Проект "Развитие мотивации к чтению"
проект по литературе по теме
Данный проект сделан, чтобы решить проблему низкой мотивации к чтению в средни х классах сельской школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ksa_smg_chtenie.doc | 143.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Хаптагайская СОШ имени Кеши Алексеева»
МО учителей русского языка и литературы
ПРОЕКТ
«Формирование навыков осознанного чтения как одно из условий
грамотного письма и повышения мотивации к чтению в 5-8 классах»
Разработчики:
Кокорева С.А.,
Самсонова М.Г.,
учителя русского языка
и литературы
Март 2014 г.
Вводная часть.
Описание читательской ситуации.
В последние десятилетия учащиеся школы редко посещают сельскую и школьную библиотеки, почти не имеют домашнюю библиотечку, мало читают хорошую литературу, в семьях не имеют подписку на журналы и газеты. Кроме материальных причин, имеются и другие: наличие у каждого школьник ноутбука, компьютера, мобильного телефона и планшета, электронной книги. В свободное время больше общаются по контакту и вацабу, смотрят многосерийные фильмы по телевизору. Во многих семьях нет культа книги, нет контроля над домашним чтением, ребенок не развивается в домашней среде.
По текущим и контрольным проверкам техники чтения мы имеем такие показатели:
Стартовая проверка сентябрь 2013 г.
классы | Вы ше нормы Выше нормы | Способ чтения | Ошибки при чтении | Шипящие и Ц | выразительность | Понимание прочитанного | Особенности чтения | |||||||||
норма | Ниже нормы | слоговой | Слог+ слово | Слово+ слог | Целые слова | Йотированные гласные | Замена букв | Пропуск букв | В окончании | В ударении | ||||||
5 а | - | 1 | 11 | - | - | 3 | 9 | - | 3 | 2 | 3 | 3 | - | 2 | 3 | Дефект речи-1 |
5 б | 2 | 10 | - | - | 2 | 10 | 1 | 4 | 2 | 4 | 4 | 1 | 5 | 6 | дефект речи-1 | |
6 | 8 | 2 | 3 | - | - | - | 16 | - | 1 | 2 | 3 | 3 | 1 | 8 | 3 | Картавый-1 Дефект-1 |
7 | 3 | 5 | 10 | - | - | 5 | 13 | - | 2 | 2 | 3 | 4 | 3 | 7 | 8 | Заикание-1 |
8 | 5 | - | 3 | 1 | - | - | 8 | - | - | - | 3 | 3 | 1 | 5 | 7 | Дефект зрения-1 |
16 | 10 | 37 | 1 | - | 10 | 56 | 1 | 10 | 16 | 16 | 17 | 6 | 29 | 27 | 6 |
Текущая КР март 2014 г.
Клас сы | Выше нормы | норма | Ниже нормы | слоговой | Слог+ слово | Слово+ слог | Целые слова | Йотированные гласные | Замена букв | Пропуск букв | В окончании | В ударении | Шипящие и Ц | выразительность | Понимание прочитанного | Особенности чтения |
5 а | 3 | 4 | 5 | - | - | 2 | 10 | - | 2 | 2 | 3 | 2 | - | 7 | 9 | Дефект -1 |
5 б | 4 | 5 | 3 | - | - | 2 | 10 | - | 3 | 2 | 4 | 4 | - | 7 | 9 | Дефект-1 |
6 | 12 | 3 | 1 | - | - | 1 | 15 | - | 1 | 2 | 3 | 3 | 1 | 9 | 16 | Картавый-1 Дефект-1 |
7 | 5 | 6 | 7 | - | - | - | 18 | - | 2 | 2 | 3 | 4 | 3 | 8 | 14 | Заикание-1 |
8 | 6 | 1 | 2 | 1 | - | - | 8 | - | - | - | 2 | 2 | - | 5 | 8 | Дефект зрения |
30 | 19 | 18 | 1 | - | 5 | 61 | - | 8 | 8 | 15 | 15 | 4 | 46 | 56 | 6 |
Из сводных таблиц по проверке техники чтения получается, что в нашей школе с 5 по 8 классы в начале учебного года в сентябре учащиеся читают так: 23, 88 % детей читают выше нормы, норму выполняют- 14,9%, ниже нормы читают 55,2%. Как видно из этого в летнее время, во время каникул дети перестают читать книги, навыки чтения теряют и приходят к началу учебного года неподготовленными, техника чтения ослабевает, начинаем все с нуля.
В течение года работа над техникой чтения ведется постоянно, но в летний период опять снизится читаемость учащихся. Из начальной школы поступают дети, которые не выполняют норму чтения, имеют дефекты речи, современные дети часто не понимают текстов на русском языке. Родители мало уделяют внимания чтению, нет контроля чтения, отсутствует поощрение читающих детей в семье, дома.
Учащиеся читают только программную литературу, выпускники школы, учащиеся 9 и 11 классов не могут привести литературного примера по проблеме в сочинении на ГИА, ЕГЭ.
Необходима целенаправленная, систематическая работа по повышению читательской мотивации, развитию техники чтения, умения работать над содержанием, смыслом текста не только на уроках русского языка и литературы, но и по всем другим предметам. Умение читать и понимать прочитанное, умение находить в любом тексте необходимую информацию, умение трансформировать, анализировать, сокращать, выделять тему, проблему, основную мысль текста любого стиля и жанра- это основа хорошей учебы в дальнейшем. В этом состоит актуальность нашего проекта. Актуальность проблемы обусловлена рядом противоречий: между возрастающей в условиях информационной усложненности необходимостью много читать и отсутствием интереса школьников к чтению; между существующей в современных условиях необходимостью формирования навыка беглого осознанного чтения и несовершенством педагогических условий, при которых формируется этот навык. Поэтому перед учителем начальной и подростковой школы встаёт задача сформировать положительное отношение к чтению. Ребёнок должен научиться читать для себя, научиться понимать чужие мысли, заключённые в тексте, извлекать из текста тот смысл, который автор вложил в него.
Поэтому возникает необходимость составления проекта по проблеме чтения, особенно в среднем звене, когда навыки чтения особенно востребованы для усвоения программы основной школы в рамках ФГОС.
Научная новизна работы заключается: в обобщении и систематизации современной литературы по проблеме; экспериментально выявить оптимальные условия реализации заявленной системы, способствующей повышению качества образования. В ходе исследования рассмотрены аспекты проблемы, разработан комплекс тренировочных упражнений с 5 по 8 классы, позволяющий сформировать у детей активный интерес к процессу чтения, развить у них навыки исследовательской деятельности, сформировать чувство языка; разработаны методические требования к организации занятий с учащимися подростковой школы по формированию навыков беглого осознанного чтения.
Проблема, цель проекта определяют конкретные задачи:
- Разработать программу факультативного курса «Школа осознанного чтения и грамотного письма».
- Разработать методику организации учебной деятельности обучающихся в рамках. преподавания факультативного курса «Школа осознанного чтения и грамотного письма».
- Разработать дидактический материал для уроков по литературе и русскому языку.
Методологическая база проекта:
Проблема формирования навыка беглого осознанного чтения рассматривалась в контексте методологических и теоретических исследований процесса чтения и особенностей его развития в начальной школе (И.Т. Федоренко, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, А. Н. Леонтьев, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, В.Н. Зайцев); технологии формирования навыка беглого, осознанного чтения у учащихся (А.М. Кушнир, М.И. Оморокова, С.Н. Костромина, Л.Г. Нагаева).
Управлять процессом формирования навыков чтения можно при соблюдении следующих условий:
– при формировании навыков чтения необходимо опираться на развитие таких важнейших психических процессов, как восприятие, внимание, память, мышление;
– навык чтения значительно укрепляется, если параллельно с ним развиваются и другие виды речевой деятельности: аудирование, говорение и письмо;
– формировать полноценный навык чтения необходимо не только на уроках чтения, но и на уроках математики, русского языка, истории, географии, обществознания, физики, химии, биологии и др.
Для формирования орфографического навыка у учащихся подростковой школы особенно сельской, якутской школы необходимо выполнение следующих педагогических условий:
– количественный рост словаря (за счет усвоения новых слов и их значений);
– качественное обогащение словаря (путем усвоения смысловых и эмоциональных оттенков значений слов, переносного значения слов и словосочетаний).
– преодоление и предупреждение ошибочных словосочетаний в речи учащихся;
– осознанное построение предложений.
Цель нашего проекта – формировать мотивацию к чтению через различные формы развития кругозора и эрудиции.
Этапы реализации проекта:
1 этап- подготовительный, организационный- апрель-май 2014 г.
2 этап- основной этап- июнь- февраль 2014-2015 г.г.
3 этап- заключительный этап- март-апрель 2015 г.
Задачи I этапа проекта:
- Провести мониторинг техники чтения в 5-8 классах для выявления детей, не овладевших навыками техники чтения;
- Провести анкетирование детей и родителей, чтобы выяснить круг чтения детей и родителей, наличие домашней библиотеки, посещение сельской и школьной библиотек;
- Проверить формуляры учащихся по выявлению количества и качества прочитанной литературы.
- Составить вместе с библиотекарями и родителями список литературы для внеклассного чтения по классам;
- Составить критерии по формированию системы читательских умений;
- Корректировать рабочую программу по русскому языку и литературе в 5-8 классах с точки зрения формирования читательских умений и развития грамотного письма.
- Вести постоянный тематический учет по чтению в 5-8 классах.
Задачи II этапа:
- Запланировать и провести мероприятия, обеспечивающие развитие навыков чтения с обеих сторон - технической и смысловой;
- Обеспечить учителю на рабочем месте в классе особый режим работы по развитию навыков чтения;
- Разработать и внедрить в работу учебный тренажер по развитию навыков чтения по методике П.П.Кондратьева «Сатабыл» на русском языке;
- Запланировать и внедрить в работу комплекс упражнений по работе над ликвидацией дефектов речи учащихся 5-8 классов;
- Запланировать и внедрить в работу комплекс упражнений по развитию памяти, распознавания букв и т.д.;
- Разработать программу факультативного или элективного курса по теме « Быстрое и рациональное чтение»;
- Разработать программу факультативного или элективного курса по теме «Осознанное чтение и грамотное письмо»;
- Использовать портфолио ученика и его читательский дневник как форму мониторинаг по чтению и письму.
Задачи III этапа:
- Провести мониторинг по сформированности грамотного письма в 5 – 8 классах;
- Провести мониторинг по сформированности навыков осознанного чтения;
- Провести мониторинг по сформированности навыков беглого чтения;
- Провести мониторинг по выразительного чтения;
- Провести анкетирование родителей и детей по усвоению навыков чтения и грамотного письма, посещения библиотеки, созданию домашней библиотеки, времени проведения над чтением внеклассной литературы, списка внеклассной литературы, выполнению нормы чтения, выполнению письменных работ;
- Проверить формуляры учащихся по выявлению количества и качества прочитанной литературы.
Краткая характеристика участников проекта:
Учителя | Школьный библиотекарь | Сельские библиотекари | Родители учащихся 5-8 классов | Учащиеся 5-8 классов |
Кокорева С.А. | Аммосова А.Е. | Назарова Л.Н. | 119 чел. | 67 уч. |
Самсонова М.Г. | Кларова А.Н. | Неполное основное-1 | ||
Полное среднее-59 | ||||
ССУЗ-33 | ||||
Неполное высшее -1 | ||||
Высшее-25 |
Механизмы реализации:
Ожидаемые результаты:
- Повышение мотивации к чтению;
- Выполнение нормы чтения;
- Сформированность осознанного чтения;
- Сформированность грамотного письма;
- Повышение мотивации к учебе;
- Сформированность УУД по ФГОС;
Прогноз негативных факторов:
- Низкий уровень кругозора и начитанности родителей;
- Занятость родителей;
- Родители не в состоянии помочь детям в учебе, чтении, письме;
- Нет домашней библиотечки в семье;
- Нет подписки на газеты, журналы;
- Нет посещения сельской и школьной библиотеки;
- Отсутствие положительного примера в лице родителей;
- Несоблюдение режима дня;
- Нет средств на приобретение книг, подписки на газеты, журналы;
- Мало времени отводят для чтения в семье, в свободное время;
- Загруженность детей другими занятиями;
- Несформированность осознанного чтения, навыков техники чтения;
- Отсутствие мотивации к чтению.
Рабочий план рассчитан на апрель 2014 г. – апрель 2015 г.
Апрель | май | Июнь-август | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | |
Анкетирование | + | + | + | + | + | + | |||||
Мониторинг техники чтения | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | |
Ведение читательского дневника | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Проверка читательского формуляра | + | + | + | + | + | + | |||||
Создание и утверждение списка по внеклассному чтению по классам. Проверка. | + | + | + | + | |||||||
Корректировка рабочих программ по русскому языку и литературе | + | + | + | + | |||||||
Тематический учет ЗУН | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Создание критериев по сформированности навыков осознанного чтения | + | + | + | + | |||||||
Реализация плана работы по ликвидации дефектов речи | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Составление и внедрение в работу тренажера по чтению | + | + | |||||||||
Создание факультативных курсов по развитию чтения | + | + | |||||||||
Разработка комплекса упражнений по развитию техники чтения | + | + | |||||||||
Выпуск литературных альманахов –работ учащихся-стихи, сочинения… | + | + | + | + | |||||||
Акция-Создание классных и домашних библиотечек. | |||||||||||
Арт-часы-встречи с представителями культуры, искусства | + | + | + | + | + | ||||||
Аукцион знаний-читательские викторины по прочитанным книгам. | + | + | + | + | + | + | + | + | + | ||
Бенефис юбилейной книги. | + | + | + | + | |||||||
Бал литературных героев | + | ||||||||||
Брейн-ринг «Эрудит» | + | + | + | + | |||||||
Вечер-портрет в честь юбилейного писателя, поэта. | + | + | |||||||||
Громкое чтение- с приглашением родителей, руководителей предприятий, учителей, учащихся и т.д. | + | + | |||||||||
Семейная игра между семейными командами по 1 лит.произведению. | + | + | |||||||||
Участие в НПК Разного уровня | + | + | + | + | + | ||||||
Участие в разного уровня олимпиады | |||||||||||
Круиз литературный-экскурсии в литературные музеи | |||||||||||
Работа кружков по предметам | + | + | + | + | = | + | + | + | |||
Работа кабинета- лаборатории –кабинет русского языка и литературы | + | + | + | + | + | + | + | + |
Сметная стоимость проекта:
Мероприятия | Количество участников | Расходные материалы | Транспорт | Итого сумма |
Предметные недели: олимпиады, конкурс чтецов, инсценировки, викторины, классные часы, литературный марафон | 67 учащихся 3 учителя, 1 школьный библиотекарь, 2 сельских библиотекаря, родители | Грамоты, призы, костюмы, музыкальное оформление, | Такси, школьный транспорт, частный транспорт | 5 000 рб |
Консультация специалиста-дефектолога, логопеда, психолога | 6 учащихся родители | Оплата специалистам | Такси, школьный транспорт, частный транспорт | 3 000 рб |
Создание тренажера, распечатка текстов для чтения, текстов упражнений | 2 учителя | Бумага Тонер Картридж диски | такси | 5 000 рб |
Экскурсии Лучших читателей | 2 учителя 20 детей родители | Билеты, Оплата специалистов | Школьный, частный транспорт | 15 000 |
Публикация альманахов | Бумага Тонер Картридж диски | 3 000 | ||
НПК и олимпиады | 2 учителя 30 детей | Оплата олимпиад, Взносы участников | транспорт | 3 000 |
Приобретение книг для классной и домашней библиотечки | Родители Учителя дети | Стоимость книг | транспорт | ? |
Приобретение словарей, энциклопедий для кабинета-лаборатории | Учителя спонсоры | Стоимость книг | транспорт | ? |
ИТОГО: | 30 000 рб |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Мультимедийные упражнения как эффективное средство мотивации обучению чтению и говорению младших школьников (на материале сказки «Sivka -Burka» в УМК « Starlight 3»)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ На тему: Мультимедийные упражнения как эффективное средство мотивации обучению чтению и говорению младших школьников(на материале сказки «Sivka -Burka» в У...
Разработка литературно-экскурсионных маршрутов как один из методов мотивации к чтению
Как повысить уровень интереса учащегося к чтению и книге в целом? Заинтриговать, увлечь, заинтересовать - одним словом, погрузить в мир автора и его героев....
Учительский проект. Формирование мотивации к чтению (презентация)
Наброски учительского проекта "Формирование мотивации к чтению" Презентация...
Работа с текстом на уроках литературы как способ мотивации к чтению (презентация)
Презентация, которая использовалась автором при выступлении на районной НПК педагогов, позволяет иллюстрировать теоретические выкладки сообщения....
Работа с текстом на уроках литературы как способ мотивации к чтению
Сообщение на НПК педагогов по актуальной теме приобщения к чтению....
Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках литературы как способ формирования мотивации к чтению.
Данный материал познакомит с ипользованием информационно-коммуникативных технологий на уроках литературы....
Буктрейлер – современный способ мотивации к чтению.
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ 07.04.2016 Буктрейлер – современный способ мотивации к чтению....