Использование возможностей сервиса Плейкаст на уроках литературы для мотивации учеников к чтению
статья по литературе по теме

Плакса Нэля Владимировна

В статье рассказывается о возможностях использования сервиса Плейкаст на уроках литературы, приводятся примеры плейкастов, созданных учениками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Использование возможностей сервиса Плейкаст на уроках литературы для мотивации учеников к чтению

Плакса Н. В.,

учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ р. п. Красный Октябрь

Саратовского района Саратовской области»

         Благодаря стремительному развитию средств информационных и коммуникативных технологий возникает новая информационная среда обитания и жизнедеятельности человека.  Современный ребёнок развивается в этих условиях: телевидение, Интернет, компьютерные программы, севисы Web 2.0. Для учителя использование в учебном процессе наряду с традиционными средствами обучения ИКТ становится необходимостью. Как же совместить чтение и компьютер?

         Освоение новых сервисов обучащимися даёт возможность определённой мотивации на чтение. Рассмотрим это на примере использования сервиса Плейкаст. Сервис позиционируется как «Открытка нашего времени». При создании плейкаста используются изображение, текст и музыкальное сопровождение. Эти же средства воздействия всегда присутствовали на уроках литературы: иллюстрации к художественным произведениям, портреты, фотографии и т. п., тексты изучаемых произведений, слово учителя на уроке, музыкальные произведения и отрывки из них — всё было на уроке и 20, и 50 лет назад. Сейчас возможности расширились, и детям на уроке не всегда интересно, если учитель показывает «картинки». Даже презентации стали уже обыденными. А самому создать ЭОР (электронный образовательный ресурс) с использованием ИКТ, посоревноваться с одноклассниками — это мотивирует учащихся на определённую деятельность.

        Основным видом деятельности при изучении литературы является чтение, анализ художественного произведения, поэтому мотивация на это в условиях падения интереса к чтению чрезвычайно важна.

       Итак, плейкаст - это конструктор, простой в обращении, который позволяет соединить в рамках одного мультимедийного продукта звук, изображение и  словесный текст. Также возможно поиграть с фоном и шрифтом, которые тоже позволят повлиять на скорость восприятия, достижение адекватного понимания смысла, идеи, заложенной внутрь открытки.

      На уроке литературы можно использовать плейкасты, специально созданные учителем для конкретного урока. Например, плейкаст «Конёк-горбунок» (автор Плакса Н. В.) http://www.playcast.ru/view/1915669/44e692742133bea57276ea40582960c9bdbda77epl заставит детей вспомнить прочитанную сказку или заинтересует ею пятиклассников. В плейкасте представлены фрагменты из разных произведений: художественного, музыкального,  иллюстрация к сказке. На уроках литературы в старших классах для создания атмосферы эпохи можно продемонстрировать плейкаст     http://www.playcast.ru/view/1912255/f8a4867a2a977ec3137c9e4a93a9c8a0aad00dc6pl

 «Не отрекаются, любя» по стихотворению М. Цветаевой (автор Н. М. Карасёва),

работая над образом литературного героя, плейкаст «Маша Миронова» http://www.playcast.ru/view/1912609/80d9787449cba3f62cc51938ad4165b8a37cce91pl

(автор Н. Н. Котельникова).

     Такие плейкасты создают на уроке определённое настроение, влияют на психо-эмоциональную сферу подростка, способствуют воспитанию лучших человеческих качеств.

     После работы на уроке у многих учеников возникает желание самим поработать с сервисом. Такая возможность им предоставлена. Освоение ресурса не составляет для них сложности. Они создают свой клипард (хранилище файлов) или пользуются общим.

    Но, чтобы получился хороший плейкаст необходимо взять «своё» произведение, прочитать  много, а выбрать одно (или не одно). Нужно прочувствовать текст, понять авторский замысел, подобрать музыкальное сопровождение, изображение, которое поможет передать видение автора плейкаста. Иногда это не получается, часто получается не с первого раза. Ребята обсуждают работы друг друга, советуются, объясняют, почему именно это произведение, этот музыкальный отрывок. Предлагаются варианты с одним и тем же лирическим произведением.

       Получаются замечательные работы.

http://www.playcast.ru/view/2059328/1acf3bbcb438604818ce6fe4eea7f5974fd4d466pl

М. Ю. Лермонтов «Нищий» (автор Аллахярова Д., 8 класс, 2012 г)

http://www.playcast.ru/view/2057574/bedff40e3a42f6f5f98d5e21c737177a0e6440cdpl

М. Ю. Лермонтов «Молитва» (автор Пензина Ю., 8 класс, 2012 г)

http://www.playcast.ru/view/2058850/7142d013668a88d31b6bfbf4a94f7d4dc38a0c1dpl

М. Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива» (автор Чернов А., 8 класс, 2012)

http://www.playcast.ru/view/4364988/9625d85d3944717c9b6d56d3c9992ec89551e0b3pl Айтакашева Алина, 10 класс 2014 год

А. А. Фет «Ярким солнцем в лесу...»

http://www.playcast.ru/view/4353942/9835794b361715020742604360d9b96639866f4apl

Пономарёва Яна, 10 класс 2014

А. А. Фет «Старые письма»

http://www.playcast.ru/view/4345806/4cdb4ff67b810b21af9bfa93539629fe9e4d602cpl

Шултина Анна, 10 класс 2014

А. Фет «На заре ты её не буди...»

http://playcast.ru/view/4343809/0e667f8355fea03c8d409b5f3967a666aae87321pl

Рекстен Сергей, 10 класс 2014

А. Фет «В стране лучей»

http://www.playcast.ru/view/4342404/94152487722396fe2e1d76dae162818c72757444pl

Серашова Евгения, 10 класс2014

А. Фет  «Я тебе ничего не скажу»

http://www.playcast.ru/view/4319568/d17905a549b737666c74541f81a1cdacad202eebpl

Жидкова Алёна, 10 класс 2014

А. Фет «Муза»

http://www.playcast.ru/view/4714694/31edf20d838f3196f8e181f373e3bc629062aa8apl

Айтакашева Алина, 10 класс 2014

Н. А. Некрасов «Поражена потерей невозвратной...»

http://www.playcast.ru/view/4600747/6be73251ec6490ee2d8a05e016a6bd42e482adf0pl

Пахомкин Дмитрий, 10 класс 2014

Н. А. Некрасов «Тройка»

http://www.playcast.ru/view/4599457/554b64aebe4022e66ae7f6f1eb86d2b8b30c0b3apl

Рутгайзер Андрей, 10 класс 2014

Н. А. Некрасов «Замолкни, муза мести и печали..»

http://www.playcast.ru/view/4598252/d26d2f21fb2e73c03a98e44d70468b7d33871cf2pl

Серашова Евгения, 10 класс 2014

Н. А. Некрасов «Я не люблю иронии твоей»

http://www.playcast.ru/view/4597925/fe72ce8e05b350103db9e41312d4796d52445b96pl

Жидкова Алёна, 10 класс 2014

Н. А. Некрасов «Ты всегда хороша несравненно»

http://www.playcast.ru/view/3972075/c9a05ddbfad131ecceb4a0ac55f83ec496604f1dpl

Айтакашева Алина, 10 класс2013

Ф. И. Тютчев «О как убийственно мы любим...»

Таким образом, можно сделать выводы:

  • использование сервиса Плейкаст мотивирует к чтению, открывает богатые возможности для глубокого анализа художественных произведений в интересной для учащихся форме.
  • Простота сервиса позволяет создавать ресурсы на основе одного сюжета, проблемы, что позволяет сравнивать и анализировать,  увеличивая возможности для развития   усной и письменной речи учащихся.
  • Созданные материалы  в большинстве случаев готовы к использованию на уроках и в дистанционной работе.


Литература

1. «Возможности веб-сервисов при изучении школьного курса русского языка и литературы».  Сборник статей. Челябинск. 2012. Электронная публикация http://www.docme.ru/doc/90450/sbornik-e-or


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование возможностей сервисов Google в образовательной деятельности

компетентности, необходимые 21 веку: информационная грамотность умение искать информацию, сравнивать различные источники, распознавать нужную информацию; медийная грамотность способность распознавать ...

Использование возможностей сервисов Google на уроках музыки и во внеурочной работе как один из способов повышения мотивации обучающихся

Статья  посвящена исследованию вопроса создания условий для повышения мотивации обучающихся на уроках музыки через использование Интернет ресурсов....

Использование возможностей сервиса LearningApps.org на уроках русского языка

Задания интерактивного образовательного ресурса LearningApps.org на уроках русского языка...

Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках литературы как способ формирования мотивации к чтению.

Данный материал познакомит с ипользованием информационно-коммуникативных технологий на уроках литературы....

Методическая разработка мастер-класса «Использование возможностей сервисов Google в педагогической практике. Создание коллективных презентаций с использованием сервиса Google»

Мастер-класс «Использование возможностей сервисов Google в педагогической практике. Создание коллективных презентаций с использованием сервиса Google» – новый мастер-класс в цикле ма...

Мастер-класс «Использование возможностей сервисов Google в педагогической практике. Создание коллективных презентаций с использованием сервиса Google»

Цель мастер-класса – предоставить методические рекомендации и материалы для учителей по использованию сервисов Google в педагогической практике на примере создания коллективной презентации, выпо...

Презентация к мастер-классу «Использование возможностей сервисов Google в педагогической практике. Создание коллективных презентаций с использованием сервиса Google»

Презентация к мастер-классу «Использование возможностей сервисов Google в педагогической практике. Создание коллективных презентаций с использованием сервиса Google»...