перстень – напёрсток

Око – очки

Ухо – наушники

Берег – бережок

Горох – горошина

Мороз – мороженое

Слух – слушать

Век – вечный

Задания (выполнить в устной форме):

1) разобрать подчёркнутые слова по составу;

2) сколько морфем в словах – пешеход, устный, рассада, вечный, бережок;

3) найдите слово, в котором звуков больше, чем букв (мороженое).

5. Кроссвордный диктант “Назовите одним словом” (1 ученик у доски пишет отгадки в качестве словарного диктанта).

  • Остановка в пути во время похода. (Привал)
  • Территория, на которой запрещена охота, ловля рыбы, рубка леса. (Заповедник)
  • Начало реки. (Исток)
  • Тот, кто несёт знамя. (Знаменосец)
  • Тот, кто беседует с кем-нибудь. (Собеседник)
  • Человек, идущий по одному пути с кем-нибудь. (Попутчик, спутник)
  • Человек, который играет в шахматы. (Шахматист)
  • Человек, который скачет на лошади. (Наездник)
  • Тот, кто занимается бизнесом. (Бизнесмен)
  • Бытовой прибор, который измельчает мясо. (Мясорубка)

Задание:

разобрать указанные слова по составу (устно) – исток, знаменосец, попутчик, шахматист, мясорубка.

6. В этом году в Пекине прошли олимпийские игры. Вспомним название спортсменов, которые занимаются каким-то видом спорта, прибавив к слову суффикс (1 столбик слов показан на экране проектора).

 

  • Велосипед – велосипедист.
  • Лыжи – лыжник.
  • Биатлон – биатлонист.
  • Хоккей – хоккеист.
  • Коньки – конькобежец.
  • Фигурное катание – фигурист.
  • Плавание – пловец.
  • Бег – бегун (спринтер).
  • Футбол – футболист.
  • Метание копья – метатель

7. Запишем текст (мини-диктант). (1 ученик пишет на доске.)

Снова навестила нас зима. Дохнула чародейка холодом, напустила на нас ветры лютые, да метели снежные. Природа запахнулась в снега, застыла. Любит зима устраивать на земле праздники, приглашать в гости нежных снежинок с дальних облаков, ветра-проказника и госпожу метелицу.

Задания:

1) разобрать подчёркнутые слова по составу (устно);

2) назвать грамматическую основу в каждом предложении.

8. На экране пословицы.

1. Одежду не беречь – порвётся, дружбу не хранить – оборвётся. (Тувинская)

2. Не всегда говори то, что знаешь, но всегда знай то, что говоришь. (Русская)

3. Изучая старое – узнаёшь новое. (Японская)

4. Ум – одежда, которую никогда не износишь. (Киргизская)

5. Друзья познаются в беде.

6. Если правды нет в твоей груди, к людям речь держать не выходи.

7. Неучи похожи на бубны, которые производят большой шум благодаря лишь своей пустоте.

(Учитель читает пословицу, затем кто-то из учеников определяет морфемный состав слов – оборвётся, говоришь, узнаёшь, познаются, производят.)

III. Обобщение, подведение итогов.

IV. Домашнее задание.

Разобрать слова по составу:

1) сноповязалка

2) зерноуборочный

3) кофемолка

4) соковыжималка

5) сталевар

6) самолётостроение

7) рыболовные

8) сталеварение

9) садоводство

10) снегоочистительная

                                         Конспект урока русского языка.

Форма урока: повторительно-обобщающий урок.

 «Народная физиономия языка»

(предупреждение ошибок, связанных с употреблением фразеологизмов).

Цели:

1) Вспомнить известное о фразеологии и фразеологических оборотах, углубить и расширить знания учащихся по теме урока.

2) Научить школьников находить  ошибки, связанные с употреблением фразеологических оборотов, продолжить работу по предупреждению данного вида ошибок.  

3) Развивать умение учащихся правильно и уместно использовать фразеологизмы в речи.

4) Повышать речевую культуру школьников, воспитывать чувство ответственности по отношению к слову.

… фразеологизмы составляют народную    физиономию языка, его оригинальные

средства и самобытное, самородное богатство.

                                                                                            В.Г. Белинский

                                                          Ход урока

I. Организационный момент. Постановка целей урока.

Как вы знаете, 2007 год Президентом России В.В. Путиным объявлен Годом русского языка. Речь – это язык в действии, показатель интеллекта, культуры. Задача школьников - на уроках русского языка, литературы совершенствовать устную и письменную речь. Сегодня мы с вами поговорим о… «народной физиономии языка». Как вы думаете, каким единицам речи будет посвящен наш урок?

Верно, фразеологизмам. Мы вспомним все вам известное об устойчивых сочетаниях, узнаем много нового и интересного, а также научимся находить ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов. Надеюсь, что после сегодняшнего урока вы будете правильно и уместно использовать фразеологизмы в речи, ведь они, по словам В.Г. Белинского, «составляют народную физиономию языка, его оригинальные средства и самобытное, самородное богатство».

II. Подготовка к обобщению понятий по изучаемой теме, правил.

Писатель К. И. Чуковский в книге «От двух до пяти» рассказал о сложном и интересном явлении русского языка. Так, четырехлетняя Светлана спросила у матери, скоро ли наступит лето.

- Скоро, ты и оглянуться не успеешь.

Светлана стала как-то странно вертеться.

- Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета все нет.

Другой ребенок услышал выражение «они живут на ножах» и представил себе, что существуют большие ножи, на лезвиях которых живут какие-то странные люди.

Дети не знают, что, кроме отдельных слов с самостоятельными значениями, из которых мы составляем в речи словосочетания и предложения, в русском языке есть еще более сложные языковые явления - устойчивые сочетания слов, или фразеологизмы. В этих выражениях слова теряют свою самостоятельность, а смысл имеет только все выражение в целом. Так, в приведенном примере «не успеешь оглянуться» значит «скоро», «живут на ножах» - «враждуют».

Задание №1.

Давайте вспомним лексическое значение следующих фразеологических сочетаний:

вопрос жизни и смерти  –               дело исключительной важности 

кожа да кости –                              худой

комар носа не подточит –              не к чему придраться

куриная память -                              плохая

на всех парусах –                              быстро

перемывать косточки –                  обсуждать

хоть кровь из носу –                         обязательно

рукой подать –                                  близко

глас вопиющего в пустыне -           напрасный, тщетный призыв

стреляный воробей –                        очень опытный человек

как рыба в воде –                              уверенно

ни рыба ни мясо –                              безликий, безвольный человек

обвести вокруг пальца –                    обмануть

кот наплакал -                                    очень мало

седьмая вода на киселе –                    дальний родственник

гонять лодыря –                                 бездельничать.

Надеюсь, что гонять лодыря и сидеть сложа руки мы на уроке не будем, а вспомним, что изучает фразеология.

Фразеология – особый раздел лингвистической науки. Слово фразеология происходит от двух греческих слов: phrasis – «оборот», logos – «учение». Этим термином называют весь состав устойчивых словосочетаний в языке. Отдельные выражения называются фразеологическими оборотами, или фразеологизмами. Особое значение имеет изучение фразеологии для совершенствования речевого мастерства человека, для повышения речевой культуры.    

Фразеологизмы, как и слова, являются единицами языка, имеют самостоятельное значение. Как и слова, фразеологизмы и их значения мы должны помнить. Богатство русской фразеологии представлено в словарях и справочниках.

Около четырех тысяч фразеологизмов содержит «Фразеологический словарь русского языка» под редакцией А.И. Молоткова. В нем объясняются значения фразеологизмов, показано их употребление в речи, иногда приводятся синонимы и антонимы, даются этимологические справки о некоторых фразеологизмах.

Специально для учащихся издан «Школьный фразеологический словарь русского языка». В нем раскрываются значения фразеологизмов, указываются их морфологические и синтаксические свойства, а также особенности стилистического употребления.

Кроме словарей, есть книги, которые можно назвать справочниками по фразеологии. Их цель – познакомить с историей фразеологического выражения. Книги Э.А. Вартаньяна «Путешествие в слово» Н.С. Ашукина и М.Г. Ашукиной «Крылатые слова» не просто интересно читать, но и познавательно. А «Мифологический словарь», составленный М. Ботвинником и другими, поможет понять историю возникновения, значение фразеологизмов.

Задание №2.

Как вы думаете, откуда фразеологизмы появились?

Вывод: источники разнообразны. Это выражения, взятые из Библии, трудовой жизни человека, из произведений устного народного творчества, выражения, пришедшие из древнегреческой и римской мифологий. Обогатили русскую фразеологию поэты и писатели.

Задание №3.

Давайте вспомним несколько известных фразеологизмов, пришедших к нам из античных мифов, объясним их значение.

Авгиевы конюшни (сильно засоренное, загрязненное или захламленное место, обычно помещение, где все валяется в беспорядке)

Ахиллесова пята (слабая сторона, уязвимое место)

Ариаднина нить (путеводная нить, способ выйти из трудного, запутанного положения)

Троянский конь (дар врагу с целью его погубить, обманное действие)

Прометеев огонь (стремление к достижению высоких целей, к борьбе с засильем зла)  

А самые любознательные в данном словаре узнают все об особенностях прокрустова ложа (мерка, под которую насильственно подгоняют что-либо, совершенно к ней не подходящее), о яблоке раздора («причина» всевозможных разногласий), о пирровой победе (победа, равносильная поражению, т.е. купленная ценой огромных жертв и невосполнимых потерь).

        Вы знаете, что фразеологизмы всегда состоят из нескольких слов и внешне похожи на обычные, или, как их называют, свободные сочетания.

-Поймете ли вы меня, если услышите следующие предложения:

Вы заблудились в трех елях.

У него на неделе семь четвергов.

Он привык из кильки делать слона.

Задание №4.

Замените неверные, на ваш взгляд, слова привычными, правильными.

Он заблудился в трех соснах.

У него на неделе семь пятниц.

Он привык из мухи делать слона.

Вывод: итак, в составе фразеологических оборотов нельзя слова заменять по своему желанию; фразеологизмы используются готовыми, требуют запоминания.

III. Обобщение понятий и правил темы и определение их роли в речи.

Давайте проверим, как вы помните некоторые известные фразеологизмы.

Задание №5.

Выберите из слов, данных в скобках, те, которые обычно используются в составе приведенных фразеологизмов, объясните лексическое значение.

1. Писать как (лев, курица, собака) лапой.                     Писать как курица лапой –              неразборчиво, так, что нельзя понять.

2. (Медвежья, собачья, волчья) услуга.                            Медвежья услуга – неловкая   помощь, услуга, причиняющая только вред.

3. Открыть (Африку, Австралию, Америку).                Открыть Америку – сообщать о чем-то известном.

4. Заморить (мужичка, судачка, червячка).                   Заморить червячка – перекусить, слегка утолить голод.

5. (Нарисовать, зарубить, начертить) на носу.            Зарубить на носу – крепко запомнить на будущее.

Внимание! Слово нос в этом выражении отношения к органу обоняния не имеет.

В старину употреблялось слово нос в значении, связанном по происхождению и по смыслу с глаголом носить. Нос - то, что носили с собой, при себе.

Как правило, для ведения счета и запоминания носили особые бирки – палочки или дощечки, на которых в старину производили зарубками, засечками учет работы, отмечали уплату денег, количество отпущенного товара. В народе, чтобы не забыть, говорили: «Заруби на бирку, заруби на нос».

Задание №6.

Вставьте слова, всегда употребляющиеся в составе фразеологических оборотов, объясните их значение.

Дрожит…           как осиновый лист  (очень сильно трясется обычно от страха, волнения)

Выводить…      на чистую воду         (разоблачать, уличать в чем-либо)

Беречь…            как зеницу око         (бдительно, заботливо, тщательно)

Держать…         возможны варианты.

«Фразеологический словарь русского языка» приводит 31 устойчивое выражение со словом «держать», например, держать верх, держать в курсе, держать в черном теле, держать камень за пазухой, держать нос по ветру, держать себя в руках, держать язык за зубами…

Вывод: некоторые слова могут употребляться в разных устойчивых словосочетаниях. Чтобы не ошибаться, нужно чаще заглядывать в словарь.

 

Задание №7.

Сколько фразеологизмов со словом нога вы услышите в прочитанном мною тексте? Кстати, это задание было на одной из республиканских олимпиад по русскому языку.

 Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он (с левой ноги встал, что ли?) полез ко мне драться. Я со всех ног домой! Еле ноги унес! Зато теперь к нему ни ногой. Ноги моей больше у него не будет!                    

Ответ: 6 фразеологизмов

1. На короткой ноге                                4. Уносить ноги

2. Встать с левой ноги                                5. Ни ногой

3. Со всех ног                                         6. Ноги не будет

Вывод: фразеологизмы не создаются в речи, как свободные сочетания. Но, как слова, вступают в синонимические, антонимические отношения

Задание №8.

Найдите четвертый лишний фразеологизм, объясните свой выбор:

Слово в слово                                      Вилами на воде писано

Тютелька в тютельку                           Комар носа не подточит

Ответ: лишний фразеологизм - «вилами на воде писано», т.к. обозначает «неизвестно, будет так или нет», остальные имеют значение «точно».

Задание №9.

Попробуйте найти антонимическую пару.

Коломенская верста                                            Воспрянуть духом

Ни зги не видно                                                    Ни в дудочку, ни в сопелочку

Повесить нос                                                         От горшка два вершка

И швец, и жнец, и в дуду игрец                          Как кошка с собакой

Душа в душу                                                           Хоть иголки собирай

Сопель – народный музыкальный инструмент, род деревянной флейты, свирели.

IV. Самостоятельная работа.

При употреблении фразеологизмов ваши ровесники очень часто допускают такие типичные ошибки, как

а) непонимание фразеологизма;

б) искажение его словесного состава;

в) смешение 2 фразеологизмов в одном.

Упражнение №1 

Работа на компьютере (выполнение тестового задания).

Найдите ошибки в употреблении фразеологизмов.

  1. НА СУББОТНИКЕ АНДРЕЙ РАБОТАЛ НЕ СКЛАДАЯ РУК.                         (__)
  2. В НАШЕМ КЛАССЕ САМЫЙ УМНЫЙ АРТЕМ. ОН У НАС О ДВУХ ГОЛОВАХ.        (__)
  3. ЖИЗНЬ ВХОДИТ В НОРМАЛЬНУЮ КОЛЕЮ.                                         (__)
  4. ЗА ЭТОТ ВЕЧЕР КОСТЯ ПРОЧИТАЛ КНИГУ ОТ КОРКИ ДО КОРКИ.                (__)
  5. Я ПРИШЕЛ В МАСТЕРСКУЮ РАБОТАТЬ, А НЕ В БАКЛУШИ ИГРАТЬ.                 (__)
  6. МЫ УСПЕШНО ЗАВЕРШИЛИ ЧЕТВЕРТЬ. НАШ КЛАСС ПРОДЕЛАЛ

 БОЛЬШОЙ СИЗИФОВ ТРУД.                                                               (__)

  1. ТРУДНО В ПОХОДЕ С НАТАШЕЙ: ОНА ПРОСТО КИСЕЛЬНАЯ БАРЫШНЯ.        (__)
  2. Я ДУМАЮ, ЧТО ТВОЯ ПРОБЛЕМА ВЫЕДЕННОГО ЯЙЦА НЕ СТОИТ.                (__)

1) нет ошибок в употреблении фразеологизма

2) ошибка: непонимание фразеологизма

3) ошибка: искажение словесного состава фразеологизма

4) ошибка: смешение двух фразеологизмов в одном

Проверка успешности выполнения тестового задания.

1. НА СУББОТНИКЕ АНДРЕЙ РАБОТАЛ НЕ СКЛАДАЯ РУК.

(3)       (Не покладая рук - усердно).

Обратим внимание! Если в составе фразеологического оборота используется деепричастие, то запятая не ставится, потому что фразеологизм соотносится с определенным понятием, обозначающим нечто единое по смыслу, и в предложении является одним членом.

2. В НАШЕМ КЛАССЕ САМЫЙ УМНЫЙ АРТЕМ. ОН У НАС О ДВУХ ГОЛОВАХ.

(2)        (О двух головах – безрассудно смелый.

Семи пядей во лбу – очень умный, мудрый, выдающийся).

3. ЖИЗНЬ ВХОДИТ В НОРМАЛЬНУЮ КОЛЕЮ.

(4)        (Входит в нормальное русло, выходит из колеи).

4. ЗА ЭТОТ ВЕЧЕР КОСТЯ ПРОЧИТАЛ КНИГУ ОТ КОРКИ ДО КОРКИ.

(1)        (От корки до корки - полностью).

5. Я ПРИШЕЛ В МАСТЕРСКУЮ РАБОТАТЬ, А НЕ В БАКЛУШИ ИГРАТЬ.

(4)        (В бирюльки играть –заниматься пустяками, даром, попусту тратить время.

Бить баклуши - бездельничать ).

6. МЫ УСПЕШНО ЗАВЕРШИЛИ ЧЕТВЕРТЬ. НАШ КЛАСС ПРОДЕЛАЛ БОЛЬШОЙ СИЗИФОВ ТРУД.

(2)        (Сизифов труд – бесполезная работа).

7. ТРУДНО В ПОХОДЕ С НАТАШЕЙ: ОНА ПРОСТО КИСЕЛЬНАЯ БАРЫШНЯ.

(3)        (Кисейная барышня – изнеженный, неприспособленный к жизни человек).

8. Я ДУМАЮ, ЧТО ТВОЯ ПРОБЛЕМА ВЫЕДЕННОГО ЯЙЦА НЕ СТОИТ.

(1)        (Выеденного яйца не стоит – не заслуживает внимания).

-Трудно? Нелегко. Может, можно в речи и без фразеологизмов обойтись? Можно. А стоит ли? Обратимся к эпиграфу нашего урока.

Вывод: чтобы сделать речь более меткой, образной, эмоциональной, необходимо использовать фразеологизмы.

Многие писатели и поэты  в своих произведениях использовали устойчивые выражения.

Упражнение №2

Назовите литературные произведения, авторов, а также раскройте значение фразеологических оборотов.

1 У наших ушки на макушке! Чуть утро осветило пушки и леса синие верхушки–        французы тут как тут!

(Кто-либо насторожен, внимателен, готов к чему-либо неожиданному)

М.Ю. Лермонтов «Бородино».

  1. Пора нам, Тетка, делом заняться. Довольно тебе бить баклуши. Я хочу из тебя артистку сделать.

(Бездельничать) А.П. Чехов «Каштанка».

3 Артемий Филиппович. С тех пор как я принял начальство, - может быть, вам      покажется даже невероятным, - все как мухи выздоравливают.

(Мрут (дохнут) как мухи – в огромном количестве) Н.В. Гоголь «Ревизор».

-С какой целью Н.В. Гоголь использует в речи попечителя богоугодных заведений А.Ф. Земляники фразеологизм с ошибкой?

4 –Слушай, брат Андрей Гаврилович: коли в твоем Володьке будет путь, так отдам за него Машу; даром, что он гол как сокол.

(Страшно беден, ничего не имеет) А.С. Пушкин «Дубровский».

Внимание! Сокол – старинное стенобитное орудие, представлявшее собой совершенно гладкую чугунную болванку, закрепленную на цепях.

.

Упражнение №3

Обратимся к тексту С. Гейченко. Внимательно прочитайте отрывок и определите, в каком предложении и с какой целью используется фразеологический оборот. 

(1) Однажды маленький Саша Пушкин написал стихотворную шутку на французском языке и дал прочесть ее своему гувернеру французу Русло.(2) Гувернер осмеял стихи и их автора. (3) Мальчик крепко обиделся и обиду свою сохранил надолго.

(4) Спустя несколько лет Пушкин подарил своему отцу собачку. (5) На вопрос Сергея Львовича, как же звать песика, озорник ответил: «Русло!» (6) Таково семейное предание, хранившееся у потомков сестры поэта Ольги Сергеевны Павлищевой.

(7) В семье пса стали звать не Русло, а Руслан, в честь героя поэмы «Руслан и Людмила», которой вся фамилия Пушкиных гордилась.

(8) Пес был добр, его любили все домашние и слуги. (9) Сам Сергей Львович был от него без ума. (10) Куда бы он ни направился, куда бы ни поехал, Руслан был всегда с ним. (11) В 1824 году Сергей Львович заказал художнику свой портрет, на котором он изображен вместе с верным Русланом.

Ответ: фразеологизм (без ума) в 9 предложении. Без ума – 1) от кого, от чего. В восторге, в восхищении. 2) Очень сильно (любить, влюбляться и т.п.).

Упражнение №4

Фразеологические обороты широко употребляются не только в художественной литературе, но и публицистической. Иногда в газетах, журналах можно встретить фразеологизмы. Определите значение следующих устойчивых выражений.

Белое золото – ( Подсказка!  Это волокно семян хлопчатника, употребляемое для изготовления пряжи) хлопок.

Стальной конь – (Подсказка! Это самоходная машина для тяги и приведения в действие машин, орудий) трактор.

Корабль пустыни – ( Подсказка! Это жвачное парнокопытное млекопитающее с одним или двумя горбами) верблюд.

Голубые береты – ( Подсказка! Это военнослужащие воздушно-десантных войск) десантники.

Пятый океан – (Подсказка! Сколько существует океанов? ( Ледовитый, Тихий, Атлантический, Индийский) А это все видимое над землей пространство - небо.

Данные сочетания слов называются перифразами. Перифраза – один из типов устойчивых сочетаний, наиболее часто встречающийся в публицистике. Перифразы способствуют донесению информации в образной форме, наиболее доступной для восприятия. Словарь перифраз русского языка помогает в понимании языка газет, радио и телевидения. 

Вывод: фразеологические обороты активно используются как в устной, так и письменной речи, необходимо уделять серьезное внимание данному разделу лексики.

V. Подведение итогов урока.

Должна сказать, что в вашем классе нет учеников, которые звезд с неба не хватают. Но возносить до небес я вас не буду до тех пор, пока вы не ответите на вопросы:

1. Для чего нужно изучать фразеологию?

2. Как не допускать в речи ошибок, связанных с употреблением устойчивых сочетаний слов?

Вот теперь я на седьмом небе от общения с вами.

VI. Домашнее задание.

Попробуйте создать текст, употребив в нем как можно больше фразеологических оборотов.                                                                

 

Авгиевы конюшни

 Во времена она в Греции жил царь по имени Авгий. Он был страстным любителем лошадей. 3000 коней стояли в его конюшнях. Однако стойла их не чистились целых тридцать лет и по самые крыши заросли лошадиным навозом. По случаю на службу к царю Авгию поступил легендарный силач Геракл, которому и было поручено очистить авгиевы конюшни, ибо не под силу это было сделать никому другому. Геракл отвел в ворота конюшен реку, и бурный поток вымыл оттуда всю грязь.

Выражение авгиевы конюшни означает крайнюю загрязненность, запущенность, в том числе и  в делах.

Ахиллесова пята

 

Ахиллес — непобедимый и отважный герой многочисленных легенд Древней Греции. Ахиллеса не брали никакие вражеские стрелы. Легенда гласит, что мать Ахилла Фетида, желая сделать сына неуязвимым, окунула мальчика в воды священной реки Стикс. Но, окуная, она держала его за пятку (пяту), и поэтому пятка оказалась неосвященной и стало быть незащищенной. В одном из сражений противник Ахилла Парис, пустил стрелу в пятку Ахилла и убил его. С тех пор всякое слабое, уязвимое место человека (или какой-то структуры) называют ахиллесовой пятой.

*************************************************************************************

Ариаднина нить

Выражение, означающее: путеводная нить, руководящая мысль, способ, помогающий выйти из затруднительного положения, решить трудный вопрос. Возникло из греческих мифов об афинском герое Тесее, убившем Минотавра, чудовищного полубыка-получеловека. Афиняне обязаны были по требованию критского царя Миноса каждый год отправлять на Крит семь юношей и семь девушек на съедение Минотавру, обитавшему в построенном для него лабиринте, из которого никто не мог выйти. Совершить опасный подвиг Тесею помогла полюбившая его дочь критского царя Ариадна. Тайно от отца она дала ему острый меч и клубок ниток. Когда Тесея и обреченных на растерзание юношей и девушек отвели в лабиринт, Тесей привязал у входа конец нитки и пошел по запутанным переходам, постепенно разматывая клубок. Убив Минотавра, Тесей по нитке нашел обратный путь из лабиринта и вывел оттуда всех обреченных

Троянский Конь - Выражение "троянский конь" давно стало нарицательным, и имеет общепринятое значение - обман и коварство, дар врагу с целью его погубить.

История о троянском коне уходит своими корнями в древность.

В доисторические времена Греция объявила войну древнему городу-поселению в Малой Азии - Трое. Война греков против троянцев длилась 10 лет, но грекам город взять так и не удалось. Тогда им пришлось пойти на хитрость. Они соорудили огромного деревянного коня, внутрь которого спрятались воины, а остальное войско, погрузившись на корабли недалеко отплыло от Трои. Троянцы решили, что осада снята, и поверили в то, что греки оставили коня как жертву для богини Афины (богиня войны и мудрости). Коня перенесли в город и поставили перед храмом.

Ночью, когда троянцы уснули, из чрева коня вылезла часть воинов-греков, они открыли городские ворота Трои и впустили своё войско. Троя была взята и разрушена.

Прометеев огонь

Прометей  -  титан, могучий герой древнегреческих мифов. Охваченный жалостью к людям, которые не знали огня и были беспомощны в борьбе с природой, Прометей похитил божественное пламя, горевшее в чертогах богов на Олимпе, и передал его смертным. За это Зевс осудил его на страшную казнь: титан был прикован к скале на вершинах Кавказа; каждый день гигантский орел терзал и клевал его печень; каждую ночь она снова заживала для новых мук.

Впоследствии другой благородный герой, могучий Геракл, освободил страдальца.

Сизифов труд

Так называют всякую бесцельную, нескончаемую работу.

Коринфский царь Сизиф, рассказывали греки, был великим хитрецом. Непокорный гордец, он все время обманывал богов и издевался над ними. Он выдал людям тайны  богов, ставшие ему известными. Зевс послал к нему Смерть, но он и Смерть заковал в цепи, и люди стали бессмертными. Победив в конце концов Сизифа, боги назначили ему суровую казнь. Он был обречен все время катить в гору огромный  камень. Едва камень достигал вершины, он срывался и обрушивался к подножию холма. Дело надо было начинать вновь и вновь.

Наказание Сизифа было страшно не столько трудностью, сколько бессмысленностью его работы. Понятно, что из этого рассказа и возник навеки запоминающийся образ нелепого труда.

Кисейная барышня — фразеологизм русского языка.

Это выражение появилось в XIX векe от слова кисея (тонкая дорогая ткань). Изначально оно являлось едко-иронической характеристикой женского типа, взлелеянного старой дворянской культурой. Впервые данный фразеологизм появился в литературе в повести Николая Помяловского «Мещанское счастье» (1861)

Ныне этот фразеологизм имеет более широкое значение: «жеманная девушка с мещанским кругозором», однако употребляется он редко.

Выберите из слов, данных в скобках, те, которые обычно используются в составе приведенных фразеологизмов, объясните лексическое значение.

1. Писать как (лев, курица, собака) лапой

2. (Медвежья, собачья, волчья) услуга.                           

3. Открыть (Африку, Австралию, Америку).               

4. Заморить (мужичка, судачка, червячка).                   

5. (Нарисовать, зарубить, начертить) на носу. 

         Найдите четвертый лишний фразеологизм, объясните свой выбор:

Слово в слово                                      Вилами на воде писано

Тютелька в тютельку                        Комар носа не подточит

Попробуйте найти антонимическую пару.

Коломенская верста                                            Воспрянуть духом

Ни зги не видно                                                    Ни в дудочку, ни в  сопелочку          

Повесить нос                                                         От горшка два вершка

И швец, и жнец, и в дуду игрец                          Как кошка с собакой

Душа в душу                                                           Хоть иголки собирай

ТЕСТ

Найдите ошибки в употреблении фразеологизмов.

  1. НА СУББОТНИКЕ АНДРЕЙ РАБОТАЛ НЕ СКЛАДАЯ РУК.                         (__)
  2. В НАШЕМ КЛАССЕ САМЫЙ УМНЫЙ АРТЕМ. ОН У НАС О ДВУХ ГОЛОВАХ.        (__)
  3. ЖИЗНЬ ВХОДИТ В НОРМАЛЬНУЮ КОЛЕЮ.                                         (__)
  4. ЗА ЭТОТ ВЕЧЕР КОСТЯ ПРОЧИТАЛ КНИГУ ОТ КОРКИ ДО КОРКИ.                (__)
  5. Я ПРИШЕЛ В МАСТЕРСКУЮ РАБОТАТЬ, А НЕ В БАКЛУШИ ИГРАТЬ.                 (__)
  6. МЫ УСПЕШНО ЗАВЕРШИЛИ ЧЕТВЕРТЬ. НАШ КЛАСС ПРОДЕЛАЛ

 БОЛЬШОЙ СИЗИФОВ ТРУД.                                                               (__)

  1. ТРУДНО В ПОХОДЕ С НАТАШЕЙ: ОНА ПРОСТО КИСЕЛЬНАЯ БАРЫШНЯ.        (__)
  2. Я ДУМАЮ, ЧТО ТВОЯ ПРОБЛЕМА ВЫЕДЕННОГО ЯЙЦА НЕ СТОИТ.                (__)

1) нет ошибок в употреблении фразеологизма

2) ошибка: непонимание фразеологизма

3) ошибка: искажение словесного состава фразеологизма

4) ошибка: смешение двух фразеологизмов в одном

Обратимся к тексту С. Гейченко. Внимательно прочитайте отрывок и определите, в каком предложении и с какой целью используется фразеологический оборот. 

(1) Однажды маленький Саша Пушкин написал стихотворную шутку на французском языке и дал прочесть ее своему гувернеру французу Русло.(2) Гувернер осмеял стихи и их автора. (3) Мальчик крепко обиделся и обиду свою сохранил надолго.

(4) Спустя несколько лет Пушкин подарил своему отцу собачку. (5) На вопрос Сергея Львовича, как же звать песика, озорник ответил: «Русло!» (6) Таково семейное предание, хранившееся у потомков сестры поэта Ольги Сергеевны Павлищевой.

(7) В семье пса стали звать не Русло, а Руслан, в честь героя поэмы «Руслан и Людмила», которой вся фамилия Пушкиных гордилась.

(8) Пес был добр, его любили все домашние и слуги. (9) Сам Сергей Львович был от него без ума. (10) Куда бы он ни направился, куда бы ни поехал, Руслан был всегда с ним. (11) В 1824 году Сергей Львович заказал художнику свой портрет, на котором он изображен вместе с верным Русланом.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: «Нравственный подвиг любви к Богу на примере св. Екатерины. Тема целомудрия и нравственного выбора.»

Проект урока  в рамках преподавания "Духовного краеведения Подмосковья" в старших классах и СПО....

Подвиг любви и долга (поэма Н.А.Некрасова "Русские женщины")

Подвиг любви и долга (поэма Н.А.Некрасова "Русские женщины")...

Историко – литературная гостиная "Подвиг любви бескорыстной»

Цель: расширить знания учащихся по истории декабристского движения, раскрыть гражданский подвиг женщин – декабристок и причины, побудившие их поехать за опальными мужьями в Сибирь; показать глуби...

Подвиг любви бескорыстной

Литературныйвечер, посвященный творчеству Н.А.Некрасова.Особое место в творчестве писателя занимают стихотворения, поэмы о русских женщинах: крестьянках, дворянках, матерях, любимых женщинах......

План-конспект урока по литературе на тему "Тихий подвиг любви" по произведениям В.Г. Короленко "В дурном обществе" и "Слепой музыкант".

Содержание урока направлено на формирование умения воспринимать мир чувств и переживаний  героев, а также на выявление художественного своеобразия творческой манеры писателя....

Урок "Подвиг любви бескорыстной в поэме Н.А.Некрасова "Русские женщины"

Урок "Подвиг любви бескорыстной в поэме Н.А.Некрасова "Русские женщины"...