Самостоятельные и контрольные работы по русскому языку в 5 классе по теме:"Синтаксис и пунктуация"
методическая разработка по русскому языку по теме

 Сборник содержит четыре самостоятельных работы, проверяющих как теоретические, так и практические навыки по теме, и контольную работу  в форме теста по теме"Синтаксис и пунктуация"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samost_i_prover_raboty_5_kl_sintaksis.docx28.46 КБ

Предварительный просмотр:

 

Самостоятельные и проверочные работы по русскому языку в 5 классе по теме «Синтаксис и пунктуация»

Составлены учителем русского языка и литературы МОБУ СОШ №19 г. Кореновска Краснодарского края

Гузей Светланой Анатольевной

1 Самостоятельная работа №1.

«Грамматическая основа. Отличие простого предложения от сложного. Знаки препинания в простом и сложном предложении»

Задание: расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматическую основу, составить схему предложений

1. Величайшее богатство народа его язык.

2.Ты первый ландыш просишь солнечных лучей.

3.Каждая мелочь напоминала ему о детстве  старая кукла лошадка или осколок чашки.

4.Шум дождя холод осенние заморозки  признаки осени  бросались в глаза.

5.Береза клен рябина  лиственные деревья.

6.Солнце склонилось к западу и косыми лучами жгло мне спину.

7.Солнце склонилось к западу и его косые лучи жгли мне спину.

8.Я работаю так как научил меня отец.

9. Бушует ветер гремит гром  сверкает молния.

Вопросы для подготовки к самостоятельной работе (даются заранее)

  1. Что изучает синтаксис?
  2. Какие словосочетания называют глагольными, какие именными?
  3. Какие пары слов не являются словосочетанием?
  4. Назовите , какие предложения бывают по цели высказывания?
  5. На какие виды делятся предложения по интонации?
  6. На какие вопросы отвечает сказуемое и какими частями речи оно выражается?
  7. На какие вопросы отвечает подлежащее и какими частями речи оно выражается?
  8. Когда между подлежащим и сказуемым ставится тире?
  9. Какие предложения называются распространенными , а какие нераспространенными?
  10. Какие предложения называются односоставными, а какие двусоставными?
  11. На какие вопросы отвечает дополнение и чем выражается?
  12. На какие вопросы отвечает определение и чем выражается?
  13. На какие вопросы отвечает обстоятельство и чем выражается?
  14. Назовите виды обстоятельств.
  15. Какие члены предложения называются однородными?
  16. Какие члены предложения могут быть однородными?  
  17. Когда при однородных членах ставится двоеточие?
  18. Что такое обращение и чем оно выражается?
  19. Какие предложения называются сложными?
  20. Какие виды сложных предложений вы знаете?
  21. Назовите несколько сочинительных союзов и подчинительных союзов.

Самостоятельная работа №2  (проверка теоретических знаний по теме)        

Ф. И.                                                                                                                                     класс                

 Вопросы

Ответы

1.Что изучает синтаксис?

2.Какие словосочетания называют глагольными, какие именными?

3.Какие пары слов не являются словосочетанием?

4.Назовите, какие предложения бывают по цели высказывания?

5.На какие виды делятся предложения по интонации?

6.На какие вопросы отвечает сказуемое и какими частями речи оно выражается?

7.На какие вопросы отвечает подлежащее и какими частями речи оно выражается?

8.Когда между подлежащим и сказуемым ставится тире?

9.Какие предложения называются распространенными,а какие нераспространенными?

10.Какие предложения называются односоставными, а какие двусоставными?

11.На какие вопросы отвечает дополнение и чем выражается?

12.На какие вопросы отвечает определение и чем выражается?

13.На какие вопросы отвечает обстоятельство и чем выражается?

14.Назовите виды обстоятельств.

15.Какие члены предложения называются однородными?

16.Какие члены предложения могут быть однородными?  

17.Когда при однородных членах ставится двоеточие?

18.Что такое обращение и чем оно выражается?

19.Какие предложения называются сложными?

20.Какие виды сложных предложений вы знаете?

21.Назовите несколько сочинительных союзов         

22.Назовите несколько подчинительных союзов

Самостоятельная работа №3

Вариант №1

Найдите обращения, выделите их запятыми

1 Ты не пой соловей под моим окном.

2.Красуйся град Петров и стой неколебимо.

3.А ты что ж кумушка в дорогу?

4.Степь широкая степь безлюдная  отчего ты так смотришь пасмурно?

5. Вы  отроки-други  возьмите коня…

6.Нет   братец ты мой так дело у тебя не пойдет!

7. Да разве ты не для этого сюда приехал птенчик мой?

8. Сударыня  как вы бледны!

9. Полевая Россия довольно волочиться сохой по полям…

10. Принимаю тебя неудача и удача тебе мой привет!

11.О смелый Сокол в бою с врагами истек ты кровью!

12. Маша Маша ты выйди!

13.Славьте молот и стих землю молодости!

14.Отзовитесь живые души!

15.Звезда печальная звезда вечерняя твой луч осеребрил вечерние равнины.

1.Пригодись моя сила для слабых людей.

2.Тебе Кавказ суровый царь земли я снова посвящаю стих небрежный.

3. Славься Россия  великою славой славься великий наш русский народ!

4. Вам бабушка и вам сестры я привез кое-какие подарки.

5. В городах и далеких станицах о тебе не умолкнет молва дорогая моя столица золотая моя Москва!

5. Бог  в помощь вам друзья мои и в бурях и в житейском горе….

6. Еще пышней и бесшабашней  шумите осыпайтесь листья..

7. Низкий дом с голубыми ставнями не забыть мне тебя никогда.

8. Дай руку Дельвиг! Что ты спишь  проснись ленивец сонный.

9. Люблю твою Россия старину.

10. Рисуй художник вдохновенный картины родины родной.

11.Степь моя степь привольная широко ты степь пораскинулась.

12.Дорогой и любимый мой дружочек так часто грущу о тебе.

Вариант №2

Найдите обращения, выделите их запятыми

1 Ты не пой соловей под моим окном.

2.Красуйся град Петров и стой неколебимо.

3.А ты что ж кумушка в дорогу?

4.Степь широкая степь безлюдная  отчего ты так смотришь пасмурно?

5. Вы  отроки-други  возьмите коня…

6.Нет   братец ты мой так дело у тебя не пойдет!

7 .Да разве ты не для этого сюда приехал птенчик мой?

8. Сударыня  как вы бледны!

9. Полевая Россия довольно волочиться сохой по полям…

10. Принимаю тебя неудача и удача тебе мой привет!

11.О смелый Сокол в бою с врагами истек ты кровью!

12. Маша Маша ты выйди!

13.Славьте молот и стих землю молодости!

14.Отзовитесь живые души!

15.Звезда печальная звезда вечерняя твой луч осеребрил вечерние равнины.

1.Пригодись моя сила для слабых людей.

2.Тебе Кавказ суровый царь земли я снова посвящаю стих небрежный.

3. Славься Россия  великою славой славься великий наш русский народ!

4. Вам бабушка и вам сестры я привез кое-какие подарки.

5. В городах и далеких станицах о тебе не умолкнет молва дорогая моя столица золотая моя Москва!

5. Бог  в помощь вам друзья мои и в бурях и в житейском горе….

6. Еще пышней и бесшабашней шумите  осыпайтесь листья..

7. Низкий дом с голубыми ставнями не забыть мне тебя никогда.

8. Дай руку Дельвиг! Что ты спишь проснись ленивец сонный.

9. Люблю твою Россия старину.

10. Рисуй художник вдохновенный картины родины родной.

11.Степь моя степь привольная широко ты степь пораскинулась.

12.. Дорогой и любимый мой дружочек так часто грущу о тебе.

Самостоятельная работа №4 по русскому языку ученика(цы)

5- «    »класса____________________________________________________

1 вариант

Задание 1.

Выпишите словосочетания, разберите их, укажите их вид. Кратко объясните, почему не выписали остальные пары слов.

В осеннем лесу, на прогулке, шел и думал, поздним вечером, у людей, свежим ветром, бежать в школу, лежал и плакал, около меня, на мокрой террасе, на маленькой лодке, возле сарая, свежий журнал, гроза с востока, ученики писали, тихо сидеть.

Задание 2.

Выпишите все словосочетания из каждого предложения. Объясните свой выбор.

Мы перебрались через лесной овраг  и вышли в светлый березовый лесок. Я жил на берегу моря и ловил рыбу. Давно уже незаметно поднялся и рассеялся туман над рекой.

Задание 3.

Выполните разбор двух любых словосочетаний.

Самостоятельная работа по русскому языку ученика(цы)

5- «   »класса____________________________________________________

2 вариант

Задание 1.

Задание 1. Выпишите словосочетания, разберите их, укажите их вид. Кратко объясните, почему не выписали остальные пары слов

 Синие и красные, на столе, обозначить орфограмму, колючим кустарником, человек сидит, широкая степь, решил уравнение, собака лает, рубить дерево, до станции, по кустам, заплатил за проезд, ветер в лицо, расшалились дети, запотевшее стекло, лето и зима.

Задание 2. Выпишите все словосочетания из каждого предложения. Объясните свой выбор.

Целое лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки. Спинки и животики. В первый день щенок утащил у хозяина новый сапог и отъел кусок голенища. Хозяин бить щенка не стал, а купил ему мячик.

Задание 3.

Выполните разбор двух любых словосочетаний.

__________________________________________________________________

Контрольная работа  (тест) по  теме: «Синтаксис простого предложения»

                                    Вариант №1

  1. Отметьте сочетания слов, которые  являются словосочетанием:

а)  Изредка посещать   б) Музей открылся    в) в музее  г) мороз и солнце

        2. Правильно выделено главное слово в словосочетании:

А)     приехать утром   б) встретить утро   в) утренняя зарядка   г) оставить на утро

           3. Найдите глагольное словосочетание         

А) школа космонавтов   б) наступление темноты в)  смотреть в темноту    г) темная ночь

      4. Побудительным   невосклицательным  является предложение

А). Что шумишь, качаясь, тонкая рябина?

Б). Ждите меня возле школьных дверей.

В) Прекрасная пора – осень!

Г) В ельнике меж старых шишек желтым соком брызжет рыжик.

5. Это предложение нераспространенное:

А) Милая моя родина, я счастлив.

Б) Взрослые тигры – опасные хищники.

В) Я держу в руке светлячка.

Г) Вот ворона сидит на заборе.

6. В этом предложении нужно поставить тире :

   А) Ежик был ручной.

Б)   Июль  макушка лета.

В) Раннею весною роща так тиха.

Г) Мой садик свеж и зелен.

7. Выделенное слово в этом предложении является подлежащим:

А) Замечательный подарок мне прислал по почте брат.

Б) Ветер гонит листья.

В) Утром ветер разогнал туманы.

Г) Зеркало залива освещает луч.

8. В этом предложении есть обращение  ( знаки препинания не расставлены):

А) И рано-раненько   весною березка белая опять оделася листвою.  

Б) Береза самое любимое дерево русского народа.

В) Сыплет черемуха снегом зелень в цвету и в росе.

Г) Сыпь ты черемуха снегом.

9.  В этом предложении нужно поставить двоеточие  ( знаки препинания не расставлены):

А)Внизу то ли овраг то ли пересохшее русло.        

Б) Лес  долину  снежные глыбы он видел впервые.

В) На зиму заготовили огромные запасы овощей  картофеля свёклы капусты.

Г) В садах цвели яблони груши вишни сливы.

10 . В этом предложении две грамматические основы (знаки препинания не расставлены).

А) Желуди держатся на дереве до осени   а затем  падают на  землю.

 Б) Стремительные ветры и дикие орлы кружились над нашими  головами.

В) Клюква растет на торфяных кочках и ягоды лежат прямо на мху.

Г) Наберет кедровка полон клюв орехов а потом положит их в ямку или в мох.

    11. Найдите ряд слов, в котором пропущены безударные проверяемые гласные корня.

  А) выж…гать, вым…кать, зад…раться.

Б)  б…рабан, в…кторина, выск…чить

В) упр…кать, сп…шить, осв…щать

Г) прик…саться, окл..кнуть, уб…рать.

12. В каком ряду на месте пропуска пишется одна и та же буква?

А) ра…свет, ра…цвет, во..гореться

Б) бе..численный, ра…пахать, и…дать

В) ра…шатать, во…питание, ра..решить

Г) и…черпать, ра…хвалить, ра…чесать        

                                                                           

Контрольная работа  (тест) по теме :  «Синтаксис   простого предложения»

Вариант №2

  1. Отметьте сочетание слов, которое является словосочетанием

А) лес шумит   Б)вышел из леса     в) через дорогу    г) быстро и умело

2. Правильно выделено главное слово в словосочетании:

А)осенний парк    б)направить на тропинку    в) люблю осень    г) одет по – осеннему.

3.  Найдите именное словосочетание:

А) выходить на работу   б) отползти влево   в) медленно идти г) черный карандаш

4. Побудительным невосклицательным является  предложение:

А) Тучка с солнышком опять в прятки начали играть.

Б) Нагнитесь за самым красивым листом в прожилках малиновых на золотом.

В)  Иди скорей сюда, Петя!

Г) Почему так тревожно лает привязанный пес?

5. Это предложение нераспространенное :        

А) Усталый конь копытом бил в тревоге.

Б) Доволен я абсолютно всем.

В) Мой садик, ты свеж и зелен.

Г) Самолет тяжеловесный рассекает свод небесный.

6.   В этом предложении нужно поставить тире:

А) Солнце теплое ходит высоко.

Б) Верба пушиста и красива.

В) Ландыш замечательный весенний цветок

Г) Клевер весело цветет.

7. Выделенное слово в этом предложении является подлежащим:

А) Ветер дышит   влагой ночи и полынь колышет.

Б) Мой дядя на день рождения подарил мне самокат.

В) Скоро белые метели снег подымут от земли.

Г) Портфель принес брат.  

8 . В этом предложении есть обращение  ( знаки препинания не расставлены):

А) Запевает тихо мой ямщик спросонок.

Б)  Спой ямщик мне песню удалую !

В) Зимние дни миновали ночи короткие стали.

 Г) Слезы дождя золотые темную даль оросили.

9. В этом предложении нужно поставить двоеточие  ( знаки препинания не расставлены):

А) Ему подавали в трактире щи  капусту  сосиски и пирог.

Б) Все в его жизни было связано с авиацией  мечты волнения планы на будущее.

В) Яблони и груши это плодовые деревья.

Г)Они вышли   расплатились и  направились в противоположные стороны

10 . В этом предложении две грамматические основы.

А) Мальчик поймал на огороде маленькую бабочку и принес ее отцу.

Б) Солнышко светит ярко, но греет уже не  так, как летом.

В) Рыси, куропатки, орлы и барсы живут в заповеднике.

Г) Ты идешь по осеннему лесу и над твоей головой кружатся желтые листья.  

11. Найдите ряд слов, в котором пропущены безударные проверяемые гласные корня.

  А) заг..реть, разр…внять, б…розда

Б)     ст…реть, соч…тать, в…дяной

В)б…седа, пр..стой, ск…кать

Г)   п…дение, предст…вление, б…рега..

12. В каком ряду на месте пропуска пишется одна и та же буква?

А)  бе…жизненный, ра…гораться, и…давна

Б)  ра…шатать,  ра..решить, ра…хвалить,

В)     бе..кровный, бе…дорожье, ра…суждать

Г)ра…чесать, ра…копать, бе…звездный                                                                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Синтаксис и пунктуация"

Урок для повторения и закрепления темы  "Синтаксис и пунктуация"...

Урок русского языка в 5 классе по теме "Синтаксис и пунктуация"

Урок русского языка в 5 классе "Обобщение и систематизация знаний по теме "Синтаксис и пунктуация"...

Контрольная работа по русскому языку в 5 классе по теме "Синтаксис и пунктуация"(с мультимедийным приложением)

Работа состоит из 7 заданий на проверку теории по теме и практических заданий в тестовой форме....

Урок русского языка в 5 классе по теме :Синтаксис и пунктуация.

Данный материал будет полезен дляпроведения урока русского языка в 5 классе под редакцией Ладыженской....

Урок русского языка "УРОК СИСТЕМАТИЗАЦИИ И ОБОБЩЕНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 5-ОМ КЛАССЕ НА ТЕМУ «СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ»

Материал данного урока можно использовать для подготовки открытого урока по теме "Синтаксис и Пунктуация" по учебному комплексу В.В. Бабайцевой....

КИМ по русскому языку 5 класс по теме "Синтаксис"

Организация систематического индивидуального  и группового контроля знаний  по теме «Синтаксис и пунктуация» при проверке домашних заданий и закреплении полученных знаний на урок...

Дистанционный урок русского языка. 7 класс. Повторение пройденного. Синтаксис и пунктуация.

Предложен материал для повторения и систематизации пройденного материала, обращено внимание на сложные моменты....