Урок-игра
план-конспект урока по литературе на тему

Галашина Нина Геннадьевна

Урок по литературному чтению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-igra.docx29.2 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-игра по литературному чтению «Цветик-семицветик»

Автор:

Галашина Нина Геннадьевна

Место работы, должность:

Неверово-Слободская МООШ, учитель начальных классов

Регион:

Ивановская область, Пестяковский район

Уровень образования педагога:

высшее  

Класс:

2 класс

Предмет:

литературное чтение

Цель урока:

-обобщить изученный материал по предмету;

-показать учащимся и их родителям, как много дети прочитали, как это хорошо - много знать;

- воспитывать взаимопомощь, любовь к книгам;

- развивать память, речь, мышление.

Тип урока:

урок обобщения и систематизации знаний

Используемые учебники и учебные пособия: Л.Ф. Климанова "Родная речь"

Используемая методическая литература:

- Л.И. Архарова «Сценарии праздников, игр, развлечений для начальной школы»

- Сборник загадок «Русские народные загадки, пословицы, поговорки»- составитель

Ю.Г. Круглов

- Словарь фразеологизмов

Используемое оборудование:

- на доске большие лепестки, прикрепленные в виде цветка. Вывешиваются портреты писателей, иллюстрации детей к прочитанным произведениям, оформляется  выставка книг; готовится музыкальное оборудование для проведения физкультминутки

Ход урока-игры

  1. Организационно-мотивацинный момент

-Итак, друзья, начнем программу.

Затей у нас большой запас!

А для кого они?

Для вас.

Мы знаем, вы любите игры,

Песни, загадки и пляски.

Но нет ничего интереснее,

Чем наши веселые книги и сказки.

-   -Сегодня мы вспомним любимые произведения, покажем, чему научились за этот год.

А А поможет нам в этом цветик - семицветик. Выбирайте цвет, который будет играть первым.

  1. Проведение конкурсов

Конкурс 1 (желтый)

«Узнай автора»

 Вопросы задаются по очереди каждой команде. Жетон за правильный ответ дается сразу

 1.- Свет мой зеркальце! Скажи,
         Да всю правду доложи:

         Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее?

(«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкин)

2.« Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.                           («Береза» С.А. Есенин)

3.У меня зазвонил телефон.

— Кто говорит? - Слон.

                                                               («Телефон» К.И. Чуковский)

4. У Танюши дел немало,

У Танюши много дел:

Утром брату помогала, -

Он с утра конфеты ел.

                                                               («Помощница» А.Л. Барто)

5. Я не зря себя хвалю,

Всем и всюду говорю,

Что любое предложенье

Прямо сразу повторю.

                                                               («Память» Э.Н. Успенский)

6. Ребенок спросил

Ни с того ни с сего:

- А ну-ка скажи,

Что красивей всего?

                                                                («Что красивей всего?» Б.В. Заходер)

Конкурс 2 (красный)

 «Красная, синяя, черная...»

- Какое слово пропущено в названии произведения?

1.    Сказка Ш. Перро «Красная...» (шапочка).

2.    Сказка Ш. Перро «Синяя...» (борода).

3.    Рассказ Д. Мамина-Сибиряка «Серая...» (шейка).

4.    Рассказ В. Бианки «Оранжевое...» (горлышко).

Конкурс 3 (фиолетовый)

«Разгадай кроссворд»

7

8

9

10

11

12

1

2

3

4

5

6

По горизонтали:

4.            4.В воде родится,

А воды боится. (Соль)

5.           5. Платье потерялось

Пуговки остались. (Рябина)

6.           6.То толстеет,

То худеет,

На весь дом голосит. (Гармонь)

7.

7. Что за зверь?

Две головы

Шесть ног

Один хвост? (Всадник)

11.    11.Стоят в поле сестрицы,

Платьица белены,

Шапочки зелены. (Березы)

12.     Ела-ела дуб, дуб,

Поломала зуб, зуб. (Пила)

По вертикали:

1. Тринадцать раз

В году рождается,

Днем от людских

Глаз скрывается. (Месяц)

2. Шапочка алая,

Жилеточка нетканая,

Кафтанчик рябенький. (Курица)

3. Крупно, дробно зачастил

И всю землю напоил. (Дождь)

8. Это что таково:

В землю вросло,

Сверху толсто,

Снизу востро,

Собой красно. (Свекла)

9. В болоте плачет,

А из болота не идет. (Кулик)

10. Кто из яйца родится, а яиц не несёт. (Петух)

Конкурс 4 (зеленый). «Живая картинка»

Капитаны вытягивают карточки с текстом, дети готовятся несколько минут, затем изображают текст.

1.                    Я люблю свою лошадку

  Причешу ей шерстку гладко.

  Гребешком приглажу хвостик

  И верхом поеду в гости.

2.            Спать пора, уснул бычок,

  Лег в кроватку на бочок.

  Сонный мишка лег в кровать.

  Только слон не хочет спать,

  Головой кивает слон,

  Он слонихе шлет поклон.

Музыкальная физкультминутка

Конкурс 5 (синий)

 «Узнай произведение»

Дети берут свои разгаданные кроссворды, которые они сдавали жюри, и по отгадкам вспоминают как можно больше прочитанных произведений (эти слова или предметы должны встречаться в этих произведения). Например, слово берёза встречается в стихотворении С. Есенина «Берёза» - читают его наизусть. Также учащиеся используют свои иллюстрации, вывешенные на доске.

Конкурс 6 (оранжевый)

 «Доскажи словечко»

-   Отгадайте пословицу по двум словам:

труд - лень  (Труд человека кормит, а лень портит.)

язык – дело  (Не спеши языком, торопись делом.)

дело – мастер  (Дело мастера боится.)

семь – один  (Семь раз отмерь, один раз отрежь.)

-   Продолжите пословицы:

Не красна изба углами... (красна пирогами).

Кто много читает, ... (тот много знает).

Чем дальше в лес, ... (тем больше дров).

Мир освещается солнцем, ... (а человек знанием).

Конкурс 7 (голубой)

«Подумай!»

Игра с залом.

- Сначала я задам вопрос,

А вы над ним затем всерьез

Подумайте.

Одно из двух –

«Да» или «нет» - ответьте вслух.

Коль вы находчивы, сполна

Поможет рифма, но она

Настолько хитрая у нас,

Что может с толку сбить подчас.

Скажи: приветствуя рассвет,

Поет ли сом усатый? (Нет.)

- А, рассекая гладь пруда, умеют гуси плавать? (Да.)

- А если солнцем снег согрет, он станет льдом холодным? (Нет.)

- Ответь, а может резеда цвести в саду зимою? (Нет.)

- А крокодил собрать букет из белых лилий может? (Нет.)

- Верблюд способен, дай ответ, идти 3 дня без пищи? (Да.)

- Тех, кто трудится всегда, в народе уважают? (Да.)

- В конце спросить пришла пора: вам понравилась игра?' (Да.)

  - Молодцы!

- Найдите к каждому устойчивому сочетанию в левой колонке противоположное - в правой. Объясните некоторые из них.

Держать ухо востро.                                   Держать язык за зубами

Сидеть сложа руки.                                    Ворон считать.

Во всю Ивановскую (кричать).                   Не покладая рук.

На чужой шее сидеть.                                 Воды в рот набрать.

Рефлексия

- Сложим  Цветик-семицветик и подумаем, всё ли нам удалось?

- Это были мои желания, а теперь возьмите любой лепесток и загадайте своё желание.

  1. Подведение итогов игры. Награждение

Приготовленное к этому уроку домашнее задание-центон были сданы заранее, они тоже учитываются при подведении результатов игры. Здесь представлены некоторые из них.

Лиса с журавлём подружились.

Вот вздумала лиса угостить друга и пошла звать его к себе в гости. Идет, видит тетерев сидит на дереве.

- Ты бы, тетеревочек, дружочек, сошёл на травку погулять, поговорить со мной.

- Боюсь я на траву сходить, а то вон собаки бегут.

Лиса и убежала.

С тех пор и дружба у лисы с журавлём врозь.

        (Сказки «Лиса и журавль» и «Лиса и тетерев»)

                …Вот север, тучи нагоняя,

                Дохнул, завыл – и вот сама

                Идёт волшебница зима.

                Взбесилась ведьма злая

                И, снегу захватя,

                Пустила, убегая,

                В прекрасное дитя…

                          (Стихи А.С. Пушкина и Ф. Тютчева)

                 Стал дед очень стар. Приказал он сыновьям, чтобы они жили в согласии. Сын и  

      невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой.

                Сидят муж с женой и смотрят – сынишка на полу играет в щепочки, родителей из лоханки кормит. Дед велел принести веник и сломать. Сколько все они не бились, не

      могли             сломать, а поодиночке переломали прутья. Отец говорит:

                 - Если в согласии жить будем, никто нас не одолеет.

                Сын и жена поглядели друг на друга и заплакали. Им стыдно стало.

        (Рассказы Л. Толстого «Старый дед и внучек» и «Отец и сыновья»)

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра "Своя Игра"

Урок-игра "Своя Игра", 10 классЭлемент внеурочного мероприятия, используем на уроках-викторинах....

Урок-игра "Олимпийские игры", 6 класс

Урок на действия с дробями....

Урок - игра "Своя игра: Нервная система и анализаторы"

Урок направлен на повторение и закрепление знаний по темам «Нервная система» и «Анализаторы. Органы чувств».  При обучении классов, в которых биология не является профильной дисциплиной, во...

Играем всерьёз. Урок-игра "Путешествие в страну Русского языка"

Заключительный урок русского языка в 5 классе...

Урок-игра. Размещение предприятий на территории Кубани. интегрированный урок - деловая игра по технологии и экологии в 8 классе

деловая игра,  интегрированный урок .Проводится в групповом в сочетании с индивидуальной деятельностью учащихся. Обобщает знания учащихся полученные на предыдущих уроках технологии, географии.Фор...

Обобщающий урок по теме "Общий обзор природы России" (Урок - игра "Своя игра ") 8 класс

Цель урока: Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по теме....

Урок- игра по истории, 10 класс. Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»

Урок- игра по истории, 10 класс.Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»...