Методическая разработка уроков по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Муравлева Анна Ивановна

Уроки литературы являются важнейшим средством формирования у учащихся и студентов нравственных и эстетических ценностей. Я хочу поделиться опытом своего прочтения романа М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита". Предлагаю нетрадиционную форму занятия - урок - исследование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

государственное образовательное бюджетное учреждение среднего профессионального образования Воронежской области

«Лискинский аграрно-технологический техникум»

Рассмотрено на заседании ЦМК                                     Утверждаю        

общеобразовательных дисциплин                                      заместитель директора  

 протокол № _  от_____ 2013г.                                         по  учебной работе

Председатель ЦМК            _______И.М.Гайдай

 ___________А.И.Муравлёва           «   » ________2013г.

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА   УРОКОВ

                      ПО РОМАНУ  М.А.БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»

(«Проблема творчества и судьбы художника. Тема совести»)   

        

по дисциплине «Литература»

              Преподаватель

              русского языка            

                                                                                                  и литературы

                                                                                        А.И.Муравлёва

Лиски 2013

                                                    ОГЛАВЛЕНИЕ

      1. Введение                                                 3                                                                                                      

        Основная часть

       2 Подготовительный этап           4-6

      3.Методика проведения                             7-12

      4.Заключение                                       13-14

      5 Приложение                      14-18

      6.Список использованной литературы        19

                       

                                                   

                                           

                                             

Введение

          Важную роль в формировании человека играет литература. Она формирует индивида, способного решать творческие задачи, устремлённого к поиску. Уроки литературы являются важнейшим средством формирования у учащихся нравственных и эстетических ценностей. Характерной чертой современной методической науки является поиск приёмов работы, обеспечивающих целостность восприятия текста, его глубокую интерпретацию, понимание поэтики произведения. « Литература так же нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели. Именно на них, на этих талантливых, чутких, обладающих творческим воображением читателей, и рассчитывает автор, когда напрягает все свои душевные силы в поисках верного образа»,- отмечал С.Я.Маршак.

        Задача учителя литературы очень сложна. Необходимо так построить урок, чтобы учащиеся не просто овладели знаниями и умениями согласно требованиям программ, но  смогли прикоснуться к слову мастера, увидеть и почувствовать его красоту. Особенно это важно и актуально для уроков в старших классах при изучении литературы ХХ века.

        Многие произведения  20-30 годов ХХ века помогают учащимся осмыслить путь, пройденный нашей страной и литературой. Писатель не просто описывает жизнь. Литературный образ и художественное произведение в целом - сложный акт отражения действительности. Жизнь в литературном произведении - это жизнь, осмысленная художником, пережитая и прочувствованная им.

       Творчеству писателей ХХ века посвящены многочисленные литературные исследования, накоплен  значительный методический опыт. Объясняется это, прежде всего, неисчерпаемостью и богатством внутреннего содержания художественных произведений. Вызывает интерес художественная форма, особенности языка, стиля. Наследие литературы ХХ века очень разнообразно, как  в историческом, так и в жанровом смысле.                                                                                                      

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

            Велик нравственный и эстетический потенциал романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита, уникального произведения литературы ХХ века с философским, фантастическим, сатирическим планами повествования, с легендарной историей и современной писателю действительностью. Я хочу поделиться опытом своего прочтения бессмертного этого творения. Роман читается легко, увлекательно, многие учащиеся знакомы  с книгой по киноверсии. Сатира, юмор и фантастика московских глав, искренняя любовь Мастера и Маргариты захватывают юного читателя. Но всё же часто это произведение воспринимается поверхностно, учащимся трудно связать воедино сюжетные линии романа, осмыслить представления автора о жизни и смерти, о власти и вере, о вине и расплате. При прочтении и анализе ершалаимских глав возникают определенные трудности: иная стилистика авторского языка, сложность соотнесения событий романа и евангельской истории, наслоение представлений о добре, совести, покое Булгакова и современного читателя. Изучение романа требует целостности характеристики мировосприятия писателя и обобщенного взгляда на развитие русской и мировой литературы, продолжателем традиций которой был Булгаков, дерзко противопоставивший прагматизму XX века тысячелетия христианской культуры.

        На изучение романа на втором курсе я планирую 5 уроков. При разработке уроков по такому сложному, многопроблемному произведению  я стараюсь ставить перед учащимися такие вопросы, которые стягивали бы все сюжетные линии книги. Как в романе прослеживается судьба вечных человеческих ценностей? Что лежит в основе человеческого поведения - стечение обстоятельств, ряд случайностей, предопределение или следование избранным идеалам, идеям?   На  уроках стараюсь использовать групповую форму работы  как наиболее оптимальную для решения  задач. Часть заданий может быть дана учащимся в качестве опережающего домашнего задания: сопоставление основных событий ершалаимских глав романа и евангельской истории Христа (Евангелие от Матфея). Учащимся необходимо проанализировать историю мастера и его романа, проследить процесс перерождения Ивана Бездомного в Ивана Николаевича Понырева, ответить на, пожалуй, один из самых сложных вопросов произведения – за что наказан Пилат, почему трусость самый страшный из человеческих пороков. Именно в процессе групповой работы учащиеся пытаются найти ответы на эти непростые вопросы, прийти к единому мнению путем дискуссии. Анализ поступков Понтия Пилата и мастера подвигнул ребят к размышлению о том, что для них самих значат такие понятия как  «трусость», «совесть». Демонстрация фрагмента художественного фильма «Мастер и Маргарита» поможет активизировать даже слабых учащихся, сделать уроки более яркими и занимательными.

             Я хочу рассказать о двух уроках (сдвоенных) по теме «М. А. Булгаков. «Мастер и Маргарита». Проблема творчества и судьбы художника. Тема совести». Предлагаю нетрадиционную форму занятия – урок-исследование, который может послужить основой при изучении любого многопланового художественного произведения.

             Методы на уроке  различны: работа по группам, беседа, поисковое задание, комментированное чтение, анализ и пересказ сцен, демонстрация отрывков видеофильма.

              Проведение такого урока должно способствовать развитию исследовательских способностей учащихся, умению вести дискуссию и отстаивать свою точку зрения.

            Большое значение в подготовке к данному уроку имеет знание учащимися текста произведения. Поэтому преподаватель заранее намечает главы для более детального прочтения, дает список вопросов, по которым будет проходить обсуждение на уроке. Отдельные учащиеся получают индивидуальное задание: подготовить плакаты «Афоризмы Иешуа», «Христос и Иешуа».Учащиеся разделяются на три творческие группы.

         1-ая группа: работа над образом Иешуа Га-Ноцри; Иван Бездомный и Мастер.

         2-ая группа: сопоставление 2 главы романа и репродукции картины Н. Н. Ге «Что есть истина? Христос и Пилат»; Иван Бездомный и московские литераторы.

         3-я группа: работа над образом Понтия Пилата; прозрение Ивана Бездомного.

                           Учебно-методическая карта

Дисциплина: «Литература»

Тема: «М. А. Булгаков. «Мастер и Маргарита». Проблема творчества и судьбы художника. Тема совести».

Цель занятия:

            образовательная: выявить авторскую позицию по проблеме творчества и  миссии художника в обществе; определить систему нравственных ценностей, утверждаемых Булгаковым.

            развивающая: развивать творческие способности студентов, умение критически мыслить, вести дискуссию.

            воспитательная: воспитывать чувство ответственности за свои слова и поступки.

Задачи: анализ ершалаимских глав романа; сопоставительный анализ романа «Мастер и Маргарита» и евангельской истории Иисуса Христа; проследить историю мастера и его романа, процесс перерождения Ивана Бездомного в Ивана Николаевича Понырева.

Вид занятия: урок-исследование

Тип занятия: урок изучения нового материала

Методы обучения: беседа, поисковое задание, анализ и пересказ сцен, выполнение заданий, демонстрация фильма.

Оборудование: оформленная доска с эпиграфами, раздаточный материал, репродукция картины Н. Н. Ге «Что есть истина? Христос и Пилат», плакаты «Афоризмы Иешуа», «Христос и Иешуа», газета «М. А. Булгаков», ноутбук, мультимедийный проектор, эпизоды из художественного фильма «Мастер и Маргарита» (режиссер В. Бортко, 2005 г.).

Место проведения: аудитория № 11

Время проведения: 90 минут

Методика проведения

          Преподаватель приветствует собравшихся, отмечает отсутствующих. Учащиеся разделены на творческие микрогруппы (группы № 1, 2, 3), члены которых сидят за отдельными столами.

          Преподаватель сообщает тему урока, цели и задачи, поставленные перед учащимися.

          На доске записаны эпиграфы к уроку:

Рукописи не горят.

М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита», гл. 24.

 ... трусость, несомненно, один из самых страшных пороков.

М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита», гл. 26.

          Для того чтобы создать соответствующую атмосферу на уроке, преподаватель в своем вступительном слове напоминает учащимся о значении воскрешенного романа М. А. Булгакова не только для развития русской литературы, но и о том колоссальном нравственном воздействии, которое книга продолжает оказывать на души и умы современного общества.

          В название темы урока вынесены слова «проблема творчества и судьбы художника». Начинается обсуждение одного из аспектов исследования: мастер и литературный мир. Текст  знаком учащимся, т. к. отдельные главы даны были для более детального прочтения в качестве  задания на дом. Преподаватель задает вопрос из домашнего задания: рассказать о  судьбе мастера и его романа. Один из учащихся пересказывает историю главного героя, товарищи могут дополнять его ответ.  На данном уроке необходимо  подвести учащихся к размышлению о том, что эта тема – автор и его герой, автор и его произведение – была очень важна для Булгакова. С этой целью преподаватель проводит  беседу о том, насколько был близок герой писателю и чем от него отличался. Эта беседа позволит определить, в какой степени усвоен пройденный материал по биографии Булгакова,   уровень знания  текста художественного произведения, учащиеся учатся проводить лингвостилистический анализ. В результате они ответят, что прототипом  образа мастера послужила личность самого Михаила Булгакова, но, в отличие от своего героя, Булгаков никогда не отрекался от созданных им творений. Так же учащиеся расскажут о том, что собой представляет мир литературы, с которым так несчастливо столкнулся мастер. Преподаватель задает учащимся вопрос: «О чем тоскует душа мастера в эпоху  30-х годов? Иными словами, о чем роман?» Учащиеся кратко пересказывают содержание ершалаимских глав романа.

           Таким образом, обсуждение переходит ко второй линии исследования – к Понтию Пилату, главному герою романа мастера. Ведь как московские литераторы одержимы страхом перед системой, так и Пилат, могущественный прокуратор Иудеи, боится выйти из-под власти кесаря, проявить гражданское мужество.

           Ершалаимские главы выступают своего рода антиподом московским главам по стилистике текста, череде описываемых событий. Не каждому взрослому читателю, в первый раз взявшему в руки книгу Булгакова, удается преодолеть возникающие в связи с этим определенные трудности.   Что говорить о пятнадцатилетних подростках, уровень читательской культуры которых и так достаточно невысок? Справиться со сложностью прочтения ершалаимских глав романа помогут  следующие методы.

           Преподаватель задает учащимся вопрос: «Удалось ли вам уловить разницу между канонической религиозной историей и романом мастера?» Для ответа к доске вызывается один учащийся, который должен заполнить сопоставительную таблицу «Христос и Иешуа». (Приложение 1). Для правильного выполнения этой задачи необходима предварительная домашняя подготовка – сопоставление прочтенного Евангелия от Матфея и романа мастера. Пока заполняется таблица, остальные учащиеся работают над вопросом «Образ Иешуа» в трактовке литературоведа П. В. Палиевского, основываясь на материале учебника «Русская литература 20 века. 11 кл. Под ред. В. П. Журавлева, -  М., 2010 г.», С. 69. Преподаватель задает вопрос: «В чем значение образа Иешуа в трактовке исследователя? Зачитайте цитату». Учащиеся зачитывают ответ, затем совместно с преподавателем проверяется правильность заполнения таблицы.

         Учащимся необходимо выйти на следующий аспект обсуждения темы урока – темы совести. Преподаватель акцентирует внимание ребят на том, что существенное отличие ершалаимских глав романа от евангелия заключается в том, что  главную роль у Булгакова играет не Иешуа, а Понтий Пилат. Случайно ли это? Ответом на вопрос должен стать вывод о том, что проблема совести в романе решается через образ Пилата, не сумевшего спасти  ни в чем неповинного философа Иешуа Га-Ноцри. Провести анализ поступков Пилата поможет работа в микрогруппах. Каждая из трех групп получает задания, объединенные общей тематикой. Задания составлены с учетом индивидуальных особенностей учащихся: более слабые  отвечают на вопросы теста на знание событий ершалаимских глав, остальные получают задания поискового и аналитического характера.

          Первая группа работает над следующими вопросами:

1) Выписать из 2 главы, 25 главы афоризмы Иешуа.

2) Почему Иешуа не понимает спасительных намеков Пилата?

3) Какие моменты из проповеди Иешуа стоили ему жизни?

4) Тест (Приложение 2).

          Вторая группа выполняет следующие задания:

1) Перед вами репродукция картины Н. Н. Ге (Приложение 3), написанная на

   евангельский сюжет. Название картины не указано. Определить название    

   картины, основываясь на тексте 2 главы романа «Мастер и Маргарита».

2) Что, по вашему мнению, было раньше: картина или книга?

3) Тест (Приложение 4).

          Третья группа сопоставляет эпизоды суда Иисуса Христа по Евангелию от Матфея, гл. 27 (Приложение 5) и аналогичные эпизоды в романе. Перед каждым учащимся раздаточный материал: отрывки из евангелия. Сопоставление проходит по следующим вопросам:

1) В чем отличие допроса по Евангелию от той же сцены в романе «Мастер и

    Маргарита»?

2) Найдите в романе цитаты, подтверждающие мысль о том, что Пилат пыта-

     ется спасти Иешуа.

3) Почему Пилат боится пойти до конца в деле спасения Иешуа? Как он это

     объясняет? Подтвердите цитатами.

4)  Какую роль играет гроза в сцене казни Иешуа?

5) В какой книге на Пилате лежит большая вина: в Евангелии или в романе

    Булгакова? Докажите свою мысль цитатами.

          Пока выполняются более сложные задания, менее подготовленные учащиеся сдают листочки с ответами на вопросы теста. Преподаватель проверяет их работу, оценивает. Тем временем, начинается проверка работы в микрогруппах.  Преподаватель проводит беседу со всеми учащимися:

− Так как же Булгаков изменил характер Пилата? Для чего он это сделал?

− Всесильный прокуратор хочет, но не может спасти Иешуа от казни. Не в

  этом ли трагедия этого персонажа? Здесь возможна дискуссия, если вопрос

  вызвал эмоциональный отклик у ребят.

− Какое наказание уготовано прокуратору за его трусость?

− Согласны ли вы со словами Пилата, вынесенными в качестве эпиграфа к

   сегодняшнему уроку: «...трусость, несомненно, один из самых страшных

   пороков»?

          Чтобы ответ на последний вопрос не выглядел однозначным «да» или «нет», целесообразно выполнить небольшую письменную работу: «Дать определение понятий «совесть», «трусость». Что для вас значат эти слова?» Преподаватель собирает листочки с ответами и наиболее удачные, интересные зачитывает. Надо напомнить ребятам, что нерешительность – порок не только Пилата. Когда-то и мастер, испугавшись и не выдержав травли, сжигает свой роман. Но роман возвращается. В этом месте урока начинается сопоставление образов мастера и Ивана Бездомного, как наиболее талантливого и неискушенного еще представителя среды московских литераторов.

          Преподаватель возвращает учащихся из мира древности в обстановку московских глав и задает вопросы по образу мастера:

-Почему на вопрос Ивана Бездомного «Вы – писатель?» герой романа сурово  отвечает: «Я – мастер»? Что, по мнению Булгакова, означает быть мастером?

− Как возвращается к мастеру его роман?

− Как вы понимаете фразу, ставшую эпиграфом к нашему уроку: «Рукописи не горят»?

− Почему мастер не заслужил света, а награждается только покоем?

          С ответом на последний вопрос преподаватель помогает учащимся, так как здесь необходим комментарий, раскрывающий религиозные и философские взгляды Булгакова.

          Булгаков показывает духовное прозрение Ивана Бездомного.  Выполняются  следующие задания:   (первая группа)        

1)Охарактеризуйте образ мыслей и круг интересов начинающего поэта.

2) Почему мастер сразу понял, о ком рассказывает Иван, а сам Иванушка не узнал в Воланде сатаны?

3) Почему Воланд пощадил Ивана и жестоко наказал Берлиоза?  

      Вторая группа анализирует 4 и 5 главы:

1) Объясните, какую роль в повествовании об Иване играет посещение дома №13 и купание в Москве-реке. Как писатель показывает, что безумие Ивана таит в себе исцеление, прозрение?

2) Почему литераторы, мирно ужинающие в ресторане, не понимают Ивана, отправляют его в сумасшедший дом? Кого они также отправили в сумасшедший дом несколькими месяцами ранее?

3) Почему Булгаков дал этому персонажу имя Иван и псевдоним Бездомный?

Третья группа анализирует 8 и 11 главы:

1) Докажите, что в поединке профессора и поэта побеждает здравый смысл. Как началось «выздоровление» поэта?

2) Почему к Ивану приходит прозрение, а Рюхин так и будет писать «дурные стихи»?

          Преподаватель подводит ребят к  выводу о значении образа Ивана  «В 30 главе мастер, прощаясь с Иваном Бездомным, говорит ему: “Прощай, ученик”. Почему Иван назван учеником? В чем проявилось ученичество Ивана?» Иван сдерживает свое обещание не писать стихов, в эпилоге мы видим не поэта Ивана Бездомного, а Ивана Николаевича Понырева – историка.

          Логично в завершении  урока подойти к 32 главе и эпилогу, где мы узнаем о судьбе Ивана Бездомного, еще раз встречаемся с мастером, Пилатом, Воландом. Преподаватель предлагает посмотреть фрагмент х/ф «Мастер и Маргарита», чтобы свести воедино все сюжетные линии романа. Перед просмотром учащиеся записывают значение слова «демиург». «Демиург – (с греч.) - 1) в Древней Греции – свободный ремесленник, мастер, художник; 2) созидающее начало, созидательная сила, творец». После демонстрации фрагмента фильма  отвечают  на вопрос: «Какое из значений слова «демиург» наиболее подходит мастеру в показанных сценах?» Мастер выступает как творец, отпуская на свободу  созданного им героя – Понтия Пилата. Ответ не вызывает затруднений, учащиеся говорят о милосердии мастера, о муках совести Пилата, о доброте и всепрощении Иешуа.

          Подводя итоги занятия, преподаватель говорит о нравственных уроках, которые дает нам бессмертная книга М. Булгакова спустя годы. Помогает понять главную идею романа. Человеческую судьбу определяют непрерывный поиск истины, следование высоким идеалам добра и красоты. Их постижение невозможно без терпения, мужества и духовного созидания.

        Преподаватель оглашает оценки, полученные за урок.

          Домашнее задание: Подготовить пересказ истории любви мастера и Маргариты.

        Преподаватель благодарит всех участников урока и объявляет об окончании занятия.    

                                     

                                           

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

          Роман «Мастер и Маргарита» - сложное, многоплановое, философское произведение. Тема урока охватывала большой текстовый материал, требовала от учащихся серьезной предварительной подготовки. Для достижения поставленных в начале урока целей учащимся необходимо было выполнить различные задания. Все задания были спланированы с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Ответ на вопрос о том, что для вас значат слова «совесть», «трусость», заинтересовал ребят, они постарались в нем выразить свое отношение к нравственным урокам и романа Булгакова, и окружающей их действительности. О чём же роман  Булгакова? Он – об ответственности человека за всё добро и зло, которые совершаются на земле, за собственный выбор жизненных путей, ведущих или к истине и свободе, или к предательству и бесчеловечности. Он - о всепобеждающей силе любви и творчества, возносящий душу к высотам истинной человечности. Наглядные элементы (иллюстрации, фильм) позволили сделать урок более эффективным, заинтересовать всех учащихся.

       Работа в группах помогает развитию творчества. Такая форма способствует усилению мотивации, умению мыслить самостоятельно. Использование данных методов обучения способствует быстрому и успешному усвоению сложного материала.

                         

                               

                                     ПРИЛОЖЕНИЕ

        Приложение 1

Сопоставительная таблица «Христос и Иешуа»

Вопросы для сравнения

Евангелие от Матфея

    «Мастер и Маргарита»

Возраст

33

27

Происхождение

Мать – земная женщина, отец - Бог

Мать – женщина сомнительного поведения, отец – сириец. Родителей не знает своих.

Популярность

Народ встречает его как Мессию

Никто не знает о нем

Ученики

12 апостолов

1 ученик – Левий Матвей

Процедура казни

Распят на кресте

Повешен на столбе

Судьба Иуды

Повесился на осине

Убит по решению Пилата

                                                                                                      Приложение 2

  Тест.    Вариант 1.

1. «Я, Иешуа, говорил о том, что рухнет храм старой веры и создастся новый храм Истины». В чем смысл этого изречения?

а) Иешуа — новый царь Иудейский, воздвигнувший новый Храм;

б) речь идет не о вере, а об Истине;

в) автор передает смысл библейской притчи.

2.  Почему Иешуа представлен в романе как бродяга?

а) соответствие библейскому сюжету;

б) автор стремился противопоставить характер Иешуа библейскому образу;

в) автор подчеркивает внутреннюю свободу героя, противопоставленную иерархическому миру;

г) автор стремится показать Иешуа бедняком.

3.  Иешуа во время казни:

а) молит о пощаде;

б) сходит с ума;

в) теряет сознание;

г) ведет себя агрессивно.

4.  Каким образом Пилат решает судьбу Иуды:

а) награждает его за предательство;

б) решает убить Иуду прямым указанием своим агентам;

в) намеками дает понять начальнику тайной стражи, что Иуда должен быть убит.

5.  Левий Матвей проявляет себя как ученик Иешуа:

а) пытается спасти Иешуа;

б) пытается помочь ему обрести легкую смерть во время казни;

в) несет идеи Иешуа в народ.

Приложение 3

Н. Н. Ге «Что есть истина? Христос и Пилат»

Приложение 4

Тест. Вариант 2

1.  Действие в ершалаимских главах романа разворачивается в течение:

а) двух дней;

б) трех дней;

в) одного дня.

2.  Понтий Пилат заинтересовывается Иешуа после того, как тот:

а) назвал его добрым человеком;

б) объяснил причину его головной боли и пообещал выздоровление;

в) сказал, что настанет царство истины.

3.  Прокуратор просит за Иешуа первосвященника Каифу потому, что:

а) хочет показать свою власть и силу;

б) желает отомстить Каифе;

в) принимает горячее участие в судьбе Иешуа;

г) боится возобновления своей болезни – гемикрании.

4.  Иуда предал Иешуа потому, что:

а) не согласен с его мыслями;

б) нуждается в деньгах;

в) хочет таким образом утвердиться перед властями;

г) любит деньги.

5.  Понтий Пилат упрекает Левия Матвея в:

а) глупости;

б) слабости;

в) нерешительности;

г) жестокости.

        

Приложение 4

Евангелие от Матфея, гл. 27

Допрос, суд над Иисусом:

    Когда же настало утро,   все первосвященники   и   старейшины народа   имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти;

2. и,   связав   Его, отвели, и   предали   Его   Понтию  Пилату правителю.

3. Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и раскаявшись, возвратил тридцать сребренников первосвященникам   и   старейшинам,

4.     говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам.

5.   И, бросив сребренники во храме, он вышел, пошел и удавился.

11.  Иисус  же  стал пред правителем. И спросил Его правитель: Ты Царь Иудейский? Иисус сказал ему: ты говоришь.

12. И, когда обвиняли Его первосвященники и старейшины, Он ничего не отвечал.

13. Тогда говорит Ему Пилат: не слышишь, сколько свидетельствуют против Тебя?

14. И не отвечал ему ни на одно слово, так что правитель весьма дивился.

15. На праздник же Пасхи правитель имел обычай отпускать народу одного узника, которого хотели.

16. Был тогда у них известный узник, называемый Варавва.

17. Итак, когда собрались они, сказал им Пилат: кого хотите, чтобы я отпустил вам: Варавву, или Иисуса, называемого Христом?

18. Ибо знал, что предали Его из зависти.

19. Между тем, когда сидел он на судейском месте, жена его послала ему сказать: не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него.

20. Но первосвященники и старейшины возбудили народ просить Варавву, а Иисуса погубить.

21. Тогда правитель спросил их: кого из двух хотите, чтобы я отпустил вам? Они сказали: Варавву.

22. Пилат говорил им: что же я сделаю Иисусу, называемому Христом? Говорят ему все: да будет распят!

23. Правитель сказал: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее кричали: да будет распят!

24. Пилат, видя, что ничего не помогает, но смятение увеличивается, взял воды, и умыл руки пред народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы.

25. И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших.

26. Тогда отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие.

27. Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию, собрали на него весь полк.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Маранцман  В. Г.  Проблемный анализ романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Литература в школе. – 2002. - № 5.
  2. Маранцман  В. Г.  Проблемный анализ романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Литература в школе. – 2002. - № 7.
  3. Маранцман  В. Г.  Проблемный анализ романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Литература в школе. – 2003. - № 1.
  4. Пастернак Б. Сочинения: В 2 т. Т. 1. Стихотворения. – Тула: Филин, 1993.
  5. Русская литература ХХ века. 11 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2;  под ред. В. П. Журавлёва. – 11-е изд. – М.: Просвещение, 2012.
  6. Святое Евангелие. – М.: Советский писатель, 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по роману М. Булгакова "Мастер и Маргарита"

Иллюстративная презентация к уроку "Тема выбора и ответственности за сделанный выбор. Тема совести. Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат"...

Методическая разработка урока по дисциплине: "Литература" на тему: "Три мира в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита""

Методическая разработка по дисциплине: "Литература" на тему: "Три мира в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита"...

Разработка урока по роману М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"

В данной разработке представлен урок, дающий полный глубокий анализ трёх сюжетных линий романа....

Методическая разработка урока по литературе для 11 класса "СУДЬБА РУССКОГО ФАУСТА В РОМАНЕ М.А.БУЛГАКОВА "МАСТЕР И МАРГАРИТА"

Тип урока:  проблемный  урок-исследование    с элементами «погружения»Метод:         творчески-поисковыйЦель:...

Методическая разработка урока по роману М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени" на тему "Странный человек" (повести "Бэла" и "Максим Максимыч")

Данная разработка представляет собой конспект первого урока по тексту романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени". Проблемный анализ, комментированное чтение, сообщения учащихся-основные ме...

Разработка урока по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита": Особенности композиции и проблематика.

Роман М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита". Разработка урока литературы в 11 классе....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО РОМАНУ А.С.ПУШКИНА «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА». БЛАГОСЛОВЕНИЕ ОТЦА

На уроке, посвящённом роману "Капитанская дочка", рассматриваются важные нравственные  вопросы: что такое честь, благородство, совесть, мужество, благословение и верность слову....