Статья на тему "Проблема нечтения и пути ее преодоления".
статья по литературе

Статья на тему "Проблема нечтения и пути ее преодоления".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie.docx18.09 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема нечтения и пути ее преодоления.

Чтение – эффективное средство развития личности, главное умение человека, без которого он не может постичь окружающий мир. Плохой навык чтения служит причиной неуспеваемости.

Научить детей читать трудно. Но еще труднее научить любить чтение, особенно когда его вытесняют Интернет и телевидение.

По результатам статистики, за последние 5 лет увеличилось число россиян, которые не читают с 27до 36%; 45 % признались, что не любят читать. А ведь привычка чтения формируется в детстве.

Кроме проблемы нечтения, как мне кажется, существует еще одна проблема: нетребовательность в чтении, когда в числе читаемых оказываются книги весьма невысокого уровня, хотя сегодня дефицита в хороших книгах нет.

Всех (особенно учителей) волнует вопрос, с какой книгой войдет в жизнь человек 3 тысячелетия. Волнует потому, что воспитание читателя, способного воспринять нравственный потенциал литературы все более осознается как одно из слагаемых воспитания гражданина, человека.

Есть разные пути приобщения к книге. Одним из них, как мне кажется, являются уроки внеклассного чтения. Они не дублируют, а дополняют чтение по программе.

Цель уроков: познакомить с современной литературой, с новыми авторами, сформировать интерес к книге, воспитать положительное отношение к самостоятельному чтению. Читая книги, ученики должны задумываться о своем месте в жизни, о необходимости правильного нравственного выбора, об ответственности за все, что происходит в мире.

Во главе уроков внеклассного чтения должно стоять чтение-удовольствие, чтение-наслаждение, чтение-размышление.

Система уроков внеклассного чтения, к которой я пришла, экспериментируя разные варианты и формы, сложилась следующим образом.

Уроки внеклассного чтения проводятся систематически 1 раз в месяц.

Первый этап – подготовительный, главная задача которого помочь выбрать подлинно познавательную, интересную, увлекательную книгу.

Огромную роль на этом этапе играет детская районная библиотека, с которой мы тесно сотрудничаем 4 года.

В начале каждого месяца Янсон Татьяна Владимировна проводит тематическое занятие с обзором современных и классических произведений. Она рассказывает детям об авторах, приводит интересные эпизоды из книг, но так, чтобы интрига осталась (со слов детей).

Занятия в библиотеке помогают решить 1 из главных проблем – отбор материала. Это экономит время, которое, по словам Д. С. Лихачева, величайшая ценность и его нельзя тратить впустую.

После занятия в библиотеке у учащихся есть 2-3 недели, чтобы прочитать книгу и рассказать о ней на уроке.

Уроки внеклассного чтения проводятся, исходя из жанра произведения (тематические). Таким образом, учащиеся имеют возможность познакомиться с книгами разных жанров и, возможно, поменять свои приоритеты в чтении.

Тематика уроков внеклассного чтения.

Ребенок должен найти для себя в книге идеал. Нехватка идеалов мстит за себя сильнее, чем нехватка вещей. Иначе идеалом становятся сила, деньги, равнодушие.

Мир, полный приключений (сентябрь)

1.Евгений Гаглоев «Афанасий Никитин и легенда о 4 колдунах»

2.М. Самарский «На качелях между холмами»

3.Михаил Логинов «Ключ от города Антоновска»

Не жизнь, а фантастика… (октябрь)

1.Е. Гаглоев «Пардус», «Зерцалия», «Пандемониум».

2.Наталия Щерба «Часодеи»

3.Нил Гейман «Коралина»

4.Корнелия Функе «Черное сердце»

5. Эрен Хантер «Коты-воители»

6.Лине Кобербель «Дикая ведьма»

Мой нежно любимый детектив (ноябрь)

1.Ненси Спрингер «Энола Холмс и зловещие знаки»

2.Энид Блайтон «Тайна поезда-призрака»

3.Владимир Сотников «Хонорик выходит на дело»

4.Фрауке Шойнеманн «Спасти Одетту»

5.Ирина Лисова «Когда я вырасту, я буду служить в полиции»

6.Евгений Некрасов «Блин и клад Наполеона»

Волшебный мир сказки (декабрь)

1.Александр Бахревский «Дивные истории города Сударушкина»

2.Андрей Жвалевский «Правдивые истории Деда Мороза»

3.Анна Игнатова «Верю – не верю»

4.Дина Сабитова «Цирк в шкатулке»

5.Владимир Левшин «Ноктюрн Пифагора»

Сегодня можно констатировать, что выросло иное поколение с другим внутренним миром, иными потребностями, темпераментом, другим темпом жизни, другим восприятием. Современные школьники привыкли видеть на страницах книг своих ровесников, живущих в мире, мало похожем на реальность. Там судьбы героев лишь в общих чертах напоминают реальные истории детей, а проблемы решаются с помощью чудесных сил.  Активно поддерживают этот «тренд» компьютерные игры.

Все это способствует формированию у подростков привычки к чтению, ориентированному на восприятие нереальных, придуманных событий, то есть к чтению рациональному, холодному, кроме того, уже заполненному навязчивым видеорядом рекламы книжных и игровых новинок. Поэтому особенно важно обратить внимание подростков на литературные произведения, в которых не всегда бывает радостный конец, герою приходится пройти через определенные трудности, невзгоды, решать сложные задачи, порой не соизмеримые с возрастом. Такие произведения наводят на серьезные размышления, ведь читатель переживает вместе с героем, испытывает те же эмоции. Такое чтение и понимание литературного произведения требует более серьезного отношения, глубокого погружения в текст. Через чтение таких книг ученик приобретает необходимый опыт серьезного чтения.

Чтобы помнили… (январь)

1.Людмила Никольская «Должна остаться живой»

2.Элла Фонякова «Хлеб той зимы»

3.Тамара Цинберг «Седьмая симфония»

4.Петр Заводчиков «Девичья команда»

5.Эдуард Веркин «Облачный полк»

6.Мария Глушко «Мадонна с пайковым хлебом»

Мир живой природы (февраль)

1.Линда Грин «Снова дома»

2.Лина Жутауте «Фердинанд и Пуш»

3.М. Самарский «Радуга для друга»

4.Л.Сергеев «Альма»

5. К. Сергиенко «До свидания, овраг!»

Я взрослею (март)

1.Дина Сабитова «Где нет зимы», «Три твоих имени»

2.Мария Парр «Вафельное сердце»

3.Нина Дашевская «Около музыки»

4. Е. Мурашова «Класс коррекции»

5. Ю. Яковлева «Дети ворона»

6.А. Лиханов «Последние Холода»

С улыбкой о времени и о себе… (апрель)

1.Ксения Драгунская «Большая меховая папа»

2.Артур Гиваргизов  «Контрольный диктант и древнегреческая трагедия»

3.Леонид Каминский «Уроки смеха»

4.Сергей Силин «Рояль в сугробе»

5.Юрий Вийра «Самые веселые завиральные истории»

6.Марина Дружинина  «Классный выдался денек»

Вот она, свобода!  (май)

Рекомендации для чтения летом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Речевые ошибки и пути их преодоления"

Одной из актуальных задач преподавания русского языка в школе является формирование и развитие у школьников представления о хорошей речи и речевого самоконтроля - способности предупреждать появление о...

Статья "Здоровье учителя: риски и пути преодоления"

Цель стать- привлечь внимание читателей к вопросам сохранения и укрепления здоровья....

Статья в сборнике КФУ (стр 83) Основные сложности работы с одарёнными детьми и пути их преодоления (см ссылку)

https://cloud.mail.ru/public/BHaK/zQHtQaETZВ статье затрагиваются проблемы выявления одарённых детей, выстраивания работы с ними на протяжении нескольких лет обучения. Особое внимение уделяется психол...

Статья на тему: "Причины возникновения подростковой агрессии учащихся средней школы и пути ее преодоления"

Данная статья призвана познакомить читателя с природой подростковой агрессии и предложить пути для решения проблемы....

Статья в сборнике КФУ (стр 83) Основные сложности работы с одарёнными детьми и пути их преодоления

В статье затрагиваются проблемы выявления одарённых детей, выстраивания работы с ними на протяжении нескольких лет обучения. Особое внимание уделяется психологическому аспекту в общении педагога, учен...

Статья “Преподавание физики в современной школе. Трудности и пути их преодоления”

Преподование современной физики, какое оно? Учащийся должен вызубрить множество формул или разобраться в окружающем мире с точки зрения физики?...

Статья "ОГЭ по математике: типичные ошибки учащихся и пути их преодоления"

ОГЭ по математике: типичные ошибки учащихся и пути их преодоления....