Тезисы выступления на научно-практической конференции РГПУ им. А.И. Герцена
статья по литературе по теме
Материал посвящен вопросам развития творческих способностей учащихся. Адресован преподавателям русского языка и литературы. Может предсталять интерес для родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tezisy_vystuplenija_na_nauchno-prakticheskoj_konfe.doc | 101.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тезисы выступления на городской научно-практической конференции
РГПУ им. А.И.Герцена.
Опытно-экспериментальная работа в школах Санкт-Петербурга.
Создание условий для самореализации личности ученика.
Не угасить энергию ума и сердца.
Автор:Кирилюк Н.И.
***
Древо человеческого бытия
вырастает из тонкого ростка детства,
и от того, как ухаживать за ним,
зависит его будущая стать и стройность...
Если в момент детства не будут разбужены творческие задатки ума и души ребенка, то позднее и творчество, и самая гармония в жизни окажутся человеку чужды. К сожалению, с годами у многих детей происходит как бы утечка способности к творчеству.
Существует понятие — энергетика мозга. Формируется она в детстве. У школьников она разная. Многое зависит от того, достаточно ли у ребенка стимулов к проявлению творческой энергии. Если он недогружен делами, требующими применения творческих способностей, энергия мозга понемногу угасает. Раньше ребенок не выполнял творческих заданий, потому что не получал их, сегодня не может справиться с ними, потому что его способность к собственным оригинальным решениям угасла в бездействии.
Что сделать, чтобы этого не произошло? Как помочь ребенку востребовать дар мысли и слова?
Мы предлагаем своим ученикам работу над этюдами, небольшими словесными зарисовками — одной из форм творческих заданий. Это своеобразная игра, игра мыслью и словом, а в игре, по тонкому замечанию Фридриха Шиллера, «человек испытывает такое же наслаждение от свободного обнаружения своих способностей, какое художник испытывает во время творчества».
Мы не ограничиваем детей в полете их ассоциативного мышления, нам необходимо разбудить живую, настоящую мысль ребенка. Мысль, мечту, чувство, принадлежащее только этому, единственному человеку.
Этюды побуждают к творческой самостоятельности, к неожиданным ассоциациям, к наблюдению за жизнью, к поискам мыслей и слов, выражающих суть души человека. С помощью этюдов можно раскрепостить воображение детей, научить их образному видению. И тогда они увидят «обнаженные деревья, к небесам простирающие свои худые руки, темные здания-великаны, бездушной массой заслоняющие горизонт, лужи, блестящими заплатами разрывающие асфальт…», услышат «наигрываемую чьей-то неуверенной рукой мелодию… Мерное тиканье часов-старожилов на стене, с неумолимостью судьбы отсчитывающих уходящие навсегда мгновенья…» (отрывки из работ уч-ся)
«В каждом слове — бездна пространства, каждое слово необъятно, как поэт» (Н.В.Гоголь). Предоставляя возможность ученику проникнуть в эту глубину, мы помогаем ему не только выпытать сокровенный смысл, но и самореализоваться в слове.
Самовыражение в слове и через слово — это работа в творческой словесной мастерской. Дети извлекают тайны и интереснейшие ассоциации из привычных понятий: «Отзыв — это отзвук рассказа в моем сознании, это эхо страниц книги в голубеющей дали моего сердца; сочинение — это музыка, срывающаяся с губ флейтиста…, эссе — проба пера, невообразимая парадоксальность мыслей, взрыв фантазии». (отрывки из работ уч-ся)
После того, как каждый определил для себя жанр своей будущей работы, ученики пытаются создать сочинение, сообразуясь со своим определением. У кого-то, действительно будет «взрыв фантазии», у кого-то мы встретим «мелодию флейты» в работе.
Здесь перечислено лишь два возможных вида работы: «этюды» и «мастерские слов», а есть еще и «стилизации», «фантазии и вариации на тему…», «потерянные главы» из романов, «вымышленные портреты», «неотправленные письма» и др.
Потребность проявить себя в творчестве у детей велика, но часто скрыта, а у кого-то загублена. Как важно восстановить эту потребность и сохранить ее.
Как важно не погасить огонь ума и сердца, сберечь в каждом ребенке мечтателя, творца и фантазера.
Н.И.Кирилюк
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация для выступления в научно-практической конференции учащихся на тему "Молодёжный сленг"
Молодёжный сленг является неотъемлемой частью речи подростков нашего села...
Выступление на научно-практической конференции учителей на тему:"Совершенствование оценки качества образования на уроках географии".
Совершенствование оценки качества образования на уроках географии Мы хоти...
Выступление на научно-практической конференции "Система работы по обучению и воспитанию на уроках литературы учащихся 9-11 классов"
Система работы по обучению и воспитаниюна уроках литературы учащихся 9 - 11-х классов Главная задача российской образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основ...
Выступление на научно-практической конференции на тему "Педагогика встречных усилий на уроках русского языка"
Педагогика встречных усилий на уроках русского языка Будыто Е. В. учитель русского языка МОУ гимназии №1 г. Люберцы МОУ гимназии №1 - инновационное образовательное уч...
Выступление на научно-практической конференции "Инновации в образовании"
Формирование проектно-исследовательских компетенций при разработке проблемного урока....
Справка о выступлениях на научно – практических, научно – теоретических семинарах, конференциях
В рамках повышения квалификации одним из способов является подготовка и выступление на научно – практических и теоретических мероприятиях. Профессиональное общение по определённой проблеме способствуе...
Тезисы выступления на научно-практической конференции «Особенности организации инклюзивного образовательного процесса для детей, имеющих нарушение речи, опорно-двигательного аппарата, задержку психического развития, в ДОУ и ОУ в соответствии с нормативно-
Материал содержит тезисы выступления на научно-практической конференции «Особенности организации инклюзивного образовательного процесса для детей, имеющих нарушение речи, опорно-двигательного ап...