Пути повышения речевой грамотности учащихся на уроках литературы.
материал по литературе (5 класс) на тему
Говоря о задачах преподавания русской литературы в школе, вспоминают, прежде всего, о нравственном и эстетическом воспитании учащихся, об их умении воспринимать произведения в контексте соответствующей эпохи, а необходимость речевого развития учащихся отходит на второй план.
Многим учителям-словесникам знакома ситуация, когда подросток « всё понимает, а сказать не может». Высказывания учеников не отличаются ни богатством, ни выразительностью речи, а часто изобилуют речевыми ошибками. Речевые ошибки связаны с неправильным словоупотреблением. Оно вызвано неумением выбрать из ряда синонимов наиболее точный по смыслу либо незнанием лексического значения слова.
Невнимательное отношение к языку художественных произведений, критических статей приводит к ограниченному словарному запасу. Учителю важно предусмотреть работу по обогащению словарного запаса учащихся и задания, побуждающие их к использованию новых для них слов и выражений. Задания могут быть индивидуальными.
В 9-м классе учащиеся знакомятся с новой для них критической литературой. Резко возрастает по сравнению с 5-8-ми классами объем теоретико-литературного материала, сведений об общественно-политической жизни России XIX века. Необходимо разъяснять, комментировать на уроке множество новых слов и выражений.
Перед началом изучения темы важно определить словарный минимум, который должен быть усвоен учащимися. Например, понятия «сентиментализм», «романтизм», «отрицание действительности», «мистическое» будут для девятиклассников новыми, их следует комментировать, а такие, как, «общенациональный подъём», «широкое общественное движение», «социальная справедливость», знакомы. Конечной целью работы с первой и со второй группой слов должно быть формирование у учащихся навыка использования в речи.
Очень полезна словарная работа на уроках литературы. Учитель и учащиеся объясняют происхождение, значение слов, приводят примеры употребления, сочетаемости с другими словами. Целесообразно делать соответствующие записи в рабочих тетрадях по литературе. Учащимся можно посоветовать использовать в процессе подготовительной работы словарь литературоведческих терминов, справочный материал учебника литературы, словарь иностранных слов.
Можно предложить задание, согласно которому ученик вводит в устный или письменный ответ определённый курс слов.
Например:
1. Расскажите о значении поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души», используя в качестве опорных словосочетаний следующие: лироэпическая поэма, типический, исторический, конкретный, духовный кризис, нравственное падение, обобщённый образ родины.
2. Подготовьте ответ на вопрос: «Каковы были политические убеждения Рылеева?» Используйте следующие слова и выражения: переустройство России, чувство независимости, ратовать за что-либо, бесправие, гражданское мужество, революционный пафос, свободолюбивый.
3. Расскажите об основных образах «Слова о полку Игореве», используя в ответе словосочетания: драматические события, опрометчивость князя, песнотворец Баян, пренебречь опасностью, упоение битвой, лирический лад, страстный призыв.
Такие задания побуждают учеников внимательно относиться к тексту учебника и художественного произведения, обдумывать не только содержание, но и форму своего ответа.
Опорный словарь к отдельным темам.
«Слово о полку Игореве»: лучшие качества народа, высокая художественность, лирическая взволнованность, вопросы общественной жизни, пафос, историческая основа, народнопоэтическая основа.
Литература классицизма: коренные преобразования, деление литературы на роды и виды, ода, героическая поэма, трагедия, комедия, сатира, басня, правила трёх единств, гневно порицать, гражданский долг.
Д.И. Фонвизин: формирование политических взглядов, дворянская оппозиция, обличать что-либо, самодержавно-крепостнический, идейная направленность, предшественник.
А.Н. Радищев: помещичий произвол, власть имущих, привилегированный, защитник человеческих прав, вопиющие преступления, идея политической свободы, цензура, опальный писатель, жизненный подвиг, нравственная сила русского народа.
А.С. Грибоедов: литературная среда, формирование взглядов, мировоззрение, общественная позиция, злободневность, драматический конфликт, афористичность, лицемерие, низкопоклонство, чинопочитание, угодничество.
Н.В. Гоголь: иллюзии, нравственное падение, тема «маленького человека», духовный кризис, лироэпическая поэма, собирательный образ родины, типизация, распад человеческой личности, духовное оскудение, ревизские сказки, ревизские души, жажда стяжательства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 15.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Пути повышения речевой грамотности учащихся на уроках литературы.
Говоря о задачах преподавания русской литературы в школе, вспоминают, прежде всего, о нравственном и эстетическом воспитании учащихся, об их умении воспринимать произведения в контексте соответствующей эпохи, а необходимость речевого развития учащихся отходит на второй план.
Многим учителям-словесникам знакома ситуация, когда подросток « всё понимает, а сказать не может». Высказывания учеников не отличаются ни богатством, ни выразительностью речи, а часто изобилуют речевыми ошибками. Речевые ошибки связаны с неправильным словоупотреблением. Оно вызвано неумением выбрать из ряда синонимов наиболее точный по смыслу либо незнанием лексического значения слова.
Невнимательное отношение к языку художественных произведений, критических статей приводит к ограниченному словарному запасу. Учителю важно предусмотреть работу по обогащению словарного запаса учащихся и задания, побуждающие их к использованию новых для них слов и выражений. Задания могут быть индивидуальными.
В 9-м классе учащиеся знакомятся с новой для них критической литературой. Резко возрастает по сравнению с 5-8-ми классами объем теоретико-литературного материала, сведений об общественно-политической жизни России XIX века. Необходимо разъяснять, комментировать на уроке множество новых слов и выражений.
Перед началом изучения темы важно определить словарный минимум, который должен быть усвоен учащимися. Например, понятия «сентиментализм», «романтизм», «отрицание действительности», «мистическое» будут для девятиклассников новыми, их следует комментировать, а такие, как, «общенациональный подъём», «широкое общественное движение», «социальная справедливость», знакомы. Конечной целью работы с первой и со второй группой слов должно быть формирование у учащихся навыка использования в речи.
Очень полезна словарная работа на уроках литературы. Учитель и учащиеся объясняют происхождение, значение слов, приводят примеры употребления, сочетаемости с другими словами. Целесообразно делать соответствующие записи в рабочих тетрадях по литературе. Учащимся можно посоветовать использовать в процессе подготовительной работы словарь литературоведческих терминов, справочный материал учебника литературы, словарь иностранных слов.
Можно предложить задание, согласно которому ученик вводит в устный или письменный ответ определённый курс слов.
Например:
- Расскажите о значении поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души», используя в качестве опорных словосочетаний следующие: лироэпическая поэма, типический, исторический, конкретный, духовный кризис, нравственное падение, обобщённый образ родины.
- Подготовьте ответ на вопрос: «Каковы были политические убеждения Рылеева?» Используйте следующие слова и выражения: переустройство России, чувство независимости, ратовать за что-либо, бесправие, гражданское мужество, революционный пафос, свободолюбивый.
- Расскажите об основных образах «Слова о полку Игореве», используя в ответе словосочетания: драматические события, опрометчивость князя, песнотворец Баян, пренебречь опасностью, упоение битвой, лирический лад, страстный призыв.
Такие задания побуждают учеников внимательно относиться к тексту учебника и художественного произведения, обдумывать не только содержание, но и форму своего ответа.
Опорный словарь к отдельным темам.
«Слово о полку Игореве»: лучшие качества народа, высокая художественность, лирическая взволнованность, вопросы общественной жизни, пафос, историческая основа, народнопоэтическая основа.
Литература классицизма: коренные преобразования, деление литературы на роды и виды, ода, героическая поэма, трагедия, комедия, сатира, басня, правила трёх единств, гневно порицать, гражданский долг.
Д.И. Фонвизин: формирование политических взглядов, дворянская оппозиция, обличать что-либо, самодержавно-крепостнический, идейная направленность, предшественник.
А.Н. Радищев: помещичий произвол, власть имущих, привилегированный, защитник человеческих прав, вопиющие преступления, идея политической свободы, цензура, опальный писатель, жизненный подвиг, нравственная сила русского народа.
А.С. Грибоедов: литературная среда, формирование взглядов, мировоззрение, общественная позиция, злободневность, драматический конфликт, афористичность, лицемерие, низкопоклонство, чинопочитание, угодничество.
Н.В. Гоголь: иллюзии, нравственное падение, тема «маленького человека», духовный кризис, лироэпическая поэма, собирательный образ родины, типизация, распад человеческой личности, духовное оскудение, ревизские сказки, ревизские души, жажда стяжательства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активные формы обучения как средство повышения орфографической грамотности учающихся на уроках русского языка.
Методика проведения уроков с элементами занимательности - одна из таких форм, которая помогает учащимся уяснить сущность языкового материала, которая воспитывает интерес к нему....
Нейролингвистическое программирование как средство развития устойчивой положительной мотивации и повышения общей грамотности учащихся на уроках русского языка ( из опыта работы)
Работа посвящена актуальной проблеме - использованию техники нейролингвистического программирования (НЛП) на уроках русского языка. В работе дается общая характеристика, структура НЛП, описываются эле...
Пути повышения внутренней мотивации учащихся на уроках информатики
Пути повышения внутренней мотивации учащихся на уроках информатики...
Пути повышения внутренней мотивации учащихся на уроках информатики
Пути повышения внутренней мотивации учащихся на уроках информатики...
"Возможности технологии развития критического мышления в активизации речевой деятельности учащихся на уроках литературы"
Данную технологию можно отнести к так называемым сквозным технологиям, которую можно начинать использовать на самых ранних ступенях обучения, ещё в начальной школе, продолжать использовать и при...
Использование современных образовательных технологий (СОТ) с целью повышения качества обучения учащихся на уроках литературы в среднем звене.( из опыта работы)
. В связи с происходящими изменениями в российском образовании у меня, как учителя данного предмета, появилась проблема необходимости повышения качества образования, приведение его в соответстви...
Доклад «Пути повышения функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы»
Современные реалии требуют, чтобы ученик не только владел суммой знаний по предмету, но и успешно использовал их в разнообразных ситуациях жизни. Поэтому сейчас одной из задач учителя русского языка и...