Работа с текстом на уроках литературы как способ мотивации к чтению
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
Сообщение на НПК педагогов по актуальной теме приобщения к чтению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tezisy_chirkovoy_t.f.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Чтение - сложный процесс, направленный на понимание текста, представляет собой взаимодействие между текстом и читателем. Также чтение – это способность воспринимать информацию.
Русское слово «чтение» корнями связано со словом «почтение». Оно всегда считалось в России делом, заслуживающим глубокого уважения и преклонения. Читающий человек в общественном мнении издревле причислялся к социальной элите. Мы гордились, что в 60 - 70-е годы по праву могли назвать себя «самой читающей страной в мире». Сегодня же все стремительно меняется. «В настоящее время заметно снижение мотивации обучающихся к чтению. Изменение свойств и условий существования текстов, с которыми имеют дело дети и подростки (электронные носители, система гиперссылок, обилие коротких бытовых текстов и др.) приводят к тому, что традиционный, линейно разворачивающийся книжный текст, всё труднее воспринимается и прочитывается детьми. Это становится серьёзным препятствием для освоения литературных произведений и почвой, на которой расцветает имитационная читательская деятельность (чтение кратких пересказов, использование готовых сочинений, рефератов и др.)»,- читаем мы в «Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации».
Понимая, что все вышесказанное напрямую относится и к моим ученикам, мы с Краснояровой Ксенией решили провести исследование и узнать мнение учащихся по этому вопросу. Похожее исследование было проведено в 2011 году моей ученицей Жеравиной Мариной, мы решили сравнить результаты шестилетней давности с сегодняшними. Тогда было опрошено 16 человек, сейчас – 14. И тогда, и сейчас учащимся были розданы анкеты со следующими вопросами:
- Любишь ли ты читать?
- Есть ли у тебя дома книги?
- Как часто ходишь в библиотеку?
- Родители любят читать?
- Читают ли они вместе с тобой?
- Каким ты видишь будущее книги?
- Назови своих любимых писателей
Проведя анализ ответов на вопросы, мы пришли к выводу, что практически нет отличий в ответах учащихся только по первому: любит читать примерно одинаковое количество отвечавших (56%-57%). Ответы на следующие вопросы анкеты подтверждают мысль о том, что интерес к чтению в нашей стране стремительно падает: так имеет дома книги на 25% меньше учеников, чем это было шесть лет назад (были книги у 75% опрошенных, сегодня есть только у 50%). Но ведь, кроме домашних библиотек, существуют общественные, может быть, учащиеся нашей школы посещают их? Оказалось, и это не так: процент посещения библиотек, как показывают результаты опроса, снизился еще больше: в 2011 году читали там книги 44% опрошенных, сейчас – 7% (то есть лишь один из четырнадцати!). Количество родителей, любящих читать, снизилось с 85% шесть лет назад до 71% в 2017 году, соответственно, больше чем в два раза снизилось и число пап и мам, которые находят время, чтобы почитать своему ребенку книгу: было 37%, стало – 14%. (Смотрите таблицу)
Вопрос | 2011год Опрошено 16 человек | 2017 год Опрошено 14 человек | ||
да | нет | да | нет | |
Любишь ли ты читать? | 56% | 44% | 57% | 43% |
Есть ли у тебя дома книги? | 75% | 25% | 50% | 50% |
Как часто ходишь в библиотеку? | 44% | 56% | 7% | Редко – 57% Нет – 36% |
Родители любят читать? | 85% | 15% | 71% | 29% |
Читают ли они вместе с тобой? | 37% | 63% | 14% | 86% |
Мнения ребят по вопросу, каким ты видишь будущее книги, в 2011 году разделились: половина считала, что на смену бумажной книге придет электронная, а вторая – что останется привычная для нас книга в переплете, но никто из них не представлял себе будущего вообще без книг. Сегодня 86% шестиклассников видит в будущем напечатанную старым способом книгу, книгу электронную, книгу, которую можно будет прочитать в интернете с помощью планшета, ноутбука, компьютера, а вот 14% (2 человека из 14) считают, что в будущем легко можно будет обойтись без книги, там ей нет места.
На вопрос, кого из писателей ты любишь, в 2011 году наши сверстники называли имена авторов «Робинзона Крузо», «Острова сокровищ», «Золушки, «Чипполино». В 2017 году 8 шестиклассников (57%) не назвали никого, 6 человек (43%) назвали Агнию Барто, причем один человек при этом умудрился даже неправильно написать ее фамилию. Учитывая, что опрашивали мы шестиклассников, а назвали они поэта, со стихами которого знакомят детей дошкольного возраста, а большая часть школьников вообще никого не назвала, результаты можно назвать удручающими.
Понимая, что сложившуюся ситуацию нужно как-то исправлять, я решила действовать. Что в этом возрасте больше всего интересно детям? Игра и общение. Во время игры дети чувствуют себя естественно, не ощущают давления со стороны старших, психологически они более раскрепощены. Особенно такие игры, к которым нужно готовиться, которые подразумевают предварительное чтение, анализ прочитанного. Мне всегда нравилась интеллектуальная игра «Умники и умницы». Я решила перенести ее идею на урок литературы. Известно, что в основе этой игры лежат ответы участников на сложные вопросы, подготовленные редакторами. На одном из уроков литературы я попросила детей в качестве домашнего задания подготовить свои вопросы к прочитанному тексту. На следующем уроке они задавали свои вопросы друг другу. От желающих не было отбоя, даже самые нерадивые ученики потянулись к учебнику. Надо отметить, что свою мотивирующую роль сыграли и отметки, которые можно было получить и. за вопросы, и за ответы. Провела аналогичную работу в другом классе, результаты вновь были положительными, даже у тех, кто не читал текст дома, рука потянулась к книге, глаза забегали по строчкам. Следующим этапом стало проведение игры-соревнования между классами. Участники команд со своей задачей справились: вопросы были интересные, разнообразные, ответы полные, точные. Времени одного урока для игры оказалось мало, у учащихся осталось много незаданных вопросов. Решили продолжить нашу деятельность во внеурочное время, избрав для нее форму игры «Умники и умницы». Основой первого сценария для игры был рассказ А. П. Чехова «Анна на шее». При подготовке к игре выяснилось, что рассказ не прочитан всего двумя учащимися из восемнадцати, что свидетельствует об эффективности данного способа работы с текстом.
1. Задание на розыгрыш дорожек
Вставить буквы
К…мпонент, расст…лать, предл…жение,прикле…ли, нечая…о
КРАСНАЯ ДОРОЖКА
- Почему рассказ назван «Анна на шее?»
- Что было вместо веселого бала и ужина, вместо музыки и танцев?
ЖЕЛТАЯ ДОРОЖКА
- Сколько лет было Модесту Алексеевичу? Анне?
- Какое любимое выражение было у Модеста Алексеевича?
- С кем должна была посоветоваться Анна перед тем , как сшить себе платье?
ЗЕЛЕНАЯ ЖОРОЖКА
1) В каком году был впервые напечатан рассказ «Анна на шее»?
2) О ком говорится: «Это человек с правилами и на хорошем счету у его сиятельства»?
3) Что любила Анна больше всего из сладкого?
4) Где было напечатано объявление о зимнем бале?
Игра по художественному тексту, которую готовят сами ученики и в основе которой лежит, прежде всего, хорошее знание этого текста, позволяет мне говорить о том, что чтение становится осмысленным процессом. А именно такую цель я перед собой и ставила, начиная эту работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с текстом на уроках литературы как способ мотивации к чтению (презентация)
Презентация, которая использовалась автором при выступлении на районной НПК педагогов, позволяет иллюстрировать теоретические выкладки сообщения....
Смысловое чтение и работа с текстом на уроках литературы в условиях введения ФГОС.
Смысловое чтение- фундамент всех образовательных результатов, обозначенных ФГОС, и методы и приёмы смыслового чтения должны стать частью системы работы педагогов....
Выступление на тему "Приёмы развития смыслового чтения и работа с текстом на уроках литературы и во внеурочной деятельности" (из опыта работы)
С каждым годом чтение художественной литературы у учащихся занимает низкую позицию, интерес к литературе заметно снижается. Это связано с неумением ученика понимать прочитанное. В данном выступление р...
Мастер-класс "Стратегии смыслового чтения.Приёмы работы с текстом на уроках литературы и во внеурочной деятельности"
В новых образовательных стандартах выделены планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, среди которых особое внимание уделяется стратегии смыслового чтения и работе с текстом...
Конспект урока литературы. Тема «Стратегии смыслового чтения. Приёмы работы с текстом на уроках литературы».
Цель урока : обучение эффективным приёмам смыслового чтения на примере работы с текстом притчи «Ведро с яблоками».Задачи:- сформировать способность работы с разными типами текстов;- ...
Мастер - класс «Стратегии смыслового чтения. Приёмы работы с текстом на уроках литературы и во внеурочной деятельности»
В новых образовательных стандартах выделены планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, среди которых особое внимание уделяется стратегии смыслового чтения и работе с текстом...
Рабочая карта как способ организации работы с текстом на уроке литературы.
На уроках литературы в 5 – 7 классах использую авторские Рабочие карты, позволяющие организовать работу с информацией учебника о тот или ином писателе, поэте. Работа с картой позволя...