Творческая мастерская по литературе как один из современных способов ведения урока
презентация к уроку (7 класс)

Васильева Татьяна Анатольевна

презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon pedagogicheskie_masterskie.vasileva_t.a_bez_kartinok.ppt1.01 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Творческая мастерская по литературе как один из современных способов ведения урока Васильева Т.А., учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 151 Санкт-Петербурга 2019

Слайд 2

Педагогические мастерские: инновационные технологии на уроках литературы Педагогическая мастерская – это одна из интенсивных образовательных технологий, которая позволяет каждому участнику «строить» свои знания через критическое отношение к поступающей информации и самостоятельно решать творческие задачи

Слайд 3

Из Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»: В соответствии с основными реформами общеобразовательной школы, обучающихся необходимо вовлекать «…в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать и понимать, осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности»

Слайд 4

Алгоритм мастерской построения знаний: 1 этап – индукция : мотивируется деятельность; задание строится с опорой на личный опыт учащихся; 2 этап – создание творческого продукта (в группе или индивидуально) состоит из деконструкции и реконструкции (текст разбирается на детали, которые используются как строительный материал);

Слайд 5

Алгоритм мастерской построения знаний: 3 этап – социализация , то есть предъявление созданного продукта всем участникам; 4 этап – обращение к новой информации , её обработка (словарные статьи, фрагменты чьих-то высказываний); 5 этап – исправление или обновление созданного учеником продукта (индивидуальная или групповая работа); 6 этап – итоговая социализация ; 7 этап – рефлексия

Слайд 6

Законы мастерской : - равенство всех участников - право каждого на ошибку -безоценочная деятельность - предоставление свободы в рамках правил - элемент неопределённости в заданиях - диалог - организация и перестройка реального пространства - ограничение деятельности мастера-руководителя

Слайд 7

Почему мастерские оказались нужны современному словеснику? 1. Интерес к литературе возникает у тех, кто становится участником мастерской 2. Работа со словом оказывается делом первостепенным. Важны записи в тетрадях своих и чужих слов – это обучение работе с информацией, база для последующего творчества 3. Решается проблема самостоятельного и спонтанного письма обучающихся, в том числе на экзаменах по разным предметам (подготовка к сочинению)

Слайд 8

Почему мастерские оказались нужны современному словеснику? 4. Это путь к пониманию художественной литературы 5. Обучающиеся овладевают основами анализа художественного произведения. Мастерская обучает интерпретации, самоанализу и самоконтролю 6. Это основа развития коммуникативной компетентности

Слайд 9

Притча – это особый рассказ, в нем говорится о вечных ситуациях, в которых оказываются люди, о пороках человеческих и проявлениях добра. Притча – это произведение-загадка, в котором нет готового ответа, его надо найти, вступив в диалог с персонажами .

Слайд 10

Приемы работы с притчей : Обсуждение основной идеи и смысла притчи. Сформулировать вопросы или ответить на поставленные вопросы. Придумать название притчи. Притча без окончания (обсуждение, чем она могла бы закончиться). Выделить ключевые слова – понятия, с последующим комментированием. Инсценировка притчи. Сокращение притчи (т.е. написание сжатого изложения); Подбор пословиц, поговорок. Сравнение с басней (определить). Определение ценностей, которые отражает притча.

Слайд 11

Творческая мастерская «Чувства и поступки» Цели и задачи: Создание ценностно-смысловых ориентаций. Учитель, представляющий мастерскую: Васильева Т.А.. Аудитория: ученики 7-х - 11-х классов. Автор мастерской: доктор исторических наук Орлова О.В. (Санкт-Петербург). Время проведения : 60-90 минут. Предмет: урок литературы, классный час . Оборудование: компьютер, проектор, тексты, бумага для записей.

Слайд 12

Из опыта работы … Урок – мастерская построения знаний «Чувства и поступки» Алгоритм Ответьте письменно на вопрос: каково лексическое значение слова «притча» (или: что такое притча)?

Слайд 13

Записи: Жанр эпоса: небольшое повествовательное произведение назидательного характера, содержащее религиозное или моральное поучение в иносказательной (аллегорической) форме. Близка к басне, но отличается от неё широтой обобщения, значимостью заключённой в притче идеи. Эпический жанр в литературе XIX — XX веков , в основе которого лежит принцип параболы ; характеризуется предельной заострённостью главной мысли, выразительностью и экспрессивностью языка. 4] короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (премудрость)

Слайд 14

1. Индукция в группе -решите, какая из предложенных фраз правильная : «Чувства заставляют нас совершать те или иные поступки». «Поступок вызывает чувства» - обоснуйте решение примерами из живого опыта. 2.Межгрупповая социализация решений

Слайд 15

3. Работа с текстом Фронтально: -прослушайте притчу «О слепом» «Однажды один человек проходил мимо слепого. У ног слепого лежала табличка, на которой было написано: «Я слепой. Помогите мне, пожалуйста».

Слайд 16

Индивидуально: - запишите, какие чувства рождает у вас эта запись. 4. Фронтальная социализация чувств

Слайд 17

5. Продолжаем знакомиться с притчей «По- видимому, дела слепого шли не очень хорошо – в его шляпе всего одна монета. Человек взял табличку, что-то на ней написал, поставил табличку на место и пошел своим путем. Через несколько часов он возвращался обратно и, проходя мимо слепого, увидел , что его шляпа полна монет. Табличка с надписью стояла на том же месте».

Слайд 18

6. Социоконструкция Задание после прослушивания: в группе предложите, что мог написать этот прохожий (или свой вариант надписи на табличке), чтобы денег в шляпе прибавилось. 7. Социализация надписей (вывешивание, озвучивание, возможна запись на доске) и их обоснований.

Слайд 19

8. Дедукция На табличке было написано: «Сейчас весна , но я не могу ее увидеть».

Слайд 20

9. Социоконструкция: -в группе дайте названию чувству, которое владело прохожим; - найдите объяснение, что сделала с людьми приписка прохожим новой фразы: 1. «Я слепой. Помогите мне, пожалуйста». 2. «Сейчас весна, но я не могу ее увидеть».

Слайд 21

10. Межгрупповая социализация названий чувств (с записью на доске) и объяснений к фразам. ( « Усилилось сочувствие ».)

Слайд 22

11. В группе : - прочитайте новую притчу (выдается на группу текст начало притчи «Окно»); -дайте названия чувствам первого и второго больного. 12. Социализация названий чувств с записью на доске.

Слайд 23

Притча «Окно» «В больнице , в двухместной палате, лежали два безнадежных больных. У них совершенно одинаковые койки, совершенно равные условия. Разница была лишь в том, что один из них мог видеть единственное в палате окно, а другой нет, зато у него рядом была кнопка вызова медсестры. Шло время, сменялись времена года… Тот , что лежал у окна, рассказывал соседу обо всем, что там видел : что на улице идет дождь , сыплет снег или светит солнце, деревья то укрыты легким сверкающим кружевом , то подернуты легкой весенней дымкой… Что на улице ходят люди, ездят машины… Что там есть МИР. Второй больной слушал его и не понимал, почему не он лежит у окна, почему он не видит всего этого»?

Слайд 24

13. Прочтите продолжение притчи: найдите, при каком условии второй больной мог бы вызвать медсестру с помощью горящей кнопки. 14. Социализация выдвинутых условий.

Слайд 25

«Его душила черная зависть… И вот однажды случилось так, что первому, тому, кто лежал у окна, ночью стало плохо. Он просил соседа вызвать медсестру, но тот почему-то этого не сделал. И больной, лежащий у окна, умер».

Слайд 26

15. Прочтите продолжение притчи: предположите, что он увидел. 16. Социализация предложенных картин за окном.

Слайд 27

«На следующий день второй больной попросил, раз уж так получилось, положить его у окна. Просьбу выполнили - и, наконец, он увидел…» .

Слайд 28

Содерж песни

Слайд 29

17. Дедукция. Окончание притчи. «Окно выходило на глухую серую стену, за которой ничего не было видно».

Слайд 30

18. В группе: - выпишите все чувства, с которыми вам сегодня пришлось столкнуться в притчах (и/или посмотрите на записи на доске); -разделите все эти чувства на группы, как вы сочтете нужными. 19. Социализация (предполагается : отрицательные - положительные).

Слайд 31

20. Социоконструкция: - в группе сформулируйте закон связи поступков и чувств, взвесив все, с чем работали на этой мастерской. 21. Социализация выведенных законов .

Слайд 32

22. В группе : -предложите, что делать человеку, если какое-нибудь отрицательное чувство уже поселилось в нем . 23. Межгрупповая социализация предложений.

Слайд 33

24. Дедукция ( мастер может предложить психологические рекомендации ): - признание отрицательного чувства; -активное отреагирование признанного чувства (написать, нарисовать и порвать записи и рисунок, выбросить клочки в мусоропровод; побить кулаками спортивную «грушу»); - использование метода пустого стула ( высказать свои мысли вслух пустому стулу напротив, представив там человека - адресата ); - прощение; -попросить вживую или мысленно прощение у того человека, из-за которого это чувство; -простить себя за то , что появилось такое чувство.

Слайд 34

25. Рефлексия: Что пережито, почувствовано в процессе мастерской, какие ощущения были самыми сильными и (или) интересными • Какие этапы были наиболее трудными? • На какой ступеньке Вы находитесь: Работать было легко и интересно Испытывал незначительные затруднения (какие?) Работать так пока трудно Работать трудно, но интересно Какими видами источниками информации мы пользовались? Какие виды деятельности вы выполняли на занятии?

Слайд 35

«Душевные» уроки – диалоги Произведения К. Г. Паустовского «Телеграмма»; А. С. Пушкина «Станционный смотритель»; Ф.М.Достоевского «Преступление и накавзание»;И.С.Тургенева «Воробей», «Нищий», «Барельеф», «Щи», «Милостыня», «Два богача»; А.П.Чехова «Угроза»; В.Г.Короленко «Огоньки»; И. А.Бунина «Скарабеи», «Именины»; В.П.Астафьева «И прахом своим», «Лунный блик», «Костер возле речки», «Приветное слово», ; А.И.Солженицына «Отраженье в воде», «Утенок», «Молния», «Лихое зелье», «Колокольня»

Слайд 36

Технология педагогических мастерских - позволяет провести занятия содержательно и оригинально в соответствии с требованиями образовательных стандартов - побуждает учеников к учебно-исследовательской деятельности -развивает творчество, самостоятельное мышление, коммуникативные навыки при изучении литературных произведений

Слайд 37

1. Технология педагогических мастерских: вхождение в ценности. Белова Н.И.,Орлова О.В. М., РУДН, 2019. 2.Педагогические мастерские: инновационные технологии на уроках литературы. Ерёмина Т.Я. М., «Просвещение», 2013. 3.Толковый словарь живого великорусского языка/ В.И.Даль. М., «Просвещение», 2005. Источники:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-творческая мастерская по литературе в 7 классе на тему "Милосердие - добродетель сердца".

Урок с использованием технологии творческих мастерских обращает внимание учащихся на актуальную в современном обществе проблему милосердия. Анализируя "Стихотворения в прозе" И. С. Тургенева...

Презентации к уроку по литературе "Цветопись в поэзии" (творческая мастерская по литературе)

Презентация учителя содержит вводный урок по литературе по теме "Цветопись в поэзии". Творческая мастерская по литературе. Данный урок можно проводить в 5-6 классах. Краткая аннотация §...

Творческая мастерская по литературе "Не хочу учиться" (по комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль"), 8 класс

Конспект урока-творческая мастерской по литературе ( по комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль") с презентацией для 8 класса....

Творческая мастерская по литературе по произведению О.Уайльда "Кентервильское привидение"

Нетрадиционный урок литературы " О.Уайльд "Кентервильское привидение" (УМК Т.Ф.Курдюмовой , 6 класс )...

Современная методика ведения урока физической культуры

Доклад на тему «Современная методика ведения урока физической культуры», возможности использования информационных технологий при проведении уроков физической культуры....

Использование технологии коллективного взаимодействия в работе творческой мастерской «Веселый портняжка» как способ развития творческих и коммуникативных компетенций обучающихся

Моя многолетняя педагогическая практика показала, что коллективные способы обучения к решению данной задачи становятся все более востребованным в современных российских реалиях. Они позволяют максимал...

В творческой мастерской учителя литературы.

Мастер-класс по передаче опыта по использованию технологии развития критического мышления на уроках русской литературы....