"Любовь- волшебная страна"
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме
Внеурочное занятие для старшеклассников. Направлено на развитие духовно-нравственных качеств личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lyubov-volshebnaya_strana.rar | 2.63 МБ |
Предварительный просмотр:
«Любовь – волшебная страна»
Литературно-музыкальный вечер для старшеклассников
Цели: -сформировать понятие о любви как о высшей духовной ценности;
-показать отражение темы любви в творчестве поэтов ;
-воспитание эстетического вкуса.
Оборудование: -мультимедийное оборудование для презентации;
-цветы, свечи, столик, кресла для ведущих.
Участники: -ведущие(2), чтецы(15), учитель.
Вступительное слово учителя.
(Музыка и к/ф «Юнона и Авось»)
Ведущий 1. Любовь… сколько тайного, загадочного скрывает в себе это
обычное и, казалось бы, обычное слово.
Ведущий 2. Любовь… Именно она имеет огромную, почти магическую власть над людьми, заставляет пережить целую бурю эмоций: и страдания, и радость, и сомнения, и надежду, и ревность. Ведь недаром говорят, что влюблённый подобен безумцу.
Чтец 1. Всё начинается с любви…
Твердят:
«Вначале
было
слово»
А я провозглашаю снова
Всё начинается с любви
Всё начинается с любви:
и озаренье,
и работа,
глаза цветов,
глаза ребёнка –
всё начинается с любви.
Всё начинается с любви.
С любви!
Я это точно знаю.
Всё,
Даже ненависть –
родная
и вечная
сестра любви.
Всё начинается с любви:
мечта и страх,
вино и порох.
Трагедия,
тоска
и подвиг –
всё начинается с любви.
Весна шепнёт тебе:
«Живи».
И ты от шёпота качнёшься,
И выпрямишься,
И начнёшься.
Всё начинается
с любви.
Ведущий 1. Сегодня наш вечер мы посвящаем самому волнующему на земле чувству – любовь. Любовь к женщине – матери, возлюбленной… Что она для человека? Приглашаем вас в волшебную страну – любовь.
(Звучит музыка)
Слайд – фото В. Шекспира.
Ведущий 2. Искренность и чистота первой любви с большим трепетом воспевалась поэтами во все времена. Перенесёмся на несколько веков назад, в добрую, старую Англию, во времена В. Шекспира.
Что есть любовь? Вот тот вопрос, ответ на который ищет от сонета к сонету человеческая душа.
Чтец 2. Любовь – недуг. Моя душа больна
Томительной, неутолимой жаждой.
Того же яда требует она,
Который отравил её однажды.
Мой разум-врач любовь мою лечил.
Она отвергла травы и коренья,
И бедный лекарь выбился из сил
И нас покинул, потеряв терпенье.
Отныне мой недуг неизлечим.
Душа моя покоя не находит.
Покинутые разумом моим,
И чувства, и слова по воле бродят.
И долго мне, лишённому ума.
Казался раем ад, а светом – тьма!
Ведущий 2. Удивительно, сколько женщин осталось в истории, о скольких мы помним и говорим через столетия потому, что их любили поэты!
Слайд Тютчев - Денисьева
Ведущий 2. «Вот чем она дорожила: чтобы целый мир знал, что она для меня…не то, что наслаждение, но душевное требование, жизненное условие души её», - писал Ф. И. Тютчев о Елене Денисьевой, встречу с которой назвал «блаженно-роковой».Стихи «Денисьевского цикла» отразили драматическую историю романа. Страстно любимая поэтом женщина стала в глазах света презираемой «любовницей», матерью «незаконного» ребёнка.
Любовь оказалась осквернённой сомнениями, запорошенной сором молвы…
Чтец 3. Весь день она лежала в забытьи,
И всю её уж тени покрывали,
Лил тёплый летний дождь – его струи
По листьям весело звучали.
И медленно опомнилась она,
И начала прислушиваться к шуму,
И долго слушала – увлечена,
Погружена в сознательную думу…
И вот, как бы беседуя с собой,
Сознательно она проговорила
(Я был при ней убитый, но живой):
«О, как всё это я любила!»
Любила ты, и так, как ты, любить –
Нет, никому ещё не удавалось!
О господи!.. И это пережить…
И сердце на клочки не разорвалось…
Слайд Пушкин - Гончарова
Ведущий 2. По шутливому признанию Пушкина, Гончарова была его 113 любовью. Но те увлечения, те порывы страстей, которые волновали его раньше, не были еще той любовью, тем всеобъемлющим чувством, которое захватило его теперь.
Ведущий 1. Пушкин встретил Натали в декабре 1828 г. позже в одном из писем к жене он напишет: «Я должен был на тебе жениться, потому что всю жизнь был бы без тебя несчастлив».
И ещё: «Жена моя –прелесть, и чем доле я с ней живу, тем более люблю это милое, чистое, доброе создание»
Чтец 4. Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимал великому сужденью знатоков.
В простом углу моём, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш рождественский Спаситель –
Она с величием, Он с разумом в очах –
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.
Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадона,
Чистейшей прелести чистейший образец.
Слайд Маяковский - Брик
Ведущий 1. Любовь у Владимира Маяковского понятие ёмкое и многогранное. Это огнедышащая страсть и затаённое волнение, испепеляющая лава и чудодейственный бальзам, питающее человеческое с»сердце-мотор».
Ведущий 2. «Исчерпывает ли для меня любовь всё? – писал поэт – Всё, но только иначе. Любовь – это жизнь, это главное. От неё разворачиваются и стихи, и дела, и всё прочее. Любовь – это сердце всего.» Если оно прекратит работу , всё остальное отмирает, делается лишним, ненужным.
Чтец 5. Любить –
это с простынь,
бессоницей
равных,
срываться, ревнуя к Копернику,
его,
а не мужа Марьи Иванны,
считая
своим
соперником.
Чтец 6. Флоты – и то стекаются в гавани.
Поезд – и то к вокзалу гонит.
Ну а меня к тебе подавней
- я же люблю –
тянет и клонит.
Чтец 7. Не смоют любовь
ни ссоры,
ни вереты.
Продумана,
выверена,
проверена.
Клянусь -
люблю
неизменно и верно!
Слайд Есенин - Айседора
Ведущий 1. Встречи Сергея Есенина с его женщинами дали рождение замечательным стихотворениям. Шагане Тальян, Айседора Дункан, Зинаида Райх – эти женщины были прекрасными музами великого поэта.
Ведущий 2. Со дня знакомства до дня венчания Сергея Есенина и Зинаиды Райх прошло всего 3 месяца. Несмотря на то что этот брак был расторгнут, поэт сохранил в своей душе мучительную любовь к бывшей жене, любовь – ненависть к женщине, которую легко отдал другому.
Чтец 8. Вы помните,
Вы всё, конечно, помните,
Как я стоял,
Приблизившись к стене,
Взволнованно ходили вы по комнате
И что-то резкое
В лицо бросали мне.
Вы говорили:
Нам пора расстаться,
Что вас измучила
Моя шальная жизнь,
Что вам пора за дело приниматься,
А мой удел –
Катиться камнем вниз.
Любимая!
Меня вы не любили,
Не знали вы, что в сонмище людском
Я был, как лошадь, загнанная в мыле,
Пришпоренная смелым ездоком.
Не знали вы,
Что я в сплошном дыму,
В развороченном бурей быте
С того и мучаюсь, что не пойму –
Куда несёт нас рок событий.
Слайд Высоцкий - Влади
Ведущий 1. В самом главном поэзия Владимира Высоцкого близка есенинской: она проникнута большой любовью и пропитана музыкой. Любовь к марине Влади он пронёс через всю жизнь.
Песня с фрагментом из к/ф «Стрелы Робин Гуда»
Ведущий 2. Любовь… Сколько связано с этим словом! Когда в нашу жизнь приходит любовь, всё остальное кажется незначительным, отступает на второй план. Даже самый родной и близкий человек – мама.
Чтец 9 Дивчину пытает казак у плетня:
Я саблей добуду для крали своей
И светлых цехинов, и звонких рублей.
Дивчина в ответ, заплетая косу:
- Про то мне ворожка сказала в лесу.
Пророчит она: мне полюбится тот,
Кто матери сердце мне в дар принесёт.
Не надо цехинов, не надо рублей.
Дай сердце мне матери старой своей.
Я пепел его настою на хмелю,
Настоя напьюсь – и тебя полюблю!
Слайд Женщина – мать
Ведущий 1. Мама. Мамочка… Сколько тепла таит в себе это магическое слово, которым называем человека самого близкого, дорогого и единственного. Материнская любовь греет нас. Мама нас учит быть мудрыми, даёт советы, заботиться о нас. Материнская любовь окрыляет, придаёт силы слабому, сомневающемуся.
Ведущий 2. «Мама» - самое первое слово, его малыш произносит, не научившись ещё ходить. Пока ребёнок маленький, мама и кормит его, и поит, и укачивает его в колыбели. Мама и пожалеет, и приласкает, и наставит на правильный путь. Спустя годы. Уже став взрослыми, мы вспоминаем мамин голос и улыбку, мамины глаза и руки.
Чтец 10. Сердце маленькое упрямо,
Слово первое, слово «мама»
Губы нежные говорят.
Ведь у белых, у чернокожих
В первом слове одна любовь.
И недаром оно похоже
На любом из земных языков,
Неужели настанет время –
Сын забудет, как слово звенит,
И тягчайшим из преступлений
Против детства, людей, растений
Сердце матери оледенит?
Не дадим ему волчьей рысью
Пробегать меж людей во мгле!
Должен быть самым ясным, чистым
Материнский взгляд на земле.
Чтец 11. Есть в природе знак святой и вещий,
Ярко обозначенный в веках.
Самая прекрасная из женщин –
Женщина с ребёнком на руках!
Пусть ей вечно солнце рукоплещет,
Так она и будет жить в веках,
Самая прекрасная из женщин –
Женщина с ребёнком на руках!
Чтец 12 Как бы ни манил нас бег событий,
Как ни влёк бы в свой водоворот,
Пуще глаза маму берегите
От обид, от тягот и забот.
Чтец 13 Ну что ты не спишь и всё ждёшь упрямо?
Не надо. Тревоги свои забудь.
Мне ведь уже не шестнадцать, мама!
Мне больше! И в этом, пожалуй, суть.
Я знаю, уж так повелось на свете,
Я даже предчувствую твой ответ
Что дети всегда для матери дети,
Пускай им хоть двадцать, хоть тридцать лет.
И всё же с годами былые средства
Как-то меняться уже должны.
И прежний надзор и контроль, как в детстве,
Уже обидны и не нужны.
Ведь есть же ну личное очень что-то!
Когда ж заставляют: скажи да скажи! –
То этим нередко помимо охоты
Тебя вынуждают прибегнуть ко лжи.
Родная моя, не смотри устало!
Любовь наша крепче ещё теперь.
Ну разве ты плохо меня воспитала?
Верь мне, пожалуйста, очень верь!
И в страхе пусть сердце твоё не бьётся,
Ведь я по-глупому не влюблюсь,
Не выйду навстречу кому придётся,
С дурной компанией не свяжусь,
И не полезу куда-то в яму,
Коль повстречаю в пути беду,
Я тотчас приду за советом, мама,
Сразу почувствую и приду.
Когда-то ведь надо же быть смелее,
А если порой поступлю не так,
Ну что ж, значит, буду потом умнее,
И лучше синяк, чем стеклянный колпак.
Дай твои руки расцеловать
Самые добрые в целом свете.
Не надо, мама, меня ревновать,
Дети, они же не вечно дети!
И ты не сиди у окна упрямо,
Готовя в душе за вопросом вопрос.
Мне ведь уже не шестнадцать, мама.
Пойми. И взгляни на меня всерьёз.
Прошу тебя: выбрось из сердца грусть,
И пусть тревога тебя не точит.
Не бойся, родная. Я скоро вернусь!
Спи, мама. Спи крепко.
Чтец 14 У матери священные права:
Казнить и миловать,
Надеяться и плакать.
И жребий свой,
Приобретя едва,
Нести сквозь радости,
Сомнения
И слякоть.
У матерей обязанность одна:
Себя забыв,
В заботах распыляться.
И плоть, и душу,
Выложив до дна,
Душой и плотью
В ком-то повторяться.
И ничего не требовать взамен!
Лишь жертвенно
Надеяться и верить,
Любить такой любовью без измен,
Что мерками земными
Не измерить.
У матерей и чаянья одни:
Самоотверженно
У жизни на исходе
Стоять за жизнь.
И в чём-то тут сродни
Они великой
Матери-Природе.
И пусть за всё
Воздастся щедро ей!
Собрав в букет
Любовь и откровенье,
Придите, дети, к матери своей
И станьте перед нею
На колени.
Чтец 15 Я помню руки матери моей,
Хоть нет её, давно уже на свете,
Я рук не знал нежнее и добрей,
Чем жёсткие, мозолистые эти.
Я помню руки матери моей,
Что утирали слёзы мне когда-то,
В пригоршнях приносили мне с полей
Всё, чем весна в краю родном богата.
Я помню руки матери моей,
Суровой ласки редкие мгновенья.
Я становился лучше и сильней
От каждого её прикосновенья.
Я помню руки матери моей,
Широкие, шершавые ладони.
Они – что ковш. Приникни к ним и пей
И не сыскать источника бездонней.
Я помню руки матери моей,
И я хочу, чтоб повторяли дети:
«Натруженные руки матерей,
Святее вас нет ничего на свете!»
( Во время чтения стихов можно показывать слайды с фотографиями матери и ребёнка или детские фотографии учеников с их мамами)
(слайд 8-12)
Учитель. Само чувство любви – к матери, к возлюбленной – кажется сложным и противоречивым. Оно является одновременно источником радости и страдания.
Любовь ли то – иль что-нибудь иное?
И что же это, ежели любовь?
Коль в ней добро – что цепенеет кровь?
А если зло – то в чём действие благое?
(Зажигаются свечи, выключается свет – фрагмент из к/ф «Юнона и Авось»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Любовь- волшебняя страна (литературная гостиная)
Урок проводится в 10-11 классах.Цель:познакомить учащихся с мировыми шедеврами любовной лирики.Сделать вывод: лбюбовь -самое прекрасное чувство на земле.ради которого стоит жить....
Любовь -волшебная страна
Музыкально-литературный вечер предназначен для старшеклассников...
Внеклассное мероприятие по литературе "Любовь - волшебная страна"
Данная методическая разработка направлена на нравственно-эстетическое воспитание учащихся. Цель мероприятия «Литературное кафе «Любов...
Литературно-музыкальный вечер по теме: «Любовь – волшебная страна»
На вечере звучат стихи и песни о любви....
Любовь - волшебная страна
Литературное кафе для старшеклассников...
Литературное кафе "Любовь - волшебная страна"
Сценарий данного мероприятия служит развитию творческих способностей учащихся...
Презентация к внеклассному мероприятию "Любовь-волшебная страна"
Материал поможет в проведении мероприятия по данной теме...