Конспект урока по теме: Сальников Ю.В «Чтобы всегда по справедливости». Понятие чести, достоинства и благородства.
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Работа над содержанием сборника рассказов Юрия Васильевича Сальникова "Чтобы всегда по справедливости".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_salnikov.docx17.64 КБ

Предварительный просмотр:

                          Конспект урока по теме:


Сальников Ю.В  «Чтобы всегда по справедливости». Понятие чести, достоинства и благородства.

Цели: помочь учащимся отличать благородство от низости, порядочность от бесчестия, научить видеть и понимать несправедливость, бороться с ней.

Ход урока

I. Изучение нового материала.

1. Вступительное слово учителя. Моменты биографии писателя.

Юрий Васильевич Сальников (1918 - 2001) - писатель, автор 32 книг, выходивших в Москве, Сибири, Краснодаре.Родился 11 сентября 1918 года в Омске. В 1936 году окончил десять классов в Новосибирске, а в 1941 году – Московский институт философии, литературы, истории (МИФЛИ). Война. Армия. Фронт. В звании младшего лейтенанта находился на политработе в должности секретаря комсомольского бюро арт. полка. Но в 1942 году был облыжно обвинен в антисоветской агитации и осужден по «знаменитой» статье 58-10 на десять лет лагерного рабства с последующим лишением еще на три года всех гражданских прав. Заполярье, Норильск-Норильлаг, зона, барак, нары. Глухой черный забой в горе, скованной вечной мерзлотой – откатчик вагонеток, груженных глыбами никелевой руды – для фронта, для победы.«Дело» было пересмотрено Верховным Судом, дикая антисоветская статья заменена на «дисциплинарный проступок» и в 1945 году – освобождение. Еще два года пребывания в заполярном Норильске в качестве «вольнонаемного»; лишь в 1947-м – возвращение в Новосибирск, в город, в котором 11 лет назад окончил школу…И с 1947 года – профессиональная литературная деятельность.Корреспондент радио, завлит ТЮЗа, сотрудник редакции журнала «Сибирские огни», наконец, в 1952 году – первая книга рассказов «В кругу друзей». Вся последующая жизнь – непрерывная творческая работа – книги, в основном обращённые к школьникам и молодежи, – тридцать две книги, изданные в Новосибирске, Тюмени, Москве (издательства «Молодая гвардия», «Детская литература», Воениздат, Политиздат) и в Краснодаре, куда Ю. Сальников приехал в 1962 году.Ю. Сальников работал в самых разных жанрах – рассказы, повести, пьесы, историко-документальные книги, критика, публицистика. Бесчисленные выступления перед читателями на страницах журналов и газет, по радио и телевидению (постоянный ведущий многих долгосрочных программ) неизменно продолжали разработку морально-нравственной тематики, которой посвящены и все его книги.Активная общественная деятельность Ю. Сальникова оценена обществом. Медаль «3а трудовую доблесть» (1976 г), звание «Заслуженный работник культуры РСФСР» (1987), лауреат кубанской премии имени казачьего просветителя К. Российского (1996), «Заслуженный учитель Кубани» (1998).Бессменно, в течение многих лет, с момента основания Российского Детского Фонда, Ю. Сальников возглавлял Краснодарское краевое отделение.В 1998 году награждён Патриаршим орденом Святого царевича Димитрия – «За дела милосердия». Член Союза писателей СССР с 1954 года. Член Союза российских писателей с момента основания организации. Умер в Краснодаре 1 августа 2001 года.

.

2. Выразительное чтение учащимися отрывка из сборника «Чтобы всегда по справедливости».

3. Беседа по главе «Мишинa обидa»

– Как вы считаете, прав ли был Маша, обижаясь на взрослых?

- Как поступили бы вы на его месте?

- Почему Миша убежал из дома?

Правильно, ребята! В жизни нужно думать не только о своих интересах и желаниях, но и понимать других людей и считаться с их мнениями и поступками. Давайте перейдём к главе «Можно ли прожить без врaнья?»

4. Рассматривание и описание иллюстрации к главе

– Кто главная героиня этой истории? Что она сделала?

– Чему нас учит автор в этой главе? Кто из двух сестер поступает честно? (Вера остаётся честной в любой ситуации, в  то время как её сестра Нина лжёт для достижения своих целей.)

– Кто из двух девочек заслуживает вашего уважения?

– Вы, конечно, почувствовали, что складывается у вас отношение к человеку из анализа его поступков.

5. Работа над сценарием.

– Попробуем составить сценарий нескольких кадров фильма по одному эпизоду: «Что знaчит быть взрослым?».

Кадр первый Двор Павки.

Кадр второй. Приезд машины с вещами

Встреча трёх друзей – Миши, Веры, Павки. Разговор о взрослых

Чтение по ролям: Миша, Вера, Павка.

– Попробуйте аргументировать мнение каждого из детей и найти точку зрения, которая наиболее близка вашей. Чью позицию вы не приемлете, почему?

_ Обратите внимание на факт появления кучи ящиков во дворе у Павки. Откуда они? ( Отец Павки их попросту украл, хотя и объяснил это бесхозностью ящиков. Может поэтому Павка так рассуждает о взрослых, ведь у него есть такой пример перед глазами?)

5. Работа над позицией автора в повести.( читаем главу «Почему людям "кажется"?)

Советчик-Беседчик, который все знaет. Я - aвтор этой книжки.

- Как вы думаете, почему автор выбрал себе такое имя? Что он этим хотел подсказать читателю? Правильно ли вы поняли его советы?

6. Работа с понятиями

Запишите в свои тетради в квадрат такие слова: « враньё», «эгоизм», « грубость», «воровство».

Давайте дадим объяснение этим понятиям и закрасим фон этого квадрата цветом, который больше всего им подходит. Какой карандаш вы выбрали? Почему?

А теперь нарисуйте второй квадрат и впишите в него слова « справедливость», « честность», «благородство», «порядочность». Давайте дадим объяснение и этим понятиям и закрасим фон этого квадрата  другим подходящим цветом. Какой карандаш вы выбрали? Почему?

II. Делаем вывод.

Свои мысли по прочитанному произведению сформулируйте в сочинении-миниатюре « Что такое справедливость?»

III. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: продолжить и закончить чтение повести «Чтобы всегда по справедливости».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "«Понятие алгоритма. Виды алгоритмов и их свойства»

Урок по теме : «Понятие алгоритма. Виды алгоритмов и их свойства» 10класс. Появление алгоритмов связывают с зарождением математики. Более 1000 лет назад (в 825 году) ученый из города Хорезма Абдулла ...

Конспект урока по теме "Бионика или подглядывать не всегда плохо"

Урок направлен на развитие ключевых компетенций учащихся в области биологии. Знакомит учащихся с практическим применением биологических знаний в жизни человека....

конспект урока по теме: Понятие переменной в языке программирования Pascal АВС

Проект урока по информатике в 7 классе с использованием ТИО Макарова...

Конспект урока по теме "Спрос. Понятие спроса. Закон спроса"

В конспекте отражены все ключевые понятия по теме. Данный конспект можно использовать для объяснения учебнего материала в 9 или 10 классе...

Конспект урока по теме Роль иностранных языков в современном обществе. Знакомство с понятием франкофонии. 7 класс.

Урок разработан для 7-х классов, но материалы и упражнения могут использоваться и в более старших классах, поскольку предполагают развитие навыков агрументированного высказывания собственного мнения, ...

Конспект урока по теме "Понятие десятичной дроби.Чтение и запись десятичных дробей"

Разработка урока соответствует идеям системно-деятельностного обучения и требованиями ФГОС ОО, содержит технологическую карту,конспект, сценарий....

Конспект урока по теме «Понятие вектора», 9 класс, учебник Л.С. Атанасян

Конспект урока по теме «Понятие вектора», 9 класс, учебник Л.С. АтанасянЦель: создать условия для работы учащихся над понятиями и их определениями (определение вектора, изображение и обозначение векто...