Календарно-тематическое планирование по литературе
календарно-тематическое планирование по литературе (7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Учебно-тематический план
7 класс
Распределение часов
Кол-во часов в год | Кол-во часов в неделю | НРК | Внеклассное чтение | Творческие и контрольные работы |
70 | 2 | 7 | 5 | 10 |
Разделы программы
№ п/п | Разделы программы | Количество часов |
1. | Введение | 1 |
2. | Устное народное творчество | 4 |
3. | Из древнерусской литературы | 3 |
4. | Из русской литературы 18 века | 3 |
5. | Из русской литературы 19 века | 29 |
6. | Из русской литературы 20 века | 23 |
7. | Из зарубежной литературы | 7 |
Календарно-тематический план
7 класс
Календарные сроки | Тема учебного занятия | Основные компетенции литературного образования (содержание и виды работ учащихся) | НРК (тема) | Диагностика | ||
Читательская | Литературо- ведческая | Коммуникативно- речевая | ||||
1. сентябрь | Введение. Изображение человека в художественной литературе. | Читатель. Писатель. | Составление памятки «Как нужно читать книги, чтобы «не терять ни одной капли драгоценного содержания книги?» (К.Паустовский) | |||
2. | Устное народное творчество. Особенности сюжета были «Вольга и Микула Селянинович» | Эпос. Былина. Гипербола. Постоянные эпитеты. Ретардация. | Составление цитатного плана; чтение отрывка наизусть; сообщение об этимологии имени героя - Вольга | |||
3. | НРК | Н.Г.Кондратковская «Камни», «Сказы» | ||||
4. | Художественное своеобразие былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник» | Н.Карамзин «Илья Муромец». А.Толстой «Илья Муромец», И.Бунин «Святогор и Илья» | Цикл | Составление цитатного плана; составление диалога героев по картине В.Васнецова «Богатыри» | Тест по теме «Былины» | |
5. | Художественное своеобразие былины «Садко» | Композиция. Портрет как средство создания образа | Создание былины; составление словарика забытых слов | |||
6. | Народная мудрость пословиц и поговорок. Пословицы народов мира. | Пословица. Поговорка. Аллегория. | Сообщение о В.И.Дале; Составление кроссворда | Сочинение по пословице (на выбор) | ||
7. | Древнерусская литература. «Повесть временных лет». Уважительное отношение к книге в главе «О пользе книг» | Повесть. Погодные записи. Летописный свод. | ||||
8. | «Поучение Владимира Мономаха». Нравственные заветы древней Руси. | Наставление тверского епископа Семена. | Поучение. Летопись. Риторика. | Составление цитатного плана; создание поучения. | ||
9. октябрь | Тема любви, веры, добра и мудрости в «Повести о Петре и Февронии Муромских» | Сказка. Житие. Фольклор. | Составление словаря одного из героев; создание диалога героев по иллюстрации, помещённой в учебнике; творческий пересказ от лица героя. | Сочинение «Ромашка – символ любви и преданности» | ||
10. | Произведения русских писателей 18 века.
| Теория «трёх штилей». Ода. Поэма. Трагедия. Драма. Эпиграмма. Комедия. | Доклад о жизни и творчестве М.В.Ломоносова «Наш первый университет» (Пушкин) | |||
11. | М.В.Ломоносов. Особенности сюжета «Оды на день восшествия..» | Жанровые особенности оды. | Составление словаря устаревших слов; создание похвального слова или оды Ломоносову – поэту, учёному, общественному деятелю. | |||
12. | Размышления о смысле жизни в стихотворениях Г.Р.Державина «Река времён в своём стремленье..», «На птичку», «Признание» | Создание похвального слова Г.Р.Державину – поэту и гражданину. | Тест по теме «Произведения русских писателей 18 века». | |||
13. | Произведения русских писателей 19 века. «Лики Петра» в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник» (Вступление к поэме) | Поэма .Композиция. Эпос. Антитеза. Церковнославянская лексика. Аллитерация. Лирический герой. Ямб. Богатая рифма. | Сочинение- миниатюра «Образ города на страницах поэмы» | |||
14. | Историческая основа поэмы А.Пушкина «Полтава». Трагические судьбы героев. | Поэма. Рифма. Стихотворный размер. | ||||
15. | А.С.Пушкин «Полтава». Образы Петра 1 и Карла 12: сравнительная характеристика | Поэма | Цитатная характеристика героев. | |||
16. | Образ Мазепы в поэме А.С.Пушкина «Полтава». Осуждение предательства и коварства. | |||||
17. | Тема судьбы в стихотворении А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Художественная основа стихотворения. | Антитеза. Эпитет. Песнь. Баллада. | Составление диалога по репродукции В.Васнецова «Песнь о вещем Олеге»; составление цитатного плана. | |||
18. ноябрь | Образ летописца в трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов»( сцена в Чудовом монастыре) | Драма. Трагедия. Эпитет. | Составление словаря одного из героев; обсуждение гравюры С.Галактионова «Борис Годунов» | |||
19. | Судьба «маленького человека» в повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель» | Повесть | Заполнение анкеты по творчеству А.С.Пушкина; написание эссе «Мой Пушкин» | Тест по теме «А.С.Пушкин»; сочинение «Мой любимый пушкинский герой» | ||
20. | Историческая и фольклорная основа поэмы М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» | |||||
21. | «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Герои поэмы и нравственный идеал автора. | Поэма. Конфликт. Инверсия. Отрицательные сравнения. Парные синонимы. | Сравнительная характеристика героев; сравнительный анализ иллюстраций к поэме; написание письма одному из героев. | |||
22. | Человек и природа в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Молитва», «Когда волнуется желтеющая нива» | М.Ю.Лермонтов«Молитва», «Когда волнуется желтеющая нива» | Рифма. Ямб. Амфибрахий. Антитеза. Анафора. Полисиндетон. | Тест по теме «М.Ю.Лермонтов» | ||
23. | Историческая и фольклорная основа повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба». Героико-патриотический пафос повести. | Пафос. | Составление связного рассказа по картине И.Репина «Запорожцы пишут письмо…» | |||
24. декабрь | Запорожская Сечь, её нравы и обычаи в повести «Тарас Бульба». Образ Тараса Бульбы: приёмы создания героического характера. | Эпос. Литературный герой. | Составление киносценария(2гл.) | |||
25. | Образы Остапа и Андрия в повести «Тарас Бульба». Смысл противопоставления образов. | П.Мериме «Маттео Фальконе» | Антитеза. | Сравнительная характерис-тика героев (таблица) | ||
26. | Тема верности, товарищества, вольности в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» | Составление цитатного плана «Речи о товариществехудожественный пересказ («Речь о товариществе») | Тест по теме «Н.В.Гоголь» | |||
27. | Образ автора-повествователя в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» | |||||
28. | Обучающее сочинение. «Роль пейзажа в понимании человеческих характеров» | Сочинение на тему: «Роль пейзажа в понимании человеческих характеров» | ||||
29. | Изображение крестьянского быта в рассказе И.С.Тургенева «Бирюк» | «Бежин луг» | Роль детали. | Составление цитатного плана рассказа; творческий пересказ от лица героя; художественный пересказ(портрет Бирюка) | ||
30. | «Вера в торжество света, добра и нравственной красоты» в цикле И.С.Тургенева «Стихотворения в прозе» | Цикл. Стихотворения в прозе. | Художественный пересказ; создание стихотворений в прозе | Тест по теме «И.С.Тургенев» | ||
31. | Историческая основа поэмы Н.А.Некрасова «Русские женщины». «Княгиня Трубецкая». Величие духа русской женщины. | Поэма. Трёхсложные размеры стиха. | Сравнительная характеристика героев(цитатная); создание психологического портрета одного из героев. | |||
32. | Народные характеры и судьбы в стихотворении Н.А.Некрасова «Размышления у парадного подъезда» | Н.А.Некрасов «Железная дорога» | Ирония. Метафора. Антитеза. | Анализ эпизода. Тест по теме «Н.А.Некрасов» | ||
33. январь | Обличение нравственных пороков общества в «Повести о том, как мужик двух генералов прокормил» М.Е.Салтыкова-Щедрина. | Аллегория. Гипербола. Эзопов язык. Сатира. Гротеск. Литературная сказка. | Составление киносценария рассказа; словарь щедринских героев. | |||
34. | Сатирическое изображение барства в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик» | Литературная сказка. Аллегория. Гипербола. Гротеск. | Составление цитатного плана; создание сатирической сказки; характеристика одного из героев от лица другого с использованием лексики и событий сказки. | |||
35. | Тема дома и семьи в повести Л.Н.Толстого «Детство» | Гарин-Михайловский «Детство Тёмы», М.Горький «Детство», А.Н.Толстой «Детство Никиты» | Внутренний монолог | Доклад об истории создания повести; цитатная характеристика героев. | ||
36. | Роль семьи в Формировании характера героя в повести Л.Н.Толстого «Детство» | Герой-повествователь. Автобиографическое художественное произведение. | Создание синквейна на тему «Семья» | Сочинение(рассказ-воспоминание): «Когда я был маленький» | ||
37. | Изображение нравственных устоев жизни в рассказе И.А.Бунина «Лапти». | А.Куприн «Извозчик Пётр» | Композиция. Сюжет. Психологизм. | Составление подробного плана каждой главы рассказа; размышление об одной из ссор, имевших место в жизни. | ||
38. | Тема угодничества и чинопочитания в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон» | «Смерть чиновника2 | Оксюморон. Сатира. Юмор. | Составление киносценария; Конкурс иллюстраций;состав-ление кроссвордов. | ||
39. февраль | Внеклассное чтение.Обсуждение романа Г.Уэльса «Человек-невидимка» | «Остров доктора Моро» А.Беляев «Голова профессора Доуэля» | Роман. | Выборочный пересказ; рассуждение: «Образ учёного в романах Уэльса». | ||
40. | «Образ Родины в стихотво-рениях В.А.Жуковск-ого. «Приход весны», А.К.Толстого «Край ты мой, родимый край..», И.Бунина «Родина». | Создание лирической миниатюры по картинам И.Левитана «Весна-большая вода», А.Саврасова «Грачи прилетели» | ||||
41-42. | Произведения писателей 20 века. Изображение внутреннего мира подростка в повести М.Горького «Детство» | Тема и идея произведения. Портрет как средство характеристики героя. | Творческий пересказ от 1 лица; создание вопросов для викторины. | Сочинение. Анализ эпизода из повести М.Горького «Детство» | ||
43-44. | Тема поэта и поэзии в стихотворении В.Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с В.Маяковским летом на даче..» | Тоническое стихосложе-ние. Окказиона-лизм. | Составление словаря героя стихотворений В.Маяковского; доклад о направлении в искусстве-футуризме. | |||
45. | Гуманистический пафос рассказа Л.Андреева «Кусака». | В.Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»; А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц» | Пафос. Композиция. Кульминация. | Составление синквейна на тему6 «Кусака»; составление рассказа от лица Кусаки о её переживаниях. | Письменный отзыв о произведении Л.Андреева «Кусака» | |
46. | Тема сострадания и уважения к человеку в рассказе А.П.Платонова «Юшка». | Творческий пересказ от лица героя; выделение особенностей платоновских героев. | Сочинение. «Нужны ли в жизни сострадание и сочувствие?» | |||
47. | Труд как основа нравственности в рассказе А.П.Платонова «В прекрасном и яростном мире». | Художественный пересказ (описание мира глазами Мальцева). | ||||
48. | Внеклассное чтение. Обсуждение повести Г.Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо». | Ю.Казаков «Арктур –гончий пёс». | Сочинение –рассказ «Бим вошёл в мою жизнь. Чем же он взял?» | |||
49. | НРК | В.Гаршин «Сигнал» | ||||
50. | Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А.Твардовского «Братья», К.Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины..» | Сравнение. Метафора. | Сообщение о жизни поэтов-фронтовиков; чтение наизусть. | Интервью с поэтом- участником ВО войны. | ||
51. | Своеобразие картин природы в лирике Б.Пастернака «Июль», «Никого не будет в доме» | |||||
52. | Внеклассное чтение. Обсуждение рассказа А.Толстого «Русский характер». | Составление синквейна на тему «Русский характер» | ||||
53. | НРК | Б.Екимов «Ночь исцеления» | ||||
54. | Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа Ф.Абрамова «О чём плачут лошади». Литературные традиции в рассказе. | «О чём плачут лошади». В.Маяковский «Хорошее отношение к лошадям» | Литературные традиции. | Художественый пересказ (от лица Забавы о старых временах); составление памятки «Как нужно относиться ко всему живому» | ||
55. апрель | НРК | М.Пришвин «Голубая стрекоза» | ||||
56. | Изображение внутренней, духовной красоты и осуждения равнодушия в рассказах Е.Носова «Кукла», «Живое пламя». | Метафора. | Художественный пересказ(монолог автора) | |||
57. | Тема дружбы как показатель нравственности героев в рассказе Ю.П.Казакова «Тихое утро» | В. Мирнев «Ночью» | Художественный пересказ «Момент спасения Володи» от лица Яшки; сравнительная характеристика героев; размышление: «В чём сходство и различие ситуаций и поступков героев в рассказах Казакова и Мирнева?» | |||
58. | Человек и природа в стихотворениях С.Есенина, А.Прокофьева, М.Исаковского, Н.Заболоцкого, Н.Рубцова. | «Тихая лирика» | Подбор репродукций художников-пейзажистов и музыкальных произведений, созвучных теме стихотворений. | |||
59. | Философские проблемы в лирике А.Твардовского: «Братья», «Спасибо, моя родная», «Июль-макушка лета», «На дне моей жизни». | Философская лирика. | Создание словесных картин по теме «Мой родимый край». | |||
60. | НРК | Мотив жизни и смерти в рассказе В.Конецкого «Кто смотрит на облака». | ||||
61. | Смешное и грустное в рассказе М.зощенко «Беда». | Сатира. Ирония. | Выразительное чтение по ролям; словарик героя М.Зощенко. | |||
62. | Внеклассное чтение. Обсуждение повести Л.Кассиля «Кондуит и Швамбрания» | Тест по теме «Произведения русских писателей 20 века» | ||||
63. май | Из литературы народов России. Особенности художественной образности стихотворений Р.Гамзатова: «Опять за спиною родная земля», «Я вновь пришёл сюда и сам не верю». | |||||
64. | Из произведений зарубежных писателей. Проблема справедливости и честности в стихотворении Р.Бернса «Честная бедность». | Рефрен. Антитеза. | Выразительное чтение наизусть. | |||
65. | Стихотворение Д.Байрона «Ты кончил жизни путь, герой…» как прославление подвига во имя свободы Родины. | Литературные параллели. | Нахождение литературных параллелей. | |||
66. | Истинные и ложные ценности в рассказе О Генри «Дары волхвов». | О Генри «Из любви к искусству» | Деталь. | Творческий пересказ о своём поступке от лица одного из героев; сопоставительный анализ рассказов; размышление над смыслом названия рассказа; написание письма Генри. | ||
67. | Внеклассное чтение. Д.Олдридж «Отец и сын». Моральная стойкость человека. | Повесть. | ||||
68. | Мечта о победе добра в рассказе Р.Д.Брэдбери «Каникулы». | Фантастика. Реальность. | Сочинение-миниатюра: «Картина мира в рассказах Р.Брэдбери». | |||
69. | Итоговая контрольная работа. | Итоговая контрольная работа. | ||||
70. | Читательская конференция. Мои любимые литературные герои. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. Стрельникова М.: Просвещение, 2006
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11)Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. СтрельниковаМ.: Просвещение, 2006(рассчитан на 3 часа ...
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-9” (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-9” (серия УМК 5-11)Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, Л.Н. Григорьева, И.П. Костина, Е.В.Кузнецова, О.В.ДувановаМ.: Прос...
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)
Календарно-тематическое поурочное планирование по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс (ФГОС)
УУД, планируемые результаты обучения...