Проблемы нигилизма и пути его преодоления в творчестве А.С. Пушкина.
статья по литературе (9 класс) по теме

Шустова Наталья Владимировна

Статья в помощь при изучении романа "Евгений Онегин" А.С.Пушкина.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблема нигилизма и пути его преодоления в творчестве А. С. Пушкина.

Трудно обозначить проблему, которой не касался бы А.С. Пушкин. «Нигилизм» в России появился в 60-е годы 19 века благодаря роману И. С. Тургенева «Отцы и дети». Данная проблема  имеет самое глубокое и непосредственное отношение к творчеству Пушкина, так как нигилизм как явление имеет на российской почте долгую историю своего развития и уходит своими корнями в далекую Петровскую эпоху, то есть почти за сто лет до рождения Пушкина. Более того, слово «нигилизм» впервые в России было употреблено в непосредственной связи с именем Пушкина. В 1829 году Н.И. Надеждин, профессор Московского университета, выпустил статью «Сонмище нигилистов», направленную против Пушкина и его литературного окружения. Истоки нигилизма в России берут свое начало в Петровских реформах. Именно в «Петровском переполохе», когда русское дворянское общество утратило «восточный путь», а «новый путь нашло с западного перекрестка», новые люди России символ веры и национальное мировоззрение сменили на «табель о рангах». Нигилизм стал закономерным итогом реформ Петра Первого. Идея западничества завладела умами русской дворянской молодежи и выродилась в антинациональное явление – нигилизм, которое разъедало все основные формы многовекового уклада государства. Подобное явление не могло пройти мимо первого русского поэта и нашло свое отражение в его взглядах и художественном творчестве. Для поэта, хорошо знавшего историю Отечества, очевидно, что культура России своими корнями уходит в Византию, а  Запад. В романе «Евгений Онегин» Пушкин глубоко обнажил все тайные причины отпадения «пустого духа» от традиционных форм бытия. С первых строк мы сталкиваемся с образом «молодого повесы», воспитанного на западный манер, вобравшего в себя все привычки света и оторванного от национальных корней. Все воспитание Евгения Онегина формируется в отрыве от традиционного уклада народной жизни и развивается в двух направлениях: чувственно-эротическом и рассудочно-прагматическом. В нравственном отношении все силы души были сосредоточены на постижении «науки страсти нежной», а в умственном – материалистической философии и буржуазной экономике Адама Смита. В результате такого воспитания и чтения жизнь Онегина находится в полном противоречии с бытом и укладом своего народа. На протяжении всего романа Пушкин уподобляет Евгения Онегина герою поэмы Байрона Чайльд-Гарольду. Может ли быть счастлив Онегин «Среди вседневных наслаждений»? в беспочвенности и праздности Пушкин гениально открывает духовную пустоту, опасность и гибельный путь героя. Жизнь «философа в осьмнадцать лет» утратила всякий смысл, он рано перестает жить душой и сердцем. Им овладела тоска и уныние. Автор проникает в самые тайные глубины человеческой души и сердца. Его понимание значения сердца в жизни человека восходит к Священному Писанию и учению святых отцов Церкви, свидетельствующих, что именно сердце есть средоточие всех духовных и телесных сил. Уже в одном из своих ранних стихотворений «Безверие» Пушкин передает все муки безбожного сознания лирического героя, внутреннее состояние того, кто рано утратил главный источник жизни – веру. В стихотворении «Демон» поэт высветил главные источники греховного соблазна, ведущие к потере живительных сил веры, – тщеславие, гордость, сладострастие. А это наследие западной цивилизации. Наиболее ярко сущность нигилизма отражена в образах  Алеко и Онегина. При этом очевидно, что проблема нигилизма разрешается Пушкиным на двух уровнях: эмпирическом и метафизическом. В метафизическом плане истоки нигилизма восходят к Священному Писанию, к истории отпадения дьявола от Бога. В силу своей гордости и тщеславия дьявол возжелал стать равным Богу, за что и был, низвергнут в область «поднебесную». Через дьявола грех вошел в мир. С ним связан и первородный грех человека, отпадение Адама от Бога, и первое преступление на земле, убийство Каине. Несмотря на свою греховную сущность, человек по воле Божьей остался свободным в проявлении собственной воли выбора между добром и злом. Герои Пушкина, утратив связь с Богом, метафизически свободны в своем выборе добра и зла и сознательно выбирают зло, служат ему. Путь движения их воли лежит от попрания Добра – Истины – Красоты, отступления от них и принятие зла – лжи – безобразия. В эмпирической сфере пушкинские герои (Алеко, Онегин, Германн и другие) находятся в состоянии, требующем свободного выбора, и все выбирают одинаковый путь – путь преступлений. Переступают через нравственный Закон и нарушают шестую заповедь Нового завета – «не убий». Алеко убивает свою возлюбленную Земфиру, Онегин – друга Ленского, Германн – старую графиню. Всех их объединяет гордость ума, тщеславие, тяжкий грех убийства и неспособность искреннего покаяния, что влечет за собой нравственные страдания и неизбежное наказание.  Для Пушкина очевидна одна истина – человек, утративший культурно-историческую и духовно-нравственную связь со своим Отечеством, народом, его верой, обречен на духовное скитальчество, и отсюда его путь определяется лишь условностями искусственной морали и собственной воли, ведущим к своеволию и вседозволенности. Пушкин первым в русской литературе указал пути преодоления пустого духа и «пророчески разрешил» онтологическую проблему России. Духовному нигилизму и беспочвенному скитальчеству Пушкин противопоставил твердые основы национального  уклада жизни русского народа, берущие свои нравственные силы в традициях православной культуры. Пушкин  противопоставил Онегину нравственный идеал в образе Татьяны Лариной. Изначально это выражается на уровне символической значимости ее имени, которое несет в себе двойную функцию и духовно-религиозный смысл. Татьяна с греческого значит устроительница, учредительница, и в этом смысле она является учредительницей давно утраченных старинных форм народного бытия и устроительницей семейного уклада в традиционных формах национальной жизни. Имя Татьяна выбрано не случайно, а дано в память святой мученицы Татианы, воплощавшей собой, с одной стороны, духовную святость и чистоту, а с другой – твердость веры и противостояние земным страстям. Образ Татьяны сочетает оба эти начала и выражает нравственный идеал писателя. С самого начала появления Татьяны в романе автор подчеркивает ее мистическую связь с прошлым России, ее стариной. На уровне духовной связи Татьяна вся принадлежит русской почве, культурно-историческим традициям Святой Руси. Она всей душой связана с миром природы, сельским бытом. По ходу развития действия имя Татьяны все больше приобретает христианско-символический смысл, восходящий к образу Татианы. Из жития святой подвижницы известно, что она была непоколебима в вере; ниспровергала языческие идолы и противостояла земным страстям. Пройдя через искус первого чувства любви, Татьяна быстро умудряется опытом, приобретает нравственную твердость и дар духовного предвидения. Она понимает Онегина и снимает с него лик благородства (Евгений  с греческого – благородный), обнажая лик  подражания и пустой дух идолопоклонства. К концу романа образ Татьяны достигает нравственной высоты, внутренней гармонии, душевного покоя. Здесь Пушкин в образе Татьяны впервые в русской литературе представил нам идею «монастыря в миру». Живя в миру, Татьяна преодолела его суету и страсти, противопоставив ему свой внутренний мир (монастырь). И общество преклонилось перед ней, повинуясь ее тайной духовной крепости и нравственной чистоте, как те, которые мучили святую Татиану и, в конце концов, «уверовали в Иисуса Христа, видя над ней силу Божию». Преодолевая последнее искушение демона-совратителя Онегина, Татьяна по существу становится неподвластна страстям внешнего мира, являясь стойкой исполнительницей нравственного закона и верности долгу. Образ Татьяны Лариной, наряду с другими праведными героями – старцем Пименом, Машей капитана Миронова, Петром Гриневым и другими, воплощает в художественной концепции Пушкина идеал нравственной Красоты и выражает начала бытия русского народа, культурно-историческую Россию. Обладая в полной мере духовно-исторической памятью и христианской истиной, все они умеют противостоять духовно пустым нигилистам, типа Алеко и Онегина, которые в силу своей гордыни и безбожия утратили связь со своим народом и почвой, став скитальцами в родном Отечестве.

Таким образом, А.С. Пушкин задолго до Тургенева, Лескова, Достоевского и других писателей, обращавшихся к теме нигилизма, уловил в этой метафизике своего времени то, что стержень духовного отступничества лежит в сердце России, что она заболела нигилизмом, который вел ее к трагедии.

Все предрассудки истребя,

Мы почитаем всех нулями,

А единицами себя.

Он открыл нам и единственный путь исцеления от духовной смерти, который лежит в смирении перед правдой народной «Смирись, гордый человек!», в почитании своего Отечества, его духовных святынь.

По воле Бога самого

Самостоянье человека,

Залог величия его.

Животворящие святыни!

В этих словах поэта заключена духовно-религиозная правда России, ее Истина и Путь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ошибки в порядке выполнения арифметических действий и пути их преодоления при обучении детей с проблемами в развитии

В учебно-методическом пособии, приведены ошибки учащихся в связи с тем влиянием, которое оказывает на них появление структуры выражений использованной числовым материалом, рассмотрены причины ошибок и...

Проблема правильного произношения в хоровом произведении на иностранном языке (английском) и пути ее преодоления в работе с детьми младшего школьного возраста

Хоровая музыка является одной из разновидностей музыкального искусства, наиболее яркой отличительной чертой которого является синтез музыки и слова. Не что иное, как слово помогает глубже проникнуть в...

Презентация: "Проблемы насилия над детьми и пути их преодоления"

Презентация: "Проблемы насилия над детьми и пути их преодоления"...

Статья на тему "Проблема нечтения и пути ее преодоления".

Статья на тему "Проблема нечтения и пути ее преодоления"....


 

Комментарии

Заставили задуматься. Мысли разные. Да что ж вы так Пушкина опрощаете и христианизируете! Обидно за гения. Ну. не мог он сам смиряться, поскольку сам - достаточно "гордый человек". И величие человека видел именно в указанном вами "самостоянии", основанном на любви к Родине и увадении к ее истории.
Если я правильно поняла, то Онегин - утратил духовную связь с Отечеством, народом и его верой. И именно это хотел сказать о нем хулиган Пушкин, писавший "Гавриилиаду", писатель, связавший литературу России со всемирным литературным процессом? Пушкин тоньше, больше, многозначнее все утвердителей "духовно-религиозной" правды.
Но попытаюсь присвоить "монастырь души". Хороший термин для последующих связей. И читать было очень интересно. Нужно перечитать всего Пушкина заново и что-то открыть для себя. Спасибо большое.