МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО РОМАНУ А.С.ПУШКИНА «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА». БЛАГОСЛОВЕНИЕ ОТЦА
методическая разработка по литературе (8 класс)
На уроке, посвящённом роману "Капитанская дочка", рассматриваются важные нравственные вопросы: что такое честь, благородство, совесть, мужество, благословение и верность слову.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_razrab.uroka_kap.dochka.docx | 14.53 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК ПО РОМАНУ А.С.ПУШКИНА «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА».
БЛАГОСЛОВЕНИЕ ОТЦА
Цель и задачи урока:
-показать величие души защитников Белогорской крепости;
-подумать над словами : честь, благородство, мужество, присяга, совесть ;
-учить анализировать поведение героев романа.
Ход урока.
Вопросы:
-Какое произведение мы читаем на уроках литературы? (Роман А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)
-Вспомните эпиграф к роману «Капитанская дочка» («Береги честь смолоду»)
-Что такое честь? Как вы понимаете это понятие? (Достойные уважения качества человека: честность, милосердие, доброта, справедливость, совестливость, мужество, сила духа, бескорыстие, верность…)
-Назовите главных героев романа. (Пётр Гринёв, его отец Андрей Петрович, его матушка Авдотья Васильевна, дядька Петруши Савельич, семья капитана Миронова)
-Кто из героев романа, и при каких обстоятельствах говорит: «Береги честь смолоду»? (Отец Петра Гринёва говорит эти слова, когда отправляет сына в армию)
-Давайте прочитаем ещё раз этот эпизод. (Итак, все мои блестящие надежды рушились! Вместо весёлой петербургской жизни ожидала меня скука в стороне глухой и отдалённой. Служба, о которой за минуту думал я с таким восторгом, показалась мне тяжким несчастием. Но спорить было нечего! На другой день поутру была подвезена к крыльцу дорожная кибитка; уложили в неё чемодан, погребец с чайным прибором и узлы с булками и пирогами, последними знаками домашнего баловства. Родители мои благословили меня. Батюшка сказал мне: «Прощай, Пётр. Служи верно, кому присягнёшь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду.»)
-Что значит слово «благословить»? (1.Перекрестить, произнося слова молитвы, напутствия. 2.Желать добра, счастья)
-Что мы знаем об отце Петра Гринёва ? (Андрей Петрович Гринёв –офицер в отставке; принимал участие в боевых действиях.)
-Почему он отправляет своего сына не в Петербург, а в Оренбург?
Задание. Творческая работа «Благословение отца сыну». Разделите лист на две части. Первая часть – «Андрей Петрович Гринёв». Вторая часть-«Пётр Андреевич Гринёв». Выпишите ключевые слова из напутствия А.П.Гринёва в первую часть работы.(Служи верно, кому присягнёшь; слушайся начальников, от службы не отговаривайся, береги честь)
-Что значит присягнуть? (Дать торжественное обещание соблюдать верность)
- Каким хочет видеть своего сына Андрей Петрович Гринёв? (Достойным офицером, который будет верно служить отечеству )
-В романе нет ничего случайного. Давайте обратим внимание на имена главных героев. (Пётр Гринёв назван в честь своего деда. Это говорит об уважении Андрея Петровича к своему отцу, а также о преемственности поколений)
-Имя Андрей в переводе с греческого означает «мужественный» , а имя Пётр в переводе с греческого –«скала ,утёс, «каменная глыба». Поэтому можно сделать вывод , что для семьи Гринёвых самые ценные качества характера –это мужество, стойкость ,преданность.
-Где служит Пётр Гринёв? Какие события происходят в его жизни? (Он служит в Белогорской крепости комендантом которой является Иван Кузьмич Миронов .В крепости Пётр познакомился с Машей Мироновой , которую полюбил всей душой. У него появился враг –Швабрин. Наступает беспокойное время : Пугачёв нападает на крепости и жестоко расправляется с теми, кто ему не присягает.)
-Давайте посмотрим, как служит Пётр Гринёв, выполняет ли он наказ отца. Откройте главу «Приступ». Прочитаем эпизод «Штурм крепости» («Тут Иван Кузьмич оборотился к нам, и всё внимание его устремилось на неприятеля…Народ повалил на площадь; нас погнали туда же.»)
-Задание. Запишите во вторую часть нашей работы , какие качества проявил Гринёв во время штурма крепости .(мужество, смелость, благородство, самоотверженность)
-Таким образом, можно сказать, что Гринёв не забыл наставления отца и вёл себя достойно.
-Прочитаем сцену казни. Почему Пугачёв казнил Ивана Кузьмича и Ивана Игнатьича? (Они не стали присягать Пугачёву. Он для них «самозванец и разбойник»)
- А как проявил себя Пётр Гринёв ? Выпишите ключевые слова во вторую часть работы.(смело, великодушно, молится о близких, раскаивается в прегрешениях, предпочёл бы лютую казнь подлому унижению)
-А теперь сделайте вывод и запишите ответ на вопрос: «Может ли Андрей Петрович Гринёв гордиться своим сыном? И почему?»
Домашнее задание. Ответить письменно на вопрос : «Почему для героев романа так важно родительское благословение?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.
Аннотацияк учебно-методическим разработкам внеклассных мероприятий по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....
методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"
Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи. Происходит...
Методические разработки.Методическое сопрвождение учебно-воспитательного процесса в дополнительном образовании для дошкольников в студии "Почемучки"
В данных разработках представлен пакет документов, необходимых для оформления отчётной документации для каждого педагога и руководителя объединения....
Методические рекомендации "Программно-методическое обеспечение образовательного процесса педагога дополнительного образования"
Методические рекомендации содержат теоретические и методологические основы планирования и прогнозирования образовательного процесса. Образцы представленной документации соответствуют современным...
Методическая разработка для председателей Методических объединений "Методический марафон "Пять шагов к успеху""
"Методический марафон" - это универсальный проект, который может стать одной из форм методической работы школьного методического объединения. В основе проекта лежит система пяти мероприятий, объединен...
Научно-методическая работа БД.04 История: Аннотация к рабочей программе, Рабочая программа, Методические указания по выполнению практических работ, Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся по специальностям СПО
БД.04 ИсторияАннотация к рабочей программе,Рабочая программа,Методические указания по выполнению практических работ,Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы для обучающихся...