Календарно- тематическое планирование по литературе 8 класс
рабочая программа по литературе (8 класс) по теме
Планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendarno-tematicheskoe_planirovanie_po_literature_8_klass_.docx | 32.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
по литературе для 8 класса.
Планирование составлено по учебнику литературы для 8 класса.
Автор учебника Т. Ф. Курдюмова.
Количество часов -70.
№ | Тема урока | Кол-во часов | Методы обучения | Тип, форма урока | Требование стандарта | Оборудование | Дата проведения | |
план | факт. | |||||||
1. | Литература и время. | 1 | Беседа, повторение изученного, объяснение учителя, работа с учебником. | Комбинированный | Повторение изученного в предыдущих классах, овладение структурой учебника. | Учебник литературы. | ||
История в устном народном творчестве (2 ч. ) | ||||||||
2. | Народная историческая песня. «Правеж», «Петра 1 узнают в шведском городе». | 1 | Рассказ учителя с элементами беседы, повторение изученного, элементы анализа текста. | Комбинированный | Повторение изученного о фольклоре, иметь представление о разнообразии исторических песен, их жанровых особенностях. | Издания исторических песен. | ||
3. | Народная драма «Как француз Москву брал». | 1 | Рассказ учителя, выразительное чтение по ролям, беседа по вопросам, элементы анализа текста. | Комбинированный | Углубление представления о народной пьесе как жанре фольклора, знать худож. особенности пьесы о французском нашествии, выделять её патриотическую направленность, развитие навыков анализа текста, выразительного чтения. | Сборник пьес для народного театра. | ||
4. | Древнерусская литература (5ч) Исторические личности на страницах произведений Древней Руси. Жанр летописи. | 1 | Лекция учителя, составление тезисного плана. | Урок-лекция | Углубление представления о древнерусской литературе и её жанрах, начать знакомиться с «Повестью временных лет». | Репродукция картины В. М. Васнецова «Нестор-летописец», репродукции фрагментов древних книг, архитектурных сооружений древнего Киева. | ||
5. | Повесть временных лет. Смерть Олега от коня своего. | 1 | Рассказ учителя, выразительное чтение, беседа по вопросам. | Урок изучения нового материала | Углубление представления о древнерусской литературе и её жанрах, продолжение знакомства с «Повестью временных лет». | Сборник «Повести временных лет». | ||
6. | Воинская повесть «Повесть о разорении Рязани Батыем». | 1 | Рассказ учителя, выразительное чтение, беседа по вопросам. | Урок знакомства | Знакомство с понятием о жанре воинской повести, с «Повестью о разорении Рязани Батыем», уметь видеть её связь с фольклором, уметь раскрывать значение худож. особенностей повести. | Сборник воинских повестей. | ||
7. | Житие. «Сказание о житии Александра Невского». | 1 | Повторение изученного, беседа по вопросам, комментарии учителя, выразительное чтение, комментированное чтение. | Комбинированный | Развитие понятия о древнерусской литературе; расширение представления об особенностях житийного жанра; ознакомление с текстом « Повести о житии… Александра Невского». | Сборник произведений древнерусской литературы. | . | |
8. | Б. К. Зайцев. Преподобный Сергий Радонежский. Эпоха Возрождения (1 ) | 1 | Сообщения уч-ся, беседа, элементы анализа текста. | Расширение понятия о жанре жития, раскрытие исторической основы «Жития Сергия Радонежского»; уметь определять художественные особенности произведения; развитие навыков анализа текста. | Репродукция картины М. В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею». ПК, экран, проектор. | |||
9. | Вн. чтение. История на страницах зарубежных произведений. (Сервантес. Дон Кихот) | 1 | Устные выступления уч-ся, рассказ учителя, выразительное чтение, беседа по вопросам. | Комбинированный | Рассказать о судьбе Сервантеса, познакомиться с исторической обстановкой в Испании на рубеже 16-18 веков, показать отражение истории на страницах произведений зарубежной литературы на примере романа Сервантеса «Дон Кихот». | Портрет Сервантеса, издания «Дон Кихота», иллюстрации к нему разных художников (Доре, Домье, Кукрыниксы, Пикассо). | ||
10. | События истории в произведениях 18 века. (2ч.) Н. М. Карамзин. Марфа – посадница или Покорение Новагорода. Историческая основа повести. | 1 | Устные выступления уч-ся, рассказ учителя, выразительное чтение, словарная работа, элементы анализа текста. | Словарная работа | Дать обзор выдающихся произведений русской литературы 18 века, рассказать об их авторах, ознакомить с отдельными произведениями, показать их значение для развития русской литературы, обзор основных жанров русской литературы 18 века. Знакомство с биографией и творчеством Карамзина, получение понятия о сентиментализме как литературном направлении, знакомство с творческой основой повести. | Репродукции картин русских художников 18 века, издания книг писателей 18 века, портрет Н. М. Карамзина. ПК ,экран, проектор. | ||
11 | Н. М. Карамзин. Марфа – посадница или Покорение Новагорода. | 1 | Выразительное чтение, элементы анализа текста, беседа по вопросам. | Урок обобщения | Развитие навыка выразительного чтения и анализа текста. | Портрет Н. М. Карамзина Фильм ,экран. | ||
12. | ЛИТЕРАТУРА 19 ВЕКА (37 Ч +2 ) Проблема человека и времени в произведениях 19 века. Былины и их герои в произведениях 19 века. | 1 | Выступления уч-ся, рассказ учителя, повторение изученного, выразительное чтение, элементы анализа поэтического текста. | Урок рефлексии | Развитие навыков ораторской речи, показать значение жанра исторического романа в литературе 19 века, значение былин в поэзии 19 века, развитие навыка анализа поэтического текста. | Портрет А. К. Толстого, репродукция картины В. М. Васнецова «Богатыри». | ||
13. | Г. У. Лонгфелло. Песнь о Гайавате. | 1 | Лекция учителя, выразительное чтение, беседа по вопросам, элементы анализа текста. | Урок-лекция | Знакомство с особенностями творчества американского поэта Г. Лонгфелло, фрагментами из «Песни о Гайавате», написанной на основе индейской мифологии. | Издания поэмы Лонгфелло, иллюстрации к ней. | ||
14. | Г. У. Лонгфелло. Песнь о Гайавате. | 1 | Выразительное чтение, беседа по вопросам, элементы анализа текста. | Продолжение знакомства с фрагментами из «Песни о Гайавате», расширение представления о мифологии разных народов, уметь видеть значение труда Лонгфелло и перевода его поэмы И. А. Буниным. | Издания поэмы Лонгфелло, иллюстрации к ней. | |||
15-16. | Вн. чтение. В. Скотт. Айвенго. | 2 | Рассказ учителя, беседа по вопросам, сопоставительный анализ текстов, устное рисование. | Комбинированный | Расширение понятия о жанре исторического романа; знакомство с Вальтером Скоттом как родоначальником исторического романа, с его концепцией истории и человека в романе; развитие навыка анализа текста. | Портрет В. Скотта, издания книг писателя, иллюстрации к роману. | ||
17. | И. А. Крылов «Волк на псарне». | 1 | Викторина по басням И. А. Крылова, рассказ учителя, сообщения уч-ся, беседа по вопросам, выразительное чтение, комментарии учителя. | Урок-викторина | Расширение знаний уч-ся о баснописце и его баснях, развитие навыка анализа текста, выразительного чтения. | Портрет И. А. Крылова, иллюстрации к его басням. | ||
18. | А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге». | 1 | Рассказ учителя, сообщения учеников, беседа по вопросам, выразительное чтение, элементы сопоставительного анализа, анализа поэтического текста, словарная работа. | Словарная работа | Знать причины интереса Пушкина к истории, уметь сопоставлять балладу Пушкина и летописный источник, развитие навыка анализа поэтического текста, сопоставительного анализа текста, навыков выразительного чтения. | Портрет А. С. Пушкина, рассказы начальной русской летописи. | ||
19. | А. С. Пушкин «Полтава». | 1 | Выразительное чтение, беседа по вопросам, рассказ учителя. | Комбинированный | Знакомство с содержанием поэмы Пушкина, уметь видеть её значение и определять значение художественных приёмов в тексте. | |||
20. | А. С. Пушкин «Пиковая дама» | 1 | Лекция учителя, реализация межпредметных связей с историей, выразительное чтение, беседа по вопросам. | Комбинированный | Знакомство учеников с содержанием повести Пушкина; определение конфликта повести; определение значения проблем, поставленных Пушкиным в трагедии. | Иллюстрации к повести, словари. | ||
21. | А. С. Пушкин-историк. «История Пугачёвского бунта» | 1 | Рассказ учителя, сообщения учеников, беседа по вопросам, выраз. чтение, комментарии учителя. | Урок изучения нового материала | Расширение представления о личности А. С. Пушкина как историка; ознакомление с творческой историей написания повести «Капитанская дочка». | Репродукции портретов Пушкина работы Кипренского, Тропинина и др. | ||
22 23 | Повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Жанровое своеобразие произведения. Истоки формирования личности Гринёва (анализ 1-2 глав). | 1 1 | Объяснение учителя, беседа по вопросам, сжатый пересказ, выраз. чтение, комментарии учителя. | Урок-комментарий | Показать жанровое своеобразие повести; проследить истоки формирования личности Петра Гринёва; развитие навыков анализа текста. | Демонстративный материал по литературе «А. С. Пушкин», иллюстрации к повести. | ||
24. | Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Гринёв и Швабрин (анализ 3-5 глав). | 1 | Сжатый пересказ, аналитическая беседа, выраз.чтение эпизодов. | Анализ глав | Проследить путь духовного становления Гринёва; развитие навыка анализа текста, выраз.чтения и пересказа. | Демонстративный материал по литературе «А. С. Пушкин», иллюстрации к повести. | ||
25-26. | Пугачёв и народ в повести. Анализ 6-7 глав. | 2 | Словарная работа, сжатый пересказ, аналитическая беседа, выраз. чтение эпизодов. | Анализ глав | Проверка знаний устаревших слов; проследить путь духовного становления Гринёва; развитие навыка анализа текста, выраз. чтения и пересказа. | Демонстративный материал по литературе «А. С. Пушкин», иллюстрации к повести. | ||
27. | Средства характеристики героев повести на примере 8-12 глав. | 1 | Творческая работа, аналитическая беседа, выступления групп, комментарии учителя, выраз.чтение. | Сопоставительный анализ | Выявление способов и средств характеристики героев; развитие навыка анализа текста, монологической речи, выраз.чтения. | Демонстративный материал по литературе «А. С. Пушкин», иллюстрации к повести. | ||
28. | Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести. Анализ эпизода. | 1 | Пересказ, беседа по вопросам, анализ текста, описание иллюстраций. | Анализ глав | Раскрытие смысла названия повести; доказать, что образ Маши Мироновой – нравственный идеал Пушкина; развитие навыка анализа текста, умения обобщать | Репродукции картин и иллюстрации к повести из альбома «А. С. Пушкин». | ||
29. 30 | Подведение итогов по повести «Капитанская дочка». Подготовка к сочинению по повести. | 1 1 | Беседа по вопросам, выступления групп, сообщения учеников, составление плана. | Развитие речи | Развитие навыка анализа текста, умение обобщать и систематизировать материал; выработка умения работать над сочинением. | |||
31. | Литературная игра по повести «Капитанская дочка». | 1 | Игра, соревнование. | Урок-игра | Углубление понимания идейно-художественного богатства повести, учить разгадывать замысел автора, хорошо ориентироваться в тексте. | |||
32-33. | М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» | 2 | Рассказ учителя, выраз. чтение, элементы анализа поэтического текста, реализация межпредметных связей с историей. | Комбинированный | Ознакомление учеников с историей создания «Песни…»; раскрыть смысл обращения автора к русской истории; раскрытие содержания конфликта между героями в «Песне…»; показать особенности героев поэмы; определение нравственного идеала автора; совершенствование навыка анализа художественного текста. | Портрет М. Ю. Лермонтова, репродукция картины И. Е. Репина «Иван Грозный и сын его Иван», В. Васнецова «Иван Грозный», иллюстрации к произведению. | ||
34. | Н. В. Гоголь. Историческая и фольклорная основа повести «Тарас Бульба». Проблема национального самосознания, веры и гуманизма. | 1 | Анализ творческих работ, лекция учителя, сообщение ученика, комментированное чтение, элементы анализа текста. | Защита творческих работ | Ознакомление учеников с особенностями историзма Гоголя, с исторической и фольклорной основой повести; создание начального представления об образах повести, их характерах и устремлениях. | Портрет Гоголя, выставка иллюстраций к повести. | ||
35. | Система образов повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». | 1 | Викторина, сообщение ученика, беседа по вопросам, комментарии учителя. | Урок-викторина | Выявление системы образов повести; совершенствование умения и навыка сравнительной характеристики героев. | Портрет Н. В. Гоголя, картина И. Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», иллюстрации к повести. | ||
36. | Приёмы создания героического характера. Герои Гоголя и древнеэпические герои. | 1 | Беседа по вопросам, комментарии учителя, пересказ текста, элементы характеристики героев. | Выявление приёмов создания героического характера в повести; сопоставление героев Гоголя с древнеэпическими героями. | Иллюстрации к повести. ПК ,экран, проектор. | |||
37. | Характеристика Тараса Бульбы. Роль автора в повести. | 1 | Работа в группах, элементы анализа текста, характеристика героев, комментарии учителя. | Работа в группах | Учиться определять авторскую позицию в произведении; совершенствование умения и навыка выраз. чтения, анализа текста, навыка характеристики героев. | Выставка творческих работ учащихся по повести. | ||
38. | Художественные особенности повести «Тарас Бульба». Роль пейзажа в повести. | 1 | Беседа по вопросам, комментарии учителя, элементы анализа текста. | Углубление знаний о роли пейзажа в художественном произведении; определении функции художественной детали в повести; совершенствование умения и навыка анализа художественного текста. | Иллюстрации к повести. | |||
39. | Р/р. Подготовка к сочинению по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». | 1 | Объяснение учителя, работа над планом. | Урок развития речи | Подготовка к написанию домашнего сочинения. | |||
40-41. | Вн. чтение. А. Дюма «Три мушкетёра» | 2 | Сообщения учеников, пересказ текста, беседа по вопросам, анализ эпизодов романа. | Комбинированный урок | Привитие интереса к чтению хорошей исторической и приключенческой литературы; охарактеризовать особенности мастерства Дюма; показать роль романов Дюма в формировании представлений об исторической эпохе, развивать навыки монологической речи. | Портрет Дюма, издания его романов. | . | |
42. | А. К. Толстой. «Василий Шибанов». | 1 | Рассказ учителя, повторение изученного, выраз.чтение, элементы анализа текста, словарная работа. | Комбинированный | Расширение представления о биографии и творчестве6 писателя; показать значение художественных приёмов в балладе, выявление идеи произведения. | Портрет А.К. Толстого, издания его произведений. | ||
43-44. | А. К Толстой «Князь Серебряный». | 2 | Лекция учителя, комментированное чтение, элементы анализа текста, беседа по вопросам. | Урок-лекция | Показать значение изображения А. К. Толстым эпохи Ивана Грозного; выявление идейного замысла . | |||
45 | Сюжет и интерьер. Интерьер в живописи. | 1 | Анализ творческих работ, изучение теоретических статей учебника, беседа по вопросам, комментарии учителя. | Урок рефлексии | Показать значение пейзажа в тексте романа, мастерство писателя в изображении эпохи. |
| ||
46 | «Посмертные записки старца Фёдора Кузмича» | Сопоставление произведений. | Сопоставительный анализ | Контраст как приём композиции | ||||
47 | М.Н. Загоскин.»Юрий Милославский» | 1 | Чтение глав. | Комбинированный | .Показать патриотический пафос произведения. | |||
48. | Л. Н. Толстой. Слово о писателе. История создания рассказа «После бала». | 1 | Сообщения учащегося, рассказ учителя, повторение изученного, выраз. чтение, беседа по вопросам, комментированное чтение. | Урок знакомства с новым произведением | Расширить знания учеников о биографии писателя; показать своеобразие историзма Л. Н. Толстого; ознакомить учеников с историей создания рассказа «После бала»; определить социально-нравственные проблемы рассказа; развивать навыки анализа текста, выраз. чтения. | Репродукции портретов Л. Н. Толстого, фотографии усадьбы-музея «Ясная поляна», различные издания книг Толстого, иллюстрации к рассказу. | ||
49. | Рассказ «После бала». Художественное своеобразие рассказа. Контраст как основной художественный приём рассказа. | 1 | Аналитическая беседа, выраз. чтение, комментарии учителя, работа с таблицей. | Комментированное чтение | Помочь ученикам выявить особенности рассказа, писательский замысел; развивать навыки анализа текста. | Художественный фильм | ||
50. | Социально-нравственные проблемы рассказа «После бала». Моральная ответственность человека за происходящее. | 1 | Беседа, элементы диспута, тест. Коррупция на страницах повести. | Урок-диспут | Выявить идею произведения; развивать навыки анализа текста, характеристики героев; обучать ведению диспута. | Иллюстрации к рассказу. | ||
51- 52. | Историческое прошлое в лирике поэтов 19 века. 2ч Мотивы былого в лирике поэтов 19 века. | Выраз.чтение, беседа по вопросам, элементы анализа текста, комментарии учителя, сообщение ученика. | Показать разнообразие тематики поэтов 19 века; показать, как отражается в лирических произведениях эпоха; развитие навыка анализа поэтического | Портреты А. С. Пушкина, В. А. Жуковского, И. И. Козлова, Ф. Н. Глинки, Д. В. Давыдова, А. Н. Апухтина и др. | ||||
Историческое прошлое в литературе 20 века (10 ч.) | ||||||||
53-54. | Былины и их герои в поэзии 20 века. | 2 | Выраз.чтение, элементы анализа текста, комментарии учителя. | Комбинированный урок | Показать традиции фольклорных жанров в поэзии 20 века; развивать навыки анализа поэтического текста, выраз. чтения. | Репродукция картины В. М. Васнецова «Витязь на распутье». | ||
55 | Вн. чтение. Ю. Н. Тынянов «Подпоручик Киже». | 1 | Выраз. чтение, пересказ текста, самостоятельная работа учеников, беседа по вопросам. | Комбинированный урок | Показать особенности осмысления исторического сюжета Ю. Н. Тыняновым; помочь понять идею рассказа. | Выставка книг Ю. Тынянова, портрет Ю. Тынянова. | ||
56-57. | Ю. Н. Тынянов «Восковая персона». Образ Петра 1 в повести. | 2 | Комментированное чтение, пересказ текста, беседа по вопросам, элементы анализа текста. | Комментированное чтение | Показать особенности образа Петра1 в повести; развивать навыки анализа текста. | Репродукции картин о Петре1. ПК ,экран,проэктор. | ||
58-59. | Вн. Чтение. М. Алданов «Чёртов мост». | 2 | Сообщения учеников, комментированное чтение, пересказ текста, беседа по вопросам, элементы анализа текста. | Комментированное чтение | Показать особенности воссоздания писателем исторической эпохи; развивать навыки самостоятельной работы, анализа текста. | Выставка книг М. Алданова, портрет М. Алданова. | ||
60 | Вн. чтение. С. Цвейг. «Невозвратимое мгновение (Ватерлоо, 18 июня 1815 года)». | 1 | Сообщения учеников, комментированное чтение, пересказ текста, беседа по вопросам, элементы анализа текста. | Урок «открытия нового знания» | Показать особенности жанра исторической миниатюры; развивать навыки самостоятельной работы, анализа текста. | Выставка книг С. Цвейга, портрет С. Цвейга. | ||
61-62. | Б. П. Васильев «Утоли моя печали…». | 2 | Сообщения учеников, комментированное чтение, пересказ текста, беседа по вопросам, элементы анализа текста. | Комбинированный | Показать актуальность проблем романа Васильева; развивать навыки самостоятельной работы, анализа текста. | Выставка книг Б. Васильева, портрет Б. Васильева. | ||
63-64. | Великая Отечественная война (4 ч) Великая Отечественная война в лирике 20 века. | 2 | Рассказ учителя, сообщения учеников, выраз.чтение, анализ стихотворений, беседа по вопросам, прослушивание аудиозаписей, работа с репродукциями. | Урок-концерт | Рассказать о значении поэзии в годы Великой Отечественной войны; показать, что высокие патриотические чувства в поэзии этого времени соединились с глубоко личными переживаниями, помочь почувствовать пафос поэзии военных лет, развивать навыки выраз.чтения. | Записи песен военных лет, поэтические сборники, портреты поэтов, репродукции картин, фотографии писателей, журналистов, воевавших на фронтах Великой Отечественной. | ||
65-66. | Л. М. Леонов «Золотая карета». | 2 | Рассказ учителя, комментированное чтение, чтение по ролям, беседа по вопросам, элементы анализа текста. | Урок- анализ пьесы. | Кратко ознакомить учеников с биографией и творчеством писателя; обозначить проблемы, поднятые Л. М. Леоновым в пьесе; развивать навыки выраз. | Выставка книг Л. Леонова, портрет Л. Леонова. | ||
67- 68. | ИСТОРИЯ НА СТРАНИЦАХ ПОЭЗИИ 20 ВЕКА (2 ч) . Мотивы былого в лирике поэтов 20 века. | 2 | Рассказ учителя, сообщения учеников, выраз.чтение, беседа по вопросам, элементы анализа текста. | Дать понятие о Серебряном веке русской литературы; дать обзор поэзии 20 века; показать разнообразие тематики поэзии, влияние истории страны на творчество поэтов. | Портреты поэтов Серебряного века. | |||
69. | Итоги года 2 ч. Письменная работа ( тест ) . | 1 | Выполнение заданий №1-10 на с. 472-473. | Контроль знаний. | Выявить уровень знаний, умений, навыков учащихся, полученных за курс 8 класса. | |||
70. | Подведение итогов года. | 1 | Анализ и пересказ изученных текстов, обмен мнениями, беседа по вопросам. | Обобщающий урок. | Выяснить уровень знаний, умений, навыков учащихся, полученных за курс 8 класса, дать задания по чтению художественных произведений для изучения в 9 классе на лето. | |||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование планировании курса Истории России конец 16- 18 век. 7 класс.По УМК Данилов А.А.
Данное календарно-тематическое планирование составлено по учебнику ДаниловаА.А ,Косулиной Л.Г История России 7 класс.Тематическое планирование развёрнутое....
Учебно-методический комплекс по курсу "Основы мировых религиозных культур" для 5 класса: Рабочая программа по модулю, Календарно-тематическое планирование, Поурочное планирование.
Учебно-методический комплекс по курсу "Основы мировых религиозных культур" для 5 класса:Рабочая программа по модулю "Основы мировых религиозных культур",Календарно-тематическое планирование с поясните...
календарно-тематическое планирование планирование ОБЖ 5 класс
Развернутое поурочное планирование по предмету "Основы безопасности жизнидеятельности" для учащихся 5 классов . Учебник А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников. на 2012-2013 учебный год....
Клендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10кл.Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл.
Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10клКалендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл...
Терскова С.А. Семья и брак. Календарно-тематическое планирование «погружения» по обществознанию в 10-м классе // Школьное планирование. – 2009. – № 2. – С. 118-120.
Календарно-тематическое планирование «погружения» по обществознанию в 10-м классе...
Биология. Календарно-тематическое планирование по программе Сонина для 9 класса. Фгос с планированными результатами обучения (предметные и УУД)
В данном материале представленна таблица Excel, с подробным описанием типа урока, его темой, количеством часов, формой контроля и расписаными, подробно, в соответствии с ФГОС результатами обучения для...