Работа с текстом на уроках литературы как способ мотивации к чтению
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Чиркова Татьяна Федоровна

Сообщение на НПК  педагогов по актуальной теме приобщения к чтению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tezisy_chirkovoy_t.f.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Чтение - сложный процесс,  направленный на понимание текста,  представляет  собой  взаимодействие между текстом и читателем.  Также чтение – это способность  воспринимать  информацию.

Русское  слово  «чтение»  корнями  связано  со  словом  «почтение».  Оно  всегда  считалось  в России  делом, заслуживающим  глубокого  уважения  и  преклонения. Читающий  человек  в  общественном  мнении  издревле  причислялся  к  социальной  элите. Мы  гордились, что  в 60 - 70-е  годы  по  праву могли  назвать  себя  «самой  читающей страной  в  мире».  Сегодня  же  все стремительно  меняется.  «В  настоящее  время  заметно  снижение  мотивации  обучающихся  к  чтению. Изменение  свойств  и  условий  существования  текстов, с  которыми  имеют  дело  дети  и  подростки  (электронные  носители,  система  гиперссылок, обилие коротких  бытовых  текстов и др.) приводят  к  тому,  что  традиционный,  линейно  разворачивающийся  книжный  текст,  всё  труднее  воспринимается  и  прочитывается  детьми.  Это  становится  серьёзным  препятствием  для  освоения  литературных  произведений и  почвой, на  которой  расцветает  имитационная  читательская  деятельность (чтение кратких пересказов, использование готовых сочинений, рефератов  и др.)»,- читаем мы   в  «Концепции преподавания  русского  языка  и  литературы  в  Российской  Федерации».

Понимая, что все вышесказанное напрямую относится и к моим ученикам, мы с Краснояровой Ксенией  решили провести исследование и узнать  мнение учащихся по этому вопросу.  Похожее исследование было проведено в 2011 году моей  ученицей Жеравиной Мариной, мы  решили  сравнить  результаты шестилетней давности с сегодняшними. Тогда было опрошено 16 человек, сейчас – 14.  И тогда, и  сейчас учащимся были  розданы анкеты со следующими вопросами:

  1. Любишь ли ты читать?
  2. Есть ли у тебя дома книги?
  3. Как часто ходишь в библиотеку?
  4. Родители любят читать?
  5. Читают ли они вместе с тобой?
  6. Каким ты видишь будущее  книги?
  7. Назови своих любимых писателей

    Проведя анализ ответов на вопросы, мы пришли к выводу, что практически  нет отличий  в ответах  учащихся  только по первому: любит читать  примерно одинаковое количество отвечавших (56%-57%). Ответы на следующие вопросы анкеты подтверждают мысль о том, что интерес к чтению в нашей стране  стремительно падает: так   имеет дома книги на 25% меньше учеников, чем это было  шесть лет назад  (были книги у 75%  опрошенных, сегодня есть только у 50%).   Но ведь, кроме домашних библиотек, существуют общественные, может быть, учащиеся нашей школы посещают их? Оказалось,  и это не так: процент посещения библиотек, как показывают результаты опроса, снизился еще больше: в 2011 году читали там книги  44% опрошенных, сейчас – 7% (то есть лишь один из четырнадцати!). Количество родителей, любящих читать,  снизилось с 85%  шесть лет назад до 71%  в 2017 году,  соответственно, больше чем в два раза  снизилось и число пап и мам, которые находят время, чтобы почитать  своему  ребенку книгу: было  37%, стало – 14%.  (Смотрите таблицу)

Вопрос

2011год

Опрошено 16 человек

2017 год

Опрошено 14 человек

да

нет

да

нет

Любишь ли ты читать?

56%

44%

57%

43%

Есть ли у тебя дома книги?

75%

25%

50%

50%

Как часто ходишь в библиотеку?

44%

56%

7%

Редко – 57%

Нет – 36%

Родители любят читать?

85%

15%

71%

29%

Читают ли они вместе с тобой?

37%

63%

14%

86%

 Мнения ребят по  вопросу, каким ты видишь будущее  книги,  в 2011  году  разделились: половина считала, что на смену бумажной книге придет электронная, а вторая – что останется привычная  для нас  книга в переплете, но никто из них не представлял себе будущего вообще без книг. Сегодня 86% шестиклассников   видит  в будущем напечатанную старым способом книгу,  книгу  электронную, книгу, которую можно будет прочитать в интернете с помощью планшета, ноутбука, компьютера,  а вот 14% (2 человека из 14) считают, что в будущем легко  можно будет обойтись без книги, там ей нет места.

На вопрос,  кого из писателей ты любишь, в 2011 году наши сверстники называли имена авторов «Робинзона Крузо», «Острова сокровищ», «Золушки, «Чипполино».  В 2017 году  8 шестиклассников (57%)   не назвали никого,  6 человек (43%)  назвали Агнию Барто,  причем один человек при этом умудрился даже неправильно написать ее фамилию.  Учитывая, что опрашивали мы  шестиклассников, а назвали они поэта, со стихами которого знакомят детей дошкольного возраста,  а большая часть школьников вообще никого не назвала, результаты можно назвать удручающими.

     Понимая, что сложившуюся ситуацию нужно как-то исправлять, я  решила действовать.   Что в этом возрасте больше всего интересно детям? Игра и общение.  Во время игры дети чувствуют себя естественно, не ощущают давления со стороны старших,  психологически они более раскрепощены. Особенно такие игры, к которым нужно готовиться, которые подразумевают предварительное чтение, анализ прочитанного.  Мне всегда нравилась интеллектуальная игра «Умники и умницы». Я решила перенести ее  идею на урок литературы. Известно, что в основе этой игры лежат ответы участников на сложные вопросы, подготовленные редакторами. На одном из уроков литературы я попросила  детей в качестве домашнего задания   подготовить свои вопросы к прочитанному тексту. На следующем уроке они задавали свои вопросы друг другу. От желающих не было отбоя, даже самые нерадивые ученики потянулись к учебнику.  Надо отметить, что свою мотивирующую роль сыграли и отметки, которые можно было получить и. за вопросы, и за ответы. Провела аналогичную работу в другом классе, результаты  вновь были положительными, даже у тех, кто не читал текст дома, рука потянулась к книге, глаза забегали по строчкам.  Следующим этапом стало проведение игры-соревнования между классами.  Участники команд со своей задачей справились: вопросы были интересные, разнообразные, ответы полные, точные. Времени одного урока для игры оказалось мало, у учащихся осталось много незаданных  вопросов. Решили продолжить нашу деятельность во внеурочное время, избрав для нее форму игры «Умники и умницы».  Основой  первого сценария для игры был рассказ А. П. Чехова «Анна на шее». При подготовке к игре выяснилось, что рассказ не прочитан всего двумя учащимися из  восемнадцати, что свидетельствует   об эффективности данного  способа работы с текстом.

1.  Задание на розыгрыш дорожек

Вставить буквы

К…мпонент, расст…лать, предл…жение,прикле…ли, нечая…о

КРАСНАЯ ДОРОЖКА

  1. Почему рассказ назван «Анна на шее?»
  2. Что было вместо веселого бала и ужина, вместо музыки и танцев?

ЖЕЛТАЯ ДОРОЖКА

  1. Сколько лет было Модесту Алексеевичу? Анне?
  2. Какое любимое выражение было у  Модеста Алексеевича?
  3. С кем должна была посоветоваться Анна перед тем , как сшить себе платье?

ЗЕЛЕНАЯ ЖОРОЖКА

1) В каком году был впервые напечатан рассказ «Анна на шее»?

2) О ком говорится: «Это человек с правилами и на хорошем счету у его сиятельства»?

3) Что любила Анна больше всего из сладкого?

4) Где было напечатано объявление о зимнем бале?

   Игра по художественному тексту, которую готовят  сами  ученики и в основе которой лежит, прежде всего, хорошее знание этого  текста,  позволяет мне говорить о том, что чтение становится осмысленным процессом. А именно такую цель я перед собой и ставила, начиная  эту  работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с текстом на уроках литературы как способ мотивации к чтению (презентация)

Презентация, которая использовалась автором при выступлении на районной НПК педагогов, позволяет иллюстрировать теоретические выкладки сообщения....

Смысловое чтение и работа с текстом на уроках литературы в условиях введения ФГОС.

Смысловое чтение- фундамент всех образовательных результатов, обозначенных ФГОС, и методы и приёмы смыслового чтения должны стать частью системы работы педагогов....

Выступление на тему "Приёмы развития смыслового чтения и работа с текстом на уроках литературы и во внеурочной деятельности" (из опыта работы)

С каждым годом чтение художественной литературы у учащихся занимает низкую позицию, интерес к литературе заметно снижается. Это связано с неумением ученика понимать прочитанное. В данном выступление р...

Мастер-класс "Стратегии смыслового чтения.Приёмы работы с текстом на уроках литературы и во внеурочной деятельности"

В новых образовательных стандартах выделены планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, среди которых особое внимание уделяется стратегии смыслового чтения и работе с текстом...

Конспект урока литературы. Тема «Стратегии смыслового чтения. Приёмы работы с текстом на уроках литературы».

Цель  урока : обучение эффективным приёмам смыслового чтения на примере работы с текстом притчи «Ведро с яблоками».Задачи:- сформировать способность работы с разными типами текстов;- ...

Мастер - класс «Стратегии смыслового чтения. Приёмы работы с текстом на уроках литературы и во внеурочной деятельности»

В новых образовательных стандартах выделены планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, среди которых особое внимание уделяется стратегии смыслового чтения и работе с текстом...

Рабочая карта как способ организации работы с текстом на уроке литературы.

На уроках литературы в 5 – 7 классах использую авторские Рабочие карты, позволяющие организовать работу с информацией учебника о тот или ином писателе, поэте.   Работа с картой позволя...