Урок русского языка в 5 классе по теме "Синтаксис и пунктуация"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Резник Зинаида Александровна

Урок русского языка в 5 классе "Обобщение и систематизация знаний по теме "Синтаксис и пунктуация"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Синтаксис и пунктуация»

Цели урока.

Образовательные:

- обобщить и систематизировать знания учащихся, полученные при

  изучении темы «Синтаксис и пунктуация»;

- применять их на практике.

Развивающие: 

- учитывать и развивать индивидуальные способности учащихся;

- работать над развитием устной и письменной речи.

Воспитательные: 

- через разнообразие форм прививать интерес к изучению русского языка.

Оборудование урока.

- учебник  «Русский язык»  под  редакцией  М.М. Разумовской;

  презентация Power Point.

Ход урока.

  1. Организационный момент (приветствие учеников).

Рефлексия настроения.

Учитель.

Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок.

«Почему необычный?» - спросите вы.

Да потому, что сегодня последний день осени, этого удивительного времени года. И осень – гостья нашего урока. (Слайд № 1).

Несмотря на то, что сегодня последний день осени, солнышко еще радует нас своим теплом. Поэтому я пришла к вам на урок вот с таким настроением (учитель показывает карточку с изображением солнышка). А какое настроение у вас? (учащиеся показывают заранее подготовленные карточки с изображением солнышка, тучки, солнышка за тучкой). Спасибо! Я увидела, что настроение у каждого из вас разное. Но думаю, что наша совместная работа на уроке доставит удовольствие, и мы получим радость от общения друг с другом.

  1. Актуализация знаний учащихся.
  1. Работа с деформированным текстом, записанным на доске.

Лист (?) я  кружат (?) ся, шуршат.

Ветер с шумом нал…тает.

И гудит, волнуясь са (д, т),

И угрюмо замирает.

                        И.А. Бунин

Выразительное чтение поэтических строк.

Учитель.

        Как автор дает нам возможность услышать звуки осени, увидеть эту картину, почувствовать настроение?

(использование глаголов, прием олицетворения.)

        В уменье находить такие образы и заключается искусство писать стихи. Но я хочу обратить ваше внимание на то, что создавать образы можно не только с помощью слов, но и с помощью красок. (Слайды № 2, 3, 4).

        Сравните, подходят ли слова И.А. Бунина к иллюстрациям на слайдах или вы могли бы подобрать другие поэтические строки?

        Определите стилевую принадлежность текста, выбрав одну из схем. Докажите.

             

           1-много                                                                  1-много

РС       о/о                                                          РС            о/о

           воздействие                                                          сообщение

        А теперь восстановите текст, определите, над какими видами вы работали. (Один  ученик работает у доски).

Ребята, осень нам оставила задание к поэтическому тексту, которое мы должны выполнить.

(учитель читает задание).

Ты сначала, мой дружок,

Данный текст перечитай.

В нем основы все найди

И словосочетания определи.

(Ученики устно называют грамматические основы текста, словосочетания).

        Скажите, знания какой темы русского языка нам помогли выполнить задание осени?

(Ученики отвечают: знание строения словосочетаний и предложений).

Учитель вместе с учащимися  формулирует тему и цели урока, учащиеся записывают тему урока в тетради.  «Обобщение и систематизация знаний по теме «Синтаксис и пунктуация».

  1. Работа по теме урока.
  1. Речевая разминка.

Учитель.

Чтобы вспомнить изученное по теме, мы проведем речевую разминку. (Слайды № 5). Посмотрите на экран, прочитайте задания.

Например.

Словосочетание – это…

Смысловая связь в словосочетании выражается с помощью …

  1. Работа в парах.

А пока мы готовимся, группа ребят проведет «исследование» нашего

текста.

(Учащиеся получают задание на осенних листочках, должны

подготовить ответ, выступают после речевой разминки).

Задание первой пары: выписать словосочетания по способу выражения

главного слова; определить, какие словосочетания отсутствуют, составить  нужные.

Задание второй  пары: выписать словосочетания, определить вид связи,

составить  нужные словосочетания.

Учитель.

Поработали мы дружно,

Отдохнуть немного нужно.

Физкульминутка.

          Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.

          Руки согнули, кисти встряхнули – ветер срывает листву.

          В сторону рук, плавно помашем – птицы на юг так летят.

          Как они сядут, тихо покажем – руки сложили вот так.

Учитель.         Продолжаем работу.

  1. Сравнительный анализ 1 и 2 предложений текста.

(Учащиеся указывают сходство и различие предложений).

Сходство: повествовательные, невосклицательные, двусоставные.

Различие:  1 предложение – нераспространенное, осложнено однородными членами; 2 предложение – распространенное, не осложнено.

Учитель.

        Запишите 1 предложение, распространив его.

Сделайте вывод: для чего в речи используются второстепенные члены предложения?

  1. Анализ предложений с ОЧП. Составление схем.

Как связаны в первом и третьем предложениях однородные члены предложения? (интонацией перечисления, союзом И).

  1. Сравнительный анализ схем (начерчены на доске).

Составление предложений по данным схемам по вариантам.

Что общего и в чем различие?

О  И   О

                  , и    

 

Учащиеся делают вывод: союз И связывает однородные предложения и части сложного предложения.

Учитель.

Какие же предложения мы называем сложными? Попробуйте составить ответ, используя схему.

                          Сложные предложения

   союзные                                               бессоюзные

       ССП                   СПП

  1. Применение изученного материала на практике.

  1. Дифференцированное задание.

Первая группа учащихся выполняет тестовые задания, время

выполнения 5 минут (ответы прикреплены на доске, после выполнения открываются, учащиеся могут проверить себя).

Вторая группа учащихся – письмо по памяти поэтических строк об

осени.

Третья группа – составление текста на тему «Осень» с  использованием

простых и сложных предложений.

  1. Подведение итогов.

Учитель.

Ребята, мы сегодня вели разговор об осени, но обобщали тему, подскажите … (Синтаксис и пунктуация). 

Сделайте вывод: что изучает синтаксис?

Но осень приготовила нам еще один подарок – кроссворд. Разгадав его, мы с вами вспомним еще один важный раздел науки о языке.

(На каждой парте кроссворд, учащиеся работаю в парах).

Сделаем  вывод: что изучает пунктуация?

Рефлексия результативности.

        Учитель.

Я прошу вас оценить свою работу на уроке с помощью «шкалы знаний»

(на полях тетради у каждого ученика своя «шкала знаний», учащиеся оценивают свою работу на уроке).

  1. Домашнее задание.

В домашнем задании вы продолжите работу по этой теме. Я предлагаю вам на выбор темы для сочинения-миниатюры (темы записаны на доске), а также

а также повторение теоретических  сведений в учебнике.

 

  1. Рефлексия настроения.

Учитель.

Наш урок подходит к завершению. Вы сегодня были активны, внимательны, потрудились на славу. Изменилось ли у вас настроение? Покажите. Я рада, что в классе осталось больше солнышек, хотя увидела и тучки. Но я думаю, что мы с вами справимся со всеми трудностями. Молодцы! Спасибо за работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 9 кл. Синтаксис и пунктуация

Урок русского языка в 9 кл. Материал подобран с учетом подготовки к ГИА и посвящен году Космоса-2011...

Урок русского языка 5 класс «Синтаксис и пунктуация»

Конспект урока по русскому языку5 класс Тема: «Синтаксис и  пунктуация». Форма проведения: игра «Счастливый случай» Оборудование:1. Наглядные пособия (интерактивная доска, ноутбук)...

Технологическая карта урока русского языка, 5 класс, тема "Синтаксис и пунктуация "

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему "Синтаксис и пунктуация".Урок систематизации и обобщения знаний и умений. Приложение для урока презентация "Синтаксис и пунктуация"...

Дистанционный урок русского языка. 7 класс. Повторение пройденного. Синтаксис и пунктуация.

Предложен материал для повторения и систематизации пройденного материала, обращено внимание на сложные моменты....