Разработка урока по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита": Особенности композиции и проблематика.
план-конспект урока по литературе (11 класс)
Роман М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита". Разработка урока литературы в 11 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bulgakov.docx | 23.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»:
Особенности композиции и проблематика.
Цели урока:
1. Познакомить с особенностями композиции, жанровым своеобразием и проблематикой романа Булгакова.
2.Развивать навыки анализа произведения.
3.Научить составлять сравнительную характеристику литературных героев.
Оборудование: проектор, иллюстрации эпизодов из романа «Мастер и Маргарита»
Ход урока:
- Организационный момент. ( сообщение темы и целей урока)
- Повторение
- история создания романа «Мастер и Маргарита»
- выборочное чтение эпизодов романаобучающимися.
- Викторина по тексту романа (задания на листочках)
- Вставить пропущенные эпитеты в предложениях
- Чей это портрет?
-Азазелло
-Коровьев
-Варенуха
-Бездомный
- Какой из «миров» романа наиболее заселён?
-библейский
-потусторонний
-московский
3. Слово учителя. Знакомство с художественными особенностями романа.
- Беседа(выяснение жанрового своеобразия произведения)
- О чём этот роман? ( О Понтии Пилате? О явлении Воланда и его свиты москвичам? О великой силе любви Маргариты?)
Роман отличается многоплановостью, всё переплетено как в жизни.
- Попробуйте определить жанр романа.
Это и бытовой роман, в котором воспроизведены картины жизни Москвы 30-х годов, и фантастический, и философский, и любовно-лирический, и сатирический, и автобиографический.
4. Работа с учебником
Необычна и композиция романа, в её создании автор выступает новатором.
- В чём новаторство Булгакова?
Найдите ответ на этот вопрос в статьях учебника (с.66-68) «Композиция. Два стилистических потока» и « Новаторство романа. Философская концепция».
Прочитайте статью и ответьте на вопросы:
- Как объясняется художественное единство романа?
Почему Булгаков в ершалаимских главах изображает высших представителей общественной пирамиды, в московских- относительно рядовых людей, его современников?
- Работа с текстом
- чтение глав 2,16,25,26 ( «ершалаимские» главы, представляющие «роман в романе»).
- краткий пересказ сюжета романа Мастера.
- Где и когда происходят события?
- зачитайте портретные зарисовки Понтия Пилата и Иешуа.
- Что они дают для понимания авторской задумки?
- О чём спорят эти два человека?
В центре внимания вопрос: что такое истина.
- Был ли шанс на спасение прокуратором Иешуа?
- Какое значение имеет появление ласточки?
- Почему Пилат утвердил смертный приговор?
Поведение прокуратора после вынесения приговора. Муки совести рождают в его душе ужас.
(чтение главы 25)
-Как наказан Пилат за свою трусость?
(чтение главы 32 « Прощение и вечный покой»)
Тема бессмертия.
Образ Левия Матвея.
-Как он выполнит свой последний долг перед учителем?
(чтение главы 26)
- Подведение итога урока
- Зачем понадобился Булгакову такой художественный приём – параллельно повествованию о современности ввести рассказ о событии, которое произошло две тысячи лет назад?
Роман посвящён вечным проблемам: они существуют в настоящем так же, как и много веков назад. Перечислить их:
- Что такое истина?
- Человек и власть.
- Внутренняя свобода и несвобода человека.
- Добро и зло, вечное их противопоставление и борьба.
- Верность и предательство.
- Милосердие и всепрощение.
-В чём смысл евангельской истории, воспроизведённой автором в романе?
6. Домашнее задание.
Перечитать главы романа.
Ответить на вопросы 3 и 6 на стр.71 учебника(ч.2).
5.Чтение стихотворений (по выбору)
« Братские могилы»
« Он не вернулся из боя»
« Штрафные батальоны»
« Охота на волков»
« К вершине»
«Маринка, слушай, милая Маринка»
« Мой чёрный человек в костюме сером…»
6. Заключительное слово учителя, прослушивание песни « Прерванный полёт»
7. Подведение итогов урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку по роману М. Булгакова "Мастер и Маргарита"
Иллюстративная презентация к уроку "Тема выбора и ответственности за сделанный выбор. Тема совести. Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат"...
Урок по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Тема урока: Сатирическое изображение московского общества в романе М. Булгакова «МАСТЕР И МАРГАРИТА»...
Серия уроков по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита"
Представлены разработки уроков по основным сюжетным линиям романа....
Разработка урока по роману М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"
В данной разработке представлен урок, дающий полный глубокий анализ трёх сюжетных линий романа....
презентация к уроку по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита"в 12 классе для слабослышащих детей
Материал дан учителем для краткого ознакомления с произведением,ввиду проблем со слухом дети обладают малым словарным запасом ,многое им неизвестно.Поэтому легче всего рассказать ,используя картинки с...
Методическая разработка уроков по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"
Уроки литературы являются важнейшим средством формирования у учащихся и студентов нравственных и эстетических ценностей. Я хочу поделиться опытом своего прочтения романа М.А.Булгакова "Мастер и Маргар...
План – конспект урока Особенности композиции и проблематика романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Урок литературы в 11 классе....