Методическая разработка читательской конференции "Будь судьбы своей капитаном"
методическая разработка (литература, 5 класс) по теме

Гайсина Алена Витальевна

Данная разработка поможет учителям литературы подготовиться к итоговому занятию по произведению В.Каверина "Два капитана"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chitatelskaya_koferentsiya_po_kaverinu.docx32.67 КБ

Предварительный просмотр:

Читательская конференция «Будь судьбы своей капитаном»

(по  роману В. Каверина «Два капитана»)

5 класс

Обучающие:  учить правильно определять проблемы, поднятые в художественном произведении, анализировать поступки героев, формировать умение ориентироваться в тексте, отбирать нужный материал для ответа на вопрос.

Развивающие:  способствовать развитию речи и образного мышления учащихся, их творческой активности.

Воспитательные:  воспитывать лучшие человеческие качества: верность своему слову, честность в любви и дружбе, мужество в трудных жизненных ситуациях.

Оборудование к уроку:

  • Портрет В.А.Каверина.
  • Роман В.А.Каверина «Два капитана».
  • Презентация по теме урока.
  • Фрагменты видеофильма «Два капитана».
  • Географическая карта России.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

  Сегодня  мы продолжаем серьезный и важный разговор о таких высоких нравственных понятиях, как честь, долг, человеческое достоинство, патриотизм.

  «Мы все реже задумываемся о чести, честности, человеческой порядочности… Очевидно, этим словам нужно вернуть их подлинный смысл», - как – то сказал поэт Булат Окуджава.   Не только вернуть этим словам их подлинный смысл, но и научить нас, людей, честности, порядочности, патриотизму и призван роман В.А.Каверина «Два капитана». Я с гордостью и волнением держу в руках этот роман. С гордостью, потому что это мой любимый роман, и я очень хочу, чтобы и вы полюбили его. С волнением, потому что это не просто роман, а роман – юбиляр. В 2014 году ему исполняется 70 лет. Представляете, ребята, вот уже 70 лет шагает себе и шагает по земле роман, а вместе с ним его главные герои, так полюбившиеся нам: Саня Григорьев, Катя Татаринова, Петька Сковородников, Валька Жуков. Не одно поколение молодых людей мечтало быть похожими на них, так же, как и они, отыскать свою неповторимую дорогу в жизни, встретиться с романтическими приключениями и любовью, отыскать свою Атлантиду.

        Автор, подаривший нам эту удивительную книгу,  - писатель Вениамин Александрович Каверин.

3. Краткое сообщение  о жизни и творчестве писателя (презентацию представляет библиотекарь Т.И. Морева).  Каверин В.А.(настоящая фамилия Зильбер) родился 6 апреля 1902 года в Пскове в семье военного музыканта. Окончил Псковскую гимназию. Приехав в Москву, поступил в Московский университет на историко – филологический факультет. Однако по совету друга Юрия Тынянова  переезжает в Петроград и продолжает учебу на философском факультете университета, одновременно обучаясь на арабском отделении Института живых восточных языков. Одно время увлекался сочинением стихов, но после отрицательных отзывов поэтов оставил это дело. Был период, когда он пытался создавать пьесы, но, как признавался сам писатель, с ремеслом драматурга он был не в ладах. С начала 1930 – х годов приступает к написанию романов. Большую популярность Каверину принесли романы «Исполнение желаний», «Два капитана», «Открытая книга».

           Во время Великой Отечественной войны Каверин работал корреспондентом газеты «Известия». В 1944 году был опубликован самый известный роман писателя  - «Два капитана», в том же году он был удостоен Государственной премии.

          В поздние годы Каверин жил, в основном, в писательском поселке Переделкино под Москвой, писал свои произведения, выступал в защиту культурных свобод  и гонимых художников. Умер Каверин в 1989 году, похоронен на Ваганьковском кладбище.

           В июне 1995 года на родине писателя в Пскове был открыт памятник «Два капитана».

            Произведения Каверина начали экранизировать уже в 1926 году. По знаменитым «Двум капитанам» было снято три фильма.

4. Обсуждение содержания романа. Учитель Произведения В.Каверина отличаются тем, что в центре его внимания научный поиск, с которым обычно связывается тайна, неразрешимая загадка. Какую же тайну  предстоит разгадать главному герою – Сане Григорьеву? Ответ на этот вопрос можно найти в начале романа. Чтение учителем начала романа:  «Помню просторный грязный двор и низкие домики, обнесенные забором. Двор стоял у реки, и по веснам, когда спадала полая вода, он был усеян щепой и ракушками, а иногда и другими, куда более интересными вещами. Так однажды мы нашли туго набитую письмами сумку». Из них Саня Григорьев, маленький немой мальчик, впервые узнал о пропавшей экспедиции Татаринова. Тайну этой экспедиции и предстояло ему раскрыть.

Учитель. Прочитаем и мы вместе с Саней это письмо. Читает ученик (Ч 1, гл.1 «Письмо. За голубым раком», стр.8-9. ч.1, гл. 10 «Тетя Даша», стр. 34).

 Учитель. В письме говорилось о капитане Татаринове и о его экспедиции. Расскажите, что вы узнали об этом  из романа.  (Иван Львович Татаринов – капитан шхуны «Святая Мария», который осенью 1912 года отправился в северную экспедицию. Вначале он думал пройти на шхуне вдоль берега Сибири из Петербурга во Владивосток. Затем он изменил маршрут и пошел Северным морским путем как можно дальше к Северному полюсу. Долгое время экспедиция считалась пропавшей, судьба Татаринова была неизвестна. И только волею случая и настойчивости Александра Григорьева стало известно, что Татариновым были сделаны важные географические открытия. Была открыта новая земля, которую он назвал « Землей Марии» и которая  впоследствии была открыта Вилькицким и названа Северной Землей. Были выведены формулы, по которым можно было вычислить скорость и направление движения льдов в любом районе Северного Ледовитого океана. Были опровергнуты научные сведения о существовании Земли Петермана.  Из писем капитана стало известно, что шхуна была затерта льдами в Карском море. 13 человек во главе со штурманом Климовым по его приказу отправились на Большую землю, чтобы доставить сведения об открытиях в Гидрографическое управление. Сам Татаринов с остальными членами экспедиции остался на зимовку на открытой им новой земле, а затем двинулся по направлению к материку. Останки его экспедиции были обнаружены Григорьевым на северном побережье Таймыра.

         Из романа мы узнали, что капитан Татаринов – смелый, мужественный человек. Смыслом его жизни было служение родине.

Его девизом были слова: «Бороться и искать, найти и не сдаваться».                                  

Учитель: Капитан Татаринов и его экспедиция – это художественный вымысел. Однако он имеет под собой реальную основу.  Я хочу предоставить слово учителю географии.

Учитель географии: Ребята, перед вами слова одного из путешественников, покорителя снегов, льдов Арктики датчанина Ф.Нансена: «Много заманчивого, нераскрытого, таинственного хранят северные широты». Всегда они влекли к себе людей ищущих, решительных, отважных, о ком и говорит Ф.Нансен. Много имен мы не знаем и никогда не узнаем. В Арктике разворачивались драмы и трагедии. Здесь проявлялись разные черты человеческого характера: романтичность и героизм, величие человеческого духа и слабость, бескорыстие и тщеславие, смелость и трусость. Но что интересно: благодаря усилиям многих поколений полярников наших и зарубежных, мы знаем сегодня природу этого холодного ледяного края не хуже других регионов земного шара.

    Что касается открытия Северной Земли. Северная Земля, о которой говорится в романе,  была открыта в 1913 году А.И.Вилькицким в период Гидрографической экспедиции на Северный Ледовитый океан, проходившей с 1910 года по 1915 год. Своим рождением эта экспедиция обязана поражению России в русско-японской войне. Необходимо было иметь свой путь проводки кораблей в Великий океан, чтобы не зависеть от Суэцкого и других каналов теплых стран. Власти приняли решение создать экспедицию и тщательно обследовать наименее трудный участок от Берингова пролива до устья Лены, чтобы можно было пройти с востока на запад, от Владивостока до Архангельска или Петербурга. Для этой цели построили два корабля с металлическим корпусом «Таймыр» и «Вайгач». Начальником экспедиции был вначале А.И.Вилькицкий, а затем с 1913 года его сын Б.А.Вилькицкий. Они вели гидрографические изыскания только летом, а на зиму возвращались во Владивосток. В 1913 году 21 августа бы замечен огромный архипелаг, покрытый вечными снегами, севернее мыса Челюскин. Следовательно, от мыса Челюскин севернее не открытый океан. А пролив, позже названный проливом Б. Вилькицкого. Архипелаг первоначально был назван Землей императора Николая 2. Северной Землей он называется с 1926 года.

Учитель литературы: Как видите, первооткрыватели Северной Земли люди мужественные, целеустремленные, жаждущие новых открытий, пренебрегающие опасностью, преданно служащие своей родине, честные и бескорыстные. Таков и герой романа капитан Татаринов.

    Путь к разгадке тайны капитана Татаринова  и его пропавшей экспедиции будет нелегким, с бесчисленными препятствиями и опасностями, страданиями и разочарованиями, обидами и расставаниями. Благодаря каким качествам  Саня Григорьев  преодолевает  все испытания  и добивается своей цели?

(Огромная сила воли, твердость характера, высокое чувство долга, упорство, настойчивость, целеустремленность, честность.)

Учитель. Расскажите, как воспитывал Саня волю и характер?

Выступление ученика. (Еще в детстве он проявлял огромную силу воли и твердость характера. Для того чтобы научиться говорить, он много раз повторял слова, которые советовал ему говорить доктор Иван Иванович: кура, седло, ящик, вьюга, пьют, Абрам. И он научился  говорить.       Отправляясь с Петькой Сковородниковым в Туркестан, он дает клятву: «Кто изменит этому честному слову – не получит пощады, пока не сосчитает, сколько в море песку, сколько деревьев в лесу, сколько с неба падает дождевых капель. Захочет идти вперед – посылай назад, захочет идти налево – посылай направо. Как я ударю моей шапкой о землю, так гром поразит того, кто нарушит это честное слово. Бороться и искать, найти и не сдаваться». Эта клятва много раз помогала ему в жизни преодолевать усталость и  страх, придавала силы и уверенности, стойкости и твердости духа.   Во время учебы в школе – коммуне Саня завоевал уважение старших товарищей за то, что не побоялся ударить Степу Иванова. Тот предложил начинать есть суп всем одновременно. Все были против, и только Валька Жуков и Саня Григорьев нашли в себе смелость возразить ему. За это коммунары выбрали самого маленького из них Саню председателем коммуны.  Уже тогда он развивал в себе  силу воли.

 Однажды он читал «Записки охотника» И.С.Тургенева, и они показались ему скучными, но он заставил себя прочитать их до конца.

  Он заключил с Ромашкой пари, что не закричит, когда тот полоснет ему по пальцам перочинным ножом, и не закричал.

 Еще в детстве он столкнулся с несправедливостью, жестокостью, равнодушием, подлостью людей и понял, что нужно быть очень сильным, чтобы  противостоять злу и бороться  с ним.

 Он выработал правила для развития силы воли:

   - спать как можно меньше, так как во сне отсутствует воля;

   - порядок дня определять с утра;

   - взять за правило вставать до звонка, бежать умываться, делать гимнастику перед открытым окном, умываться до пояса, читать;

    - что решено – исполни: решив стать летчиком, он занимается физической подготовкой, читает «Теорию самолетостроения»;

   - помнить цель своего существования: бороться и искать, найти и не сдаваться.

Учитель. Как видите, упорства и силы воли Сане не занимать. А какие качества Сани проявляются в случае с лактометром? Чтение эпизода  «Случай с лактометром» в лицах (  Т. 1, ч. 3, гл. 5, стр. 73 – 74 Какие же качества Сани проявляются в этом эпизоде?   (Умение отвечать за свои поступки, не перекладывать свою вину на другие плечи, не подставлять других,  ответственность, смелость,  любознательность. Эти качества понравились Кате Татариновой, и они подружились. Их дружба впоследствии переросла в любовь).

Учитель. Сане Григорьеву очень повезло, что на его жизненном пути встретилось много честных, благородных людей. Расскажите о них.

Выступления учащихся:

  1. «Роль доктора Ивана Ивановича в судьбе Сани»

 Трудно представить, как бы сложилась жизнь Сани Григорьева, если бы на его пути не повстречался удивительный человек Иван Иванович Павлов. Однажды морозным зимним вечером в окно домика, где жили двое маленьких детей, кто - то постучал. Когда дети открыли дверь, в комнату ввалился обессилевший обмороженный человек. Это и был доктор Иван Иванович, бежавший из ссылки. Он прожил с детьми несколько дней, показывал детям фокусы, научил их печь картошку на палочках, а самое главное – научил немого мальчика разговаривать. Кто же мог знать тогда, что этих двух людей, маленького немого мальчика и взрослого человека, прятавшегося от всех людей, на всю жизнь свяжет крепкая верная мужская дружба.

 Пройдет несколько лет, и они встретятся снова, доктор и мальчик, в Москве, в больнице, и доктор долгие месяцы будет бороться за жизнь мальчика. Новая встреча состоится в Заполярье, где будет работать Саня. Они вместе,  полярный летчик Григорьев и доктор Павлов, полетят спасать человека, попадут в страшную пургу, и только благодаря находчивости и мастерству  молодого летчика  сумеют посадить неисправный самолет и проведут несколько дней в тундре среди ненцев. Вот здесь, в суровых условиях Севера, проявятся истинные качества  и Сани Григорьева, и доктора Павлова.  Выборочное чтение отрывка (ч.4, гл. 12 «Пурга», стр.249 – 250).

Именно здесь был найден латунный багор с надписью «Шхуна «Св. Мария». Доктор Павлов передал Сане и дневники штурмана шхуны «Св. Мария» Климова. Долгими зимними вечерами расшифровывал Саня эти дневники, проявляя настойчивость и упорство.  Многое прояснили записи этого мужественного человека, патриота своей страны, для которого важно было рассказать всему миру об открытии русским путешественником новой земли. Теперь Саня был уверен в том, что именно капитан Татаринов открыл новую землю, названную позднее Северной Землей, и он покинул шхуну, чтобы изучить открытую им землю.

       Саня Григорьев высоко ценил дружбу с доктором Иваном Ивановичем, он никогда не расставался  с его подарком – маленькой черной трубочкой – стетоскопом – и в то время, когда летал над Беринговым, над Баренцевым морем, и когда был в Испании, и когда изучал побережье между Леной и Енисеем -   из – за благодарности к этому человеку.

2) Иван Павлович Кораблев и его роль в судьбе Сани Григорьева.

 Еще одного верного и преданного друга Саня встретил в школе, где учился. Это учитель географии Иван Павлович Кораблев. Сначала воспитанники детдома его не любили, но затем изменили свое мнение о нем. На его уроках было очень интересно. Он никого не спрашивал, ничего не задавал на дом. Он просто рассказывал что – нибудь о путешествиях или читал. Немногословный, спокойный, справедливый, он стал старшим другом  детдомовцев. Он хотел, чтобы жизнь детдомовцев была интересной, и создал в школе театр. Радости ребят не было конца. Впервые Саня увидел Ивана Павловича в детском  распределителе для беспризорников. Кораблеву понравились поделки Сани из глины, и он взял его в свою школу – коммуну, чтобы развивать его дарование. Они стали друзьями. Кораблев помогал ему учиться, загружал интересной работой, поддерживал в трудные минуты, оказывал помощь. Он приходил к Сане в больницу, когда тот был болен. Он нашел фон Вышимирского, который  многое знал об экспедиции капитана Татаринова. Саня всегда с благодарностью и любовью вспоминал о нем.

Учитель: Итак, всех этих людей очень уважал Саня Григорьев, ценил дружбу с ними. Но существовали в жизни главного героя  подлые, трусливые, бессовестные, бесчестные люди  - эти отрицательные  качества характеризуют каких именно героев романа? О ком я сейчас говорю?

Выступления учащихся с сообщениями:

  1. «Николай Антонович Татаринов»

        Николай Антонович – заведующий 4 школой – коммуной, в которую определили Саню Григорьева. Он был неплохой заведующий, и воспитанники уважали его. Они приходили к нему с разными предложениями, и он внимательно выслушивал их. Сане Григорьеву он тоже сначала понравился. Но бывая у них дома, он замечал, что все к нему относились неважно, хотя он был ко всем весьма внимателен. Со всеми гостями, которые приходили к ним, он был любезен и весел. Саню он не любил и каждый раз, когда тот бывал у них, начинал его поучать.  Николай Антонович часто рассказывал о своем  брате, которому он оказывал  моральную и нравственную помощь, а тот оказался неблагодарным. Несмотря на приятную внешность, Николай Антонович был подлым, низким человеком. Об этом говорят его поступки. Он подговорил Ромашова подслушивать все, что о нем говорят в школе, и доносить ему. Он устроил целый заговор против Ивана Павловича Кораблева, желая выгнать его из школы, потому что ребята его любили и уважали и потому что он просил руки Марьи Васильевны, в  которую сам был сильно влюблен и на которой хотел жениться. Именно Николай Антонович повинен в гибели своего брата Татаринова: это он занимался снаряжением экспедиции и сделал все возможное, чтобы она не вернулась назад. Он всячески мешал Григорьеву вести расследование по делу пропавшей экспедиции. Более того, он воспользовался письмами, которые нашел Саня Григорьев, и защитился, стал профессором. Стремясь уйти от наказания и позора в случае разоблачения,  он подставил под удар другого человека, фон Вышимирского, когда были собраны все улики, доказывающие его вину. Эти и другие поступки говорят о нем как о человеке низком, подлом, бесчестном, завистливом. Сколько подлости он совершил в своей жизни, сколько ни в чем не повинных людей погубил, скольких людей сделал несчастными. Он достоин только презрения и осуждения.

Следующий герой, о котором мы расскажем, ни раз пытался подвести Сашу. Давайте посмотрим следующий эпизод. Инсценирование эпизода.

 2) «Что за человек Ромашка».

С Ромашовым Саня познакомился в 4 школе – коммуне, куда его забрал Иван Павлович Кораблев. Их кровати стояли рядом. Мальчишки подружились. Сане не нравилось в Ромашове, что он все время говорит о деньгах, копит их, дает взаймы под проценты. Очень скоро Саня  убедился в подлости этого человека. Саня узнал, что по просьбе Николая Антоновича Ромашка подслушивал все, что говорили о заведующем в школе, записывал в отдельную книжку, а потом за определенную плату  доносил Николаю Антоновичу. Он рассказал ему и о том, что Саня слышал заговор педсовета против Кораблева и хочет обо всем рассказать своему учителю. В другой раз он грязно насплетничал Николаю Антоновичу про Катю и Саню, за что Катю отправили на каникулы в Энск, а Саню перестали пускать в дом Татариновых. Письмо, которое Катя написала Сане перед своим отъездом, также не дошло до Сани, и это тоже было делом рук Ромашки. Ромашка опустился до того, что рылся в чемодане Сани, желая найти на него какой – нибудь компромат. Чем старше становился Ромашка, тем больше становилась его подлость. Он дошел даже до того, что стал собирать документы на Николая Антоновича, своего любимого учителя и покровителя,  доказывающие его вину в гибели экспедиции  капитана Татаринова, и готов был  продать  их Сане в обмен на Катю, в которую был влюблен. Да что продать важные бумаги, он готов был хладнокровно  убить товарища детства ради исполнения своих грязных целей. Все поступки этого человека низкие, подлые, бесчестные.  

Учитель. Что роднит этих героев? Почему даже любовь не делает их более симпатичными читателю? (Это низкие, подлые, трусливые, завистливые люди. Для достижения своих целей они совершают бесчестные поступки. Они не останавливаются ни перед чем. У них нет ни чести, ни совести. Иван Павлович Кораблев называет Николая Антоновича страшным человеком, а Ромашова  человеком, у которого нет совсем никакой морали. Эти два человека стоят друг друга. Даже любовь не делает их более симпатичными. В любви оба выступают эгоистами. Добиваясь цели, они ставят свои интересы, свои чувства превыше всего, не считаясь с чувствами и интересами человека, которого они любят, действуя низко и подло)

  1. Подлость Ромашова в годы Великой Отечественной войны.) Просмотр видеофрагмента «Сцена в лесу».

Учитель:  Сане удалось выжить. Выходя из бредового состояния, он думал: «Что же я сделал, в чем провинился, что пропустил самое важное, самое необходимое в жизни? Как случилось, что эти люди пришли к нам и осмелились стрелять в раненых, точно не было на свете ни справедливости, ни чести, ни того, чему я учился в школе, ни того, что я с детства привык уважать и любить?» За этими словами мы видим человека, беззаветно любящего свою родину, готового защищать ее от врага, человека – гражданина, человека – патриота. Таков Саня Григорьев.

Учитель. Удалось ли главному герою найти пропавшую экспедицию? Что помогло Сане раскрыть загадку экспедиции Татаринова?

 (Во-первых, это стечение обстоятельств (Сане просто везло). А во-вторых, это стало делом его чести. Когда – то его обвинили в том, что он оболгал заслуженного человека Николая Антоновича, стал причиной смерти Марьи Васильевны. Он поклялся  найти экспедицию, чего бы то ему ни стоило. В этом ему помогли личные качества характера: сила воли, жажда знаний и поиска, верность данному слову, самоотверженность, упорство в достижении цели, любовь к родине и своему делу.)

Учитель. Почему роман называется «Два капитана»? Можно ли считать, что только случай связал судьбы двух капитанов?   (Саня Григорьев и И.Л.Татаринов – люди ищущие, решительные, отважные. Им хорошо известны такие понятия, как долг, честь, и все поступки они совершают согласно этим качествам.)  Как понимать тему урока? Как она соотносится с содержанием романа?

 Слово учителя: «Бороться и искать, найти и не сдаваться» - это не только клятва Сани, но и девиз капитана Татаринова, который открыл Северную землю. Но открытие и гибель героя были неизвестны. А рассказал об этом людям другой капитан – полярный летчик Александр Григорьев, который считал своим долгом и честью найти останки этой экспедиции и  рассказать о ней людям. Просмотр заключительного фрагмента видеофильма: «Выступление Александра Григорьева с докладом об экспедиции капитана Татаринова в Географическом обществе».

Выразительное чтение учителем эпилога романа.

Учитель. Я думаю, здесь уместно привести слова академика Д.С.Лихачева: «Если жить только для себя, своими мелкими заботами о собственном благополучии, то от прожитого не останется и следа. Если же жить для других, то другие сберегут то, чему служил, чему отдавал силы». Хочется продолжить: другие сберегут в своих сердцах  добрую память и о самих людях. Итак, прочитана и закрыта последняя страница романа. А расставаться с его героями не хочется, потому что это люди чести, долга, мужественные и уверенные,  целеустремленные и находчивые. Такие люди вызывают у нас чувство восхищения и гордости. Рядом с такими людьми живется уверенно и спокойно. На таких людей хочется равняться. Хочется, чтобы они жили рядом с нами. И они живут в нашей благодарной памяти. Послушайте рассказ об одном из таких людей. Время неумолимо движется вперед. Взлетают в небо современные космические корабли, открываются новые звезды, строятся дороги и города. Неизменно главным в жизни остаются такие понятия, как ДОЛГ, ЧЕСТЬ, ДОСТОИНСТВО, ПАТРИОТИЗМ. Не забывайте об этом.

         

Звучит песня на стихи Булата Окуджавы

   


     

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка интегрированного урока "Судьба человека -воплощение трагической судьбы народа"

Методическая разработка интегрированного урока (литературы и истории)Тема: «Судьба человека – воплощение трагической судьбы народа» (по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека»)Класс...

методическая разработка интегрированного урока "Судьба человека" - воплощение трагической судьбы народа в годы войны"

Методическая разработка интегрированного урока Тема:  «Судьба человека» - воплощение трагической судьбы русского народа в годы Великой Отечественной войны. Класс: 11 Преподаватель: Бирюкова На...

Методическая разработка "История одной судьбы"

Методическая пазработка "История одной судьбы" посвящена Великой Отечественной войне. Она может помочь учителям или педагогам дополнительного образования в проведении воспитательных патриотических мер...

Методическая разработка "Головоломки по черчению своими руками"

Во всякой сознательной трудовой деятельности человеку нужны знания, сообразительность, находчивость, т.е. то, что в народе метко определяется одним словом «смекалка». Смекалку можно развить сист...

Методическая разработка классного часа «Музей своими рукам»

Классный час об истории русской кухни и домашней утвари...

Методическая разработка "Жизнь и судьба. Колчак Александр Васильевич"

Материал рассказывает о судьбе русского потомственного адмирала Александра Васильевича Колчака в годы гражданской войны и его семье....

Методическая разработка тренинга « Наша судьба – в наших руках»

Форма реализации проекта: тренинг.Цели:- обсуждение проблемы употребления ПАВ и  вредных привычек в аспекте  осуществления жизненного выбора и его влияния на будущее учащихся; - формиро...