Любовь- волшебняя страна (литературная гостиная)
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему

Урок проводится в 10-11 классах.Цель:познакомить учащихся с мировыми шедеврами любовной лирики.Сделать вывод: лбюбовь -самое прекрасное чувство на земле.ради которого стоит жить.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Любовь – волшебная страна(слайд 1)

Литературная гостиная

Только та любовь справедлива, которая стремится к прекрасному./Демокрит/

Любовь должна быть счастливой- это право любви.

Любовь должна быть красивой- это мудрость любви. /С.Черный/

Оборудование: компьютер, проектор

Музыкальное сопровождение: «Любовь- волшебная страна» в исполнении В.Пономаревой из к /ф «Жестокий романс».

П.Чайковский. Па-де-де из балета «Щелкунчик».

Фрагмент спектакля «Юнона» и «Авось».

Органная прелюдия И.Баха .Ре -минор

Ход урока (ЗВУЧИТ ЛЮБОВЬ-ВОЛШЕБНАЯ СТРАНА) проектор : ЗАПИСЬ ТЕМЫ

Учитель:

 Как прекрасно и как единственно в своем роде чувство, которое мы называем любовью. Его подарила нам природа, окутав великой тайной. Идут века, сменяются цивилизации, но что же такое любовь? Волшебная или обманная страна?

Хотя современные ученые и утверждают, что любовь-  некая химическая реакция, но склонна верить индийской мудрости: (ПРОЕКТОР, слайд 2)

Три источника имеют влечения человека: душу,  разум и тело.

Влечение души порождает дружбу.

Влечение разума - уважение.                                                    

Влечение тела -  желание.

Соединение трех влечений порождает любовь.

Звучит сонет 116 В, Шекспира

 Мешать соединенью двух сердец  (Звучит музыка П.И.Чайковского)№1

Я не намерен. Может ли измена

Любви безмерной положить конец?

Любовь не знает убыли и тлена.

Любовь - над бурей поднятый маяк,

Не меркнущий во мраке и тумане.

Любовь - звезда, которою моряк

Определяет место в океане.

Любовь - не кукла жалкая в руках

У времени, стирающего розы

На пламенных устах и на щеках,

И не страшны ей времени угрозы.

А если я не прав и лжет мой стих,

То нет любви - и нет стихов моих

Учитель: испытать прекрасное чувство любви-это счастье, даже если любовь неразделенная

Звучит сонет 90 №2

Уж если ты разлюбишь — так теперь,
Теперь, когда весь мир со мной в раздоре.
Будь самой горькой из моих потерь,
Но только не последней каплей горя!

И если скорбь дано мне превозмочь,
Не наноси удара из засады.
Пусть бурная не разрешится ночь
Дождливым утром — утром без отрады.

Оставь меня, но не в последний миг,
Когда от мелких бед я ослабею.
Оставь сейчас, чтоб сразу я постиг,
Что это горе всех невзгод больнее,

Что нет невзгод, а есть одна беда —
Твоей любви лишиться навсегда.

Учитель:

Сонет - излюбленная форма любовной лирики в 15-16 веках. Это время мы называем эпохой Возрождения, когда поэты и художники своей целью ставили возрождение нравственных чувств, пробуждение любви человека к человеку. Имена Лауры и Беатриче остались в веках, потому что их прославили своей любовью Петрарка и Данте.

И, С, Тургенев писал: «Только любовью держится и движется жизнь».

Звучит песня в исполнении А.Градского «В полях под снегом и дождем…» на слова Р.Бернса. В полях, под снегом и дождем... 

В полях, под снегом и дождем,

     Мой милый друг,

     Мой бедный друг,

Тебя укрыл бы я плащом

     От зимних вьюг,

     От зимних вьюг.

А если мука суждена

     Тебе судьбой,

     Тебе судьбой,

Готов я скорбь твою до дна

     Делить с тобой,

     Делить с тобой.

Пускай сойду я в мрачный дол,

     Где ночь кругом,

     Где тьма кругом, -

Во тьме я солнце бы нашел

     С тобой вдвоем,

     С тобой вдвоем.

И если б дали мне в удел

     Весь шар земной,

     Весь шар земной,

С каким бы счастьем я владел

     Тобой одной,

     Тобой одной.

Учитель:

Без сомнения, любовь не должна причинять страданий. Любовь – это радость, это весна В душе человека. Ну а если любовь – чувство безответное, неразделенное? Как быть? Мне кажется, на этот вопрос дал ответ В.Г.Белинский:     (ПРОЕКТОР)слайд3

 «Любовь имеет свои законы развития, как человеческая жизнь. У нее есть своя роскошная весна, свое жаркое лето, наконец, осень, которая для одних бывает теплою, светлою, а для других холодною и бесплодной».

Но истинно любящий никогда не пожелает зла любимой или любимому, даже если им не суждео быть вместе. А.Пушкин в своем знаменитом стихотворении писал «…как дай вам бог любимой быть другим», у В.Маяковского читаем «Дай хоть последней нежностью выстелить твой уходящий шаг». Какой глубокий смысл содержится в этих строках! Пожелание быть любимыми, даже расставшись! Уходя, произнести слова любви, а не проклятья- вот цена истинных чувств!

Звучит стихотворение Н.Матвеевой «Девушка из Харчевни».музыка

Любви моей ты боялся зря -

Не так я страшно люблю.

Мне было довольно видеть тебя,

Встречать улыбку твою.

        

И если ты уходил к другой,

Иль просто был неизвестно где,

Мне было довольно того, что твой

Плащ висел на гвозде.

Когда же, наш мимолётный гость,

Ты умчался, новой судьбы ища,

Мне было довольно того, что гвоздь

Остался после плаща.

Теченье дней, шелестенье лет,

Туман, ветер и дождь.

А в доме события - страшнее нет:

Из стенки вынули гвоздь.

Туман, и ветер, и шум дождя,

Теченье дней, шелестенье лет,

Мне было довольно, что от гвоздя

Остался маленький след.

Когда же и след от гвоздя исчез

Под кистью старого маляра,

Мне было довольно того, что след

Гвоздя был виден вчера.

Любви моей ты боялся зря.

Не так я страшно люблю.

Мне было довольно видеть тебя,

Встречать улыбку твою.

И в тёплом ветре ловить опять

То скрипок плач, то литавров медь...

А что я с этого буду иметь,

Того тебе не понять.

Учитель:

«Положи меня как печать на сердце твоем, как перстень на руку твою, ибо крепка, как смерть любовь .Большие воды не могут потушить любовь и реки не зальют ее». Эти строки из «Песни песней» царя Соломона, созданные более 2-х тысячелетий назад. Всего 7 дней, гласит легенда было отпущено царю Соломону и прекрасной 16-летней девушке Суламифи для любви. Царь был покорен чистотой и женственностью возлюбленной. Но горячие и нежные чувства не принесли счастья. Суламифь погибает от руки убийцы. Но даже смерть не может победить любовь. «благодарю тебя, мой царь, за все: за любовь, за твою красоту, за твою мудрость. Никогда не было и не будет женщины счастливее меня». «Песнь песней»- это гимн красоте, женственности, любви. Стоки из рассказа А. Куприна напомнили другое произведение «Гранатовый браслет»,где умирающий Желтков обращается к любимой женщине: «Да святится имя твое».

Видеофрагмент из рок- оперы «Юнона» и « Авось» . «Сага» А. Вознесенского в исполнении А.Караченцова.

Учитель:

Поэму «Авось» написал А, Вознесенский. Это удивительная история любви дочери губернатора  Сан-Франциско Кончиты и русского мореплавателя Николая Петровича Резанова.Обручившись в 1763 году в возрасте16 лет, Кончита прождала возлюбленного 35 лет, дав обет молчания, и умерла в 51 год.

Чтение отрывка из романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» («Встретившись случайно и неслучайно, они были счастливы в своей каморке…»)

Учитель: В конце романа Воланд произносит : «Там ждет вас дом… и …свечи уже горят».

Свеча- символ Жизни, Надежды, Любви.

Звучат стихотворения А, Пушкина «Ночь»,Б.Пастернака «Зимняя ночь».Николаев(БАХ)

Учитель:

Говорят, что от любви до ненависти один шаг. Но так ли это? Способен ли любящий человек возненавидеть?

Г.Гейне писал: «Всепокоряющая сила любви заключается в безграничном  великодушии, в почти сверхчувственном бескорыстии». Г.Гейне

Чтение стихотворения М. Цветаевой «Вчера еще в глаза глядел…»

Вчера еще в глаза глядел,
А нынче - всё косится в сторону!
Вчера еще до птиц сидел,-
Всё жаворонки нынче - вороны!

Я глупая, а ты умен,
Живой, а я остолбенелая.
О, вопль женщин всех времен:
"Мой милый, что тебе я сделала?!"

И слезы ей - вода, и кровь -
Вода,- в крови, в слезах умылася!
Не мать, а мачеха - Любовь:
Не ждите ни суда, ни милости.

Увозят милых корабли,
Уводит их дорога белая...
И стон стоит вдоль всей земли:
"Мой милый, что тебе я сделала?"

Вчера еще - в ногах лежал!
Равнял с Китайскою державою!
Враз обе рученьки разжал,-
Жизнь выпала - копейкой ржавою!

Детоубийцей на суду
Стою - немилая, несмелая.
Я и в аду тебе скажу:
"Мой милый, что тебе я сделала?"

Спрошу я стул, спрошу кровать:
"За что, за что терплю и бедствую?"
"Отцеловал - колесовать:
Другую целовать",- ответствуют.

Жить приучил в самом огне,
Сам бросил - в степь заледенелую!
Вот что ты, милый, сделал мне!
Мой милый, что тебе - я сделала?

Всё ведаю - не прекословь!
Вновь зрячая - уж не любовница!
Где отступается Любовь,
Там подступает Смерть-садовница.

Самo - что дерево трясти! -
В срок яблоко спадает спелое...
- За всё, за всё меня прости,
Мой милый,- что тебе я сделала!

И все-таки ,несмотря на все переживания , любовь всегда побеждает, и она, бесспорно, -волшебная страна. Счастливых, любящих сердец в миллионы раз больше, чем разбитых.И пусть в ваших сердцах поселится это великое чувство. Учитесь любить и будьте любимы!

Любовь –
Восторг души и вдохновенье.
Любовь –
Безумной страстью опьяненье.
Любовь –
Тепла и нежности услада.
Любовь –
За все страдания награда.
Любовь –
Сомненья, горе, боль и муки.
Любовь –
Надежда, вера и разлука.
Любовь –
Покой, доверчивость, участье.
Любовь –
Вода и пламень, зло и счастье!
(Т. Лаврова )

 

Вовеки здравствует Любовь!

Любовь — отчаянье и слёзы,
Любовь — страдания и боль,
Любовь — несбывшиеся грёзы,
На раны сыплемая соль.

Любовь — обиды и разлуки,
Измены неостывший след.
Любовь — немыслимые муки,
Когда любви ответной нет!

Любовь — стихия океана,
Землетрясение, вулкан,
Затмение, дурман обмана,
И множество на сердце ран!

Любовь безжалостна и властна!
Но мы любить готовы вновь,
Ведь всё равно она прекрасна!
Вовеки здравствует Любовь!

(Е. Шерман )

Чтение афоризмов о любви:

 «Любовь- это ожидание, это верность, это порой и жертвенность

Звучит песня «Последняя поэма» на слова  Робиндраната Тагора в исполнении учащихся.

Ветер ты старые ивы развей.
Нет мне дороги в мой брошенный край.
Если увидеть пытаешься издали.
Не разглядишь меня,
Не разглядишь меня, друг мой,
Прощай...

Я уплываю и время несет меня
C края на край.
C берега к берегу,
C отмели к отмели,
Друг мой прощай.
Знаю когда-нибудь,
С дальнего берега давнего прошлого
Ветер вечерний ночной
Принесет тебе вздох от меня.

Ты погляди, ты погляди.
Ты погляди не осталось ли
Что-нибудь, после меня.

В полночь забвенья
На поздней окраине жизни моей.
Ты погляди без отчаянья,
Ты погляди без отчаянья.
Вспыхнет ли
Примет ли облик безвестного образа
Будто случайного.
Вспыхнет ли
Примет ли облик безвестного образа
Будто случайного.

Это не сон.
Это не сон.
Это вся правда моя, это истина.
Смерть побеждающий вечный закон -
Это любовь моя.
Это любовь моя.
Это любовь моя.

        А.Пушкин        НОЧЬ

Мой голос для тебя и ласковый и томный
Тревожит поздное молчанье ночи темной.
Близ ложа моего печальная свеча
Горит; мои стихи, сливаясь и журча,
Текут, ручьи любви, текут, полны тобою.
Во тьме твои глаза блистают предо мною,
Мне улыбаются, и звуки слышу я:
Мой друг, мой нежный друг... люблю... твоя... твоя!

Зимняя ночь.Л.Пастернак

Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.

Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

На озаренный потолок
Ложились тени,
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.

И падали два башмачка
Со стуком на пол.
И воск слезами с ночника
На платье капал.

И все терялось в снежной мгле
Седой и белой.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

На свечку дуло из угла,
И жар соблазна
Вздымал, как ангел, два крыла
Крестообразно.

Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Любовь -волшебная страна

Музыкально-литературный вечер предназначен для старшеклассников...

"Любовь- волшебная страна"

Внеурочное занятие для старшеклассников. Направлено на развитие духовно-нравственных качеств личности....

Внеклассное мероприятие по литературе "Любовь - волшебная страна"

Данная методическая разработка направлена на нравственно-эстетическое воспитание учащихся. Цель мероприятия «Литературное кафе «Любов...

Любовь - волшебная страна

Литературное кафе для старшеклассников...

Литературное кафе "Любовь - волшебная страна"

Сценарий данного мероприятия служит развитию творческих способностей учащихся...

Литературная гостиная «Любовь – волшебная страна»

Эта презентация содержит слайды с портретами известных поэтов и писателей, которые воспевали любовь в своих произведениях. Каждый слайд сопровождает высказывание о сущности и роли любви в жизни челове...