Урок с применением ИКТ "Подвиг любви и верности в поэме Н.А.Некрасова "Русские женщины".
план-конспект занятия по литературе (7 класс) на тему
Урок посвящен подвигу жён декабристов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок-размышление "Подвиг любви и верности в поэме Н.А. Некрасова "Русские женщины" | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебно-методический материал по литературе на тему:
Подвиг любви и верности в поэме Н.А.Некрасова «Русские женщины».
Синякова Л.А. – учитель русского языка и литературы МБОУ «Шемуршинская СОШ» Чувашская Республика
Содержание урока
с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)
Предмет: русская литература.
Тип урока: урок-размышление.
Тема: Подвиг любви и верности в поэме Н.А.Некрасова «Русские женщины».
Продолжительность: 1 урок – 45 минут.
Класс: 7
Технологии: компьютер, мультимедийный проектор.
Аннотация.
Перед школой информационного века стоит задача развития познавательной активности и самостоятельности учащихся. С изменением содержания образования, подходов к образовательному процессу, появлением новых педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных, возможности решения данной задачи существенно расширились.
Сегодня учитель имеет возможность качественно изменить процесс обучения и воспитания: информационные и коммуникационные технологии облегчают творческую работу педагога, помогают совершенствовать и развивать своё мастерство.
При переходе на интенсивный путь развития образования необходимо, в первую очередь, изменить сами методы обучения, найти другие, менее декларативные способы подачи знаний. Умение самостоятельно работать с информацией, находить, осмысливать, преобразовывать, и, наконец, синтезировать на базе имеющейся информации новые знания – это наиболее перспективное направление развития учебного процесса, которое позволит учащимся в дальнейшем выстроить линию самообразования и саморазвития.
Применение передовых технологий в своей работе я считаю необходимым.
Урок «Подвиг любви и верности» предполагает более углубленное изучение поэмы Н.А.Некрасова «Русские женщины».
На данном уроке сочетаются различные методы и приёмы проведения занятий: просмотр кинофрагментов и презентаций, лекция, беседа, практическая работа (анализ текста), элементы семинара (выступления учеников с результатами исследовательской работы).
Цель такой формы урока – развитие навыков самостоятельной аналитической работы и публичного выступления с сообщением, приобретение опыта получения информации.
Цель применения ИКТ на уроке:
- усиление воспитательной функции урока;
- активизация познавательной деятельности учащихся;
- формирование коммуникативной компетенции.
- повышение уровня умений работать с информацией различных источников;
- формирование информационной культуры.
В ходе урока достигнуты следующие цели:
- обучающие – раскрыть основные некрасовские представления о духовном подвиге жён декабристов во имя любви;
- показать истоки и глубину подвига женщин, ставших героинями поэмы Н.А.Некрасова;
- выработать умение работать с публицистической литературой;
- развивающая – развитие логических мыслительных операций (сравнение, обобщение), внимание к слову, обогащение речи.
- воспитывающая – способствовать воспитанию эмоционально чутких людей, способных судить о прекрасном в жизни и в искусстве, давать ему правильную оценку.
Методика данного урока позволила проявить всем учащимся познавательную активность и интерес к изучаемой теме. Учащиеся отвечали на вопросы, делали верные выводы, делились полученной информацией и впечатлениями.
При подготовке урока я опиралась на метод исследования, в основе которого лежит педагогика сотрудничества. Целью обучения в сотрудничестве должно явиться осознание каждым учеником личного участия и ответственности за успех совместной работы.
Я думаю, что на данном уроке эта цель была достигнута.
Использование ИКТ на уроке ориентировало учеников на результативность и успех.
Блиц-опрос учащихся после урока:
- Вам понравился урок?
Угарина Елена: «Мне очень понравился этот урок. Было очень интересно, захотелось посмотреть фильм до конца и узнать о дальнейшей судьбе этих прекрасных женщин. Вообще я хочу подготовить проект по этой теме к следующей научно-практической конференции. Думаю, что может получиться очень хорошая работа».
Симурзина Елена: «Меня переполняют чувства! Спасибо Людмиле Александровне! Она на своих уроках заставляет нас плакать, и смеяться. А с этого урока вообще не хотелось уходить».
Угарин Николай: «На уроках Людмилы Алексадровны мы узнаём очень много и не только по литературе, но даже по истории. Мне всегда интересно. Как только она успевает подготовиться!
Андреева Оксана: «Урок был очень хороший. Мы всегда с удовольствием готовимся к урокам литературы, потому что знаем, что будет очень интересно».
Андреева Наташа: «На меня этот урок произвёл очень сильное впечатление. Могу сказать только одно: «Здорово!»
Конспект урока
Тема: Подвиг любви и верности в поэме Н.А.Некрасова «Русские женщины».
Эпиграф: Пока смерть не разлучит нас…
Цели:
- обучающая – раскрыть основные некрасовские представления о духовном подвиге жён декабристов во имя любви;
- показать истоки и глубину подвига женщин, ставших героинями поэмы Н.А.Некрасова;
- выработать умение работать с публицистической литературой;
- развивающая – развитие логических мыслительных операций (сравнение, обобщение), внимание к слову, выделение главного, обогащение речи.
- воспитывающая – способствовать воспитанию эмоционально чутких людей, способных судить о прекрасном в жизни и в искусстве, давать ему правильную оценку.
Оборудование и материалы:
Компьютер, мультимедийный проектор, экран, портрет Н.А.Некрасова, иллюстрационный материал, учебник литературы В.Я Коровиной для 7 класса, кинофрагменты фильма Владимира Мотыля «Звезда пленительного счастья», презентации.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Учитель: «Здравствуйте, ребята! Садитесь! Внимание на экран».
Приложение 1.
Демонстрируется кинофрагмент «Начало».
2.Вступительное слово учителя.
Ребята! Сегодня у нас необычное начало урока и сам урок тоже необычен. Это урок памяти о людях, совершивших подвиг любви бескорыстной. Вглядитесь в прекрасные, мужественные лица и запомните имена людей, память о подвиге которых хранят благодарные потомки почти два тысячелетия.
Приложение 2.
Демонстрируется презентация «Декабристы».
Учитель: Тема нашего сегодняшнего урока «Подвиг любви и верности». Мы только что изучили поэму Н.А.Некрасова «Русские женщины». Это необычная поэма и посвящена она необычным людям.
-Кому посвящена поэма?
Эпиграф нашего урока «Пока смерть не разлучит нас…» Я думаю, что позднее вы объясните, почему выбран именно этот эпиграф.
3.Стадия вызова интереса:
Учитель читает отрывок из поэмы французского поэта Альфреда де Виньи «Ванда»:
Неправда, что всегда в работе и в сраженье,
Льет пот и кровь рекой один простой народ.
Что стойкость, мужество и самоотверженье
Несвойственны тому, кто в роскоши живет.
Чем жизнь прекраснее, тем горше с ней расстаться,
Тем большим подвигом должно это считаться.
Святая жертвенность, ты - духа высший взлет!
Приложение3.
Демонстрируется презентация «Восстание».
Учитель на фоне презентации:
Декабристы... Почти все они были очень молоды.
Однако, охваченные патриотизмом и любовью к Родине, твердой поступью вышли они 14 декабря 1825 года на Сенатскую площадь с протестом против крепостничества и произвола самодержавия. По приказу Николая I восстание было подавлено.
Более 600 человек арестовано. Николай I лично участвовал в допросах. Суд над декабристами происходил при закрытых дверях. В Петропавловской крепости были повешены пятеро осужденных декабристов: Кондратий Рылеев, Павел Пестель, Сергей Муравьев-Апостол, Петр Каховский и Михаил Бестужев-Рюмин.
Более ста декабристов были сосланы на вечное поселение в Сибирь. Екатерина Ивановна Трубецкая первой отправилась вслед за мужем. Она была дочерью знатного француза И.С. Лаваля. Мать Екатерины Ивановны владела большим медеплавильным заводом, золотым прииском и несколькими имениями. Сергей Трубецкой и Екатерина познакомились в Париже. Князь происходил из родовитой семьи. Во время войны 1812 года он прославил свое имя в боях при Бородино. Они обвенчались в Париже в маленькой церкви при русском посольстве и вскоре вернулись в Петербург. Начались четыре года счастья. Сергей Трубецкой отличался добрым, спокойным характером, "имел просвещенный ум", был всеми любим и уважаем. Екатерина Ивановна страстно его любила и была счастлива с ним. Поэтому после его ареста Екатерина Ивановна направляет Николаю I просьбу о разрешении разделить участь мужа.
Вслед за Трубецкой выехала в Сибирь на 20-тилетнее поселение и каторгу Мария Волконская, выросшая в богатстве и роскоши, блиставшая на балах.
Отец Марии Николаевны - отважный генерал, герой войны с Наполеоном. Мать была внучкой Ломоносова. От нее дочь унаследовала темные глаза и гордую стать. Она ехала день и ночь.
Волконская нашла мужа в Благодатском руднике и поселилась рядом с ним, вместе со
своей подругой, княгиней Екатериной Трубецкой, в маленькой избушке.
Два подвига и жизнь, и слёзы, и любовь… Подвиг гражданский – подвиг декабристов и подвиг любви бескорыстной – подвиг их жён.
Цель нашего урока – выяснить некрасовское восприятие этого подвига и сравнить его с нашей точкой зрения.
4. Стадия осмысления. Работа над текстом поэмы.
1) Беседа
-Что движет женщинами, которые отправились за своими мужьями в добровольную ссылку?
-В чём видят женщины свой долг?
-Объясните, почему выбраны эпиграфом к уроку слова «Пока смерть не разлучит нас…»?
-Какие трудности и препятствия подстерегают женщин? Подтвердите свои ответы текстом.
Ученики находят строки из поэмы, подтверждающие их ответы.
-Что ещё движет жёнами декабристов кроме чувства долга? (Любовь, вера, надежда).
Две женщины стали героинями поэмы. Но в Сибирь отправились и другие.
2) Результаты исследовательской работы учеников.
Учитель: На дом вам было дано задание провести своеобразную исследовательскую работу. Вы должны были найти материал о жёнах декабристов, которые тоже последовали в Сибирь за своими мужьями.
Ученики выступают с докладами, подготовленными по результатам самостоятельной исследовательской работы. Ими собран материал о Полине Гебль, Прасковье Анненковой, Александре Давыдовой, Александре Муравьёвой, Анне Розен и других жёнах декабристов.
Во время выступлений ученики читают наизусть отрывки из поэмы «Русские женщины», стихи, посвящённые декабристам.
3) Связь с ранее изученным материалом.
- Строки какого произведения Некрасова можно отнести и к жёнам декабристов?
«Коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт» и «красавица миру на диво» («Мороз, Красный нос»).
- Какое произведение о любви мы уже изучили с вами в этом году?
(«Повесть о Петре и Февронии Муромских).
-Какие произведения чувашских писателей о любви вы знаете?
(«Нарспи» К.Иванов»)
Учитель:
Совершить подвиг гражданский, подвиг на войне – это достойное дело. Но такой подвиг подразумевает хотя бы получение какой-то награды (медали, ордена). Подвиг любви всегда бескорыстен, потому что наградой может быть только ответное чувство.
Вывод:
Подвиг гражданский подразумевает самопожертвование, достоинство, честь, долг. Подвиг духовный – милосердие, сострадание, бескорыстие, верность. Это составляющие двух подвигов. А движущей силой является любовь. В первом случае – любовь к Отечеству, во втором - к близкому человеку.
На доске своеобразная схема, составленная из слов:
САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ МИЛОСЕРДИЕ
ДОСТОИНСТВО СОСТРАДАНИЕ
ЧЕСТЬ ЛЮБОВЬ БЕСКОРЫСТИЕ
ДОЛГ ВЕРНОСТЬ
6.Заключение:
Учитель:
-В каких строчках поэмы раскрывается представление Некрасова о духовном подвиге жён декабристов?
- Какие средства художественной выразительности использует Некрасов для создания поэтических образов?
(Ученики находят метафоры, эпитеты, сравнения).
-В каких строчках поэмы раскрывается представление Некрасова о духовном подвиге жён декабристов?
Пленительные образы
Едва ли в истории какой- нибудь страны
Вы что-нибудь прекраснее встречали.
Их имена забыться не должны.
Высок и свят их подвиг незабвенный.
Н.А. Некрасов.
-Вы согласны с точкой зрения автора поэмы?
Вывод:
Человек живет до тех пор, пока о нём помнят. Помним и мы о декабристах и их жёнах. Практически в каждом городе нашей страны есть улица Декабристов. Есть она и в городе Чебоксары. Символично то, что на этой улице расположена воинская часть, где несут службу современные защитники Отечества. Служил в этой части и мой сын Дмитрий.
Приложение 4.
Демонстрируется кинофрагмент «Заключение».
Учитель:
Завершая наш урок, давайте ещё раз вспомним имена всех одиннадцати жён декабристов, последовавших в Сибирь за мужьями.
Приложение5.
Демонстрируется презентация «Жёны».
7.Домашнее задание.
Написать сочинение на тему «Высок и свят их подвиг незабвенный. А вы смогли бы повторить его»?
Все материалы по данному уроку можно посмотреть на сайте:
http://www.sinyakova.21419s11.edusite.ru
Список использованных материалов:
Фильм Владимира Мотыля «Звезда пленительного счастья».
Песня Булата Окуджавы «Кавалергарды, век недолог».
Романс Настеньки из фильма «О бедном гусаре замолвите слово».
Портреты декабристов художника П.Ф.Соколова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 7 классе. "Величие духа русских женщин" (по поэме Н.А. Некрасова «Русские женщины»
Конспект урока по литературе для убучающихся 7 класса знакомит с историей создания поэмы “Русские женщины”, с ее героинями - женами декабристов. Занятие развивает умение размышлять на заданную тему, о...
«Поэма Н.А. Некрасова «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Величие духа русской женщины»
Пленительные образы! Едва ли в истории какой-нибудь страныВы что-нибудь прекраснее встречали.Их имена забыться не должны.Высок и свят их подвиг незабвенный. Н.А. НекрасовОткрыв первую страни...
"Историческая основа поэмы Н.А. Некрасова "Русские женщины". Величие русских женщин"
Конспект урока по литературе 7 класс...
Подвиг любви и долга (поэма Н.А.Некрасова "Русские женщины")
Подвиг любви и долга (поэма Н.А.Некрасова "Русские женщины")...
Урок литературы «Образ русской женщины в поэме Н.А. Некрасова "Русские женщины"
Цель урока:1. Обучающая: прочитать и проанализировать поэму Н.А. Некрасова «Русские женщины»; раскрыть основные некрасовские представления о духовном подвиге во имя любви ...
Величие духа русских женщин (по поэме Н.А. Некрасова «Русские женщины»)
Величие духа русских женщин(по поэме Н.А. Некрасова «Русские женщины»)...
Урок "Подвиг любви бескорыстной в поэме Н.А.Некрасова "Русские женщины"
Урок "Подвиг любви бескорыстной в поэме Н.А.Некрасова "Русские женщины"...