Календарно- тематическое планирование по литературе 8 класс
рабочая программа по литературе (8 класс) по теме

Кондратьева Наталья Владимировна

Планирование

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Календарно-тематическое планирование

 по литературе для 8 класса.

Планирование составлено по учебнику литературы для 8 класса.

 Автор учебника Т. Ф. Курдюмова.

Количество часов  -70.

Тема урока

Кол-во часов

Методы обучения

Тип, форма урока

Требование стандарта

Оборудование

Дата проведения

план

факт.

1.

Литература и время.

1

Беседа, повторение изученного, объяснение учителя, работа с учебником.

Комбинированный

Повторение изученного в предыдущих классах, овладение структурой учебника.

Учебник литературы.

История в устном народном творчестве (2 ч. )

2.

Народная историческая песня. «Правеж», «Петра 1 узнают в шведском городе».

1

Рассказ учителя с элементами беседы, повторение изученного, элементы анализа текста.

Комбинированный

Повторение изученного о фольклоре, иметь представление о разнообразии исторических песен, их жанровых особенностях.

Издания исторических песен.

3.

Народная драма

«Как француз Москву брал».

1

Рассказ учителя, выразительное чтение по ролям, беседа по вопросам, элементы анализа текста.

Комбинированный

Углубление представления о народной пьесе как жанре фольклора, знать худож. особенности пьесы о французском нашествии, выделять её патриотическую направленность, развитие навыков анализа текста, выразительного чтения.

Сборник пьес для народного театра.

4.

Древнерусская литература (5ч)

Исторические личности на страницах произведений Древней Руси.

 Жанр летописи.

1

Лекция учителя, составление тезисного плана.

Урок-лекция

Углубление представления о древнерусской литературе и её жанрах, начать знакомиться с «Повестью временных лет».

Репродукция картины

 В. М. Васнецова «Нестор-летописец», репродукции фрагментов древних книг, архитектурных сооружений древнего Киева.

5.

Повесть временных лет.

Смерть Олега от коня своего.

1

Рассказ учителя, выразительное чтение, беседа по вопросам.

Урок изучения нового материала

Углубление представления о древнерусской литературе и её жанрах, продолжение знакомства с «Повестью временных лет».

Сборник «Повести временных лет».

6.

Воинская повесть «Повесть о разорении Рязани Батыем».

1

Рассказ учителя, выразительное чтение, беседа по вопросам.

Урок знакомства

Знакомство с понятием о жанре воинской повести, с «Повестью о разорении Рязани Батыем», уметь видеть её связь с фольклором, уметь раскрывать значение худож. особенностей повести.

Сборник воинских повестей.

7.

Житие. «Сказание о житии Александра Невского».

1

Повторение изученного, беседа по вопросам, комментарии учителя, выразительное чтение, комментированное чтение.

Комбинированный

Развитие понятия о древнерусской литературе; расширение представления об особенностях житийного жанра; ознакомление с текстом « Повести о житии… Александра Невского».

Сборник произведений древнерусской литературы.

.

8.

Б. К. Зайцев. Преподобный Сергий Радонежский.

Эпоха Возрождения (1 )

1

Сообщения уч-ся, беседа, элементы анализа текста.

Расширение понятия о жанре жития, раскрытие исторической основы «Жития Сергия Радонежского»; уметь определять художественные особенности произведения; развитие навыков анализа текста.

Репродукция картины

 М. В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею».

ПК, экран, проектор.

9.

 Вн. чтение.

История на страницах зарубежных произведений.

(Сервантес.

Дон Кихот)

1

Устные выступления уч-ся, рассказ учителя, выразительное чтение, беседа по вопросам.

Комбинированный

Рассказать о судьбе Сервантеса, познакомиться с исторической обстановкой в Испании на рубеже 16-18 веков, показать отражение истории на страницах произведений зарубежной литературы на примере романа Сервантеса «Дон Кихот».

Портрет Сервантеса, издания

«Дон Кихота», иллюстрации к нему разных художников (Доре, Домье, Кукрыниксы, Пикассо).

10.

События истории в произведениях 18 века. (2ч.)

Н. М. Карамзин. Марфа – посадница или Покорение Новагорода. Историческая основа повести.

1

Устные выступления уч-ся, рассказ учителя, выразительное чтение, словарная работа, элементы анализа текста.

Словарная работа

Дать обзор выдающихся произведений русской литературы 18 века, рассказать об их авторах, ознакомить с отдельными произведениями, показать их значение для развития русской литературы, обзор основных жанров русской литературы 18 века. Знакомство с биографией и творчеством Карамзина, получение понятия о  сентиментализме как литературном направлении, знакомство с творческой основой повести.

Репродукции картин русских художников 18 века, издания книг писателей 18 века, портрет

Н. М. Карамзина.

ПК ,экран, проектор.

11

Н. М. Карамзин. Марфа – посадница или Покорение Новагорода.

1

Выразительное чтение, элементы анализа текста, беседа по вопросам.

Урок обобщения

Развитие навыка выразительного чтения и анализа текста.

Портрет

Н. М. Карамзина

Фильм ,экран.

12.

ЛИТЕРАТУРА 19 ВЕКА (37 Ч +2 )

 Проблема человека и времени в произведениях 19 века.

Былины и их герои в произведениях 19 века.

1

Выступления уч-ся, рассказ учителя, повторение изученного, выразительное чтение, элементы анализа поэтического текста.

Урок рефлексии

Развитие навыков ораторской речи, показать значение жанра исторического романа в литературе 19 века, значение былин в поэзии 19 века, развитие навыка анализа поэтического текста.

Портрет

А. К. Толстого, репродукция картины

В. М. Васнецова «Богатыри».

13.

Г. У. Лонгфелло. Песнь о Гайавате.

1

Лекция учителя, выразительное чтение, беседа по вопросам, элементы анализа текста.

Урок-лекция

Знакомство с особенностями творчества американского поэта Г. Лонгфелло, фрагментами из «Песни о Гайавате», написанной на основе индейской мифологии.

Издания поэмы Лонгфелло, иллюстрации к ней.

14.

Г. У. Лонгфелло. Песнь о Гайавате.

1

Выразительное чтение, беседа по вопросам, элементы анализа текста.

Продолжение знакомства с  фрагментами из «Песни о Гайавате», расширение представления о мифологии разных народов, уметь видеть  значение труда Лонгфелло и перевода его поэмы И. А. Буниным.

Издания поэмы Лонгфелло, иллюстрации к ней.

15-16.

Вн. чтение.

В. Скотт. Айвенго.

2

Рассказ учителя, беседа по вопросам, сопоставительный анализ текстов, устное рисование.

Комбинированный

Расширение понятия о жанре исторического романа; знакомство с Вальтером Скоттом как родоначальником исторического романа, с его концепцией истории и человека в романе; развитие навыка анализа текста.

Портрет

В. Скотта, издания книг писателя, иллюстрации к роману.

17.

И. А. Крылов «Волк на псарне».

1

Викторина по басням И. А. Крылова, рассказ учителя, сообщения уч-ся, беседа по вопросам, выразительное чтение, комментарии учителя.

Урок-викторина

Расширение знаний уч-ся о баснописце и его баснях, развитие навыка анализа текста, выразительного чтения.

Портрет

 И. А. Крылова, иллюстрации к его басням.

18.

А. С. Пушкин

«Песнь о вещем Олеге».

1

Рассказ учителя, сообщения учеников, беседа по вопросам, выразительное чтение, элементы сопоставительного анализа, анализа поэтического текста, словарная работа.

Словарная работа

Знать причины интереса Пушкина к истории, уметь сопоставлять балладу Пушкина и летописный источник, развитие навыка анализа поэтического текста, сопоставительного анализа текста, навыков выразительного чтения.

Портрет

А. С. Пушкина, рассказы начальной русской летописи.

19.

А. С. Пушкин «Полтава».

1

Выразительное чтение, беседа по вопросам, рассказ учителя.

Комбинированный

Знакомство с содержанием поэмы Пушкина, уметь видеть её значение и определять значение художественных приёмов в тексте.

20.

А. С. Пушкин

«Пиковая дама»

1

Лекция учителя, реализация межпредметных связей с историей, выразительное чтение, беседа по вопросам.

Комбинированный

Знакомство учеников с содержанием повести Пушкина; определение конфликта повести; определение  значения проблем, поставленных Пушкиным в трагедии.

Иллюстрации к повести, словари.

21.

А. С. Пушкин-историк.

 «История Пугачёвского бунта»

1

Рассказ учителя, сообщения учеников, беседа по вопросам, выраз. чтение, комментарии учителя.

Урок изучения нового материала

Расширение представления о личности А. С. Пушкина как историка; ознакомление с творческой историей написания повести «Капитанская дочка».

Репродукции портретов Пушкина работы Кипренского, Тропинина и др.

22

23

Повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Жанровое своеобразие произведения.

 Истоки

 формирования личности Гринёва (анализ 1-2 глав).

1

1

Объяснение учителя, беседа по вопросам, сжатый пересказ, выраз. чтение, комментарии учителя.

Урок-комментарий

Показать жанровое своеобразие повести; проследить истоки формирования личности Петра Гринёва; развитие навыков анализа текста.

Демонстративный материал по литературе  

«А. С. Пушкин», иллюстрации к повести.

24.

Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести.

 Гринёв и Швабрин (анализ 3-5 глав).

1

Сжатый пересказ, аналитическая беседа, выраз.чтение эпизодов.

Анализ глав

Проследить путь духовного становления Гринёва; развитие навыка анализа текста, выраз.чтения и пересказа.

Демонстративный материал по литературе  

«А. С. Пушкин», иллюстрации к повести.

25-26.

Пугачёв и народ в повести. Анализ 6-7 глав.

2

Словарная работа, сжатый пересказ, аналитическая беседа, выраз. чтение эпизодов.

Анализ глав

Проверка знаний устаревших слов; проследить путь духовного становления Гринёва; развитие навыка анализа текста, выраз. чтения и пересказа.

Демонстративный материал по литературе  

«А. С. Пушкин», иллюстрации к повести.

27.

Средства характеристики героев повести на примере

 8-12 глав.

1

Творческая работа, аналитическая беседа, выступления групп, комментарии учителя, выраз.чтение.

Сопоставительный анализ

Выявление способов и средств характеристики героев; развитие навыка анализа текста, монологической речи, выраз.чтения.

Демонстративный материал по литературе  

«А. С. Пушкин», иллюстрации к повести.

28.

Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести. Анализ эпизода.

1

Пересказ, беседа по вопросам, анализ текста, описание иллюстраций.

Анализ глав

Раскрытие смысла названия повести; доказать, что образ Маши Мироновой – нравственный идеал Пушкина; развитие навыка анализа текста, умения обобщать

Репродукции картин и иллюстрации к повести из альбома

«А. С. Пушкин».

29.

30

Подведение итогов по повести «Капитанская дочка».

Подготовка к сочинению по повести.

1

1

Беседа по вопросам, выступления групп, сообщения учеников, составление плана.

Развитие речи

Развитие навыка анализа текста, умение обобщать и систематизировать материал;  выработка умения работать над сочинением.

31.

Литературная игра по повести «Капитанская дочка».

1

Игра, соревнование.

Урок-игра

Углубление понимания идейно-художественного богатства повести, учить разгадывать замысел автора, хорошо ориентироваться в тексте.

32-33.

М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

2

Рассказ учителя, выраз. чтение, элементы анализа поэтического текста, реализация межпредметных связей с историей.

Комбинированный

Ознакомление учеников с историей создания «Песни…»; раскрыть смысл обращения автора к русской истории; раскрытие содержания конфликта между героями в «Песне…»; показать особенности героев поэмы; определение нравственного идеала автора; совершенствование навыка анализа художественного текста.

Портрет

М. Ю. Лермонтова, репродукция картины

И. Е. Репина «Иван Грозный и сын его Иван»,

В. Васнецова «Иван Грозный», иллюстрации к произведению.

34.

Н. В. Гоголь.

Историческая и фольклорная основа повести «Тарас Бульба». Проблема национального самосознания, веры и гуманизма.

1

Анализ творческих работ, лекция учителя, сообщение ученика, комментированное чтение, элементы анализа текста.

Защита творческих работ

Ознакомление учеников с особенностями историзма Гоголя, с исторической и фольклорной основой повести; создание начального представления об образах повести, их характерах и устремлениях.

Портрет Гоголя, выставка иллюстраций к повести.

35.

Система образов повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».

1

Викторина, сообщение ученика, беседа по вопросам, комментарии учителя.

Урок-викторина

Выявление системы образов повести; совершенствование умения и навыка сравнительной характеристики героев.

Портрет

Н. В. Гоголя, картина

И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», иллюстрации к повести.

36.

Приёмы создания героического характера.

Герои Гоголя и древнеэпические герои.

1

Беседа по вопросам, комментарии учителя, пересказ текста, элементы характеристики героев.

Выявление приёмов создания героического характера в повести; сопоставление героев Гоголя с древнеэпическими героями.

Иллюстрации к повести.

ПК ,экран, проектор.

37.

Характеристика Тараса Бульбы.

Роль автора в повести.

1

Работа в группах, элементы анализа текста, характеристика героев, комментарии учителя.

Работа в группах

Учиться определять авторскую позицию в произведении; совершенствование умения и навыка выраз. чтения, анализа текста, навыка характеристики героев.

Выставка творческих работ учащихся по повести.

38.

Художественные особенности повести «Тарас Бульба».

Роль пейзажа в повести.

1

Беседа по вопросам, комментарии учителя, элементы анализа текста.

Углубление знаний о роли пейзажа в художественном произведении; определении функции художественной детали в повести; совершенствование умения и навыка анализа художественного текста.

Иллюстрации к повести.

39.

Р/р. Подготовка к сочинению по повести Н.В.Гоголя

«Тарас Бульба».

1

Объяснение учителя, работа над планом.

Урок  развития речи

Подготовка к написанию домашнего сочинения.

40-41.

Вн. чтение.

 А. Дюма

«Три мушкетёра»

2

Сообщения учеников, пересказ текста, беседа по вопросам, анализ эпизодов романа.

Комбинированный урок

Привитие интереса к чтению хорошей исторической и приключенческой литературы; охарактеризовать особенности мастерства Дюма; показать роль романов Дюма в формировании представлений об исторической эпохе, развивать навыки монологической речи.

Портрет Дюма, издания его романов.

.

42.

А. К. Толстой. «Василий Шибанов».

1

Рассказ учителя, повторение изученного, выраз.чтение, элементы анализа текста, словарная работа.

Комбинированный

Расширение представления о биографии и творчестве6 писателя; показать значение художественных приёмов в балладе, выявление идеи произведения.

Портрет

 А.К. Толстого, издания его произведений.

43-44.

А. К Толстой

«Князь Серебряный».

2

Лекция учителя, комментированное чтение, элементы анализа текста, беседа по вопросам.

Урок-лекция

Показать значение изображения А. К. Толстым эпохи Ивана Грозного; выявление идейного замысла .

45

Сюжет и интерьер. Интерьер  в живописи.

1

Анализ творческих работ, изучение теоретических статей учебника, беседа по вопросам, комментарии учителя.

Урок рефлексии

Показать  значение пейзажа в тексте романа, мастерство писателя в изображении эпохи.

 

46

«Посмертные записки старца Фёдора Кузмича»

Сопоставление произведений.

Сопоставительный анализ

Контраст как приём композиции

47

М.Н. Загоскин.»Юрий Милославский»

1

Чтение глав.

Комбинированный

.Показать патриотический пафос произведения.

48.

Л. Н. Толстой. Слово о писателе. История создания рассказа «После бала».

1

Сообщения учащегося, рассказ учителя, повторение изученного, выраз. чтение, беседа по вопросам, комментированное чтение.

Урок знакомства с новым произведением

Расширить знания учеников о биографии писателя; показать своеобразие историзма Л. Н. Толстого; ознакомить учеников с историей создания рассказа «После бала»; определить  социально-нравственные проблемы рассказа; развивать навыки анализа текста, выраз. чтения.

Репродукции портретов

 Л. Н. Толстого, фотографии усадьбы-музея «Ясная поляна», различные издания книг Толстого, иллюстрации к рассказу.

49.

Рассказ «После бала». Художественное своеобразие рассказа. Контраст как основной художественный приём рассказа.

1

Аналитическая беседа, выраз. чтение, комментарии учителя, работа с таблицей.

Комментированное чтение

Помочь ученикам выявить особенности рассказа, писательский замысел; развивать навыки анализа текста.

Художественный фильм

50.

Социально-нравственные проблемы рассказа «После бала». Моральная ответственность человека за происходящее.

1

Беседа, элементы диспута, тест.

Коррупция на страницах повести.

Урок-диспут

Выявить идею произведения; развивать навыки анализа текста, характеристики героев; обучать ведению диспута.

Иллюстрации к рассказу.

51-

52.

  Историческое прошлое в лирике поэтов 19 века. 2ч               

                                                                 Мотивы былого в лирике поэтов 19 века.

Выраз.чтение, беседа по вопросам, элементы анализа текста, комментарии учителя, сообщение ученика.

Показать разнообразие тематики поэтов 19 века; показать, как отражается в лирических произведениях эпоха; развитие навыка анализа поэтического

Портреты

 А. С. Пушкина,

В. А. Жуковского,

И. И. Козлова,

Ф. Н. Глинки,

Д. В. Давыдова, А. Н. Апухтина

 и др.

 Историческое прошлое в литературе 20 века (10 ч.)

53-54.

Былины и их герои в поэзии 20 века.

2

Выраз.чтение, элементы анализа текста, комментарии учителя.

Комбинированный урок

Показать традиции фольклорных жанров в поэзии 20 века; развивать навыки анализа поэтического текста, выраз. чтения.

Репродукция картины

 В. М. Васнецова «Витязь на распутье».

55

Вн. чтение.

Ю. Н. Тынянов «Подпоручик Киже».

1

Выраз. чтение, пересказ текста, самостоятельная работа учеников, беседа по вопросам.

Комбинированный урок

Показать особенности осмысления исторического сюжета Ю. Н. Тыняновым; помочь понять идею рассказа.

Выставка книг Ю. Тынянова, портрет

Ю. Тынянова.

56-57.

Ю. Н. Тынянов «Восковая персона». Образ Петра 1 в повести.

2

Комментированное чтение, пересказ текста, беседа по вопросам, элементы анализа текста.

Комментированное чтение

Показать особенности образа Петра1 в повести; развивать навыки анализа текста.

Репродукции картин о Петре1.

ПК ,экран,проэктор.

58-59.

Вн. Чтение.

 М. Алданов

 «Чёртов мост».

2

Сообщения учеников, комментированное чтение, пересказ текста, беседа по вопросам, элементы анализа текста.

Комментированное чтение

Показать особенности воссоздания писателем исторической эпохи; развивать навыки самостоятельной работы, анализа текста.

Выставка книг

М. Алданова, портрет

М. Алданова.

60

Вн. чтение.

С. Цвейг. «Невозвратимое мгновение

(Ватерлоо, 18 июня 1815 года)».

1

Сообщения учеников, комментированное чтение, пересказ текста, беседа по вопросам, элементы анализа текста.

Урок «открытия нового знания»

Показать особенности жанра исторической миниатюры; развивать навыки самостоятельной работы, анализа текста.

Выставка книг

С. Цвейга, портрет

С. Цвейга.

61-62.

Б. П. Васильев

 «Утоли моя печали…».

2

Сообщения учеников, комментированное чтение, пересказ текста, беседа по вопросам, элементы анализа текста.

Комбинированный

Показать актуальность проблем романа Васильева; развивать навыки самостоятельной работы, анализа текста.

Выставка книг

 Б. Васильева, портрет

Б. Васильева.

63-64.

Великая Отечественная война (4 ч)

Великая Отечественная война в лирике 20 века.

2

Рассказ учителя, сообщения учеников, выраз.чтение, анализ стихотворений, беседа по вопросам, прослушивание аудиозаписей, работа с репродукциями.

Урок-концерт

Рассказать о значении поэзии в годы Великой Отечественной войны; показать, что высокие патриотические  чувства в поэзии этого времени соединились с глубоко личными переживаниями, помочь почувствовать пафос поэзии военных лет, развивать навыки выраз.чтения.

Записи песен военных лет, поэтические сборники, портреты поэтов, репродукции картин, фотографии писателей, журналистов, воевавших на фронтах Великой Отечественной.  

65-66.

Л. М. Леонов «Золотая карета».

2

Рассказ учителя, комментированное чтение, чтение по ролям, беседа по вопросам, элементы анализа текста.

Урок- анализ пьесы.

Кратко ознакомить учеников с биографией и творчеством писателя; обозначить проблемы, поднятые Л. М. Леоновым в пьесе; развивать навыки выраз.

Выставка книг

Л. Леонова, портрет

Л. Леонова.

   

   

67-

68.

  ИСТОРИЯ НА  СТРАНИЦАХ ПОЭЗИИ                              20 ВЕКА (2 ч) .

                                                  Мотивы былого в

лирике поэтов 20 века.

2

                                Рассказ учителя, сообщения учеников, выраз.чтение, беседа по вопросам, элементы анализа текста.

Дать понятие о Серебряном веке русской литературы; дать обзор поэзии 20 века; показать разнообразие тематики поэзии, влияние истории страны на творчество поэтов.

                                               Портреты поэтов Серебряного века.

69.

      Итоги года 2 ч.

    Письменная  работа ( тест ) .

1

Выполнение заданий №1-10 на

с. 472-473.

Контроль знаний.

Выявить уровень знаний, умений, навыков учащихся, полученных за курс 8 класса.

70.

Подведение итогов года.

1

Анализ  и пересказ изученных текстов, обмен мнениями, беседа по вопросам.

Обобщающий  урок.

Выяснить уровень знаний, умений, навыков учащихся, полученных за курс 8 класса, дать задания по чтению художественных произведений для изучения в 9 классе  на лето.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование планировании курса Истории России конец 16- 18 век. 7 класс.По УМК Данилов А.А.

Данное календарно-тематическое планирование составлено по учебнику ДаниловаА.А ,Косулиной Л.Г История России 7 класс.Тематическое планирование развёрнутое....

Учебно-методический комплекс по курсу "Основы мировых религиозных культур" для 5 класса: Рабочая программа по модулю, Календарно-тематическое планирование, Поурочное планирование.

Учебно-методический комплекс по курсу "Основы мировых религиозных культур" для 5 класса:Рабочая программа по модулю "Основы мировых религиозных культур",Календарно-тематическое планирование с поясните...

календарно-тематическое планирование планирование ОБЖ 5 класс

Развернутое поурочное планирование по предмету "Основы безопасности жизнидеятельности" для учащихся 5 классов . Учебник А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников. на 2012-2013 учебный год....

Клендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10кл.Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл.

Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10клКалендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл...

Биология. Календарно-тематическое планирование по программе Сонина для 9 класса. Фгос с планированными результатами обучения (предметные и УУД)

В данном материале представленна таблица Excel, с подробным описанием типа урока, его темой, количеством часов, формой контроля и расписаными, подробно, в соответствии с ФГОС результатами обучения для...