Из опыта работы "Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников средствами предметов филологического цикла в условиях реализации ФГОС"
статья по литературе по теме
В статье приведены примеры из опыта работы учителя по развитию и воспитанию духовно-нравственных качеств у современных школьников. Представлены фрагменты работы с текстами, результаты данного вида деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Т.В.Малыхина,
учитель русского языка и литературы
МКОУ «Ржавская ООШ» Большесолдатского района Курской области
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРЕДМЕТОВ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ЦИКЛА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.
Духовно-нравственное состояние общества считается одним из основных показателей его развития и благополучия. И это не случайно. Ведь духовность – это стремление к возвышенному, прекрасному, позволяющему постичь подлинные высшие ценности.
В требованиях ФГОС заявлено, что программа духовно-нравственного развития должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в системе в единстве урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.
Целью духовно-нравственного воспитания является создание системы формирования духовно-нравственных ориентиров для жизненного выбора, развитие способности сделать верный выбор в самом начале жизненного пути.
Воспитывать – значит способствовать формированию человека милосердного, гуманного, но имеющего твердую волю, верную жизненную позицию и адекватное восприятие происходящего в мире. А для этого необходимо как можно раньше «пробудить душу» в ребенке.
Главной задачей духовно-нравственного развития и воспитания является процесс становления в каждом ребенке Человека с большой буквы. Конечно же, этот процесс длительный, очень сложный. Он требует участия многих людей. Огромную роль в этом играет мастерство педагога.
Современная школа пытается влиять на мировоззрение учащихся, способствует их духовно-нравственному становлению, помогает детям решать проблемы, связанные с преодолением духовного кризиса в обществе. Школа стремится к воспитанию такого человека, для которого нормы, правила и требования общественной морали выступали бы как его собственные взгляды, убеждения. Все это должно вылиться в осмысленные и привычные формы поведения, приобретенные в силу внутреннего влечения к добру.
Для учителя-словесника духовно-нравственное воспитание является первоочередной задачей. Ведь именно от этого зависит успешное формирование личности ученика. Поэтому для учителя важно «достучаться» до сердца, души каждого ребенка и дать детям возможность прикоснуться к миру прекрасного.
Роль литературы в духовно-нравственном воспитании переоценить трудно. Она способствует нравственному воспитанию, развитию чувства долга, ответственности за свои поступки. На занятиях литературой дети получают уроки патриотизма, любви к ближнему, доброты, уважения к старшим.
Внеурочная и внеклассная деятельность по литературе позволяет организовать досуг детей.
Уроки русского языка и литературы имеют обширное поле для деятельности в области духовно-нравственного воспитания и развития учащихся.
Работа с текстом позволяет применять разнообразные приемы, влияющие на выработку нравственных принципов и понимание нравственных ценностей в жизни. В первую очередь, следует внимательно подходить к выбору текстов в тематическом отношении.
Так в 9 классе для написания изложения детям предлагается текст о дятле, убитом молодым парнишкой на охоте ради скуки. Учащиеся не просто пишут изложение, то есть механически передают услышанное. Заключительная часть текста уже содержит вопросы, требующие неоднозначных ответов:
- Ради чего погибла птица?
- Почему герой рассказа так поступил?
- Кто виноват, что парень совершил именно этот поступок?
- Что же нужно делать, чтобы такие ситуации не повторялись?
Последний вопрос побуждает учащихся глубже погрузиться в проблему дефицита милосердия, неоправданной бездумной жестокости. Дети пытаются «примерить» ситуацию на себя, описать собственные ощущения.
Учитель, смотря по ситуации, может пойти в работе с данным текстом дальше. Он предлагает детям дать собственные рекомендации сверстникам, чтобы излечиться от дефицита милосердия. То есть учащиеся учатся не только видеть и понимать проблему, но и искать пути ее разрешения, выхода из сложившейся ситуации.
Очень благодатно для развития духовно-нравственных качеств детей изучение такого раздела языка, как «Лексика». Во время знакомства с темой «Синонимы» предлагаю учащимся составить собственные небольшие словарики. Дети подбирают синонимы к предложенным мной словам. Стараюсь подбирать слова на морально-этическую тему. Например:
доброта, гордость, патриотизм, жалость, храбрость.
Ребята стараются подобрать к данным словам как можно больше синонимичных понятий. Но я прошу не просто перечислить синонимы, а проиллюстрировать их конкретной ситуацией (из художественной литературы, из повседневной жизни). Иногда это происходит в устной форме, возможна и запись (имя героя, название произведения). Допускаются и иллюстрации (рисунки детей, какие-то наброски, вырезки, репродукции).
В дальнейшем дети могут вернуться и пополнить свои записи после изучения определенного произведения по литературе.
Очень интересно происходит эта работа в старших классах. Ребята работают с такими словами, как:
любовь, совесть, самопожертвование, чувство долга.
Огромную возможность для духовно-нравственного воспитания дают пословицы и поговорки русского народа, фразеологизмы, крылатые выражения.
Работая с этим кладезем народной мудрости, дети не только вдумываются в смысл того или иного высказывания и рассуждают по этому поводу. Учащиеся восхищаются народной мудростью, испытывают чувство гордости за своих далеких предков, осознают свою причастность к этому огромному культурному наследию. Уместно в подобных ситуациях подвигнуть учащихся на поисковую и исследовательскую деятельность. Возможен сбор информации об особенностях употребления тех или иных слов и выражений в определенной местности, где дети проживают. Даже можно предложить ребятам оставить небольшой словарь ярких образных выражений членов своей семьи.
В воспитании нравственных качеств велика роль уроков литературы. Знакомясь с произведениями русской и зарубежной литературы, учащиеся получают ответы на многие вопросы:
- Что есть хорошо, а что плохо?
- Как следует поступать, чтобы жить в ладу с совестью и с людьми?
Ребята под руководством учителя стремятся найти ответы на интересующие их вопросы. А учитель должен так построить свою работу, чтобы учащиеся обязательно нашли ответ или, по крайней мере, приблизились к истине.
Результат этой работы может найти выражение в ученических сочинениях или творческих работах детей.
В 7 классе после знакомства с произведениями Л.Андреева «Кусака» и А.Платонова «Юшка» учащимся предлагается написать сочинение, в котором бы дети постарались ответить на вопрос: «Зачем людям нужно сочувствие и сострадание?»
Предложила учащимся примерные вопросы:
- Что такое сочувствие?
- Чем оно отличается от сострадания?
- Кто в рассказах обладал этими чувствами?
- Как жилось этим героям?
- Что привело к трагическому финалу?
- Нужно ли воспитывать в себе эти чувства?
- Проявляли ли вы эти чувства? В каких именно ситуациях?
В работах учащихся появились следующие мысли и выводы:
«В этом мире необходимо проявлять сочувствие и сострадание. Ведь как мы будем относиться к людям, так и они к нам»
«Любовь одного человека может побудить к положительным действиям другого человека. Отсутствие любви, сострадания и сочувствия иногда может привести к гибели».
«Тем людям, к которым в трудные моменты жизни близкие проявляют сочувствие, легче пережить свое несчастье».
«Нежелание проявлять сочувствие и сострадание приводит к тому, что человек становится черствым, перестает тянуться к людям. Все больше он становится замкнутым, находится в одиночестве».
«…Сначала приручили – потом предали. Собака больше никогда не сможет поверить людям».
Высокий воспитательный потенциал имеют уроки, на которых происходит знакомство с литературой родного края. Это формирует у детей верную гражданскую позицию, патриотическое сознание, уважение к культуре и истории своей малой родины. Такая работа обогащает духовно-нравственный опыт учащихся. При изучении рассказа Е. И. Носова «Живое пламя» учащиеся постигают категории патриотизма, любви к родине, чувства выполненного долга. Поступок Алеши их поражает, они им восхищаются, жалеют его маму. Усиливает впечатление то, что дети осознают, что Алексей – их земляк, он ходил по этой же земле, видел те же пейзажи. Чувство гордости за него наполняют сердца детей.
Я считаю, что именно предметы филологического цикла являются главным средством формирования у детей морально-этических, нравственных ценностей.
Литература
1.Амфилохиева М.В. Традиции и новации в преподавании литературы – СПб.: «Паритет», 2003.
2.Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: «просвещение», 2011.
3. Игнатьева Е.Е. Духовно-нравственное воспитание школьников. –Ж. «Воспитание школьников» №9 -2010.
4. Козлова В.В., Кондакова А.М. Фундаментальное ядро содержания общего образования. – М.: «Просвещение», 2011.
5. Духовно-0нраственное воспитание и гражданское воспитание в школе: особенности и соотношение в учебно-воспитательном процесс. – Ж. «Воспитание школьников», №2 – 2012.
6. Духовно-нравственное воспитание как составляющая ФГОС – Ж. «Начальная школа плюс До и После», №1 – 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Участие в работе III Международной научно-практической конференции "Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание школьников на уроках предметов гуманитарного цикла".
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее...
Мастер-класс на тему "Методы развития творческих способностей обучающихся на уроках естественнонаучного цикла в условиях реализации ФГОС"
В материале представлены цели и задачи мастер-класса; качественные характеристики творческого мышления; условия, стимулирующие развитие творческого мышления обучающихся; мыслительные операции, способс...
Инновационный проект «Образовательная робототехника как средство развития навыков конструкторской, исследовательской и творческой деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС».
Инновационный проект«Образовательная робототехника как средство развития навыков конструкторской, исследовательской и творческой деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС»....
Доклад на тему: «Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание школьников в условиях реализации ФГОС»
Доклад на тему:«Духовно-нравственное игражданско-патриотическое воспитаниешкольников в условиях реализации ФГОС»...
Практико-ориентированные задачи по математике как средство повышения учебной мотивации в условиях реализации ФГОС ООО. Обобщение актуального педагогического опыта.
Презентация обобщения актуального педагогического опыта учителя математики....
Мастер-класс. Методы развития творческих способностей обучающихся на уроках естественного цикла в условиях реализации ФГОС.
Выпускник современной школы заинтересован в получении знаний, которые нужны ему для успешной интеграции в социум и адаптации в нем. Главными задачами совреме...
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предметов естественно-научного цикла в условиях реализации ФГОС
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предметов естественно-научного цикла в условиях реализации ФГОС...