Литературный конкурс "Эта обыкновенная необыкновенная классика"
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме
Наше время- время соревнований, конкурсов, олимпиад. Цель данного литературного конкурса- сделать заключительный урок в 10 классе творческим, незабываемым, интересным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassika.doc | 84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8 им. Александра Демина муниципального образования Брюховецкий район Краснодарского края
Литературный конкурс
для учащихся 10 класса
Подготовила и провела
учитель русского языка
и литературы
Мальцева Татьяна Алексеевна
Ст. Чепигинская
2014 год
Цель: обобщить знания учащихся; развивать мышление, память, реакцию; совершенствовать умение работать в команде; воспитывать любовь к русской литературе.
Учитель: Здравствуйте! Наше время- время соревнований, конкурсов: конкурс песен, конкурс юмористов, конкурсы красоты, конкурс на проведение Олимпиады.
Вот и мы решили не отстать от времени и в рамках предметной недели провести свой конкурс- конкурс знатоков русской классической литературы, который мы назвали «Эта обыкновенная необыкновенная классика».
Сегодня мы вспомним наших писателей-классиков, странички прочитанных книг и любимых литературных героев. Надеемся, что это будет одновременно конкурс эрудиции, находчивости, знаний, конкурс хорошего настроения.
Разминка
- Родовое имение Льва Толстого?
(Ясная Поляна)
- Кто написал «Путешествие из Петербурга в Москву»?
(Радищев)
- Автор картины «Аленушка»?
(Васнецов)
4.Кого звали Александрами Сергеевичами?
Пушкин- Грибоедов)
- Река, воспетая Некрасовым?
(Волга)
- Кто из литературных героев был с Пушкиным на дружеской ноге?
(Хлестаков)
- О какой дороге идет речь в стихотворении Некрасова?
(железной)
- Кого звали Остап-Ибрагим-Берта-Мария-Бендер-бей?
(О. Бендера)
9. Кому принадлежат слова: «Я тебя породил, я тебя и убью»?
(Т.Бульбе)
10. Кто воскликнул: «А судьи кто?»
(Чацкий)
11. Сюжет каких произведений подарил Гоголю Пушкин?
(«Мертвые души», «Ревизор»)
12. Количество снов Веры Павловны
(4)
13. Назовите автора школьного учебника литературы для 10 класса
(Лебедев)
14. Рост Дюймовочки.
(дюйм)
15. Клад, который нашла Муха-цокотуха?
(денюжка)
16. Как звали корову кота Матроскина?
(Мурка)
17. Эпиграфом к какому произведению служат слова: «Береги честь смолоду»?
(А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)
-Разминка закончилась, и мы приступаем к следующему заданию. Конкурс называется «МАСКА, Я ВАС ЗНАЮ…»
-Чтобы выполнить задание, вам нужно вспомнить портрет героя, его привычки, пристрастия, его фразы.
- «Он ничего русского не читает, но на письменном столе у него находится серебряная пепельница в виде мужицкого лаптя».
(Павел Петрович Кирсанов, И.С. Тургенев «Отцы и дети»)
- «В его кабинете всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкою на 14 странице, которую он читал уже 2 года»
(Манилов. Н.В.Гоголь «Мертвые души»)
- «Много у меня в год-то народу перебывает…Не доплачу я им…по копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются, так оно мне и хорошо».
(Дикой. А.Н.Островский «Гроза»)
- «Из лица челяди самым замечательным был дворник…глухонемой от рождения»
(Герасим. И.С.Тургенев «Муму»)
- «…он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен…был до того худо одет, что иной даже и привычный человек посовестился бы даже днем выходить в таких лохмотьях на улицу. Шляпа…высокая, круглая, вся уже изношенная…»
(Раскольников. Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»)
- «Я жила ни об чем не тужила, точно птичка на воле…Ночью, варя, не спиться мне, все мерещиться шепот какой-то, кто-то ласково говорит со мной, точно голубь воркует».
(Катерина. А.Н.Островский «Гроза»)
- «Прощайте, Петр Андреевич! Придется ли нам увидеться или нет, бог один это знает; но век не забуду вас; до могилы ты один останешься в моем сердце».
(Маша Миронова. А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)
- «Это была ужасно похудевшая женщина, тонкая, довольно высокая т стройная, с еще прекрасными темно-русыми волосами и…с раскрасневшимися до пятен щеками…Глаза ее блестели как в лихорадке, но взгляд был резок и неподвижен…»
(Катерина Ивановна. Ф.М.Достоевский «Преступление…»
«И долговечней царственное слово»
-«И долговечней царственное слово…» Прекрасные слова Анны Ахматовой - название нашего следующего конкурса. Ваша задача- определить, кому из писателей принадлежат слова, прочитанные мною.
1. «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли»
(А.П.Чехов)
2. «Мы все учились понемногу Чему-нибудь и как-нибудь».
(А.С. Пушкин)
3. «Но клянусь честью, ни за что бы на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков».
(А.С Пушкин)
4. «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий и могучий русский язык».
(И.С. Тургенев)
5. «Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать-
В Россию можно только верить». ( Ф.И. Тютчев)
-3-
6. «Я не выношу неба, но жизнь, действительность, ее капризы, ее случайности, ее привычки, ее мимолетную красоту…все это я обожаю».
(И.С. Тургенев)
7. «Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу себе помыслить себя где-либо, кроме России».
(М.Е. Салтыков-Щедрин)
8. «Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил- и сердцем я спокоен».
(Н.А. Некрасов)
-Приступаем к следующему конкурсу. Перед вами портреты русских писателей. На каждом из них цифровое обозначение. Я задаю вопрос, вы должны поднять карточку с цифрой, соответствующей тому писателю, о котором идет речь.
- Кто из классиков, которых вы видите здесь, подписывал свои произведения псевдонимом «Человек без селезенки», «Антоша Чехонте»? (А.П.Чехов)
- Кто, увидев свой портрет, написанный художником О.А. Кипренским, сказал: «Себя, как в зеркале, я вижу, но это зеркала мне льстит». (А.С. Пушкин)
3. Живя в купеческом районе старой Москвы, в Замоскворечье, этот писатель сделал героями своих произведений «замоскворецких жителей», за что его и прозвали «Колумбом Замоскворечья». О каком писателе идет речь? (А.Н. Островский)
- В октябре 1843 года в Екатеринбурге открылась итальянская опера, в которой выступала молодая, не знакомая русской публике Полина Гарсия Виардо, певица и просто привлекательная женщина. Присутствовал на открытии оперы и известный уже писатель. С этого дня т до самой его смерти она была избранницей его сердца». (И.С. Тургенев)
- У кого из писателей, которых вы здесь видите, названия трех самых значительных произведений, объемных романов, начинается с буквы «О»? (И.А. Гончаров. «Обломов», «Обрыв», «Обыкновенная история».
- Анна Григорьевна Сниткина. Писатель принял ее в качестве стенографистки, когда писал один из своих романов. Она была на 22 года моложе его. Но их знакомство переросло в глубокое, сильное чувство. О каком писателе идет речь? (Ф.М. Достоевский)
- Конкурс и аукцион. Эти слова и виды деятельности идут рядом. Вот и мы в рамках конкурса проведем литературный аукцион. Вам надо узнать, о ком идет речь. Я даю 5 подсказок, каждая подсказка отнимает у вас 1 балл. Чем больше подсказок вы используете, тем меньше количество баллов заработаете.
Н.А. Гоголь
1. От отца он унаследовал писательский дар и талант.
2. Особенно ему удавались роли стариков и старух, и однажды он покорил нежинскую публику мастерским исполнением роли Простаковой в комедии Фонвизина «Недоросль».
3. В 1826 году начинает труд собирательский. Заводит «книгу всякой всячины, или Подручную энциклопедию».
-4-
4. Он писал Пушкину в Михайловское: «Сделайте милость, дайте хоть какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь смешной или не смешной, но русский чисто анекдот. Рука дрожит написать…комедию».
5. «Начал писать «Мертвых душ»… Мне хочется в этом романе показать хотя с одного боку всю Русь».
М.Е. Салтыков-Щедрин
1. Его творчество продолжает и углубляет сатирическое направление в русской литературе, начатое Грибоедовым и Гоголем.
2. Честный, прямой и независимый человек, он много лет жизни отдал государственной службе: вице-губернатор в Рязани и Твери, председатель казенной палаты в Рязани и др.
3. Вместе с Некрасовым он редактировал журнал «Отечественные записки».
4. Его слава как писателя началась с «Губернских очерков».
5. В условиях жесткой цензуры он создал особую манеру речи- «эзопов язык».
И.А. Гончаров
1. За свою долгую жизнь он написал всего три романа, работа над каждым заняла не менее 10 лет.
2.Он ввел в литературу новое понятие, связанное с именем главного героя.
3. В качестве секретаря начальника экспедиции он совершил кругосветное плавание на парусном военном фрегате «Паллада».
4. Ироническое прозвище писателя- де Лень.
5. Первый его роман «Обыкновенная история» увидел свет, когда автору было уже 35 лет.
И.С. Тургенев
1. Его считали летописцем напряженного, драматического периода русской жизни. Он все время забегал вперед.
2. Все его романы включены в жесткие ритмы годового круга. Действие завязывается обычно весной, достигает кульминации в знойные дни лета, а завершается под «свист осеннего ветра».
3. Ему хотелось видеть в дворянах-демократах больше смелости и решительности, а в демократах- дон Кихотах- трезвости и самоанализа.
4. В 1852 году был арестован по обвинению в нарушении цензурных правил при публикации статьи, посвященной памяти Гоголя.
5. Он автор цикла «Стихотворений в прозе».
Конкурс литературных детективов
-Перед вами авторы и их произведения. Может быть, что-то записано ошибочно? Зачеркните.
1. Н.А. Некрасов
«Школьник» «Русские женщины»
«Дворянское гнездо» «Отцы и дети»
2. И.С. Тургенев
«Ася» «Дворянское гнездо»
«Отцы и дети» «Повести Белкина»
3.Н.В. Гоголь
«Ревизор» «Вий»
«Пропавшая грамота» «Тарас Бульба»
- И.А. Гончаров
«Обломов» «Обрыв» «Майская ночь» «Фрегат «Паллада»
-5-
- А.Н. Островский
«Бесприданница» «Капитанская дочь»
«Снегурочка» «Гроза»
В любви и равнодушии вольны
Мы перед совестью и небесами.
Все дело в том, что братья нам даны,
Друзей мы выбираем сами.
«Друзей мы выбираем сами»- слова из стихотворения М. Лисянского станут названием нашего следующего конкурса. Сейчас будут звучать слова, сказанные писателями о своих друзьях. Я читаю высказывание, называю автора, а вам надо определить, кому оно посвящено.
- Он старший современник Пушкина, был известным автором баллад и стихотворений. С Пушкиным его связывали очень дружеские отношения. Летом 1831 года они оба жили в Царском Селе, часто собирались вместе. У них было шутливое соревнование в пересказе сказочных сюжетов. (В.А. Жуковский)
- Н.А. Некрасов
«Какой светильник разума угас,
Какое сердце биться перестало!»
(«Памяти Добролюбова»)
3. Николай Рубцов не был современником этому великому русскому поэту, но, восхищаясь его талантом, посвятил ему такие строки:
…Он блистал, как сын природы,
Играл взглядом и умом,
Блистал, как летом блещут воды,
Как месяц блещет над холмом.
И сны Венеции прекрасной,
И грустный родины привет-
Все отражалось в слове ясном
И поражало высший свет.
(Ф.И. Тютчеву)
4. Н.В. Гоголь: «Когда я творил, я видел пред собою только его. Ничто мне были все толки. Мне дорого было его вечное и непреложное слово. Ничего я не предпринимал, ничего не писал я без его совета. Все, что есть у меня хорошего, всем этим я обязан ему». (А.С. Пушкину)
5. Н.А.Некрасов: «Он видел во мне богато одаренную натуру, которой недостает развития и образования. И вот около этого-то держались его беседы со мной…имевшие для меня значение поучения».
(В.Г. Белинский)
6. А.С. Пушкин:
« Мой первый друг, мой друг бесценный,
И я судьбу благословил,
-6-
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный
Твой колокольчик огласил…»
(И.И. Пущину)
-В русской поэзии много задушевных, волшебных, песенных строк. «Стань музыкою, слово»- название нашего конкурса. Вы услышите музыку, написанную композиторами на стихи известных русских поэтов. Вспомните эти стихи и их авторов.
- Зацелована, околдована,
С ветром в поле когда-то обвенчана.
Вся ты словно в оковы закована,
Драгоценная ты моя женщина.
(Н. Заболоцкий)
2. Ой, полным-полна, моя коробушка,
Есть и ситец, и парча,
Пожалей, моя зазнобушка,
Молодецкого плеча.
(Н.А. Некрасов)
3. Отговорила роща золотая
Березовым веселым языком.
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
(С.А. Есенин)
4. Я встретил вас
И все былое в отжившем сердце ожило.
Я вспомнил время, время золотое…
(Ф.И. Тютчев)
5. Утро туманное, утро седое…
(Н.А. Некрасов)
6. Не отрекаются любя.
Ведь жизнь кончается не завтра.
Я перестану ждать тебя,
А ты придешь совсем внезапно.
Не отрекаются любя…
(Вер. Тушнова)
-Какая песня без баяна, какая поэзия без строчек о любви. Ведь «жизни блаженство в одной лишь любви». Назовите авторов этих прекрасных строк.
1. «Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты».
(А.С. Пушкин Анне Керн)
2. «Жди меня и я вернусь.
Только очень жди.
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди…» (К. Симонов Валентине Серовой)
-7-
3. «Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя,
Одна, в глуши лесов сосновых,
Давно, давно ты ждешь меня…»
(А.С. Пушкин няне)
4. А. Керн Пушкин посвятил строки: «Я помню чудное мгновенье», А. Осиповой- «Я вас люблю, хоть я бешусь..» Какие строки Пушкин посвятил Яковлевой?
(«Подруга дней моих суровых»)
- «Я к вам пишу, чего же боле,
Что я могу еще сказать…
Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать…»
(А.С. Пушкин. Татьяна- Онегину)
6. «О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!»
(Ф.И. Тютчев. Елене Александровне Денисьевой)
7. «Мне нравится, что вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не вами,
Что никогда тяжелый шар земной
Не уплывет под нашими ногами…»
(М.И. Цветаева)
8. «Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!»
( И.А. Крылов. «Ворона и Лисица»)
9. «Нет, не тебя так пылко я люблю,
Не для меня красы твоей блистанье:
Люблю в тебе я прошлое страданье
И молодость погибшую мою»
(М.Ю. Лермонтов Екатерине Григорьевне Быховец)
Итоги конкурса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пятиклассники – «обыкновенная территория необыкновенно замечательных детей»
Серьёзные несерьёзные проблемы адаптации организма и психологии личности ребёнка...
Необыкновенное путешествие с обыкновенными дробями ( урок с использованием ИКТ)
Урок –экспедиция по теме «Сложение, вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями» 5 класс....
Разработка урока по химии "Вода - самое обыкновенное и необыкновенное вещество"
Конспект урока + презентация к уроку "Вода - самое обыкновенное и необыкновенное вещество" предназначены для учащихся 8 класса. Учащиесы на уроке узнают о воде как уникальном веществе на Земле, сравни...
Презентация к уроку литературного чтения "Чудесный мир классики"
Интерактивная презентация...
Технологическая карта урока литературного чтения "Чудесный мир классики"
Представлена технологическая карта урока...
литературный бал "Игра в классики.."
Бал в стиле века золотого,Чтоб в каждом воспарили вновь,К Отчизне, к Родине любовь!...
Литературный проект "Заветы русской классики и уроки истории"
Литературный текст, состоящий из заветов русских классиков. Презентация. Аудиозапись....