РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
рабочая программа по литературе (5 класс) по теме

Ермакова Наталья Викторовна

Рабочая программа по литературе для 5-х классов 2013/2014 уч. год к УМК Коровиной В.Я., Журавлева В.П., Коровина В.И., М. Просвещение 2008. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planir._liter_5_klfgos_dorabotannaya_ermakova.docx55.36 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»

г.о. ТРОИЦК в городе МОСКВЕ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЛИТЕРАТУРЕ

для 5-х классов 2013/2014 уч. год

учителя Ермаковой Натальи Викторовны

Пояснительная записка

Тематическое планирование по литературе для 5 класса составлено на основе авторской программы В..Я. Коровиной, в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Общая характеристика учебного предмета

Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью. Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

Курс литературы в 5—8 классах строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов, а в 9 классе предлагается изучение линейного курса на историко-литературной основе (древнерусская литература — литература XVIII в. — литература первой половины XIX в.), который продолжается в 10—11 классах (литература второй половины XIX в. — литература XX в. — современная литература).

В примерной программе представлены следующие разделы:

1. Устное народное творчество.

2. Древнерусская литература.

3. Русская литература XVIII в.

4. Русская литература первой половины XIX в.

5. Русская литература второй половины XIX в.

6. Русская литература первой половины XX в.

7. Русская литература второй половины XX в.

8. Литература народов России.

9.  Зарубежная литература.

10. Обзоры.

11. Сведения по теории и истории литературы.

12. Диагностический, текущий и итоговый контроль уровня литературного образования.

В разделах 1—10 даются перечень произведений художественной литературы и краткие аннотации, раскрывающие их основную проблематику и художественное своеобразие. Изучению произведений предшествует краткий обзор жизни и творчества писателя.

Материалы по теории и истории литературы представлены в каждом разделе программы, однако особый раздел 11 предусматривает и специальные часы на практическое освоение и систематизацию знаний учащихся по теории литературы и на рассмотрение вопросов, связанных с литературным процессом, характеристикой отдельных литературных эпох, направлений и течений.

В разделе 12 предлагается примерное содержание занятий, направленных на осуществление диагностического, текущего и итогового контроля уровня литературного образования.

Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант № 1) предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объеме 455 ч, в том числе: в 5 классе — 105 ч, в 6 классе — 105 ч, в 7 классе — 70 ч, в 8 классе — 70 ч, в 9 классе — 105 ч.

Примерная программа по литературе для основного общего образования отражает инвариантную часть и рассчитана на 400 ч. Вариативная часть программы составляет 55 ч (12% времени от общего количества часов, предусмотренных в базисном учебном плане) и формируется авторами рабочих программ.

Программа в 5 классе рассчитана на 102 часа в год (3 часа в неделю).

Программой предусмотрено проведение:

15-ти уроков развития речи

 3-х уроков контроля знаний

10-ти сочинений

Преподавание курса ориентировано на использование учебника по литературе для

5 класса под редакцией В.Я. Коровиной, «Литература 5 класс» 2 части , а также

дополнительной литературы, используемой на уроках внеклассного чтения.

Целью изучения литературы в школе является приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической литературы. Основа литературного образования - чтение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными факсами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы.

Программа курса включает в себя произведения русской и зарубежной литературы.

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме контрольного тестирования.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.

Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.

Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.

Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».

Главными целями изучения предмета «Литература» являются:

• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:

• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:

• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:

1) в познавательной сфере:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Содержание учебного предмета

Содержание

Кол-во часов

Введение. Книга в жизни человека.

1

Устное народное творчество

2

Русские народные сказки.

8

Из древнерусской литературы.

2

Из литературы XVIII века.

2

Из литературы XIX века.

16

Русская литературная сказка

3

Литература XIX века

25

Литература XX века

29

Зарубежная литература

14

Резерв

2

ИТОГО

104

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 5 КЛАСС

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего

 часов

Учебник

Основные виды  УД

1

Устное народное творчество

11

1.1

Введение. Книга в жизни человека.

1

Ч. 1,стр. 3

Чтение вводной статьи учебника; пересказ научного текста статьи учебника, ответы на вопросы; составление плана статьи «К читателям»; работа со словами

1.2

Устное народное творчество. Малые жанры фольклора.

1

Стр. 7-46

Чтение статьи учебника; «Литературное лото» - ответы на вопросы репродуктивного характера; создание собственного высказывания с использованием поговорки или пословицы, наблюдение над поэтикой малых жанров.

1.3

Устное народное творчество. Обучение сочинению загадки, частушки, колыбельной песни.

Стр. 7-46

Создание считалок, небылиц, загадок; анализ текстов всех жанров детского фольклора

1.4

Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. "Царевна - лягушка". Высокий нравственный облик Василисы Премудрой.

1

Стр. 7-46

Чтение и составление плана статьи учебника; ответы на вопросы, сказывание любимых сказок, работа с кратким словарем литературоведческих терминов; сопоставление текстов с иллюстрациями

1.5

Художественный мир сказки. Народная мораль в сказке.

1

Стр. 7-46

Выразительное чтение, выборочный   пересказ, рассмотрение репродукции картины В. Васнецова «Пир»

1.6

Поэтика волшебной сказки. Сказочные формулы. Фантастика.

1

Стр. 7-46

Чтение сказки; выборочный пересказ отдельных эпизодов, ответы на вопросы; устное словесное рисование; сопоставление иллюстраций художников с текстом сказки. Пересказ с изменением лица рассказчика (устами Ивана-царевича); чтение по ролям, создание собственных рассказов о сказочных героях; сопоставление иллюстраций художников с текстами сказки; ответы на вопросы, наблюдение над языком сказки

Пересказ сказки, сообщение учащихся о художниках, беседа, чтение статьи учебника

1.7

"Иван - крестьянский сын и чудо-юдо" - волшебная сказка героического содержания.

1

Стр. 7-46

Пересказ. Чтение. Ответить на вопросы.

1.8

Образ главного героя. Особенности сюжета сказки. Герои сказки в оценке автора-народа.

1

Стр. 7-46

Пересказ, беседа  по содержанию, составление плана сказки, словесное рисование.

1.9

Сказки о животных. "Журавль и цапля". Народное представление о справедливости.

1

Стр. 7-46

Осмысление сюжета сказок, ответы на вопросы; чтение по ролям; сопоставление бытовых сказок и сказок о животных с волшебными сказками; чтение и обсуждение статьи учебника «Из рассказов о сказочниках»

1.10

Бытовые сказки. Народные представления о добре и зле в бытовых сказках.

1

Стр. 7-46

Анализ сказок. Выразительное чтение.

1.11

Мои любимые русские народные сказки. Обучение домашнему сочинению: "Мой любимый герой русской народной сказки"

1

Пересказ сказки. Самостоятельная работа.

Практическая работа. Составление плана характеристики главных героев.

2

Древнерусская литература

2

2.1

Возникновение древнерусской литературы. Сюжеты русских летописей. "Повесть временных лет" как литературный памятник.

1

Стр. 47-53

Чтение статьи учебника, чтение художественного текста и его полноценное восприятие; ответы на вопросы; чтение по ролям.

2.2

"Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича". Герои летописного сказания. Фольклор и летописи.

1

Стр. 47-53

Составление цитатного плана; сопоставление текста с репродукцией картин А. Иванова; чтение статьи учебника ответить на вопросы.

3

Литература XVIII века

2

Из литературы 18 века. М.В. Ломоносов "Случились вместе два астронома в миру"

1

Стр. 54-56

Чтение статьи о Ломоносове, художественного текста, ответы на вопросы; выразительное чтение стихотворения.

Юмористическое нравоучение. Роды и жанры литературы

1

Стр. 54-56

Чтение статьи «Роды и жанры литературы»; беседа, ответы на вопросы.

4

Литература XIX века

16

4.1

Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра

1

Стр. 57-69

Чтение статьи учебника «Русские басни»; выступление с сообщениями о баснописцах (Эзопе, Сумарокове, Лафонтене, Майкове, Хемницере); чтение по ролям басен, сравнение басни и сказки

4.2

И.А. Крылов. Слово о баснописце. Обличение человеческих пороков в баснях "Волк и ягненок" Понятие об аллегории и морали

1

Стр. 57-69

Чтение басни и ее полноценное восприятие; ответы на вопросы; чтение по ролям; установление ассоциативных связей с произведениями живописи

4.3

И.А. Крылов. "Ворона и лисица", "Свинья под дубом" Понятие об аллегории и морали.

1

Стр. 57-69

Чтение басен; устное словесное рисование, инсценирование; комментированное чтение, сопоставление с иллюстрацией; анализ текста, сопоставление с басней Эзопа «Ворона и Лисица»

4.4

Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. "Волк на псарне" как басня о войне 1812 года. Понятие об эзоповом языке

1

Стр. 57-69

Чтение басни и ее полноценное восприятие; ответы на вопросы; чтение по ролям; установление ассоциативных связей с произведениями живописи, установление связей сюжета басни с историческими событиями Чтение по ролям.

4.5

Обучение выразительному чтению басни. Конкурс инсценированной басни

1

Сочинение басни на основе моральной сентенции одной из понравившихся басен, Выразительное чтение любимых басен, участие в кон-курсе «Знаете ли вы басни Крылова?», инсценирование басен, презентация иллюстраций; сопоставление басен

4.6

В.А. Жуковский. Слово о поэте. Жуковский - сказочник. Сказка "Спящая царевна"

1

Стр.70-90

Чтение статьи о поэте, чтение сказки, восприятие художественного произведения; ответы на вопросы; установление ассоциативных связей с произведениями живописи

4.7

В А. Жуковский. Сказка "Спящая царевна" Сюжеты и герои. Черты литературной и народной сказки

1

Стр.70-90

Чтение сказки, ответы на вопросы, сопоставление сказки народ-ной и литературной, выявление общих и отличительных черт

4.8

В.А. Жуковский."Клубок". Понятие о балладе. Герои баллады. Нравственно- психологические проблемы баллады

1

Стр.70-90

Чтение баллады, полноценное ее восприятие; ответы на вопросы; чтение по ролям; выразительное чтение.

4.9

А.С. Пушкин. Рассказ учителя о детских и лицейских годах жизни поэта. "Няне" как поэтизация образа Арины Родионовны

1

Стр.91-118

Чтение и полноценное восприятие художественного текста; выразительное чтение, устное словесное рисование.

4.10

Пролог к поэме "Руслан и Людмила" как собирательная картина народных сказок

1

Стр.91-118

Чтение эпизодов, восприятие художественного текста; осмысление сюжета, событий, характеров.

4.11

Письменные ответы или тестирование

1

Самостоятельная работа.

4.12

А.С. Пушкин. "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях". Истоки рождения сюжета сказки.

1

Стр.91-118

Чтение эпизодов, восприятие художественного текста; осмысление сюжета, событий, характеров, выборочный пересказ эпизодов; устное словесное рисование царицы-мачехи, царевны и царицы-матери, выразительное чтение; установление ассоциативных связей с произведениями живописи.

4.13

А.С. Пушкин. "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях". Противостояние добрых и злых сил. Система образов сказки

1

Стр.91-118

Чтение эпизодов, восприятие художественного текста; осмысление сюжета, событий, характеров, выборочный пересказ эпизодов; устное словесное рисование царицы-мачехи, царевны и царицы-матери, выразительное чтение; установление ассоциативных связей с произведениями живописи.

4.14

Сходство и различие литературной и народной сказки. "Бродячие сюжеты". Поэтичность и музыкальность пушкинской сказки

1

Стр.91-118

Чтение эпизодов, восприятие художественного текста; осмысление сюжета, событий, характеров, выборочный пересказ эпизодов; устное словесное рисование царицы-мачехи, царевны и царицы-матери, выразительное чтение; установление ассоциативных связей с произведениями живописи.

4.15

Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа. Народная мораль и нравственность в пушкинской сказке. Обучение домашнему сочинению

1

Стр.114-116

Чтение статьи учебника; ответы на вопросы; выразительное чтение.

4.16

Мои любимые сказки А.С. Пушкина. Художественный мир пушкинских сказок.

1

Стр.91-118

Выразительное чтение эпизодов, чтение статьи учебника, ответы на вопросы, художественное рассказывание эпизода, устное словесное рисование, сравнительная характеристика героев, защита иллюстраций к эпизодам; сопоставление сказок со сходным сюжетом.

5

Русская литературная сказка

3

5.1

Антон Погорельский. "Черная курица, или Подземные жители" как литературная сказка. Нравственное содержание и причудливый сюжет сказки.

1

Стр.120-149

Чтение статьи о писателе, ответы на вопросы, комментированное чтение

5.2

Антон Погорельский. "Черная курица, или Подземные жители". Сказочно - условное, фантастическое и достоверно-реальное в сказке

1

Стр.120-149

Краткий пересказ, выразительное чтение

5.3

В.М. Гаршин "Attalea Princeps". Героическое и обыденное в сказке. Пафос произведения.

1

Чтение статьи в учебнике, чтение сказки, полноценное ее восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение; установление ассоциативных связей с иллюстрацией художника И. Пчелко

6

Литература XIX века

25

6.1

М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. "Бородино". Историческая основа и патриотический пафос стихотворения. Мастерство поэта в создании батальных сцен.

1

Стр.150-156

Чтение статьи учебника, чтение стихотворения и его полноценное восприятие; ответы на вопросы; устное словесное рисование; установление ассоциативных связей с иллюстрацией

6.2

М.Ю. Лермонтов. "Бородино". Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения. Особенности поэтических интонаций

1

Стр.150-156

Работа над словарем нравственных понятий (патриот, патриотизм, героизм), наблюдение над речью рассказчика; устное словесное рисование портретов участников диалога, выразительное чтение; комментирование художественного произведения, составление текста с иллюстрациями художников

6.3

Н.В. Гоголь. Слово о писателе. "Вечера на хуторе близ Диканьки". "Заколдованное место". Поэтизация народной жизни в повести.

1

Стр.157-170

Чтение статьи о писателе, чтение повести, ее полноценное восприятие; ответы на вопросы, составление плана повести; составление таблицы «Язык повести», установление ассоциативных связей с иллюстрациями художников; чтение по ролям

6.4

Реальность и фантастика в повести "Заколдованное место". Понятие о фантастике. Юмор.

1

Стр.157-170

Пересказ быличек, легенд, преданий, созвучных сюжету повести; краткий пересказ содержания повести, рассказ о Н.В.Гоголе; инсценирование эпизодов, выразительное чтение; установление ассоциативных связей с произведениями живописи; анализ языка повести

6.5

Моя любимая повесть из сборника "Вечера на хуторе близ Диканьки".

1

Стр.157-170

Художественный пересказ эпизодов; инсценирование эпизодов, создание иллюстраций, фантастического рассказа, связанного с народными традициями, верованиями.

6.6

Н.А. Некрасов. Слово о поэте, "На Волге". Раздумья поэта о судьбе народа. Развитие понятия об эпитете

1

Стр.171-187

Чтение статей о поэте, чтение стихотворения и его полноценное восприятие; осмысление сюжета стихотворения (ответы на вопросы); выразительное чтение, поиск эпитетов, устное словесное рисование; установление ассоциативных связей с произведениями живописи; составление цитатного плана

6.7

Н.А. Некрасов. "Есть женщины в русских селеньях" . Поэтический образ русских женщин.

1

Стр.171-187

Беседа по прочитанному, выборочное чтение, выразительное чтение, ответы на вопросы,

6.8

Мир детства в стихотворении "Крестьянские дети". Речевая характеристика персонажей.

1

Стр.171-187

Осмысление характеров героев, ответы на вопросы; выразительное чтение, устное словесное рисование, чтение по ролям; комментирование художественного текста, установление ассоциативных связей с произведениями живописи

6.9

И.С. Тургенев. Слово о писателе. "Муму". Жизнь в доме барыни.

1

Стр.188-225

Чтение статьи о писателе, чтение и восприятие художественного текста; осмысление сюжета, выборочный пересказ, ответы на вопросы; комментирование художественного текста, установление ассоциативных связей с произведениями живописи

6.10

Герасим и барыня. Герасим и Татьяна.

1

Стр.188-225

Ответы на вопросы; выразительное чтение, выборочное чтение эпизодов, чтение диалогов по ролям, устное словесное рисование; комментирование художественного произведения, самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы; сопоставление главного героя с другими персонажами

6.11

Нравственный облик Герасима. Протест Герасима против барыни и ее челяди.

1

Стр.188-225

Осмысление изображенных в рассказе событий, пересказ, близкий к тексту, выборочный пересказ; характеристика Герасима, Татьяны, Капитона, барыни; комментирование художественного текста, установление ассоциативных связей с произведениями живописи

6.12

Нравственное превосходство Герасима. Осуждение крепостничества.

1

Стр.188-225

Работа с текстом (выписать из рассказа имена и должности всей челяди), выразительное чтение отрывка из рассказа, обсуждение отдельных эпизодов и сцен рассказа, работа по опорной схеме

6.13

Тургенев - мастер портрета и пейзажа. Понятие о литературном герое. Подготовка к домашнему сочинению по рассказу И.С. Тургенева "Муму". "Что воспевает И.С. Тургенев в образе Герасима?"

1

Стр.188-225

Ответы на вопросы: выразительное чтение, выборочное чтение эпизодов, чтение диалогов по ролям, устное словесное рисование; комментирование художественного произведения, самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы; сопоставление главного героя с другими персонажами.

6.14

Урок контроля по творчеству А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева. Письменные ответы на вопросы.

1

Выбор ответа в тестовых заданиях.

6.15

А.А. Фет. Слово о поэте. "Весенний дождь" Природа и человек в стихотворении. Воплощение красоты жизни.

1

Стр. 226-228

Чтение статьи в учебнике, чтение стихотворения и полноценное его восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение, работа с ассоциациями

6.16

Л.Н. Толстой. Слово о писателе. "Кавказский пленник" как протест против национальной вражды. Жилин и горцы.

1

Стр.229-260

Чтение статьи учебника о писателе, чтение художественного произведения, полноценное его восприятие; краткий и выборочный пересказы, ответы на вопросы; сопоставление произведений художественной литературы, принадлежащих к одному жанру

6.17

Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристике героев.

1

Стр.229-260

Художественный пересказ, рассказ от лица Жилина; самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы, комментирование глав 3-6; сравнение характеров, поведения двух литературных персонажей

6.18

Подготовка к домашнему сочинению по рассказу Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"

1

Стр.229-260

Самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, наблюдения над языком рассказа, комментирование художественного произведения; анализ художественного текста

Работа над планом, над вступлением и заключением, над логическими переходами

6.19

А.П. Чехов. Слово о писателе. "Хирургия" как юмористический рассказ.

1

Стр.261-270

Чтение статьи о писателе, чтение рассказа и полноценное его восприятие; осмысление сюжета, изображенных в нем событий, характеров, ответы на вопросы; чтение по ролям; установление ассоциативных связей с иллюстрацией

6.20

А.П. Чехов. Обучение составлению киносценария по рассказу "Хирургия".

1

Стр.261-270

Чтение статьи «О смешном в литературном произведении. Юмор»; выразительное чтение, устное словесное рисование, рассказ о писателе, инсценированное чтение; комментирование художественного произведения, защита иллюстрации; анализ художественного текста

6.21

Рассказы Антоши Чехонте.

1

Стр.261-270

Выразительное чтение, устное словесное рисование, рассказ о писателе, инсценированное чтение; комментирование художественного произведения.

6.22

Русские поэты XIX века о Родине и родной природе.

1

Стр.271-272

Чтение стихотворений и полноценное их восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение, устное рисование; установление ассоциативных связей с произведениями живописи и музыки.

6.23

Лирика Ф.И. Тютчева. Стихотворный ритм как средство передачи чувств и настроений

1

Стр.272-274

Чтение стихотворений и полноценное их восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение, устное рисование; установление ассоциативных связей с произведениями живописи и музыки.

6.24

Лирика И.С. Никитина, А.Н. Плещеева, А.Н. Майкова, И. 3. Сурикова, А.В. Кольцова

1

Стр.274-283

Чтение стихотворений и полноценное их восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение, устное рисование; восстановление деформированного текста, анализ стихотворения.

6.25

Обучение домашнему сочинению по анализу лирического текста (по русской поэзии XIX века)

1

Стр.274-283

Работа над планом, над вступлением и заключением, работа с рифмой, ритмом. Анализ стихотворения.

7

Литература XX века

29

7.1

И.А. Бунин. Слово о писателе. "Косцы". Восприятие прекрасного героями рассказа

1

Ч.2. Стр. 3-11

Чтение статьи о писателе, чтение рассказа и его полноценное восприятие; ответы на вопросы; установление ассоциативных связей с произведениями живописи, комментированное чтение; анализ текста.

7.2

В.Г. Короленко. Слово о писателе. "В дурном обществе". Вася и его отец. Развитие их отношений.

1

Стр.12-50

Чтение статьи о писателе; осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, ответы на вопросы; пересказ, близкий к тексту, выборочный пересказ; заочная экскурсия по Княжгородку, устное словесное рисование; комментирование художественного текста, установление ассоциативных связей с произведениями живописи

7.3

В.Г. Короленко. "В дурном обществе". Жизнь семьи Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей.

1

Стр.12-50

Беседа по вопросам, работа с текстом произведения, выразительное чтение, составление плана повести, работа над планом характеристики героев

7.4

В.Г. Короленко. "В дурном обществе". Портрет как средство изображения героев

1

Стр.12-50

Пересказ, близкий к тексту; выразительное чтение заключительной сцены; комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей; сопоставительный анализ образов героев, работа с иллюстрациями.

7.5

Изображение города и его обитателей в повести В.Г. Короленко. "В дурном обществе". Понятие о композиции литературного произведения.

1

Стр.12-50

Выразительное чтение глав, работа над языком повести, беседа, анализ эпизодов.

7.6

Обучение домашнему сочинению по повести В.Г. Короленко. "В дурном обществе".

1

Стр.12-50

Обдумывание темы, определение идеи сочинения, подбор материала, составление плана, редактирование и переписывание.

7.7

С.А. Есенин. Слово о поэте. Поэтическое изображение родины и родной природы в стихотворениях. Своеобразие языка стихотворений.

1

Стр.51-55

Чтение статьи о поэте, чтение стихотворений, их восприятие, ответы на вопросы, выразительное чтение

Анализ стихотворения, самостоятельная творческая работа «Картинка из моего детства».

7.8

П.П. Бажов. Слово о писателе. "Медной горы Хозяйка". Трудолюбие и талант Данилы- мастера.

1

Стр.56-71

Чтение статьи о писателе; комментированное чтение, работа над пересказом, знакомство с жанром сказа, с его отличием от сказки.

7.9

Образ Хозяйки Медной горы в сказе П.П. Бажова, Понятие о сказе. Сказ и сказка.

1

Стр.56-71

Работа над языком сказа, выразительное чтение, беседа по вопросам, обсуждение иллюстраций.

7.10

К.Г. Паустовский. Слово о писателе. Герои и поступки в сказке " Теплый хлеб"

Стр.72-89

Чтение статьи о писателе, викторина, беседа по содержанию сказки, работа над главными героями сказки.

7.11

К Г. Паустовский. Роль пейзажа в сказке " Теплый хлеб". Нравственные проблемы произведения.

1

Стр.72-89

Выразительное чтение, анализ эпизода, инсценировка, беседа.  

7.12

К.Г. Паустовский. "Заячьи лапы" Природа и человек в произведении.

1

Стр.72-89

Выборочное чтение рассказа, его восприятие; краткий пересказ; устное словесное рисование, комментирование художественного текста.

7.13

С. Я. Маршак. Слово о писателе. Сказки Маршака. Пьеса-сказка "Двенадцать месяцев". Драма как род литературы.

1

Стр.90-111

Чтение статьи о писателе, выборочное чтение отдельных сцен; ответы на вопросы; выразительное чтение, устное словесное рисование, чтение по ролям; сопоставление художественных текстов (легенды и сказки).

7.14

С.Я. Маршак. Пьеса-сказка "Двенадцать месяцев". Положительные и отрицательные герои пьесы. Столкновение добра и зла.

Стр.90-111

Осмысление сюжета сказки, изображенных в ней событий; инсценирование, чтение по ролям, устное словесное рисование; самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы; анализ текста, сопоставление сказки Маршака с народными сказками, со сказкой Г.Х. Андерсена «Снежная королева».

7.15

Художественные особенности пьесы-сказки "Двенадцать месяцев". Юмор в сказке.

1

Стр.90-111

Самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы; анализ текста. Самостоятельная работа, выразительное чтение, беседа по вопросам.

7.16

Традиции народной сказки в пьесе Маршака. Подготовка к домашнему сочинению по пьесе-сказке "Двенадцать месяцев" Маршака.

1

Стр.90-111

Анализ текста, сопоставление авторской и народной сказки.

7.17

А.П. Платонов. Слово о писателе. "Никита". Быль и фантастика.

1

Стр.112-122

Чтение статьи об авторе; художественный пересказ фрагмента, составление словаря для характеристики предметов и явлений; комментирование эпизода «Встреча с отцом», установление ассоциативных связей с произведениями живописи

7.18

А.П. Платонов. Душевный мир главного героя рассказа "Никита". Оптимистическое восприятие окружающего мира.

1

Стр.112-122

Составление плана рассказа; работа с иллюстрациями; рассказ о Никите; наблюдение над языком рассказа А.П. Платонова; сравнительный анализ произведений.

7.19

Урок контроля. Тестирование

1

Тест

7.20

В.П. Астафьев. Слово о писателе. "Васюткино озеро". Черты характера героя и его поведение.

1

Стр.123-153

Чтение статьи о писателе, выборочное чтение эпизодов, восприятие прочитанного; пересказ, ответы на вопросы; чтение по ролям; комментирование тек-ста художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведением живописи.

7.21

"Открытие" Васюткой нового озера. Понятие об автобиографическом произведении.

1

Стр.123-153

Чтение статьи о писателе, выборочное чтение эпизодов, восприятие прочитанного; пересказ, ответы на вопросы; чтение по ролям; комментирование текста художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведением живописи.

7.22

Классное сочинение: "Поэтизация русской природы литературе XX века"

1

Стр. 153

Подготовка к сочинению, обсуждение планов, работа над сочинением.

7.23

Русские поэты XX века о Родине и родной природе. Поэтическое восприятие окружающего мира природы и своего места в нем.

1

Стр.163-171

Чтение стихотворений, полноценное их восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение, устное словесное рисование

7.24

Русские поэты XX века о Родине и родной природе.

1

Стр.163-171

Чтение стихотворений, полноценное их восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение, устное словесное рисование, установление ассоциативных связей с произведением живописи.

7.25

Обучение домашнему сочинению по анализу лирического текста (по русской поэзии XX века)

1

Стр.163-171

Подготовка к сочинению, обсуждение планов.

7.26

Саша Черный. Слово о писателе. Образы детей в рассказах "Кавказский пленник", "Игорь - Робинзон".

1

Стр.172-188

Чтение статьи о писателе, ответы на вопросы, обсуждение содержания, обучение выразительному чтению по ролям.

7.27

Образы и сюжеты литературной классики в произведениях Саши Черного. Юмор в его рассказах.

1

Стр.172-188

Чтение статьи о писателе, ответы на вопросы, обсуждение содержания, обучение выразительному чтению по ролям.

7.28

К.М. Симонов. Слово о поэте. Война и дети.

1

Стр.160-162

Выразительное чтение и частичный анализ стихотворений.

7.29

A. T. Твардовский. Слово о поэте. Патриотические подвиги детей в годы ВОВ

1

Стр.154-159

Выразительное чтение и частичный анализ стихотворений.

8

Зарубежная литература

14

8.1

Р. Стивенсон. Слово о писателе. "Вересковый мед". Бережное отношение к традициям предков. Развитие понятия о балладе. Ее драматический характер.

1

Стр.193-198

8.2

Д. Дефо. Слово о писателе. "Робинзон Крузо" - произведение о силе человеческого духа. Необычайные приключения Робинзона Крузо.

1

Стр.199-214

Чтение статьи о писателе, чтение гл. 6 «Робинзон на необитаемом острове»; ответы на вопросы, пересказ (воспроизведение сюжета); сопоставление художественных произведений.

8.3

Д. Дефо. "Робинзон Крузо" . Характер главного героя романа. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

1

Стр.199-214

Ответы на вопросы, пересказ (воспроизведение сюжета); сопоставление художественных произведений.

8.4

Х.К. Андерсен. Слово о писателе. "Снежная королева" реальное и фантастическое в сказке. Главные герои.

1

Стр. 215-250

Чтение статьи учебника об Андерсене, выборочное чтение сказки, ее восприятие; ответы на вопросы, осмысление сюжета сказки, изображенных в ней событий, характеров (выборочный пересказ отдельных глав, составление плана, воспроизводящего композицию сказки, определение главных эпизодов); установление ассоциативных связей эпизодов с иллюстрациями.

8.5

В поисках Кая. Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини.

1

Стр. 215-250

Рассказ о сказочнике, выборочный пересказ отдельных эпизодов; выразительное чтение эпизода «Герда в чертогах Снежной королевы», сообщения о героях сказки; сопоставление со сказкой А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне».

8.6

Наши любимые сказки Х.К. Андерсена

1

Стр. 215-250

Выразительное чтение эпизодов из художественных текстов, устное словесное рисование; комментирование сказок, выбранных для самостоятельного чтения; сопоставление литературных сказок со сходным сюжетом, сопоставление литературных сказок и сказок народных.

8.7

Подготовка к домашнему сочинению по сказкам Х.К. Андерсена.

1

Стр. 215-250

Подготовка к сочинению, обсуждение планов.

8.8

Ж. Санд. "О чем говорят цветы". Спор героев о прекрасном.

1

Чтение статьи учебника, беседа по содержанию текста; работа с текстом; написание сочинения-миниатюры.

Анализ сочинений-миниатюр, обращая внимание на красоту природы и мира, открытую в работах детей.

8.9

М. Твен. Слово о писателе. "Приключения Тома Сойера". Черты характера героев.

1

Стр. 251-268

Чтение статьи об авторе, чтение эпизодов; ответы на вопросы, осмысление сюжета, изображенных в произведении событий, пересказ (гл. 12, 21 – о проделках Тома); инсценирование эпизодов из главы 1 и 2; установление ассоциативных связей с произведением живописи.

8.10

Том и Гек в романе М. Твена "Приключения Тома Сойера". Внутренний мир героев.

1

Стр. 251-268

Сообщение о писателе, пересказ эпизодов «Том и его друзья», сравнение Тома и Сида; Тома и Гека, анализ текста.

8.11

Дж. Лондон. Слово о писателе. "Сказание о Кише" нравственное взросление героя рассказа. Становление его характера.

1

Стр. 269-280

Чтение статьи о писателе; осмысление сюжета произведения, ответы на вопросы, пересказ (краткий, выборочный, от  лица героя); установление ассоциативных связей с произведением живописи, комментирование художественного текста.

8.12

Мастерство писателя в изображении жизни северного народа.

1

Стр. 269-280

Ответы на вопросы, пересказ (краткий, выборочный, от  лица героя); установление ассоциативных связей с произведением живописи, комментирование художественного текста.

8.13

Итоговый урок - праздник. "Путешествие по стране Литературии 5 класса".

1

Презентация сочинений, рисунков-иллюстраций к любимым произведениям, инсценирование самостоятельно прочитанных книг, ответы на вопросы викторины «Знаете ли вы литературных героев?»

8.14

Выявление уровня литературного развития учащихся. Задания для летнего чтения.

1

Анализ списка текстов для летнего чтения.

8.15

Резерв

2

104

Перечень учебно-методического обеспечения

1.        Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература 5 класса: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2008.

2.        Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим… 5 класс. М. Просвещение. 2004

3.        Коровина В.Я., Забарский И.С. Литература: 5 класс: Методические советы. М. Просвещение. 2006, 2007, 2008

4.        Еремина О.А. Уроки литературы в 5 классе. М. Просвещение. 2008

5.        Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе 5 класс. М. ВАКО. 2002

6.         Беляева Н. В. Уроки литературы в 5 классе: поуроч. разработки: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / М.: Просвещение, 2012.

7.          Челышева И.Л. Литература. 5 класс: планы-конспекты уроков.  / Ростов н/Д: Феникс,2013 г.

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

1. Аудиоколонки.  

2. Видеопроектор.  

3. Персональный компьютер.

4. Принтер.

5. Экран.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программапо математике для 5 класса.Разработано в соответствии с ФГОС ООО

Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 5 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на ФГОС по программе ООО, с учетом требований федерального компонента ...

Рабочая программапо обществознанию для 9 класса

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

рабочая программапо физической культуре

рабочая программа по физической культуре (ФГОС)...

Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса

Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса к учебнику И.Л. Бим на 2013-2014 учебный год...

Рабочая программапо природоведению 5 кл (надомное обучение детей с ограничеснными возможностями здоровья)

Рабочая программасоставлена по курсу природоведения 5 класс, с использованием УМК А. А. Плешакова, Н. И. Сонина. Рабочая программа сосотавлена с учётом ограниченных возможностей здоровья учащихс...