Творческая мастерская (урок литературы в 6 классе). Лирика. Стихосложение.
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме
Урок литературы в 6 классе (по учебнику под редакцией А. Г. Кутузова) был дан в форме творческой мастерской после изучения раздела "Лирика. Стихосложение." Цель урока - повторить и обобщить пройденное, расширить знания учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_uroka.docx | 169 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №2 им. В. А. Орлова г. Петровска-Забайкальского Забайкальского края
Урок литературы в 6
(по учебнику под редакцией А. Г. Кутузова)
Творческая мастерская
Лирика. Стихосложение.
Разработала и провела учитель русского языка и литературы Горькаева Л. В.
Тема урока – «Вот и зима пришла серебристая»
Цель – пробудить интерес к поэзии, к стихосложению, дать возможность учащимся «открыть себя», способствовать развитию их творческих способностей.
Задачи:
- образовательная – повторить, закрепить и расширить знания по разделу «Лирика»;
- развивающая – развитие умения различать прозу и поэзию, чувствовать рифму, ритм, развитие речи;
- воспитательная – воспитание любви к слову, к родному языку, чувства прекрасного.
Форма урока: творческая мастерская с элементами игры.
Межпредметные связи: литература, русский, риторика, музыка, живопись.
Оборудование: репродукция картины Шишкина «Зима», рисунки ребят, увеличенные через проектор, караоке.
В подготовке и проведении урока участвовали помощники учителя-старшеклассники, которые представляли героинь из «зимних», новогодних сказок и были одеты в соответствующие костюмы: Снежная королева, Снегурочка, Фея, Ночь.
Предварительная подготовка: костюмы для сказочных героев, жетоны, медали из бумаги:
- лучшему художнику;
- лучшему чтецу;
- лучшему поэту – победителям конкурсов.
Каждому, ответившему на вопросы викторины, вручались жетоны; победители викторины определялись по количеству заработанных жетонов.
Ученики выполняли к данному уроку домашнее задание (на выбор): учили наизусть стихи русских поэтов о зиме, сочиняли сами стихи, составляли сигнальные карточки с цифрами 5, 4, 3 для оценивания ответов, составляли вопросы викторины по теме «Стихосложение».
Эпиграф
…Я – поэт.
В душе моей едины звуки
Перекликаются, живут,
В размеры сладкие бегут…
А. С. Пушкин
Ход урока
- Организационный момент.
Тема, цель, задачи урока. Работа с тетрадями: в них план урока, вопросы викторины.
- Звучит песня «Зима» (Э. Ханок – С. Островой)
─ О чём эта песня?
─ В чём необычность этого времени года?
- 1-я ученица читает наизусть стихотворение о зиме.
2-я ученица описывает устно картину Шишкина «Зима» и читает наизусть отрывок из произведения Соколова-Микитова «Красив, чудесен русский лес зимою».
─ Вы прослушали стихотворение и прозу. В чём их отличие и что общего? Какими чувствами проникнуты эти произведения?
- Учитель.
«Вот и пришла зима серебристая». Она принесла снег, порошу, метели и, как сказал поэт В. Брюсов, «серебро, огни и блёстки. Целый мир из серебра». И, конечно же, Новый год, веселье, волшебников, сказочных героев.
- В это время открывается дверь, в кабинет заходят сказочные герои: Снежная Королева, Снегурочка, Фея, Ночь;
─ Героями каких народных и литературных сказок они являются?
─ Эти сказочные герои примут участие в нашем уроке, помогут мне провести конкурсы и викторину, выявить победителей.
- Снежная Королева читает эпиграф.
─ Ваше понимание, ребята, эпиграфа, какое он имеет отношение к нашему уроку?
- Учитель. На сегодняшнем уроке вы, ребята, покажете свои творческие способности: умение выразительно читать как стихи русских поэтов о зиме, так и стихи собственного сочинения, умение выражать мнение.
- Конкурсы:
1-ый конкурс на лучшего чтеца стихов русских поэтов о зиме;
2-ой конкурс рисунков;
3-ий конкурс поэтов: ребята читают стихи собственного сочинения.
Каждый конкурс оценивался ребятами при помощи сигнальных карточек, победителям вручались медали: «Лучшему чтецу», «Лучшему художнику» и «Лучшему поэту».
Сочинения ребят: По улице гуляет
Дедушка Мороз,
Снег рассыпает
На ветвях берёз.
( М. Олеся)
Зима уж наступила,
Солнце светит уныло,
Лишь в лесу зеленеют ели.
И уже закружили метели.
За окном тихо вьюга воет
И всю землю снегом кроет,
Словно в лес вселилось печальное,
Очень грустное молчание.
(П. Ирина)
Вот и к нам пришла зима
На деревьях – бахрома.
Из окна не виден двор,
Всё стекло покрыл узор.
(К. Алёна)
- Задание группам: составление буриме.
Ученики составляют четверостишие по данным рифмам:
1-я группа 2-я группа 3-я группа
дворы в инее гуляет
белые синие Мороз
смелые в огоньках рассыпает
с горы на коньках берёз
Определить вид рифмы.
- На доске записано стихотворение. Кто автор, как называется?
Выпишите тропы.
- Итоги викторины, конкурсов.
- Реконструкция стихотворения А. Фета «Печальная берёза», ребята восстанавливают пропущенные слова и сравнивают с оригиналом.
Подведение итогов урока.
Песня «Зима». Поют все ребята.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-творческая мастерская по литературе в 7 классе на тему "Милосердие - добродетель сердца".
Урок с использованием технологии творческих мастерских обращает внимание учащихся на актуальную в современном обществе проблему милосердия. Анализируя "Стихотворения в прозе" И. С. Тургенева...
Материал к уроку литературы, 11 класс, "Лирика В. Маяковского"
Материал для анализа стихотворения В. Маяковского "Послушайте!"...
Творческая мастерская урока литературы
Методическая разработка для учителей русского языка и литературы, использующих педагогическую мастерскую как инновационную технологию....
Презентации к уроку по литературе "Цветопись в поэзии" (творческая мастерская по литературе)
Презентация учителя содержит вводный урок по литературе по теме "Цветопись в поэзии". Творческая мастерская по литературе. Данный урок можно проводить в 5-6 классах. Краткая аннотация §...
Творческая мастерская по литературе "Не хочу учиться" (по комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль"), 8 класс
Конспект урока-творческая мастерской по литературе ( по комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль") с презентацией для 8 класса....
Урок литературы 6 класс «Трехсложные размеры стихосложениия».
Тема: «Трехсложные размеры стихосложениия».Тип – открытие новых знанийФорма проведения: путешествие в страну Литературия.3 команды формируются заблаговременно и с учётом личностных о...