А.С. Грин. На досуге.
материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе (11 класс) по теме
Комплексный анализ прозаического текста. А.С. Грин. На досуге.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
a.s._grin._na_dosuge.odt | 16.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплексный анализ прозаического текста.
Александр Степанович Грин (1880-1932)
На досуге
Рассказ Грина автобиографичен. Он написан в предреволюционные годы, когда будущему писателю часто приходилось сидеть в тюрьме, так как был увлечен эсэровской пропагандой и занимался революционной деятельностью.
Сюжет рассказа сжат, как пружина. Читатель постепенно узнает о главном герое из описания того, как раздаются письма заключенным. Главный герой с нетерпением ждет вестей от любимой, как сообщает писарь надзирателю, "не ждет, а сохнет". Когда становится понятной причина поступка, вернее, проступка писаря и надзирателя по отношению к политическому Козловскому, "пружина" будто выстреливает…
Название рассказа "На досуге" объясняет грустную иронию автора, который показывает, как тюремные служители, недалекие и равнодушные, разомлевшие от жары и безделья, "развлекаются", издеваясь над людьми, ждущими весточки от своих близких. Они от скуки прочитывают чужие письма и… не отдают их заключенным, чтобы заставить страдать и мучиться.
Небольшой рассказ можно условно разделить на части, где в конце каждой дается намек на то, что будет происходить в следующей. Например, в первом абзаце заявлено, что "человек не рожден для труда", поэтому ясно, что в отсутствие начальника тюрьмы прохлаждающиеся писарь и старший надзиратель не прочь хоть как-то разнообразить время службы.
Далее автор не случайно, сравнивая героев с животными, описывает их ничтожные мечты и мысли. Писарь с телячьим лицом сокрушается, что в свои "молодые, кипучие" годы вынужден возиться с арестантскими билетами, а не ухаживать за барышнями. Надзиратель, "тюремная крыса", занят расчетами, как бы еще украсть продукты питания да дрова, керосин и уголь, предназначенные заключенным. Даже во сне он мысленно лампадное масло "усчитывает". Здесь преобладают существительные и прилагательные, точно передающие млеющих от невыносимой жары, неподвижности и тишины тюремщиков.
Сонное оцепенение нарушает приход рассыльного, который приносит политическим письма.
Радостное оживление знаменует улыбка писаря. У Грина образно сказано: "оскаливает белые, лошадиные зубы". Замедленность повествования исчезает, поэтому следующая часть насыщена глаголами и отглагольными частями речи, показывая торжество писаря, с каким он быстро находит в ворохе писем нужное, громко читает, даже "радостно взвизгивает", когда обнаруживает, что политическому Козловскому пришло письмо от невесты.
О чем будет следующая часть рассказа, читателю понятно, потому что в диалоге между писарем и надзирателем, передающем их пошлые комментарии письма невесты, речь идет о главном герое. "Козлиная бородка" Ивана Палыча прыгает, когда он рассказывает о том, как в глазок наблюдал за реакцией Козловского, читающего письма. Политический то плачет, то смеется, потом свернет письмо трубочкой, спрячет в сапог, чтобы при обыске не отобрали, и начинает ходить, мечтать…
Только в конце рассказа появляется главный герой, над которым так жестоко поиздевались тюремные "деятели". Козловский ходит по камере и долго стоит у окна, с тоской глядит на далекие горы, море, облака и шепотом просит милую Катю писать ему…
Реалистический сюжет состоит из одного события. Писатель не сообщает о своих намерениях в начале рассказа, а постепенно распутывает сюжет, как клубок ниток. Характеристика героев представлена в рассказе через их действия и поступки. Прямых оценок Грин не дает, но авторское отношение выражается в портретных зарисовках писаря, надзирателя и заключенного. Писатель приоткрывает внутреннюю жизнь своих героев. У тюремщиков она пустая, ничтожная. У заключенного, который, по словам надзирателя, "супротивнее всех", насыщенная. Вид из тюремной камеры для него не лишен романтики, потому что там горы "фиолетовые", морская зыбь "голубая", воздух "золотистый", облака "молочные".
Учитель русского языка и литературы Сидорченко Тамара Масимовна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок внеклассного чтения по повести А.Грина "Алые паруса".
Конспект урока по повести А.Грина "Алые паруса". К сожалению, презентацию и видеоролики прислать не могу из-за большого размера. Если кто заинтересуется, могу прислать лично....
Викторина по феерии А.Грина "Алые паруса"
Викторина по феерии Александра Грина "Алые паруса" (вопросы и ответы)...
Урок по повести Александра Грина "Алые паруса"
В начале презентации представлены фотографии из музея А. Грина, которые могут понадобиться для иллюстрации биографии писателя, а затем идут слайды по уроку, посвященному вопросу "Нужны ли миру мечтате...
Жизнь и творчество писателя А.С. Грина/ Анализ рассказа А.С. Грина «Зелёная лампа»
Урок литературы с элементами мастерской "Путь к Александру Грину".Цель: обращать внимание учащихся на многозначность отдельных слов, словосочетаний, предложений, содержащихся в тексте, подве...
Анализ рассказа Александра Грина «На досуге»
Анализ рассказа А.Грина "На досуге", написанного в 1907г. Сам автор был осужден за членство в эсеровской организации и пропагандистскую работу, дважды был в ссылке. Действие происходит в конторе тюрьм...
«Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринев и Швабрин» (8 класс)
ЦЕЛЬ УРОКА: Рассмотреть и сопоставить героев повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (Гринёв и Швабрин), выявить черты сходства и различия. Решить проблему долга, чести и человеческ...
Метапредметный урок "Досуг. Почему спрос на досуг ниже, чем предложения? Die Muße. Das Freizeitangebot übersteigt die Nachfrage. Warum passiert es so?"
Учебник: Немецкий язык. 11 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / [И. Л. Бим, Л. В. Садомова, Л. М. Санникова и др.]Тип урока: урок комплексного применения предметных и метапред...