Выступление на научно-практической конференции учителей на тему:"Совершенствование оценки качества образования на уроках географии".
статья по географии по теме
Совершенствование
оценки качества образования на уроках географии
Мы хотим видеть своих учеников здоровыми, физически развитыми, умеющими контролировать свою деятельность, адекватно оценивать свои возможности, ставить цели и добиваться результатов. Формированию такой зрелой личности в полной мере способствует повышение качества образования через совершенствование системы преподавания. Проблема оценки качества образования является в настоящее время одной из самых актуальных для всей системы образования. Важным условием правильной организации учебно-воспитательного процесса я считаю выбор рациональной системы методов и приёмов обучения и оценки качества знаний, её оптимизация с учётом возраста учащихся, уровня их географической подготовки, развития общеучебных умений.
Для повышения качества образования на своих уроках применяю дифференцированный подход к учащимся при обучении и проверки знаний географии. Это означает, что, осваивая общий курс, одни ученики в своих результатах ограничиваются уровнем обязательной подготовки, другие в соответствии со своими склонностями и способностями достигают более высоких рубежей. При этом достижение обязательных рубежей становится непременной обязанностью ученика в его учебной работе. В то же время каждый имеет право самостоятельно решить, ограничиться этим уровнем или же продвигаться дальше. В зависимости от указанных факторов реализовывается сбалансированное сочетание традиционных и новых методов обучения с привлечением инновационных технологий, оптимизируется применение проблемных ситуаций и заданий, объяснительно-иллюстративных, эвристических, репродуктивных методов, частично-поисковых, исследовательских, применяется работа в парах и группах, используются технические средства. Для осуществления контроля знаний и умений учащихся применяю тренировочные задания и тесты, географические задачи и диктанты, индивидуальные карточки-задания, домашние проверочные работы, самостоятельные работы контролирующего и обучающего характера, тесты, проверочные работы. Критерием успешной работы для меня служит качество географической подготовки школьников, выполнение поставленных образовательных и воспитательных задач, а не формальное использование какого-то метода, приёма, формы или средства обучения. В своей профессиональной деятельности систематически использую современные образовательные технологии развивающего и опережающего обучения, также на уроках применяются групповые, индивидуальные и игровые технологии, которые активизируют учащихся, позволяют переключаться с одной формы работы на другую. Современные информационные технологии все более активно вторгаются в процесс обучения как детей и подростков, так и взрослых. Работа с компьютером охватывает все новые сферы деятельности: игра, обучение, общение и т.п. Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Происходит повсеместное внедрение компьютерных технологий. Эта тенденция соответствует изменившимся целям среднего образования, которые требуют обновления методов, средств и форм обучения. Увеличивающиеся информационные потоки требуют нового уровня в обработке и осмыслении информации, быстрого и эффективного усвоения новых приемов ее представления. Появление компьютеров произвело революцию в технологии работы с информацией. Достоинства ИТ в процессе обучения:
Пройдя обучение на Интернет-курсах, курсах Intel«Обучение для будущего» использую в своей работе информационно-коммуникационные технологии, что позволяет обеспечивать повышение эффективности образовательного процесса, способствовать развитию личности обучаемых, подготавливать их к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества, развивать творческие способности, формировать оперативное мышление, навыки исследовательской деятельности; способствовать углублению межпредметных связей. Компьютерные технологии являются интерактивными, что позволяет учителю формировать у учащихся личную ответственность за результаты своей деятельности, учитывать индивидуально-возрастные особенности обучаемых, формировать практические компетенции. Составление презентаций, способствует формированию навыков самостоятельного учения. Их применение на уроке даёт яркий, запоминающийся образ той или иной территории. На уроках географии я использую обучающие компьютерные программы (при изучении ряда тем удачно используются мультимедийные возможности компьютера), при подготовке к урокам и внеклассным мероприятиям подбираю материалы из Интернета Для ребят среднего звена использую игровые технологии, которые заметно повышают интерес к изучаемому материалу, активно включают обучающихся в рабочую обстановку, вызывают желание помочь другу, концентрируют внимание в какой-то мере снимают нервное напряжение.. Ребята с удовольствием подбирают материал, готовят творческие доклады, домашние задания, сопровождают свои выступления рисунками и схемами, проявляют к таким урокам огромный интерес. Применяются отдельные элементы Шаталовской системы опорных конспектов. Ряд уроков проводятся по технологии коллективных занятий обучения, которые способствуют коллективизму учащихся, вырабатывается структура общения учащихся. Для получения информации об уровне усвоения материала широко использую различные формы контроля, в том числе тесты разного уровня сложности. Развивающее и опережающее обучение использую в работе с одаренными детьми, олимпиадниками, так как они должны знать по предмету гораздо больше и глубже, чтобы удачно выступать на олимпиадах различного уровня. При подготовке олимпиадников использую готовые электронные пособия (учебники, репетиторы) по географии, а также материалы из Интернета. На уроках проверки и оценки знаний я широко использую тестирование: тестовый тематический контроль как тренировочный (обучающий) так и итоговый. Тесты содержат несколько вариантов (равносильных между собой). Часто провожу проверочные работы. Проверочная работа – важное событие, как для ученика, так и для меня, так как она позволяет подвести итог работы и меня и учащихся. Цели проверочных работ: – оценка знаний, умений и навыков учащихся; Большое внимание я уделяю умению учащихся самостоятельно работать с источниками географической информации (ИГИ): с географическим атласом, контурными картами, дополнительной географической литературой, статистическим материалом и т.д. На мой взгляд, задания для самостоятельной работы с контурными картами необходимы, так как отсутствие конкретных заданий данного направления приводит к тому, что учащиеся механически переносят информацию с атласа на контурную карту, не задумываясь о том, что они делают, а главное зачем. |
Введен ЕГЭ по географии. В связи с этим появилась необходимость активизировать контроль над усвоением учебного материала. В этих условиях дальнейшее повышение качества знаний потребовало введение дополнительных методических приемов. Известно, что традиционная система опроса для большинства детей является стрессовой. При этом она не позволяет опросить большое количество учеников и соответственно выставить большое количество оценок.
Но мудрость жителей пустынь гласит: "Можно привести верблюда на водопой, но нельзя заставить его напиться". Эта мудрость отражает основной принцип обучения - можно создать все необходимые условия и предпосылки для учения, но само познание может совершиться только тогда, когда ученик ЗАХОЧЕТ познавать. Я считаю, что невозможно добиться успехов в решении задачи повышение качества знаний, поставленных перед учителем, без активизации познавательной деятельности, внимания учащихся, формирования и развития устойчивого познавательного интереса к изучаемому материалу. Поэтому, даже применяя все современные технологии и приёмы обучения, я сталкиваюсь с безразличием к своему предмету.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на городской августовской конференции учителей по теме: «Формирование ключевых компетенций школьников в процессе преподавания курса географии» Секция географии
Развитие современного общества затрагивает многие сферы его деятельности, включая географическое образование как один из важнейших инструментов формирования общей культуры. Приведу приме...
РЕФЕРАТ по образовательной программе дополнительного профессионального образования «Современный образовательный менеджмент. Принцип государственно-общественного управления в образовании» на тему: «Общественная оценка качества образования в образовател
В последние годы делается больший акцент на роль общественности в управлении образовательными учреждениями. Общественный характер управления системой образования проявляется в том, что наряду с органа...
Научно-практический семинар "Современные образовательные технологии как средство повышения качества образования"
Научно-практический семинар по теме «Современные образовательные технологии как средство повышения качества образования»...
Выступление на педагогическом совете по теме: "Способы повышения качества образования на уроках русского языка и литературы"
Сегодня мы говорим о росте неуспеваемости школьников. В своем выступлении я говорю о тех методах, которые использую на своих уроках....
Выступление на научно-практическом семинаре для учителей русского языка и литературы Мошковского района.
Августовская конференция...
Выступление на научно-практическом семинаре для учителей русского языка и литературы Мошковского района.
Августовская конференция...
Публичное представление собственного инновационного опыта учителя географии «Повышение качества образования на уроках географии посредством использования кейс-технологий в условиях реализации ФГОС»
Публичное представление собственного инновационного опыта учителя географии «Повышение качества образования на уроках географии посредством использования кейс-технологий в условиях реализации ФГ...