План_конспект 5 класс по теме Синтаксис
план-конспект занятия по литературе (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
План-конспект урока
- Крюкова Екатерина Евгеньевна
- Место работы: МОБУ СОШ №5 г. Лабинска
- Должность: учитель
- Предмет: русский язык
- Класс: 5 «А»
- Тема: Синтаксис
- Базовый учебник: Русский язык под ред. Ладыженской Т.А.
- Цель: Систематизация ранее полученных знаний и осмысление нового материала по данной теме
- Задачи:
Обучающие: актуализировать и упорядочить знания детей о разделах языкознания, вспомнить понятие о разделе языкознания «Синтаксисе» в процессе работы с текстом; учить детей вычленять словосочетания из предложения; продолжить работу по формированию умения выделять грамматическую основу предложения.
Развивающие: развивать критическое мышление, умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; развивать устную и письменную речь у учащихся.
Воспитательные: создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку.
- Тип урока: обобщение ранее изученных знаний
- Форма работы учащихся: парная, индивидуальная.
- Оборудование: учебник, интерактивная доска.
- Планируемые результаты: целостное осмысление материала, обобщение полученной информации, расширение предметного поля; формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Учитель: Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!
( Проверка готовности к уроку, запись числа) слайд 1
II. Словарная работа. (слайд 2)
- На интерактивной доске появляются словарные слова:
Ателье
Кашне
Свитер
Велосипед
Пианино
Гитара
- Устная работа с данными словами: 1. поставьте ударение в данных словах; 2. определите часть речи; 3. определите род данных слов; 4. назовите те слова, которые не склоняются; 5. составьте словосочетания с данными словами.
- Слово КАШНЕ впервые слышат учащиеся, поэтому на данном этапе мы обращаемся к электронному орфографическому и толковому словарю.
- запись слов по памяти в тетрадях
- проверка записанных слов.
III. Стадия вызова. (слайд 3)
Учитель: Ребята, давайте с вами вспомним разделы науки о языке.
Фонетика- раздел науки о языке, изучает звуки речи.
Морфемика- раздел науки о языке, которая изучает морфемы как части слова.
Лексика- изучает словарный состав языка
Морфология- раздел науки о языке, в котором слово изучается как часть речи.
Учитель: Ребята, мы вспомнили с вами разделы науки о языке, работали со словарными словами. Мы знаем с вами, что такое слово, словосочетание, предложение.
Есть люди, которые изучают все это, и их называют синтаксистами.
- Как вы думаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь? ( ответы детей.)
- Запись темы урока в тетради (слайд 4).
- Ответы детей по теме «синтаксис» с опорой на слайд.
- Разговор об основных единицах синтаксиса, и подробнее останавливаемся на одной из единиц синтаксиса- предложении.
Учитель: Как вы знаете, в ходе исследования ученые ведут журнал наблюдений. Давайте с вами вспомним, что изучает синтаксис и заполним левую колонку нашего журнала наблюдения. ( Синтаксис- раздел науки о языке, изучает слова, словосочетания и предложения).
БОРТОВОЙ ЖУРНАЛ (слайд 4)
Информация, которую знал | Новая информация |
Раздел науки о языке, изучает слова, словосочетания и предложения) |
-Работа с тексом. Чтение текста с маркировкой по методу инсерт.
Учитель: Возьмите простой карандаш. Прочитайте текст, делая пометки карандашом на полях: «V»- уже знал, «+»- новое, «?»- узнал
СИНТАКСИС.
Синтаксис- важнейший раздел языкознания, изучающий смысл и структуру предложения и сочетания слов в предложении. Этот раздел учит соединять слова в словосочетания и строить из них предложения. Ведь слова, не связанные между собой законами языка, еще не означают саму речь. Речь состоит из предложений.
Предложение- это группа слов, связанных по смыслу и грамматически, которая выражает законченную мысль.
Предложение- это не русское слово. Это слово имеет множество значений:
- жертва (IX век)
- поручение;
- вступление, начало;
- требование, нужда.
Но все это совсем не похоже на наше грамматическое предложение. первоначальные значения слова «предложение» забыты.
В английском и немецком языках порядок слов всегда строго фиксированный. В русском языке такого нет. Свободный порядок слов в предложении является одной из особенностей русского языка, позволяющие передавать тончайшие оттенки смыслов и настроений. Перестановки слов в предложении усиливают или ослабляют смысловое значение членов предложения.
- А теперь давайте вернемся к нашему журналу. Что же мы запишем в правую колонку нашего журнала?
- Почему необходимо изучать данный раздел? ( Данный раздел необходимо изучать, чтобы наша речь была грамотной и красивой).
IV. Первичное закрепление.
Учитель: Прежде чем вы начнете выполнять упражнение, я хотела бы рассказать вам притчу. (слайд 5).
- Работа с предложениями:
Когда наступил мой день рождения я пригласил гостей мама купила шоколадный торт для угощения сложил я подарки в угол и приглашаю гостей к столу.
( Определить границы предложений; выделить грамматическую основу, составить схемы предложений).
V. Физическая минутка (слайд 6).
VI. Закрепление. (слайд 8).
Цветы и травы покрывают зеленый холм. Тонкий туман разливается молоком в воздухе и застилает отдаленные леса. Еще в полях белеет снег, а воды уж весной шумят. ( Решить орфографические задачи в выделенных словах, выделить грамматическую основу, составить схемы предложений, прокомментировать постановку знаков препинания). (Работа с взаимопроверкой учащихся).
VII. Стадия рефлексии (слайд 7) ТЕСТ
VIII. Подведение итогов. (слайд 8).
Домашнее задание: разноуровневое домашнее задание.
Учитель: Оцените итоги работы на уроке, дополняя предложения:
Мне удалось…
Меня удивило…
Мне понравилось…
Я порадовался за…
Я могу похвалить себя за…
Учитель: Давайте отгадаем слово, которое прячется в этом ребусе (УЛЫБКА) (слайд 9 Благодарю вас за работу на уроке, желаю вам много улыбок!
Информация, которую знал | Новая информация |
Информация, которую знал | Новая информация |
Информация, которую знал | Новая информация |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Синтаксис и пунктуация"
Урок для повторения и закрепления темы "Синтаксис и пунктуация"...
Урок русского языка в 5 классе по теме "Синтаксис и пунктуация"
Урок русского языка в 5 классе "Обобщение и систематизация знаний по теме "Синтаксис и пунктуация"...
Самостоятельные и контрольные работы по русскому языку в 5 классе по теме:"Синтаксис и пунктуация"
Сборник содержит четыре самостоятельных работы, проверяющих как теоретические, так и практические навыки по теме, и контольную работу в форме теста по теме"Синтаксис и пунктуация"...
Урок по русскому языку в 5 классе по теме "Синтаксис. Пунктуация"
Данный урок тематический. Он посвящен актуальной теме - "Олимпиада". На уроке повторяются основные синтаксические понятия. Он призван вызвать интерес учащихся к спорту, воспитывает потребн...
план-конспект мастер-класса по теме "Репортаж как жанр публицистики"
Данный мастер-класс позволит учителям познакомить учащихся с основными видами репортажа как одного из публицистических жанров. Предназначен для учителей, работающих в спрофилированных на гуманитарные ...
План-конспект мастер-класса по теме «Лепка из глины громатухи «Птичья семья»
План-конспект мастер-класса по теме «Лепка из глины громатухи «Птичья семья» ...
План-конспект мастер-класса по теме: «Роспись кухонной лопатки».
План-конспект мастер-классапо теме: «Роспись кухонной лопатки». Ход мастер-класса. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА РОСПИСИ КУХОННОЙ ЛОПАТКИ.Поэтапная роспись кухонной лопатки на примере кот...