Урок литературы в 8 классе "Человек создан для счастья?" В.Г.Короленко "Парадокс"
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Данный урок является вторым после изучения жизни и творчества В.Г.Короленко. Главная задача учителя - вовлечь учащихся в размышления о "назначении жизни"; использовать воспитательные возможности для развития таких качеств личности, как сочувствие, целеустремленность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korolenko_otkrytyy_urok.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок литературы в 8 классе.

Тема: «Человек создан для счастья?» В.Г.Короленко «Парадокс»
Цели урока:

Образовательная цель – подготовка учащихся к восприятию философской тематики произведений В.Г.Короленко, научить видеть позицию автора в художественном тексте, раскрыть содержание логических и литературоведческих понятий, формирование умения создавать учебный проект с использованием литературного источника.

Развивающая цель - создать условия для формирования коммуникативной (речевой) компетенции, самостоятельной творческой деятельности учащихся, способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков общения, формирование эмоциональной отзывчивости учащихся на сложные жизненные ситуации.

Воспитательная цель – способствовать процессу духовного развития, формированию нравственных ценностей, воспитание самостоятельности, сотрудничества, коллективизма.

Задачи урока:

  • вовлечь учащихся в размышления о “назначении жизни”;
  • использовать воспитательные возможности для развития таких качеств личности, как сочувствие, целеустремленность.

Формы работы на уроке: работа в группах,  в парах, индивидуальная, по вариантам

Оборудование урока:

  • портрет В.Г. Короленко, выставка книг различных изданий;
  • методическая презентация 1 к уроку учителя, мультимедиапроектор, компьютер.
  • Видео-фрагмент из Интернета.
  • Стенд, посвященный жизни и творчеству В.Г.Короленко.
  • Творческие работы учащихся.

                                      Ход

1. Введение. Установление личностного контакта учителя с учениками, включение мотива на совместную работу.

- Здравствуйте. Ребята,  я рада приветствовать Вас сегодня на нашем уроке, а также наших гостей. Давайте поздороваемся. Илья скажи, ты счастливый человек? А ты, Максим? У меня в руках – символическая птица счастья - это мое пожелание вам. Я надеюсь, что сегодня эта птица счастья действительно поможет нам.

Его знают, его любят, его читают. Л.Н. Толстой говорил о нем как об истинно прекрасном человеке, для А.П. Чехова он был благородным, а для М. Горького был просто учителем.  О ком идет речь?  

Слайд 1

Владимир Галактионович Короленко… О нем мы говорили на прошлом уроке, я предлагаю ответить на вопросы теста по его биографии. Кто желает?  

(Тесты) + инд задание

Слайд 2

-С каким произведением В.Г.Короленко мы познакомились? «Парадокс»

- Сформулируйте цели урока. Какие вопросы мы должны себе поставить?

-  что сегодня узнаем?

 Слайд 3

 -  познакомимся с жанром очерка.

- чему научимся?

 - научимся анализировать художественный текст, видеть позицию автора

-  что каждый из нас сумеет сделать сам? 

- каждому из вас предстоит освоить новый способ личной оценки поворотных моментов в судьбе человека.

Слайд 4 «Парадокс» – это художественный очерк.

Что такое очерк?

Очерк – приближенное к документальному повествование о реальном событии или человеке.

В «Парадоксе» выражено предчувствие жизненной трагедии В.Г. Короленко. Инвалид, родившийся без рук, ногой пишет на клочке бумаги: «Человек создан для счастья…» Странное несоответствие этой фразы и облика человека рождает сомнения: «Для счастья ли создан человек?» Рассказ написан в течение 1 дня. В дни, когда умерла маленькая дочка писателя Леля.

Слайд 5

 Сам Короленко писал: «Жизнь – проявление великого закона, главные черты которого добро и счастье. А если нет своего – есть чужое. Только это я пытался сказать своим «Парадоксом», но моя собственная душа в это время была так изломана, как мой несчастный философ».

- Над чем же мы сегодня поразмышляем? Слайд 6

-  «Человек создан для счастья?» Это и будет тема нашего урока. Запишем в тетрадях.

Слайд7 Выберите эпиграф к уроку.

  1. В.Г. Короленко «…не считает себя судьёю людей, а любит их с открытыми глазами». М. Горький.
  2. «Нет ничего выше, сильнее, здоровее и полезнее впредь для жизни, хорошее какое-нибудь воспоминание из детства, из родительского дома… И даже если одно только хорошее воспоминание останется в нашем сердце, то спасён человек на всю жизнь». В. Шукшин.
  3. «Ребёнок не сосуд, который надо заполнить, а светильник, который нужно зажечь». Это и делает Короленко. Н. Заболоцкий.

Обоснуйте свой выбор Запись эпиграфа.

        - Ткань очерка пронизывает 3 слова, которые часто повторяются в разных вариациях. Это новые слова, на всю жизнь запавшие в душу юных братьев, героев очерка.

Что это за слова?  ( «парадокс», «феномен», «афоризм»)

        - Дайте им определения.

Парадокс (греч.)- необычные мысли, противоречащие здравому смыслу.

Феномен (греч.) – нечто исключительное, необычное.

Афоризм (греч.) – краткое выразительное изречение.)

        - Работая с текстом, установим, сколько же в тексте парадоксов. Начнём с характеристики главных героев – двух братьев. Дома 1 группа д.б. найти в тексте описание уголка двора, где пропадают братья. Докажите, что описание этого уголка до и после встречи с феноменом построено по контрасту.  «Описание уголка сада до встречи с фенонимом.»

Слайд 8

Сделаем вывод

- Кто же разрушил эту идиллию?( встреча с феноменом, человеком – инвалидом;)

 «Описание уголка сада после встречи с феноменом»

Слайд 9
Запишем вывод

- Почему встреча с инвалидом заставила детей повзрослеть? ( детям просто стало страшно, что на свете бывают такие люди;детям стало стыдно за их безделье, за то, что они занимаются пустяками, когда рядом такое горе;)        

- А разве до встречи с феноменом  ничто не угрожало «особому мирку» братьев?  Кто ещё вторгся в детские игры?(Павел – лакей отца)

Вторая группа дома находила слова в тексте, характеризующие Павла:  («Павел – разрушитель иллюзий» и «Описание состояния детей после встречи с Павлом»).

Слайд10,11

- А ведь им всего 8 и 10 лет. Так что же получается, взрослые – это источник всех бед и зла?

 Рассмотрим описание жителей 3-х домов, которые вышли на встречу с феноменом.  Ведь не случайно автор, прерывая повествование, знакомит нас с ними? Кто их них выделяется детьми и за что?

Слайд 12

Вывод:  только одна очень лаконичная фраза о нём: «в благодушном настроении». И ещё мы видим лёгкий кивок головы отца, т.е. его согласие на общение калеки с его детьми. Отец – это авторитет. Эта встречадетей с карликом  для него очень важна, это «экстренный» случай.

- Чтобы понять, для чего отец вызвал детей, посмотрим на описание феномена. Вспомните определение слова «феномен».

(феномен – нечто исключительное, небывалое)

- Какова первая реакция жителей 3-х домов на появление феномена?

1 вариант («Обнажённое уродство феномена Яна  ») Найдем в тексте описание феномена.

- Но был ведь ещё один житель – пан Уляницкий.

2 вариант найдёт это описание.  («Пан Уляницкий»)

Вывод: - Почему его описание автор дал нам после описания феномена, странного существа?

- Сравните этих двух персонажей. Докажите, что и тот, и другой – феномены.

 Ян Залуский – физическое несовершенство, демонстрирует своё уродство, чтобы заработать себе и своей семье на жизнь (это парадокс, это противоречит здравому смыслу).

Пан Уляницкий – внутреннее несовершенство, внутреннее уродство. Это человек, неприятный даже детям.

        - Как вы думаете, какое уродство страшнее?

( внутреннее уродство, т.к. не знаешь, что у человека на уме. А ко внешнему уродству можно привыкнуть, тем более, что феномен достоин уважения.)

        - А в каком эпизоде вы увидели, что феномен достоин уважения?

( феномен отдаёт заработанную серебряную монету старому нищему с девочкой)

        - Почему феномен это делает? Ведь он инвалид, ему пришлось приложить немало усилий, чтобы заработать эти деньги?

- он не хочет, чтобы его считали инвалидом;

- он хочет быть полезным для кого-то (мы ведь не знаем, почему он зарабатывает деньги для своих племянников, но будем считать, что это его собственная воля);

- он хочет показать сем людям, что и инвалид – человек, достойный уважения

        - Ребята, а как вы отнеслись к безобразному уродству инвалида? А как отнеслись к его появлению и выступлению жители 3-х домов? Инд-ное задание

Слайд 13 «брезгливый испуг»,  «Павел загоготал»,  «толпа шарахнулась»,  «на лице матери нервная дрожь», «подавали женщины», «среди дворни и прислуги не подал никто», «истерический женский плач», «напряжённая тишина»,«Дударев слегка застыдился», «Уляницкий смерил негодующим взглядом»

        - Это очень страшно, когда инвалиду приходится доказывать всем, что он такой же человек, как и они. Обратите внимание на Павла, которого тоже не любили дети. У него нищая душа.Но всё же радует, что милосердие и сострадание иногда стучится в людские сердца. Давайте поработаем с текстом и посмотрим, как инвалид самоутверждается, легко ли ему это даётся?

        Работа в парах: Говорят, глаза – зеркало души. Заглянем в глаза феномена. Как меняется их выражение по мере выступления?

Слайд 14

  • «насмешливо, остро впились»
  • «острый взгляд, точно гвоздь» (когда говорит: «Обойди»)
  • глаза «внимательно и медленно прошлись по лицам»
  • «странное выражение» (когда крестится)
  • «злее обежали по лицам публики» (после крещения)
  • «смотрит на меня умным, задумчивым и смягчённым взглядом, который становится всё мягче и всё страннее» (перед тем, как адресовать афоризм))

        - Проследим за его голосом.

Идёт работа с текстом:

Слайд15

  • «ясный, слегка дребезжащий» (не может привыкнуть к тому, как реагируют на его уродство люди)
  • «насмешливый»
  • «усталый и злой» (после того, как крестился. Даже в этом ему отказано(!) За что?)
  • «жалкий» (когда обращается к матери, и доктор бросил серебряную монету)

        - Почему феномен для своего последнего «фокуса» выбрал именно детей?

( «Ребёнок – не сосуд, который надо заполнить, а светильник, который нужно зажечь» (слова Н. Заболоцкого). 

        - Почему обменялся взглядом с отцом, прежде чем отдать свой афоризм детям?

 ( Получил одобрение авторитетной личности. Только Семья с большой буквы сможет воспитать достойного человека: терпимого, толерантного, честного в словах и поступках.)

        - Прочтите афоризмы феномена Яна Залуского. Как их понимаете?

Слайд 16«Человек создан для счастья, как птица для полёта»

Стремление к счастью – естественная цель человеческой жизни, к нему надо постоянно стремиться, какой бы сложной и трудной не была жизнь.

«Человек создан для счастья, только счастье не всегда создано для него»

Иногда человек имеет всё, но не может быть счастливым, н еценит то ,что имеет, а феномен счастлив, что без рук ,а кормит семью. Афоризм, содержащий надежду на счастье в жизни.

В чем же тут парадокс?

Если бы этот афоризм произнес здоровый человек, то смысл бы исказился, афоризм бы превратился в обычное высказывание

        - От какого «первого противоречия жизни, острой занозой вонзившегося в детские сердца и умы» старалась защитить своих малышей  мать?

( В мире много несправедливого. У одних красивое лицо, но злое сердце. Других бог обделил здоровьем, сделал физическими инвалидами, но наградил пылким умом и чувством собственного достоинства. Но самое главное, чтобы именно дети, которым только предстоит войти в мир взрослых, сумели в нём выстоять, сумели противостоять хамству.)

Считаете ли вы, что инвалиды могут быть полезными членами общества?

Чем мы можем помочь таким людям?

Ребята! 7 марта в Сочи состоится паралимпиада, в которой будут участвовать люди с ограниченными возможностями.

Презентация «Ванкувер»

Как вы думаете, счастливы эти люди? Так для чего создан человек? Для счастья. И неважно калека это или здоровый человек. Главное, не забывать о том, что есть на свете добро, сострадание, взаимовыручка и тогда все будут счастливы.

Нам, здоровым людям трудно понять психологию неполноценных людей, то, какой ценой они достигают задуманного, сколько внутренней работы необходимо, чтобы не потеряться в этом мире, оставить след.

        - Почему данный рассказ Короленко облечён в форму очерка?

( Очерк предназначен привлечению внимания к такой важной проблеме – отношению к инвалидам в обществе. Эта проблема жива до сих пор. Поэтому можно сказать, что очерк Короленко никогда не потеряет злободневности. Это  урок человечности и доброты.)

- В настоящее время многие считают необходимым включение детей-инвалидов в здоровое общество-класс. Сможете ли вы принять в свой класс такого человека?

Домашнее задание: (на выбор)

1)написать обращение к детям с ограниченными возможностями

2) размышляя над сегодняшним уроком, я понял…

Нарисовать своё счастье – обращение к людям от имени главного героя – Яна Залуского        

Этап рефлексии  

Представьте, что у вас в ладонях находится цветок добра. Закройте глаза, представьте себе, как он выглядит, как он распускается в ваших руках, распространяет своё тепло. Поместите мысленно этот цветок в своё сердце. Пусть он согревает вас в течение всего дня.

Я надеюсь, что вы будете жить, следуя своим принципам. Благодарю вас за помощь и поддержку и на прощанье хочу подарить вам такую притчу: “Один человек нашел бутылочный осколок, поднес его к глазам и увидел прекрасный мир: людей, дома, лес, горы, реку. Бутылочный осколок ему понравился, но показался обыкновенным, совсем не ценным. Тогда он взял стекло и одну его сторону позолотил. Осколок стал ценной вещью. Но когда он снова поднес его к глазам, то не увидел людей, домов, леса, гор, реки – всего того, что он видел раньше. Он видел только себя…”. Я желаю вам, чтобы всегда видели прекрасный мир. Поймите, что истинное счастье заключено в вас самих. Не тратьте времени и усилий в поисках довольства, радости и душевного спокойствия в окружающем мире. Помните, счастлив не тот, кто получает, но лишь, тот, кто дает. Протягивайте руку помощи. Делитесь. Улыбайтесь

        

                                                   

«Первое жизненное противоречие»

«Описание уголка сада до встречи с феноменом»

«Описание уголка сада после встречи с феноменом»

«Павел – разрушитель иллюзий»

«Описание состояния детей после встречи с Павлом»

«Обнажённое уродство феномена Яна Залуского»

«Пан Уляницкий»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание электронных пособий. Приложение к урокам в 10-11 клссах. "Изучение биографии писателя на уроках литературы"

В современных образовательных учреждениях большое внимание уделяется компьютерному сопровождению учебной деятельности. В учебном процессе используются различные обучающие и тестирующие программы практ...

Создание гипертекста на уроках литературы. Судьба России в творчестве А. С. Пушкина. (Урок по повестям Ивана Петровича Белкина.)

Цель фундаментального ядра общего образования – формирование гражданской позиции детей. Мы, учителя, должны стремиться к упорядоченным знаниям учащихся. Необходимо стремиться произведение повернуть ли...

Конспект урока литературы в 9 классе на тему "Евгений Онегин"-первый реалистический роман в русской литературе.История создания.

Конспект урока литературы в 9 классе.Его можно использовать при изучении произведения А.С.Пушкина "Евгений Онегин" на первых уроках....

Урок литературы на тему: "Создание миниатюры. Синквейн"

Конспект урока литературы на тему: "Создание миниатюры. Синквейн"...

Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. Приемы создания характеров персонажей

Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание,  угодливость в рассказе. На данном уроке: ...