Дидактические материалы к занятиям по практической стилистике и культуре речи (10-11 класс)
статья по литературе (10 класс) по теме

Исаева Инна Александровна

 Методическая разработка- статья с практическими работами

Скачать:


Предварительный просмотр:

Исаева И.А.

Учитель русского языка и литературы

 ГБОУ СОШ № 298

Дидактические материалы к занятиям по практической стилистике и культуре речи (10-11 класс)

«Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело… Учиться хорошей интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть и трудно – это надо, надо».

Д.С.Лихачев «Письма о добром и прекрасном»

Не учась и лаптя не сплетешь.

Народная мудрость

Тестовые задания ЕГЭ по русскому языку проверяют не только грамотность учащихся, но и правильность речи, ее богатство, точность и выразительность. Главное назначение языка (или функция) – служить средством общения людей.

Речевой показатель давно стал существенным критерием оценки умений и навыков по русскому языку, как и показатель орфографической и пунктуационной грамотности. Центральное понятие речевой культуры – языковая (литературная) норма. Что это такое? Языковая (литературная) норма – общепринятые правила произношения, словоупотребления, использования грамматических, стилистических и других языковых средств.

Лексические нормы – правили применения слов речи. Слово должно использоваться в том значении (прямом или переносном), которое оно имеет и которое зафиксировано в словарях русского языка.

Нарушение лексических норм ведет к искажению смысла высказывания.

Задание 1.

Найдите ошибки, связанные с употреблением слов без учета их семантики. Сделайте стилистическую правку предложений.

  1. Пейзаж города обогатился новыми зданиями.
  2. Учитель изобразил на доске план выполнения работы.
  3. Я попросил прохожего описать дорогу до вокзала.
  4. Это слишком трудно и многолико отвечать за всю безопасность.
  5. Некоторые рабочие допускают дефекты в работе станков.

Плеоназм – (от греч. pleonasmos – излишество) – оборот речи, содержащий лишние слова (темный мрак, ценные сокровища).

Задание 2.

Найдите примеры речевой избыточности.

  1. Хронометраж времени.
  2. Машинный парк обновили новыми машинами.
  3. Текст выступления отредактирован уважаемым редактором.
  4. Избиратели избрали достойного человека.
  5. В нем заговорила его собственная гордость.
  6. Напишите, пожалуйста, свою автобиографию.
  7. Появилась свободная вакансия.
  8. Это был первый дебют начинающего актера.
  9. По песку ступали ступни его ног.
  10. Долгие и продолжительные аплодисменты.

Задание 3.

Запишите, устраняя стилистические ошибки (устраните тавтологию).

Памятный сувенир, сатирическая карикатура, впервые дебютировать, показывать высокие показатели, коллега по профессии, автобиография жизни, нарисовать рисунок, оплата платежей

Задание 4.

Редактирование предложений.

  1. Мне некогда заниматься с младшим братом. Я сегодня очень занятый.
  2. За нетактическое поведение пассажиру сделали замечание.
  3. Господа командировочные, получите командировочные удостоверения.
  4. Авторы предоставили издательству рукопись книги.
  5. Председатель собрания представил слово докладчику.
  6. Можно начинать собрание: форум уже есть.

Задание 5.

Укажите правильный вариант. Проверьте себя, обращаясь к фразеологическому словарю, дайте толкование фразеологическим оборотам.

  1. Уморил червячка – заморил червячка.
  2. Ушел не солоно похлебавши – ушел не солоно хлебавши.
  3. Выросла занятость – возросла занятость.
  4. Положить в долгий ящик – отложить в долгий ящик.

Грамматические нормы.

Запомни:

  • Слова мужского рода:

Банкнот, ботинок, выхухоль, георгин, довесок, зал, занавес, картофель, погон, рельс, рояль, толь, эполет.

  • Слова женского рода:

Бакенбарда, бандероль, вуаль, манжета, мозоль, плацкарта, просека, туфля, чинара.

  • Иностранные фамилии на –ов и –ин имеют в творительном падеже окончание –ом в отличие от русских фамилий, имеющих окончание –ым. (Сравните: Ивановым и Дарвином).
  • В русском языке слова: будни, грабли, заморозки, сумерки, ясли не имеют формы единственного числа.
  • Существительные женского рода: нет барж, вафель, оглобель, кочерег, долей, свечей (но: игра стоит свеч).
  • Некоторые существительные мужского рода 2 склонения в именительном падеже множественного числа в зависимости от стиля речи имеют окончание –ы( -и) или –а (-я): директора, повара, но инженеры, лекари.

Задание 1.

Выберите правильный вариант. Обоснуйте свой выбор.

Лопнул левый рельс – лопнула левая рельса, травяной шампунь – травяная шампунь, правая туфля – правый туфель, розовый фламинго – розовое фламинго, зеленый Сочи – зеленые Сочи, вкусный киви – вкусное киви, крепкий виски – крепкое виски, покрыть крышу толем – покрыть крышу толью, маринованная иваси – маринованный иваси – маринованные иваси, белая лебедь – белый лебедь, мой протеже – моя протеже – мое протеже, густая тушь – густой тушь, больной мозоль – больная мозоль.

Задание 2.

Вставьте окончания существительных, свой ответ объясните.

В этом мертвом лес..., пожалуй, была своя поэзия. В «Лес…» Островского с большим талантом выписаны все персонажи пьесы. Рассказ, написа…ый  Грин…, был «Остров Рено». При всей быстроте избранного Чаплин… темпа его не покидала уверен…ость в своей правоте. От него не было ни слух…, ни дух… .

Синтаксическая стилистика.

Задание 1.

Исправьте предложения, объясните ошибки.

  1. Мы наблюдали за солнечным затмением.
  2. В итальянском фильме показывается, как молодежь ищет работу.
  3. Мальчик бросил камнем в воду.
  4. Кафедра организовала и руководит производственной практикой студентов.
  5. Мать сильно беспокоилась за сына.
  6. Ответ по заявлению был получен немедленно.
  7. Движение на дороге было прервано благодаря снежным заносам.
  8. Учитель указал о том, что в работе имеется ряд ошибок.
  9. Все это говорило за то, что, несмотря на сильный состав зарубежных участников турнира, наши молодые мастера могут с честью бороться с ними.
  10. К сожалению, я нечасто получаю письем из дому.

Использованная литература.

  1. Розенталь Д.Э., Голуб И.В. «Секреты стилистики». Правила хорошей речи. Айрис, М., Рольф., 2001.
  2. Е.П.Марченко «Основы речевой культуры и стилистики». Краснодар. Учебное пособие. 2004.
  3. Грамматико-стилистические упражнения при изучении синтаксиса. Пособие для учителя. Составитель В.А.Мызина. М., «Просвещение», 1976.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по элективному курсу. Стилистика и культура речи 11 класс

Стилистика, как и культура речи, является неотъемлемой часть литературного языка. Задачи стилистики и культуры речи заключаются в том, чтобы, учитывая все индивидуальные особенности, сделать язы...

Программа коррекционных занятий «Стилистика и культура речи 9 класс»

Настоящая программа имеет целью подготовить выпускников 9 класса к письменному экзамену по русскому языку (изложение с элементами сочинения), обогатить речь учащихся, научить различать виды стил...

Презентация к занятию по элективному курсу "Стилистика и культура речи"

Занятие по элективному курсу "Стилистика и культура речи" проводится по теме: "Публицистический стиль. Культура речи" (по статье Д.С. Лихачева "Космический Эрмитаж" из книги "Письма о добром и прекрас...

Элективный курс для учащихся 10-11 классов "Беседы о русской стилистике и культуре речи"

Презентация проекта "Беседы о русской стилистике и культуре речи"....

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку для 5 класса "Стилистика и культура речи"

Программа содержит пояснительную записку, календарно-тематический план, список литературы, а также требования к подготовке учеников....

Дидактические материалы для занятий. Материал при дистанционной форме обучения. Презентации с выполнением упражнений на основе комплексов ЛФК для проведения теоретических и практических занятий по физической культуре при дистанционной форме обучения.

Дидактические материалы для занятий. Материал при дистанционной форме обучения. Специальность 34.02.01 Сестринское дело. Специальность 31.02.03 Лабораторная диагностика. Для всех курсов. Очная форма о...