Творческая мастерская урока литературы
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Методическая разработка для учителей русского языка и литературы, использующих педагогическую мастерскую как инновационную технологию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_sholokhovu.docx16.88 КБ

Предварительный просмотр:

                     УРОК – МАСТЕРСКАЯ  ПО РОМАНУ М. А. ШОЛОХОВА

                                                     «ТИХИЙ ДОН».

                                  ЖЕНСКИЕ СУДЬБЫ В РОМАНЕ .

Цели урока:

Обучающая:

Через основные этапы мастерской вывести учащихся к целостному анализу нравственных вопросов, рассматриваемых писателем ( порядочность в любви, верность, семейные связи) ; систематизировать информационный материал, подготовить учащихся к написанию сочинения- рассуждения по роману.   

Развивающая:

Развить творческие способности при написании мини- сочинения в жанре эссе.

Воспитательная:

Утвердить в глазах учеников незыблемые истинные ценности: семью, нравственность, национальный дух.

Вступительное слово учителя ( фрагмент):

История семьи Мелеховых начинается с любви, и центром семейной трагедии тоже становится любовь. Сегодня на уроке мы будем говорить о любви.

Почему именно вокруг героя Григория Мелехова складывается эта коллизия?

Почему любовь трех женщин : Аксиньи, Натальи, Ильиничны -приносит ему и им столько горя?

Сегодня нам предстоит написать групповую творческую работу в жанре эссе на одну из тем:

- Какою быть должна любовь…

-За что нам Бог дает любовь…

=  ИНДУКЦИЯ.

Для героев «Тихого Дона» семейное начало буквально пронизывает всю частную жизнь. Каждая отдельная личность воспринимается непременно как часть общего- семьи, рода. Сложные философские проблемы взаимоотношений в семье, противоречивые искания и трагические судьбы героев передаются на широком эпическом фоне: мужчины решают вопросы мирозданья, а удел женщины_- покорно ждать.

= На экране репродукции к роману. Читается стихотворение В.Высоцкого.

        Так случилось- мужчины ушли,

        Побросали посевы до срока.

        Вот их больше не видно из окон-

        Растворились в дорожной пыли.

        Мы вас встретим и пеших, и конных,

        Утомленных, нецелых- любых,-

         Только б не пустота похоронных,

          Не предчувствие их.

         Мы вас ждем – торопите коней!

         В добрый час! В добрый час! В добрый час!

         Пусть попутные ветры не бьют, а ласкают вам спины…

         А потом возвращайтесь скорей,

         Ибо плачут по вас,

         И без ваших улыбок бледнеют и сохнут рябины.

Какие чувства, ощущения, ассоциации, мысли, вопросы возникли у вас? Запишите это на индивидуальных листках.

2. Малое афиширование.

( Объединение в группы, выход на идею урока.)

Судьбы женщин переплетены в романе, но у каждой – своя судьба. Каждая «несет свою беду»

3.Самоконструкция.

Информация 1.   Казачьи быт и нравы, место женщины в патриархальной семье.

Информация 2.    Женщины семьи Мелеховых

+    групповая работа по карточкам - заданиям :

а). Выразительное чтение отрывка ( разговор Аксиньи и Ильиничны)

б). Инсценировка фрагмента ( Дарья и Наталья)

в). ???-   1). За что Бог не дал Дарье ни любви, ни радости материнства?

               2). Как автор рисует «великую материнскую тоску по сыну»? ( Ильинична).

                3). Почему кроткая, беззаветно любящая Наталья берет на душу грех, желая смерти близкому человеку?

4. Социализация.

Творческая работа на одну из тем , предложенных в начале урока:

- Какою быть должна любовь…

-  За что нам Бог дает любовь…

5. Большое афиширование.

Слушание +обсуждение работ.

6.Проект Мастера.

7.Этап мягкой коррекции.

Единое мнение по заданным темам.

Домашнее задание.

1.Ветер времени и людские судьбы.

2.Нравственные проблемы в романе Шолохова «Тихий Дон»

3.Ложные и истинные ценности в жизни человека.

8. Разрыв.

Любовь приходит к каждому неожиданно. Кому- то она дается в награду, кому – то в наказание, кому- то как испытание.

Каждая героиня Шолохова «несла свою беду», у каждой – своя судьба.

( говорят учащиеся):

У Аксиньи?- это любовь – награда

У Дарьи? – это наказание

У Натальи? – испытание

Как распорядились они своей любовью?

9.Рефлексия.

Перед вами веточка и три цветка: роза, нарцисс, мак.

Любовь кого из героев ассоциируется с этими цветами и почему?

= Наклейте на веточку (каждая группа) Розу , если вы считаете, что любовь должна быть бескорыстной, как у Натальи;

Нарцисс, если надо жить, заботясь о собственных удовольствиях, как Дарья;

Мак, если надо жить и любить безоглядно, сгорая за миг счастья, как Аксинья.

Исполняется романс В.Высоцкого «Я несла свою Беду…»

Вывешиваются листы с рефлексией.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая мастерская (урок литературы в 6 классе). Лирика. Стихосложение.

Урок литературы в 6 классе (по учебнику под редакцией А. Г. Кутузова) был дан в форме творческой мастерской после изучения раздела "Лирика. Стихосложение." Цель урока - повторить и обобщить пройденное...

Урок-творческая мастерская по литературе в 7 классе на тему "Милосердие - добродетель сердца".

Урок с использованием технологии творческих мастерских обращает внимание учащихся на актуальную в современном обществе проблему милосердия. Анализируя "Стихотворения в прозе" И. С. Тургенева...

Презентации к уроку по литературе "Цветопись в поэзии" (творческая мастерская по литературе)

Презентация учителя содержит вводный урок по литературе по теме "Цветопись в поэзии". Творческая мастерская по литературе. Данный урок можно проводить в 5-6 классах. Краткая аннотация §...

Творческая мастерская по литературе "Не хочу учиться" (по комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль"), 8 класс

Конспект урока-творческая мастерской по литературе ( по комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль") с презентацией для 8 класса....

Творческая мастерская по литературе по произведению О.Уайльда "Кентервильское привидение"

Нетрадиционный урок литературы " О.Уайльд "Кентервильское привидение" (УМК Т.Ф.Курдюмовой , 6 класс )...

В творческой мастерской учителя литературы.

Мастер-класс по передаче опыта по использованию технологии развития критического мышления на уроках русской литературы....