Сравнительный анализ произведений А.Платонова "Юшка" и Л.Андреева "Кусака"
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
Разработка урока по литературе в 7 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otnosheniya_mezhdu_lyudmi_lyudmi_i_prirodoy_.docx | 51.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Рец Наталья Ивановна,
учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №19
г. Новочеркасска Ростовской области
Тема урока: «Отношения между людьми, людьми и природой» (Сравнительный анализ рассказов А. Платонова «Юшка» и
Л. Андреева «Кусака»)
Класс: 7 класс
Предмет: литература
Учебник: Литература. 7 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразова- тельных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В.Я. Коровина. – Москва: Просвещение, 2011г.
Тип: урок-исследование
Технологии: коммуникативно-диалоговые, проблемно-поисковые, информа- ционно-коммуникационные
Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая работа
Методы ведения урока: словесный, частично - поисковый, когнитивный
Оборудование: плакат с изображением открытой книги, компьютерные слайды, клип «Дорога добра» к песне из кинофильма «Приключения Маленького Мука»
Цель урока:
- подвести обучающихся к ответу на вопрос: что должно лежать в основе отношений между людьми, людьми и природой
Задачи для школьников:
- определить роль образа Юшки в раскрытии отношений между людьми;
- выявить способы создания образа Юшки в раскрытии идейного содержания произведения;
- определить роль образа Кусаки в раскрытии отношений между людьми и природой;
- выявить способы создания образа Юшки в раскрытии идейного содержания произведения;
- выяснить, кто является причиной трагедии судьбы Юшки и Кусаки;
- выявить авторскую позицию в раскрытии проблемы отношений между людьми, людьми и природой;
- сформулировать собственное отношение к авторской позиции в произведениях «Юшка» и «Кусака»
Форма работы учащихся - беседа, чтение, анализ и противопоставление текстов рассказов А. Платонова и Л. Андреева, письменная самостоятельная работа, участие в учебном диалоге
Основные виды деятельности учителя: организация поисковой и аналитической беседы, развитие логического мышления, устной и письменной речи учащихся
Планируемые результаты
Личностные УУД:
- совершенствовать духовно-нравственные качества личности;
- уметь соотносить поступок с моральной нормой, с принятыми этическими принципами;
- оценивать поступки героев и свои с точки зрения нравственности
Коммуникативные УУД:
- выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами;
- составлять небольшое устное монологическое высказывание, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства;
- участвовать в коллективном обсуждении проблем;
- осуществлять речевой контроль;
- оценивать речь с точки зрения ее содержания и языкового оформления;
- писать сочинение-миниатюру, используя полученную информацию
Регулятивные УУД:
- планировать, выделять и осознавать обучающимися то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить;
-контролировать и оценивать достигнутые результаты своей и чужой деятельности;
- вносить необходимую коррекцию в процессе деятельности
Познавательные УУД:
-уметь понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи, извлекать информацию из прослушанного текста;
-обсуждать проблемные вопросы;
-составлять литературный портрет героя;
-воспроизводить в памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи
Предметные УУД:
- научить сопоставлять различные произведения, понятия; приемам анализа литературного произведения;
-совершенствовать речь учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения;
-понимать русское слово в его эстетической функции, роль изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов произведений
Межпредметные связи: русский язык, музыка
ХОД УРОКА
1. Предтекстовой структурный элемент урока
Этап 1. Вхождение в тему урока
- Здравствуйте, ребята! Я очень рада встрече с вами! Мне хочется, чтобы наш урок помог нам стать добрее, терпимее ко всему, что нас окружает.
Сегодня в центре нашего внимания уже известные вам рассказы А. Платонова «Юшка» и Л. Андреева «Кусака». На уроке мы будем использовать тексты данных произведений, познакомимся с интересными высказываниями Платонова и Андреева. А в конце урока выполним небольшое письменное задание, которое и будет результатом вашей работы. Посмотрим клип к песне из кинофильма «Приключения Маленького Мука».
Этап 2. Подготовка к вхождению в текст. Актуализация ранее полученных знаний
- Ребята, вспомните, пожалуйста, какие произведения вы читали о судьбе собаки?
(Произведение А.П. Чехова «Каштанка»)
- Какая у Чехова Каштанка?
«Сообразительная, игривая, верная…Она думает как человек, выбирает свою дальнейшую судьбу – остаться у столяра или у циркача, весёлая и сытая жизнь не для неё…»
- Да, Чехов – психолог. Он подробным образом описывает чувства, испытанные собакой, ее эмоции, поведение. А как вы считаете, перешла ли эта чеховская традиция к Леониду Андрееву? Почему вы так думаете?
- Теперь давайте вспомним произведения, в которых говорится о тяжелой судьбе людей?
(«Детство» М. Горького…)
- Обратимся к повести «Детство» и вспомним, какие жизненные испытания выпали на долю Алеши Пешкова?
- Автор в своем произведении употребляет выражение «свинцовые мерзости русской жизни» и говорит, что их не должно быть. Как вы думаете, что стоит за этой фразой?
- Скажите, а у А. Платонова в произведениях мы наблюдаем эти «свинцовые мерзости»?
- Какой отсюда можно сделать вывод?
2. Текстовой элемент урока
Этап 3. Вхождение в текст
- Писатели в своих произведениях поднимают множество актуальных проблем, пытаются ответить на очень сложные жизненные вопросы. И сегодня мы попытаемся ответить на вопрос, волновавших многих, в том числе А. Платонова и Л. Андреева: что должно лежать в основе отношений между людьми, людьми и природой. (Вопрос записан на слайде). Чтобы ответить на него, мы обратимся к произведениям А. Платонова «Юшка» и Л. Андреева «Кусака». Скажите, почему для обсуждения были взяты именно эти рассказы?
- Давайте теперь подумаем, какие задачи стоят перед вами на сегодняшнем уроке? Озвучьте их. (При необходимости учитель помогает учащимся сформулировать задачи к уроку, делает записи на доске).
- Раз задачи существуют, их нужно решать. Для того, чтобы выяснить, что сближает рассказы этих двух авторов, что волновало писателей, о чем болела их душа, нам необходимо всмотреться в каждую строчку произведений, попробовать взглянуть на героев глазами их авторов.
Этап 4. Практикум
- Ребята, обратите внимание на то, что оба произведения названы по именам главных их героев – Юшка и Кусака.
Кто же такой Юшка?
(Юшка был «старый на вид человек. Работал подручным помощником у главного кузнеца. Он носил кузнецу воду, песок, уголь; раздувал мехом горн, … делал всякую другую работу, которую надо было делать).
- Какая внешность была у Юшки? Зачитайте его портрет.
«Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы; глаза у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как не остывающие слезы».
- Какая деталь во внешности помогает острее и глубже представить нам внешний облик персонажа?
(Глаза, в которых всегда стояла влага).
- Действительно, в глазах Юшки мы видим влагу – «не остывающие слёзы».
Вы помните известный афоризм «глаза – зеркало души»?
- А можно сказать, что душа Юшки плачет?
- Отчего она может плакать?
(Его не любили, не уважали, обижали…)
- Молодцы! Я теперь вспомните, кто является героем произведения Андреева «Кусака»?
(Это собака).
- Назовите ваши ассоциации со словом «собака», «Кусака».
(Дети называют ассоциации со словом «собака» - друг человека, защитник, любовь, привязанность; со словом «Кусака» - злоба, обида, укус).
- Почему такие ассоциации возникают у вас?
(Долго жила одна. Её обижал всякий, кто мог. Она не хотела идти на сближение с человеком…)
- Как она выглядела?
(Была «грязной и некрасивой»)
-Давайте прочитаем первую строчку произведения. Она никому не принадлежала; у нее не было собственного имени, и никто не мог бы сказать, где находилась она во всю долгую морозную зиму и чем кормилась.
- Рассказ начинается с тройного отрицания. Какую стилистическую фигуру использует автор?
(Градацию)
- Как вам кажется, для чего он это делает?
(Для того чтобы читатель с первых слов ощутил ситуацию безысходности, тяжёлых условий, в которых живёт Кусака).
- Найдите во втором предложении этого абзаца слово, которое как нельзя лучше характеризует состояние собаки в тот момент.
(Гонимая)
- Какая это часть речи? Вид?
(Страдательное причастие)
- В данном случае страдательное причастие как нельзя лучше соответствует своему названию. Дворовые собаки и люди гнали Кусаку от теплых изб, с улицы, вынуждали прятаться на краю поселка, в глубине большого сада. А отсюда её гнали голод и одиночество. Получается гонка по замкнутому кругу.
- Как вы думаете, душа Кусаки, как и Юшки, от такой жизни может плакать, она ведь не человек, а собака?
- А какой вывод мы можем отсюда сделать?
(Все живое испытывает боль, животные, как и люди, тоже испытывают страдания)
- Спасибо! А теперь мы с вами попробуем ответить на очень сложные и важные вопросы:
- Кто причиняет боль, страдания другим людям, животным? Почему так происходит? Можем ли мы мириться с подобными ситуациями?
Может случиться так, что кто-то из вас узнает себя в персонажах Платонова и Андреева и сделает для себя определенные выводы.
- Сейчас мы попробуем разобраться в том, как относились дети к Юшке и Кусаке.
- Ребята, представьте такую ситуацию: вы сейчас не школьники, а известные психологи. Попытайтесь с точки зрения психологии ответить на следующий вопрос: почему автор сначала говорит об отношении именно детей, а не взрослых к Юшке? Для какой цели он это делает?
(Дети - зеркало взрослых, т.к. они копируют все действия старших).
- Выпишите, пожалуйста, ключевые слова, которые характеризуют действия и поступки детей по отношению к Юшке.
(Дети зачитывает ключевые слова)
Дети
…переставали играть, бежали, кричали
…поднимали ветки и бросали…
…снова окликали, бросали, трогали и толкали
…опять толкали и кидали комья земли
…сильнее толкали…кричали вокруг Юшки
…делали слишком больно
- Как жила Кусака? Как складывались ее взаимоотношения с окружающим миром? (Начало произведения)
(Собака ничья, она никому не принадлежала. Собаки гнали ее, дети бросали камнями и палками)
- Что общее вы заметили в отношении детей к Юшке и Кусаке?
- Скажите, что чувствовали дети, когда обижали Юшку? Найдите ответ на этот вопрос в тексте.
(«Они радовались тому, что с ним можно все делать, что хочешь, а он им ничего не делает»)
- Ключевое слово в предложении – «радовались». А разве можно радоваться, когда делаешь больно другому человеку? Почему дети, которые только начинают жить и, значит, не должны ещё научиться злу и ненависти терзают Юшку?
(Ни злоба, ни ненависть к Юшке движут детьми. Делая ему больно, они радуются и веселятся. Это такая игра).
- Какое чувство при этом испытывал Юшка?
(«Юшка тоже радовался. Он знал, отчего дети смеются над ним и мучают его. Он верил, что дети любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его).
- Скажите, почему «дети не умеют любить человека и не знают, что делать для любви»?
(Их никто не учил любить. И с Юшкой они обращались так, потому что взрослые относились к нему жестоко. Злость, горе или обиду с лютой яростью переносили они на беззащитного человека).
- Обратимся вновь к произведению Л. Андреева. Вспомните, пожалуйста, что происходило в душе Кусаки перед встречей с дачниками? Найдите в первом абзаце текста ответ на этот вопрос.
(Кусака «в одиночестве копила страх и злобу»)
- Объясните лексическое значение глагола.
(Копить – собирать впрок, запасать, приобретать, сберегать)
- Что можно копить? А что копила Кусака?
(Она копила страх и злобу)
- Выходит, что изначально в душе Кусаки не было ни страха, ни злобы. Отчего же происходит это страшное накопление?
(Люди били, дразнили собаку, издевались над ней. И подобные действия повторялись многократно)
- Но ведь не все люди жестоки, не все бьют и унижают. С приходом весны на даче, где поселилась тайком Кусака, появились дачники. Что о них говорит автор?
(«Это были очень добрые люди»)
- Какова же была первая реакция «добрых людей» на злую собаку?
(Хотели прогнать, застрелить из револьвера, потом привыкли)
- Можно ли называть этих людей действительно добрыми?
(Нет! Нужна действенная доброта, дело, понимание, забота, участие, сочувствие, сострадание)
- Однако, Кусака изменилась благодаря приехавшим «очень добрым дачникам», как говорит о них автор. Но давайте дальше проследим за поведением этих людей. Для этого мы должны вспомнить, что за странная мольба была в глазах у Кусаки?
- Почему никто из «очень добрых дачников» не замечает этой мольбы?
(Они озабочены только собой, собственным весельем)
- Но, может быть, Леля, которая «ввела Кусаку в счастливый круг отдыхающих и веселящихся людей», не такая, как все взрослые, она ведь ребенок. От детей никто не ожидает жестокости. Может быть, она искренне любит Кусаку? Давайте попытаемся разобраться в этом. Вспомните первое появление Лели. (Чтение сцены по ролям).
- Что вы можете сказать о девочке?
- Действительно, Леля сумела расположить к себе Кусаку, преодолеть её недоверие. Хотя страх у Кусаки «не выпарился», она терялась при виде людей, ждала привычных побоев, но вместе с тем она меняется как внутренне, так и внешне. Какой фразеологизм использует автор?
(Душа ее расцвела)
- Расцвести может цветок. Как же понять эту фразу о душе?
(Душа Кусаки отогрелась, она поверила людям, раскрылась им навстречу, как цветок.)
- Состояние счастья стало привычным для собаки, нормой жизни. Но мир живет по своим законам. Прошло звонкое, веселое лето. Наступила осень. Люди уезжают в город. Как же решается судьба собаки?
(Они бросают ее)
- Найдите в тексте фразу, точно характеризующее душевное состояние Кусаки в этот момент, и объясните ее.
(Это крик души собаки)
- А Как ведет себя Леля? Какое слово она повторяет трижды?
(Жалко. Ей жалко Кусаку.)
- Действительно, Леля трижды повторяет слово «жалко». Давайте посмотрим, как она произносит это слово и как меняется ее внутреннее состояние всякий раз, когда она произносит его снова?
(«Первый раз протянула, чтобы разжалобить мать, второй раз готова была заплакать, третий раз после обещании матери приобрести породистого щенка сдалась, уступила, не заплакала»)
- Скажите, а чувства Лёли по отношению к Кусаке были искренними?
(Жалость и доброта Лели обернулись равнодушием к судьбе собаки)
- Изменилось ли ваше отношение к девочке? Почему?
- Как вы думаете, кто будет скучать больше: Леля или Кусака? Почему?
-Так чем же была Кусака для Лели и других детей?
(Игрушкой, развлечением…)
- «Симпатии, испытываемые человеком ко всем живым существам, делают его настоящим человеком», - сказал философ А. Швейцер. Почему так нельзя сказать о Леле?
- Юшка говорил, что «дети не умеют любить человека и не знают, что делать для любви». А любить животных, окружающую природу всегда ли они могут? Почему, на ваш взгляд, так происходит?
(Опять-таки их никто этому не учил. Дети повторяют поступки старших, учатся у них).
- Каким качествам не научили взрослые детей?
(Любви, состраданию, милосердию…)
- Теперь давайте посмотрим, как авторы объясняют, почему взрослые обижали и Юшку, и Кусаку? В рассказах есть очень похожий сюжет. Вспомните какой?
(Случай с пропойцами мужиками)
- Как поступил мужик с Кусакой?
(С размаху ткнул ее в бок носком тяжелого сапога)
- Но Л. Андреев говорит, что «мужик всех любил и всех жалел», значит он не был плохим человеком. Почему же он ударил собаку?
(В данный момент он почувствовал скуку, злобу, ударил собаку, изорвал подаренный жене платок)
-А что произошло с Юшкой?
(Прохожий толкнул Юшку в грудь. Юшка упал и более не шевелился)
- Почему Юшку, как и собаку, избивает прохожий?
(Люди боятся скуки, времени, когда они остаются наедине с собой, со своей совестью, которая их обличает. Они чувствуют скуку и злобу)
- Скажите, а переживают ли прохожие за содеянное и в первом, и во втором случае?
(Нет, в случае с Юшкой пьяница вообще со спокойной душой ушел домой пить чай).
- Как заканчиваются оба произведения?
(Драматично. Юшка умирает, Кусаку бросают - «собака выла»)
- Мы видим жестокость, черствость, эгоизм людей. Каких качеств не хватает им?
(Любви, сострадания)
- А сам Юшка умел любить? Как ему удавалось сохранить доброе отношение к людям и миру?
(Юшка умел видеть и ценить красоту окружающего мира)
- Давайте обратимся к словарю имён и узнаем значение имени Юшка. (Ученик зачитывает статью из словаря)
(Юшка - это кровь, животворящая жидкость, значительная потеря которой грозит организму смертью. Юшка - воплощенное добро, утрата его губительна для людей).
- Как вы думаете, автор случайно дал такое имя своему герою? В чем заключается смысл жизни Юшки?
(Юшка не такой, как все. Для окружающих жить – злиться, а для Юшки жить – любить)
- Кому всю жизнь помогал Юшка?
(Девочке-сиротке)
- Как она отплатила ему?
(Когда она выросла, то согрела своей любовью и многих других людей)
- Скажите, а что объединяет Юшку и автора рассказа?
(Беспокойный, неравнодушный, добрый взгляд на мир, одухотворенность, уверенность, что лишних людей не бывает. Человеческая доброта)
- Так какою же роль играют образы Юшки и Кусаки в раскрытии отношений между людьми, людьми и природой?
(Они указывают на черствость, жестокость людей…)
- Так что же что должно лежать в основе отношений между людьми, людьми и природой? Давайте посмотрим, что думают по этому поводу Леонид Андреева и Андрей Платонов.
На слайде высвечиваются высказывания
Все живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними и
теми же страданиями …»
Л. Андреев
«Без доброты и сострадания нет человека»
«Любить людей необходимо всем теплом и светом своего сердца»
А. Платонов
- Давайте прочитаем их. Вдумайтесь в эти слова. В чем смысл этих высказываний?
- Какие слова, на ваш взгляд, являются главными, ключевыми в данных афоризмах?
(Всё живое, душа, страдание, доброта, сострадание, человек, тепло, свет сердца)
- Сделайте, пожалуйста, вывод: в чем убеждены писатели, какова их авторская позиция?
(В своих рассказах писатели призывают нас обратить внимание на то, что люди бывают жестоки не только по отношению к животным, но и друг к другу и призывают нас быть сострадательнее, милосерднее, добрее…)
- А вы согласны с ними?
- Приходилось ли вам в жизни сталкиваться с ситуациями, когда люди обижали других людей, животных?
( Да)
- Значит, проблема, о которой мы говорили в течении урока, существует, значит, мир надо менять, но, к сожалению, мы настолько привыкли к негативу, что порой равнодушно проходим мимо. Скажите, а важно ли уметь сострадать, быть добрым, отзывчивым или без этих качеств можно спокойно прожить? (Ответы детей)
Самостоятельная работа
- А теперь, ребята, напишите небольшое сочинение-миниатюру (4-6 предложений) на тему «Какое произведение затронуло вашу душу?»
(Несколько человек зачитывают свои работы. Учащиеся делятся своими мыслями по поводу услышанного, комментируют работы друг друга)
Посттекстовой элемент структуры урока
Этап 5. Выводы
- Ребята, давайте теперь возвратимся к задачам нашего урока. Посмотрим, смогли мы их решить или нет. Какие из них вызвали у вас затруднения?
- Можем ли мы теперь ответить на вопрос, который поставили в начале урока? Скажите, так что же должно лежать в основе отношений между людьми, людьми и природой. (На доску вывешивается плакат с изображением открытой книги (возможно использование интерактивной доски). С одной стороны книги записан проблемный вопрос, другая сторона пустая). Напишите, пожалуйста, на пустой странице книги ответ на этот вопрос.
Этап 6. Рефлексия, оценки за урок, домашнее задание
- Ребята, что нового вы узнали на уроке?
- Какие уже имеющиеся у вас знания понадобились в решении задач, поставленных на уроке?
- Какие знания, полученные на уроке, понадобятся вам в будущем?
- Где вы можете применить полученные знания?
- За что бы вы себя похвалили на уроке?
- Что вам понравилось на уроке больше всего?
- Как вы считаете, что нам не удалось достигнуть на уроке и почему?
Спасибо вам за честные ответы.
Домашнее задание (задание на выбор)
- В окружающей нас жизни не все так спокойно и безоблачно, как нам того бы хотелось. Если всмотреться, то можно увидеть, что кому-то живется очень нелегко. Если прислушаться, можно услышать «безмолвный голос существа, ждущего помощи». Эти голоса есть и рядом с нами. Дома напишите о том, как вы понимаете слово «сострадание». Бывали ли у вас случаи, ситуации, которые вызывали сострадание к людям? Или же напишите о том, какие открытия помогли вам совершить А. Платонов и Л. Андреев в самих себе.
- Завершить наш урок хотелось бы формулой жизни, по которой жили и А. Платонов и Л. Андреев.
(Читает заранее подготовленный ученик)
Благодарить?
Благодарить...
За боль?
За боль еще важнее!
Простить обидчика?
Простить...
Он слаб и в страхе. Ты сильнее.
Принять скорбящего?
Принять его все скорби и тревоги...
Поднять упавшего?
Поднять...
Он твой собрат. Один из многих.
Благословить?
Благословить...
И проклинающих?
Их тоже...
Любить жестокий мир?
Любить...
Его спасти ЛЮБОВЬ лишь может...
- Мне хотелось бы, чтобы эта формула жизни писателей стала бы и вашей!
- И в заключение позвольте подарить вам клип «Дорога добра» к песне из кинофильма «Приключения Маленького Мука». (Смотреть приложение к уроку). Если у вас появиться желание сделать подобный клип, мы будем рады посмотреть его на следующем уроке.
- Спасибо вам большое за работу на уроке!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сравнительный анализ образов героев одного произведения
Обучение школьников сравнительному анализу образов на примере произведений "Кавказский пленник" Л.Н. Толстого и "Дубровский" А.С. Пушкина....
Схема сравнительного анализа произведений искусства
Данная схема поможет обучающимся увидеть общее и выявить различия в произведениях музыки и изобразительного искусства, закрепит понимание формы, лада, жанра, характера мелодии....
Использование метода сравнительно-типологического анализа произведения в литературном контексте при изучении литературы в школе.
Одной из отличительных особенностей моей методики преподавания литературы считаю системное обращение к сравнительно-типологическому анализу художественного произведения в литературном контексте. Сравн...
Презентация на открытый урок "Сравнительный анализ героев в произведениях Л.Н. Толстого "Детство" и С.Т. Аксакова "Детские годы Багрова-внука"
Данна работа содержит необходимый материал для работы на уроке литературы....
Сравнительный анализ лирических произведений
Сравнительный анализ лирических произведений...
Методическая разработка "План-вопросник разбора музыкальных произведений для сравнительного анализа романсов разных композиторов на одинаковые тексты"
Данная методическая разработка выполнена учителями (преподавателями) ГБОУ школы "Тутти" Островской Я.Е., Орел Ю.А., Фокиной О.О. для проекта в 10-м классе, посвящённого сравнительному анализ...
Открытый урок на тему «Геродот «Легенда об Арионе, А.С. Пушкин «Арион». Сравнительный анализ двух произведений»
Задачи деятельности учителя: - способствовать формированию представления о легендах и мифах Древней Греции; показать общее и различное в понятиях «миф» и «легенда»; познакомить...