Мастер-класс
опыты и эксперименты по литературе по теме
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Язык мой – друг мой»»
Галашина Нина Геннадьевна
учитель русского языка и литературы,
учитель начальных классов
Цель: показать приемы, позволяющие формировать коммуникативную компетентность в ходе защиты учебных проектов.
Оборудование: мультимедийное оборудование, раздаточный материал.
Ход мастер-класса
1.Обозначение проблемной ситуации:
В качестве обобщения опыта мною была представлена работа на тему
« Формирование коммуникативной компетентности у учащихся начальных классов через проектную деятельность»
Современное образование – это такое образование, получив которое человек способен дальше самостоятельно работать, учиться, переучиваться.
Принципы такого образования, обучения таковы:
1.Управление развитием.
2. Восхождение от абстрактного к конкретному.
3. Применение исследования и поиска информации.
4. Моделирование.
5. Соответствие содержания форме, т.е. коллективно-распределительная деятельность или проектная.
Проектная технология является одним из приоритетных направлений в современном образовании. Но при ее применении учителя сталкиваются с рядом проблем: выбор темы, выявление проблемы, распределение учащихся на группы, формулировка цели и задач, выдвижение гипотезы.
Но есть проблема, которая присутствует на каждом этапе проекта - это слабая сформированность коммуникативных навыков учащихся. Таблица (Слайд)
Современные школьники должны покидать стены учебного заведения не только экономически, математически грамотными, но и грамотными во владении своим родным языком, раскрепощёнными и уверенными в собственном умении излагать свои мысли чётко и красиво. Ведь одна из основных целей наших уроков превратить выражение «Язык мой - враг мой» в выражение «Язык мой - друг мой». Очень большую помощь в этом я ощущаю от уроков развития речи. Но если каждый урок применять хотя бы по одному упражнению, формирующему умения и навыки публичного выступления, хотя бы для защиты проектов, то можно исправить данную проблему.
В своем мастер-классе я хочу показать, как можно это делать на любом уроке, применительно к любому предмету.
2.Практическая работа.
- Уважаемые коллеги, попрошу вас занять места. Нам с вами предстоит работать в течение нескольких минут, и мне бы хотелось, чтобы наше сотрудничество было приятным и полезным для нас всех.
Сегодня я хочу поделиться с вами одной своей находкой, которая позволяет такое трудное и, казалось бы, неинтересное занятие, как рассказывание правил или теоретического материала, превратить в игру, позволяющую уже с начальных классов приучить ребят выступать перед публикой эмоционально, уверенно, грамотно.
Чтобы научить ребят говорить эмоционально, я предлагаю им во время опроса рассказать правило с различной эмоциональной нагрузкой.
Например: я предлагаю ребятам рассказать правило о правописании не с глаголом так, чтобы чувствовалась жалость.
Образец: «Дорогая Частица Не! Не огорчайся, что Глагол не хочет признать тебя частью себя. Зато перед ним ты — самостоятельное слово, хотя и называешься Частицей. К тому же есть глаголы, которых ты победила, и они уже не могут прожить без тебя: ненавидеть, невзлюбить, негодовать, недоумевать».
- Попробуйте использовать этот прием, применительно к своему предмету.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ МАСТЕР-КЛАССА
1) Расскажите правило весело или грустно.
2) Все сведения, содержащиеся в правиле, возьмите под сомнение или оформите их в виде вопроса.
3) Защитите правило или пожалейте его.
4) Расскажите правило так, словно содержание его является строжайшей тайной для всех, кто в данный момент захочет подслушать его за дверью класса.
Рассказывание, в разных вариантах и ролях позволяет учащимся приобрести навыки вербального и невербального общения, грамотно использовать жесты, мимику, овладеть умением выступления в различных речевых ситуациях.
Например, я могу предложить ребятам рассказать одно и то же правило, но меняя при этом роли.
А можно предложить нескольким ребятам предложить одну роль, но при этом оценить их артистические способности.
1) Расскажи правило «по телефону» маме или товарищу. Попроси их проверить, не делаешь ли ты в правиле ошибок.
2) Расскажи правило так, как рассказал бы первокласснику (или бабушке, или своей собаке, или любимой игрушке).
3) Игра «Поучи правилу попугая»
4) Расскажите так, как будто вы сами сделали открытие правила
5) Передайте правило по «радио», как самую свежую новость
6) Представьте, что в очень большом зале, где вам пришлось рассказывать правило, сломан микрофон, а вы так хотите, чтобы люди, сидящие в зале, вас услышали.
7) Угадайте, какое слово «проглотил» диктор телевидения
8) Представьте себе, что в классе, где вы рассказываете правило:
а) очень жарко (отвечающий поминутно вытирает пот со лба, помахивает перед лицом ладонью, надеясь охладиться);
б) очень холодно (рассказчик ежится от стужи, втягивает голову в плечи);
в) постоянно падает мел, поэтому надо успевать и рассказывать правило, и поднимать мел.
9) Огромный воздушный шар уносит тебя в длительное путешествие. Шар поднимается все выше и выше, а ты должен успеть рассказать правило тем, кто остается на земле.
Все эти упражнения формируют не только коммуникативные навыки, но и помогают переходу заученного материала из кратковременной памяти в долговременную.
- Для формирования умения пользоваться в речи средствами художественной образности и стилистическими фигурами очень помогает использование технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо), сторонником которой я являюсь. Вот эти приемы из данной технологии. В своей практике я часто применяю (и не скрою: люблю) произведения малых форм. Возможно, меня упрекнут, что их объем далек от норм письма, но поверьте: лучше суметь красиво написать 4-5 синквейнов, чем корявое сочинение, состоящее сплошь из речевых ошибок. Но такую работу я провожу только с 4 класса.
На слайдах для аудитории объяснение технологии.
В это время группы выполняют работу по составлению…..
СИНКВЕЙН (от французского «пять»)
Цзацзуань – изречения китайских писателей, известные с 9 века, представляют собой перечень ситуаций, объединенных одним названием. Например: жалко, странно, надо, нельзя, можно, возможно…
в них скрыт огромный потенциал для воспитания нравственной культуры школьников. Их можно составлять и на уроках литературы, и русского языка, и на тематических классных часах.
Даймонд( диаманта) (от англ. бриллиант)-это своеобразное стихотворение, которое пишется по определенным правилам.
Семистрочный даймонд:
1 – существительное
2 – 2 прилагательных к сущ.
3 – 3 глагола к нему
4 –2 существительных снова
5 – 2 глагола, относящиеся ко 1 сущ.
6 – существительное – антоним первого.
Созданию спича.
И хотя этот жанр не входит в круг жанров начальных классов, я его применяла в старших классах на уроках русского языка и литературы, его практическая необходимость большая, ведь каждый человек сталкивается с таким моментом, когда нужно, не раздумывая, произнести короткую, в меру юмористическую речь, направленную к реальным или воображаемым слушателям. Важно, чтобы речь произвела впечатление легкостью и изяществом построения, заразила слушателей своим блеском. Иногда я делаю детям такие подарки-образцы, полезно для защиты проектов. Что скрывать речь у ребят год от года становится бедней.
3.Рефлексия
Мы с вами в рамках мастер-класса отработали некоторые приемы по овладению коммуникативных навыков для публичного выступления. Если у вас есть вопросы, я постараюсь на них ответить. А сейчас я попрошу оценить значимость этого мастер-класса непосредственно для вас.
Составьте Цзацзуань,
Участвуя в мастер-классе, я понял (а), что
Надо….
Можно…….
Буду….
Предварительный просмотр:
Урок-проект по литературному чтению в начальных классах
«…И вот сама идёт волшебница зима»
Галашина Нина Геннадьевна, учитель начальных классов
Неверово-Слободской МООШ
Цели урока:
- создание образного представления о зиме на основе восприятия поэтических, живописных и музыкальных произведений искусства;
- развитие творческих способностей детей, воображения, ассоциативного, образного мышления, умения выделять существенные признаки,
- развитие коммуникативных учебных действий в парах;
- расширение познавательных интересов, развитие фантазии;
- воспитание любви к Родине, родной природе;
- создание положительной мотивации учения и благоприятной эмоциональной среды на уроке.
Оборудование:
- слайды с репродукциями картин великих художников: «Первый снег» А.Пластова, «Русская зима. Лигачёво» и «Конец зимы» К.Юона, «Март» И.Левитана, «Зима. Мостик» Н.Барчёнкова;
- аудиозапись музыкального отрывка из пьесы П.Чайковского «Времена года»;
- листы формата А-3;
- карандаши, фломастеры;
- ножницы, клей;
- раздаточный материал по теме урока
Ход урока:
1.Организационно- мотивационный момент
В наш класс сегодня заглянуло солнышко. И пусть ещё по-зимнему бывает холодно, но ветер перемен обязательно принесёт тучку знаний, которая прольётся дождём пятёрок.
Урок у нас сегодня необычный, мы будем раскрывать сегодня тайну, которая интересует не одно столетие многие творческие умы. А вы хотите сделать это открытие самостоятельно? А какую роль отведёте мне? Роль тьютера.
А начнём наш урок с просмотра одной видеозаписи. Посмотрите внимательно на экран и определите, о чём фильм.
Ветки белой краскою разукрашу,
Брошу серебро на крышу вашу,
Тёплые весной придут ветра
И меня прогонят со двора.
Да, это удивительное время года – зима. Вы догадались, о чём мы будем говорить? Но зиму многие считают суровым и холодным временем года. Вы с ними согласны? За что люди любят зиму и не любят? Но есть поэты и писатели, которые отзываются о ней по-другому. Вот послушайте стихотворения А. Пушкина «Вот север, тучи нагоняя…» и Ф.Тютчева «Чародейкою Зимою…».
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идёт волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов…
А. Пушкин
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит, -
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
Ф. Тютчев
Через какие слова авторы передают своё отношение к зиме?
Откуда можно ещё узнать, что и другие любят это время года? А вы хотите, чтобы об этом узнали все в школе? Как это сделать? Ваши предложения. Конечно, через газету.
Какова же наша цель? Показать через газету отношение людей к зиме.
Сегодня мы спроектируем, работая в парах, странички нашей литературной газеты и через поэтические, живописные, фольклорные и музыкальные произведения попробуем открыть тайну русской зимы. Каждая страничка получится особенной, для этого вам придётся вспомнить, как располагаются материалы на страницах газет.
Проявите творчество и фантазию. Помните, что результат работы зависит от вас обоих, трудитесь дружно, равномерно распределяйте выполненные задания на страничке, чтобы она стала красивой и интересной.
Планирование работы записано, но закрыто на доске. Предложения алгоритма действий поступают от детей.
Алгоритм
создания страницы газеты
1.Выбор тематики страницы.
2.Выбор заголовка.
3.Поэтапный сбор материала и его редактирование.
4.Корректировка.
5.Расположение материала на странице.
6.Оформление.
7.Оценка результата.
2.Сообщение темы урока. Вступительное слово учителя
Зима – одно из любимых времён года у русского народа. Это время покоя, отдыха не только природы, но и народа. Её ласково величают матушкой, волшебницей, чародейкой, гостьей. У А.С. Пушкина: «Блеснул мороз. И рады мы проказам матушки-зимы». Сегодня мы устроим зиме символические проводы.
Красота зимы во всём: обилии снега, мягкого, пушистого, искрящегося, серебристом инее на ветвях деревьев, крепком морозе, расписывающем чудесные узоры на окнах домов, зимних забавах детей и даже взрослых.
3.Основная часть урока.
Задание №1
А что у любой газеты есть прежде всего? Каждая страничка газеты должна иметь своё название. Вот и мы начнём нашу работу с выбора заголовка для нашей странички. У вас на партах есть несколько вариантов. Выберите один из них, тот, который вам больше понравится, и оформите начало странички. (Слайд 2)
Варианты названий странички:
1.Здравствуй, гостья-зима!
2.Поёт зима – аукает…
3.Зимушка-зима.
4.Зима-волшеница.
(Время работы 3 минуты, затем заслушиваются ответы и объяснения детей, после выполнения каждого задания рефлексия)
Задание №2
Да, зима – чародейка, волшебница, матушка, гостья. Так нежно и ласково называли поэты зиму. А какие ассоциации у вас вызывает это время года?
Он слетает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту.
Жил я посреди двора,
Где играет детвора.
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей.
Вился, вился белый рой.
Сел на землю – стал горой.
Схватил за щёки, кончик носа,
Разрисовал окно без спросу.
Но кто же это, вот вопрос?
Всё это делает …
Подумайте и запишите их на заготовке. Оформите работу и приклейте к страничке..
(Время работы 5 минут, затем зачитываются ассоциограммы.)
Задание №3
Во всех ваших работах повторяется слово снег. Конечно, ребята, зима не бывает у нас без снега. Такого пушистого, переливающегося на солнце всеми цветами радуги, пахнущего нежной свежестью и хрустящего под ногами.
Сейчас я предлагаю вам составить цепочку «снежных слов», то есть таких слов, которые на уроке русского языка мы называем однокоренными или родственными словами. Запишите их. (Слайд 3)
(Время работы 5 минут) Проверка.
Задание №4
Зима в России долгая, и снег меняется в зависимости от освещения по-разному. На уроке чтения мы с вами читали рассказ Сергея Иванова «Каким бывает снег». Писатель приглашает понаблюдать за особенностями снега в разные месяцы зимы. Снег у него - живой образ.
Словно пёрышки Жар-птицы,
Весь сверкает и искрится,
Запорошил лес, лужок
Зимний беленький…
Задание, которое вы выполните, называется «волшебной палитрой». У каждой пары будет свой снег. У кого-то апрельский или октябрьский, у кого-то январский или февральский. Найдите отрывок из рассказа С.Иванова, внимательно прочитайте ещё раз и на «волшебные облака» из раздаточного материала выпишите те слова и словосочетания, которыми автор изображает особенности снега. А потом расположите их на страничке и приклейте. (Слайд 4)
(Время работы 8 минут) Проверка.
Физкультминутка
Встали, дети, потянулись,
Наклонились, улыбнулись.
Закружились, словно вьюга,
Поглядите друг на друга.
Сели, словно снежный ком,
Потрудитесь-ка вдвоём.
Задание №5
Писатели и поэты, создавая свои произведения, очень тщательно работают над своими текстами, кропотливо подбирают каждое слово, чтобы нарисовать яркую образную картину.
Попробуем и мы создать небольшие тексты - зарисовки. Для этой работы у вас есть вот такая заготовка-клише. Дополните уже напечатанные предложения, подобрав точные, выразительные слова. Придумайте название. Красочно оформите работу. (Слайд 5)
(Время работы 5 минут) Проверка.
Задание №6
Вот такая зима у нас в России. За это и любима она многими поэтами и писателями. Художники слова часто обращаются к теме зимы и создают замечательные произведения.
Сегодня на уроке я предлагаю вам почитать некоторые из них. Но строчки этих стихотворений у меня случайно рассыпались. Давайте соберём их, не забывая о стихотворной рифме, созвучии, а потом наклеим на ваши странички. (Слайд 6)
(Время для работы 5 минут, напомнить детям о выразительном чтении)
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Словно серебром.
С. Есенин.
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И. Суриков
Прилетели к нам метели,
Залепили снегом щели,
На окне старик Мороз
Льдинкой росписи нанёс.
Д. Рассказова
Задание №7
Русский народ, наблюдая за явлениями природы зимой, определял по ним, какими будут весна и лето. Например;
- Если в январе частые снегопады и метели, то в июле будут частые дожди.
- Начало января погожее – жди весну раннюю, пригожую.
- Грачи совсем рано прилетели - снег сойдёт рано, а лето будет дождливое.
- Мало снега на ветках деревьев - летом ни грибы, ни ягоды не ищи.
Народ слагал о зиме сказки, загадки, поговорки, пословицы. Найдите их, прочитайте, отгадайте и оформите на своём листе. (Слайд 7)
- Хороший снежок посадки бережёт.
- Сахар холодный, а от стужи укрывает.
- Декабрь год кончает, а зиму начинает.
- Без топора и пилы мост срубил, без кисти узоры нарисовал.
- В феврале два друга – мороз да вьюга.
Во всех этих произведениях устного народного творчества запечатлелась многовековая мудрость русского народа, его любовь к зимушке-зиме.
(Время работы 5 минут, загадки задаются друг другу)
Задание №8
Вдохновляла к творчеству зима и русских художников и композиторов.
Перед вами репродукции картин А.Пластова, К. Юона, И.Левитана и Н.Барченкова. На этих полотнах каждый художник пытается открыть свою зиму. Кажется, кроме белого цвета, невозможно подобрать палитру для красоты этого времени года. Но пейзажи получаются удивительно разноцветными и сказочными. (Слайд 9-13)
Наша зимняя страничка тоже не может обойтись без рисунка. Я предлагаю вам почувствовать себя юными художниками и немного порисовать, оформить работу до конца. Трудиться вы будете под музыку великого русского композитора П.И. Чайковского из цикла «Времена года» «Январь». (Слайд 14)
Ребята в течение 5 минут разрисовывают заготовки и оформляют ими свои работы.
Задание №9
Презентация работ
Цель – убедить своими работами, что зима чудесна и прекрасна.
4. Итог урока
Подошёл к концу наш урок. Вы очень хорошо сегодня потрудились! Эти странички обязательно попадут в нашу школьную газету. Эта работа стала небольшим вкладом к празднику «Проводы зимы». Вам понравилось? Добились ли мы своей цели? А решили проблему? Каждый вправе остаться при своём мнении. О вкусах не спорят!
Давайте заполним и проанализируем свою работу по табличке, которая поможет мне выставить оценки и понять, комфортно ли было вам на уроке. А вам тоже поможет сделать определённые выводы. (Слайд 15)
5. Домашнее задание: 1 класс – устный рассказ о зиме;
3 класс – мини- сочинение- повествование;
4 класс – сочинение-рассуждение «За что я люблю, не люблю зиму»?
А зима всё ещё напоминает о себе, ей не хочется отдавать свои владения весне. Но та уже давно с нами и активно трудится. И мы на чтении из произведений разных авторов много узнаем о ней.
Приложение
Раздаточный материал
Задание №1 Варианты названий страничек:
1.Здравствуй, гостья-зима!
2.Поёт зима – аукает…
3.Зимушка-зима.
4.Зима-волшебница.
Задание №2 Ассоциации
Задание №3 «Снежные слова»
Снег_________________________________________________________________________
Задание №4 «Волшебная палитра»
Задание №5 Текст-зарисовка
1 вариант
Наступила зима. _______________ снег покрыл землю. _____________ хлопья висят на деревьях. ______________ лёд лежит на реках. Дети надели пальто, шубки, ________ ,
________ и побежали на улицу. Они играли в __________ и __________ им не страшен.
2 вариант
Утром прошёл ____________ снег. Закружились в воздухе __________ снежинки. Они укутали ___________ покрывалом землю. На снегу остались следы ________ и ________ ,
_________. ___________ ледком покрылась речка.
Задание №6 «Собери стихотворение»
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Словно серебром.
С. Есенин.
Прилетели к нам метели,
Залепили снегом щели,
На окне старик Мороз
Льдинкой росписи нанёс.
Г. Ладонщиков
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И. Суриков
Задание №7
- Хороший снежок посадки бережёт.
- Сахар холодный, а от стужи укрывает.
- Декабрь год кончает, а зиму начинает.
- Без топора и пилы мост срубил, без кисти узоры нарисовал.
- В феврале два друга – мороз да вьюга.
Задание №8 «А вот и иллюстрации!»
Задание №9. Заполни таблицу «Самооценка»
Урок – проект | Я на уроке | Итог |
Интересно | Работал с интересом | Результат удался |
Скучно | Только помогал другому | Не всё удалось. Почему? |
Безразлично | Наблюдал за работой соседа | Не получилось. Почему? |
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идёт волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов…
А. Пушкин
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит, -
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
Ф. Тютчев
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»
Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Цель: познакомить педагогов с опытом эффективного взаимодействия классного руковод...
Мастер-класс «Сайт АНКЕТЁР и его использование в образовательном процессе» Мастер-класс «Сайт АНКЕТЁР и его использование в образовательном процессе»
Мастер-класс «Сайт АНКЕТЁР и его использование в образовательном процессе»....
Мастер - класс "Рыбки", Мастер-класс"Лесовичок из сосновых шишек"
quot;Рыбки"-Техника выполнения - срезы из веток березы.Проводился мастер - класс для педагогов технологии и дополнительного образования."Лесовичок"- работа с природным материалм....
Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR» Тема: «Проведение Мастер-класса по выполнению вечерней прически » .
Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR»Тема: «Проведение Мастер-класса по выполнению вечерней прически »Цель: Дать учащимся возможность...
мастер-класс.Согласие участника Всероссийского конкурса мастер-класса учителей родного языка и литературы "Туган тел"на обработку персональных данных.
Яруллина Гульшат Минасхатовна...
Мастер -класс "Представление участника Всероссийского конкурса мастер-класса учителя родного (татарского) языка и литературы «Туган тел» "
Яруллина Гульшат Минасхатовна имеет высшее образование, закончила Арское педагогическое училище в 1995г., Набережночелнинский государственный педагогический институт в 2003 г. Стаж р...
Авторская дополнительная программа мастер-класса «Педагог-мастер» для учителей технологии – слушателей курсов повышения квалификации. Тема мастер-класса: «Социальная направленность практической деятельности учащихся»
Изучение данного курса предусматривает ролевую игру с использованием современных технологий креативного решения проблем, изготовление изделий, предложенных учителем на мастер-классе, ...