РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ.
статья по литературе (11 класс) по теме

Пушкина Наталья Евгеньевна

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ  СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пушкина Н.Е., учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории , председатель МО учителей русского

языка и литературы

г. Самара,  МБОУ СОШ №24 с углубленным изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза Буркина М. И. городского округа Самара.

e-mail: natusia43 @yandex.ru, тел.: 8(846)264-10-39

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ.

Подростковый возраст является одним из самых важных в развитии и формировании личности человека. Именно в этом возрасте происходит существенная перестройка мотивационной сферы личности. Меняется подход к получению знаний, снижается мотивация учения, и на смену познавательной активности приходят внешние мотивы: мотив отметки, мотив материального вознаграждения, статусный мотив ради лидерства и престижа, мотив избегания неудачи. Эти мотивы, как правило, оказывают негативное влияние на характер и результаты учебного процесса.[3]

Что же необходимо сделать, чтобы каждый учащийся проявил свой познавательный и учебный интерес?

Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе является включение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность. Выбор проектной работы зависит от возраста учащихся, от присущих каждому возрасту стремлений, предпочтений, уровня развития. Так учащимся среднего звена нравится совместно обдумывать и обобщать, строить свой творческий поиск, активно вести диалог с учителем и одноклассниками. Поэтому данному возрасту наиболее характерна групповая проектная работа.

В старшем школьном возрасте учебная деятельность- средство реализации жизненных планов, связанных с выбором профессии. Однако, это не значит, что проектная работа по русскому языку и литературе будет обращена только к узкому кругу будущих лингвистов или филологов. В старшем школьном возрасте возникает множество мотивов, которые могут быть удовлетворены через проектную работу по литературе: стремление к личностному самоопределению, самостоятельности, автономности, поиску собственного «Я», речевой рефлексии, потребность в общественном признании своей деятельности. В старшем школьном возрасте приемлемы как групповые, так и индивидуальные проекты. [1]

Проектирование в школе невозможно без организационной и культурной позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Отношение ведущий-ведомый уступают место отношениям партнерства между учителем и учеником. Учитель включен в исследование поставленной задачи на условиях, близких к партнерским: он ведет исследования вместе с учениками. В этих условиях важной становится инициатива учителя в получении учениками новых знаний. Совместный поиск и передача практических навыков определяет общение между учителем и учениками на уровне «коллега-коллега» и «наставник – младший товарищ». Такой тип построения основан на принципе сотрудничества. Проектная деятельность позволяет учителю осуществлять индивидуальный подход к ребенку, обеспечивать эмоциональную поддержку в ходе работы, создавать ситуацию успеха для каждого. Меняется психологический климат взаимоотношений. Учитель проводит вместе с учениками экспертизу полученного результата, т.е. развитие умения саморефлексии. А это и есть подлинное сотрудничество. [2]

При реализации методов проекта на уроке я опираюсь на важные теоретические положения о личностно ориентированном обучении, разработанные Д.Б.Элькониным и В.Давыдовым; ребенок творя и исследуя, накапливает опыт « быть личностью».

Среди тенденций современного общества – компьютеризация человеческой жизни. Внедрение ИТК в образовательный процесс способствует развитию познавательной мотивации. Практически каждый ученик имеет определённые навыки работы с компьютером, в сети Интернет, но не умеет использовать полученную информацию в освоении новых знаний.

Поэтому целью учителя является развитие способностей учащихся к использованию Интернет- технологий в учебной деятельности, в частности на уроках русского языка и литературы. Литература как один из предметов художественного цикла содержит в себе большой заряд гуманистического, нравственного содержания, от нее идет душевность и духовность, что определяет ее особую роль и место среди учебных дисциплин. Выбор темы проекта по литературе определяется прежде всего как личностными, так и социальными мотивами. Это означает, что работа над проектом не только повышает компетенцию учащихся, уровень их способностей, но и стимулирует создание продукта, имеющего значимость для других. Начинаю работу по данной теме с учащимися 5 классов, продолжаю вплоть до11класса. За это время учащиеся научились искать, отбирать, редактировать и оформлять материал для докладов, сообщений и рефератов по русскому языку и литературе, для школьной литературной газеты «Литературное перо» к знаменательным датам и к урокам литературы. Оформлять стендовые выставки и фотовыставки, портретные галереи для уроков и внеклассных мероприятий, самостоятельно готовить презентации на уроки литературы и русского языка с указанием использованных Интернет- ресурсов.

Очень интересен в этом отношении урок литературы в 11 классе, который представляет собой презентацию темы «Авторская песня». В качестве отправной точки работы были взяты слова известного писателя и драматурга Генрика Ибсена: «Владеющий чарами песен, Душой владеет любой». Учащиеся обозначили круг проблем, которые должны были отражены в проекте: является ли авторская песня примером литературно-музыкального искусства, есть ли у авторской песни будущее или это творчество 60-80 годов? Отражаются ли в песнях социальные проблемы или только личностные? Любую ли песню можно назвать бардовской? Близки ли рок и авторская песня? Класс разделился на 3 группы: искусствоведы, литературоведы, артисты. Каждая группа работала по определенной проблеме. Искусствоведы находили определение понятий бард, бардовская песня, работали с биографиями авторов, подготовили интересные отрывки из музыкальных и документальных фильмов «Барды», «Чем больше людей с гитарами», в которых известные признанные барды рассуждали о природе авторской песни. Литературоведы анализировали творчество известных бардов - шестидесятников: Галича, Окуджавы, Отслеживали социальные, нравственные проблемы в творчестве Высоцкого, Визбора, Митяева, Кима. Артисты проникновенно читали стихи, искали нужные и правильные интонации для передачи авторской мысли и пытались сыграть несколько известных песен Высоцкого и Митяева. Ребят очень затронул вопрос о преемственности бардовской песни. Многие ежегодно с родителями отправляются на Грушинский фестиваль, слушают выступления молодых исполнителей, но пока, как утверждают некоторые, им не пришлось услышать сильные песни в духе Высоцкого. Открытием для многих стало творчество современного барда Тимура Шаова, который с присущим ему юмором пишет песни на социально-политические темы и считает, что авторская песня служит базой для возрождения Отечества. Ребята постарались сопоставить бардовскую и роковскую песни и пришли к выводу, что в содержании текстов много общего, разница лишь в манере подачи материала и в силе экспрессии.

Главной оценкой урока стали отзывы учащихся, у которых авторская песня вызвала живой интерес:

«Песни бардов мне понравились, некоторые из них я слушаю и сейчас» (Лапшина Арина,11А)

«Урок произвёл на меня огромное впечатление. Творчество бардов несёт в себе огромный заряд энергии» (Соловьев Александр,11А)

«Урок помог мне иначе посмотреть на авторскую песню. Я узнала, насколько интересно творчество бардов» (Истерикова Ольга,11А).

«Крепкие парни, эти барды! Их мужеству и смелости можно позавидовать!» (Соломко Александр,11Б)

Ребята на уроке познакомились не только с творчеством поэтов-песенников, но и научились работать в группах, защищать свои проекты и презентации, приобрели навыки публичного выступления.

В результате работы по данной теме выпущено 17 выпусков газеты «Литературное перо», 10 стендовых и фотовыставок, около 40 различных презентаций к урокам литературы.

Литература и источники:

1.А.Г.Асмолов , Г.В.Бурменская, И.А.Володарская. Формирование универсальных учебных действий в школе: от действия к мысли. М.: Просвещение , 2011г., 159с.

2.С.В.Абрамова. Русский язык. Проектная работа старшеклассников. М.: Просвещение,2011г.,176с.

3. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М., Просвещение, 1990г.,192с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательных интересов на уроках литературы на материале биографии известных писателей

Текстовый вариант мастер-класса. В этой работе я обобщила приемы работы на уроках знакомства с биографией писателей. Как сделать урок изучения биографии интересным? Не секрет, что ученики не любят так...

Развитие познавательной мотивации учащихся на уроках немецкого языка через использование игровых и информационных технологий

Важнейшей задачей школы является  создание оптимальной образовательной среды, мотивирующей учащегося на учебную деятельность и активизирующей труд учителя....

Доклад "Развитие познавательной мотивации на уроках русского языка и литературы"

В докладе рассматриваются средства, при помощи которых можно заинтересовать детей, разнообразить урок....

Статья по теме: "Развитие познавательной мотивации подростков на уроках математики"

Готовых ответов на вопросы: «Что необходимо сделать, чтобы у ребёнка было желание учиться?» или «Как правильно организовать учебную деятельность на уроке?» педагог не сможет на...

Сообщение на РМО учителей русского языка и литературы на тему «Приемы развития познавательного интереса на уроках литературы».

Сообщение на РМО учителей русского языка и литературы «Приемы развития познавательного интереса   на уроках литературы»....

Рабочий лист как средство развития познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы

Рабочий лист как средство развития познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы...