Конспект урока по теме "Спрос. Понятие спроса. Закон спроса"
план-конспект урока по экономике (10 класс) по теме
В конспекте отражены все ключевые понятия по теме. Данный конспект можно использовать для объяснения учебнего материала в 9 или 10 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_7.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Спрос. Понятие величины спроса. Закон спроса»
Фундаментальные понятия темы:
- спрос;
- величина спроса;
- график спроса;
- закон спроса;
- кривая спроса.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
1. Тест на самочувствие:
- интерес к предмету (по 5-ти бальной шкале)
- работоспособность (по 5-ти бальной шкале)
- интерес к учителю (ожидания) (по 5-ти бальной шкале)
- закончить предложение: Если я займусь бизнесом, то…
2. Тест №3 (13 минут)
3. Изучение нового материала.
Каждый человек нуждается в тех, или иных благах. И если он не может произвести эти блага сам или ему выгоднее купить их, он приходит за ними на рынок.
Будем считать, что сегодня части класса необходимы яблоки, а другая часть класса может и готова их продать.
Естественно, покупатель должен располагать средствами (деньгами) для покупки, поскольку бесплатно на рынке могут только наступить на ногу. А это значит, что на рынке мы сталкиваемся уже не просто с потребностями, а с другим понятием – со спросом.
Термин «спрос» ввел в научную лексику английский экономист Томас Роберт Мальтус (1766-1834 гг.). И сделал он это для того, чтобы разграничить понятия спрос и желания – мечты и реальные возможности.
Спрос – желание и возможности потребителя купить товар или услугу в определенном месте и в определенное время.
Разберемся с этим определением поподробнее. Если я хочу купить яхту, но моя заработная плата не позволяет это сделать, то мое желание – это только желание, а не спрос. Если же у меня есть желание и есть возможность, то в этом случае можно говорить о спросе. Другая ситуация. У меня есть возможность сегодня купить ласты, но желания их использовать у меня нет (поскольку лето еще не скоро, а бассейн я не посещаю). В этом случае можно говорить об имеющихся возможностях, но говорить о том, что у меня есть спрос на ласты - нельзя. Итак, спрос – это когда и желания и возможности есть у потребителя. А почему так важно в этом определении «в определенном месте и в определенное время»? Предположим, что у меня есть возможности и желание купить мороженое, но если на улице сильный мороз, то даже совокупность желания и возможностей не будет образовывать спроса, т.к. мороз заставит меня от покупки мороженного все-таки отказаться. Этот пример иллюстрирует важность «времени» в определении спроса. Теперь разберемся с «местом». Как вы думаете, где дешевле покупать бананы – в России или в местах, где они произрастают? Конечно же, там, где они растут, т.к. на транспортировку бананов в Россию затрачиваются определенные средства, повышающие их продажную стоимость. Поэтому я могу легко позволить себе купить несколько килограммов бананов на Гавайских островах, но в России я не стану давать волю своим желаниям, даже при наличии возможности. Итак, о спросе можно говорить в определенном месте и в определенное время.
Спрос – очень капризное понятие. На спрос может оказывать влияние множество параметров. Наша задача – выяснить какие это параметры и как их можно нейтрализовать.
Итак, мы отправляется на рынок для того, чтобы определить, что такое спрос и какие законы действуют на рынке.
4. Игра «Маркет- гейм» (5 периодов по 5 минут, затем обработка результатов, подсчет прибылей и убытков, награждение победителей (по наибольшей прибыли)).
5. Лекция (продолжение).
В ходе игры мы с вами убедились в том, что:
- для рыночных процессов значение имеют только те желания людей, которые могут быть подкреплены денежными ресурсами, реально достаточными для покупки некоторого количества товаров;
- по низким ценам товары (в нашем случае яблоки) покупали охотнее, чем по высоким;
- при открытии рынка сделки осуществлялись более осторожно, нежели в пик работы рынка;
- при закрытии рынка продавцы охотнее снижали цены, чем в начале работы рынка.
Таким образом, спрос характеризует состояние рынка, а точнее – связь массы товаров, которые люди готовы купить с величиной цен, по которым они могут совершить покупку. Кроме того, в ходе игры вы видели, что ведущий фиксировал заключаемые сделки. Его интересовало, сколько сделок совершено по определенной цене. Давайте обратимся к результатам этой работы. В таблице (демонстрируется таблица учета сделок ведущего) мы видим, по какой цене совершено больше всего сделок – этот показатель – «рыночная цена яблок на рынке сегодня» - средняя, самая популярная сегодня цена яблок. При этом есть данные о количестве сделок, совершенных при каждой из предложенных цен. Эти данные помогут нам составить таблицу спроса, построить график спроса, вывести закон спроса и выяснить от чего зависит спрос.
Итак, давайте составим таблицу спроса (таблица составляется по данным, полученным в ходе игры и имеет следующий вид):
Таблица спроса.
Цена яблок | Количество сделок | Величина спроса | ||
5 долларов | Данный столбец заполняется по таблице ведущего (напротив каждой из цен указывается кол-во совершенных сделок) | Данный столбец заполняется снизу вверх путем подсчета суммы сделок по каждой цене с рассуждением: «те, кто купили по 15 долларов – они купили бы по 14 охотнее, значит величина спроса по 14 долларов – это сумма сделок по 15 и 14 долларов, и т.д.». | ||
6 долларов | ||||
7 долларов | ||||
8 долларов | ||||
9 долларов | ||||
10 долларов | ||||
11 долларов | ||||
12 долларов | ||||
13 долларов | ||||
14 долларов | ||||
15 долларов |
Как видно из таблицы объем покупок, или как говорят экономисты, величины спроса, непосредственно зависит от цены по которой товары можно приобрести.
Величина спроса – объем товара определенного вида, который покупатели готовы (хотят и могут) приобрести на протяжении определенного периода времени при определенном уровне цены этого товара.
Информацию о возможных величинах спроса легко представить графически в виде кривой, которая называется кривой спроса.
(Построение кривой спроса): по оси ординат откладываем цены, по оси абсцисс – количество сделок; строим кривую по точкам; называем кривую – «Д».
Кривая спроса отражает взаимосвязь между ценой товара и тем его количеством, которое приобретут потребители при прочих равных условиях, т.е. зависимость между ценой и объемами покупок, возможных при различных уровнях цен.
Обратите внимание – в определении сказано, что «при прочих равных условиях». Что имеется в виду? Подразумевается что продается товар одного наименования, одного предназначения, одинакового качества. Так как если брать во внимание еще и различие этих условий, то график спроса может оказаться другим. Но мы с вами рассматриваем упрощенную ситуацию (ведь на рынке продаваемые вами яблоки были все одинаково кислыми).
Каждая точка на кривой – показатель величины спроса на товар при определенной цене.
Спрос – сложившаяся в определенный период времени зависимость величин спроса на данный товар на рынке от цен, по которым товары могут быть предложены к продаже.
6. Домашнее задание:
1. Лекция, § 9 т.1.
- Отработать навык определения величины спроса и построения графика спроса по результатам социологического исследования. Для этого необходимо:
А) выбрать объект продаж (предложение различных товаров народного потребления учащимся или работникам лицея);
Б) выбрать социологическую группу (определить в какой аудитории будет проведено исследование);
В) выбрать диапазон цен на товар, по которому исследуется спрос;
Г) провести исследование;
Д) составить таблицу спроса;
Е) построить график спроса.
! Задание №2 можно выполнять группами 2-3 человека, товары должны быть различными для каждой группы, материалы исследования (название товара, социологическая группа, дата проведения исследования, таблица спроса и график спроса) оформляется на листе формата А-4 ярко и красочно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме "«Понятие алгоритма. Виды алгоритмов и их свойства»
Урок по теме : «Понятие алгоритма. Виды алгоритмов и их свойства» 10класс. Появление алгоритмов связывают с зарождением математики. Более 1000 лет назад (в 825 году) ученый из города Хорезма Абдулла ...
конспект урока по теме: Понятие переменной в языке программирования Pascal АВС
Проект урока по информатике в 7 классе с использованием ТИО Макарова...
Конспект урока по алгебре "Понятие квадратного корня из неотрицательного числа" для учащихся 8 класса
Материал содержит конспект урока, презентацию к уроку и анализ урока....
Презентация и конспект урока «Как образуются понятия» (Босова Л.Л 6 класс.)
Урок предназначен для учеников 6-го класса, обучающихся по учебнику Л. Л. Босовой.Цель работы: познакомить с основными логическими приёмами формирования понятия.Объяснение нового материала и его закре...
Конспект урока по теме "Понятие десятичной дроби.Чтение и запись десятичных дробей"
Разработка урока соответствует идеям системно-деятельностного обучения и требованиями ФГОС ОО, содержит технологическую карту,конспект, сценарий....
Конспект урока по теме «Понятие вектора», 9 класс, учебник Л.С. Атанасян
Конспект урока по теме «Понятие вектора», 9 класс, учебник Л.С. АтанасянЦель: создать условия для работы учащихся над понятиями и их определениями (определение вектора, изображение и обозначение векто...