Новые образовательные технологии Творческая мастерская
консультация (литература) по теме

Дается описание и алгоритм технологии творческой мастерской

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskaya_masterskaya.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

Творческая мастерская как эффективное средство обеспечения высокого качества организации образовательного процесса на уроках русского языка и литературы

         Развитие интеллекта школьников, творческого потенциала детей, воспитания духовности и нравственности, правовой культуры, то есть обеспечение общей процедуры саморазвития личности, должно обеспечиваться технологически в учебном процессе, построенном на личностном включении школьника в процесс обучения. Такой технологией является творческая мастерская.

          А если учесть, что творчество заложено в детях самой природой и что они любят сочинять, выдумывать, фантазировать, перевоплощаться, то становится понятным – творческое самовыражение необходимо детям для нормального развития.  

         Уроки литературы призваны формировать потребности личности в непрерывном совершенствовании, развивать творческие способности, творческое самостоятельное мышление.

         Обучение в мастерских базируется на деятельностном подходе, коллективном способе обучения – только тогда учебное содержание осознанно усваивается, когда оно становится предметом активных действий школьника, причем не эпизодических, а системных. Занятия в мастерских строятся на принципах сотрудничества, сотворчества, совместного поиска, самостоятельности, опережающего поиска, занятости всех учеников. Каждый вносит свой вклад в процесс освоения новых знаний, отрабатывает варианты поведения в ситуации стремления к успеху.

         Алгоритм процесса работы мастерской можно представить следующим образом:

  1. Начало, мотивирующее творческую деятельность, вызывающее определенную ассоциацию (проблемная ситуация, вопрос, просмотр эпизода кинофильма, чтение художественного произведения и т.д.)
  2. Работа с материалом (текст, схемы, краски, модели, проект).
  3. Соотнесение своей деятельности с деятельностью других.
  4. Разрыв – внутреннее осознание необходимости нового поиска. Выдвижение гипотез. Обращение к справочникам, учебникам, дальнейшее исследование.
  5. Творчество. Коллективное творчество.
  6. Афиширование – это презентация результатов работы, выраженных в тех же схемах, проектах, рисунках. Этот материал ученикам предстоит защитить.
  7. Разрыв - является кульминацией процесса творчества и завершается инсайтом (озарением). То есть ученики шире смотрят на свои знания, на свои открытия и понимают, что все разгадки и выводы впереди, у ученика пробуждается интерес к дальнейшему, более глубокому познанию.
  8. Рефлексия. На этом этапе ученик анализируют свою деятельность на уроке, своё удовлетворение этим, своё эмоциональное состояние.

          Результатом урока-мастерской по литературе является представление своего видения проблемы, своего образа в сочинении, в красках на картине, в творческой работе в лирической или эпической форме (стихотворение, рассказ, книга, сценарий и др.)

Алгоритм проведения творческих мастерских

№ п\п

Этапы

Учитель

Ученики

I

Индукция

Создаёт проблемную ситуацию, будит чувство, мысли, эмоции

Обсуждают проблему, задают вопросы, появляется желание решить данную проблему

II

Самоконструкция

Нацеливает на самостоятельную работу, даёт задание

Индивидуально осмысливают проблему, создают гипотезы, рисунки, тексты, проекты, исходя из собственного опыта и имеющихся знаний.

III

Социоконструкция

Помогает создать микрогруппы, разбивает задание на ряд частичных задач.

Образуют микрогруппы, ищут способы решения задач.

IV

Социализация

Активирует работу всех членов группы

Все члены микрогруппы выступают с отчётом о выполнении задачи.

V

Разрыв

Даёт настрой на осознание детьми несоответствия старого знания новому.

Переживают внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему.

VI

Творчество

Побуждает детей на творчество, выполняет роль консультанта, советника, выполняет свою творческую работу.

Составляют программу действия, выполняют творческую работу, проект.

VII

Афиширование

Демонстрирует своё творчество

Демонстрируют своё творчество

VIII

Рефлексия

Задаёт вопросы: За что ты можешь себя похвалить? Что приобрёл? Что не удалось?

Обсуждают результаты работы.

Главные достоинства работы педагогических мастерских:

  1. Интерес к литературе возникает у всех, кто становится участником мастерской даже по далёким от искусства предметам. Работа со словом в мастерской становится первостепенной.
  2. Мастерские — отличный способ развивать собственное "письмо", а значит, готовиться к сочинению. Мастерские "запускают" ассоциативное мышление. Это путь для проявления собственных представлений, чувств и мыслей и для понимания художественного творчества, прежде всего — поэзии.
  3. Являясь рефлексивной технологией, мастерская на практике вызывает, тренирует, развивает способность к аналитической деятельности: к анализу произведений и ситуаций общения, к сопоставлению своих и чужих мыслей, чувств, восприятия, отношения, интерпретации; к самоанализу и самоконтролю. Эти умения и навыки необходимы для воспитания грамотного читателя. Очевидно развивающее воздействие мастерских, что не раз фиксировали на этапе рефлексии в разных мастерских сами старшеклассники. Эти занятия поощряют аналитическую и творческую деятельность, развивают доверительные отношения в коллективе, уважительное и радостное отношение к учителю и к учению как к труду и творчеству.

Типология творческих мастерских

1. Творческие мастерские обобщение и систематизация знаний по теме. Базовая модель таких уроков состоит из следующих этапов:

1) репродуктивные задачи на повторение и закрепление изученного;

2) развитие психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей учащихся (памяти, внимания, мышления, воображения, речи);

3) решение частично-поисковых задач разного уровня (с дифференцированным подходом);

4) решение творческих задач. Урок «Русская народная сказка», «Басни Крылова» – 5 класс.

2. Автор и его творчество. Обзорные темы, каждая группа представляет своего автора, направление, течение в литературе, жанр и т.д. «Человек на войне» – 9 класс.

3. Научные исследования. Предусматривает работу с литературоведческим материалом, глубокий анализ крупных произведений. «М.Булгаков. «Мастер и Маргарита». Любовь и творчество в романе» – 11 класс, «И.С.Тургенев. Поэзия. Проза. Стихотворения в прозе» – 10 класс.

4. Система образов. Задача таких уроков – сопоставление или противопоставление главных героев произведения, их личностные, портретные характеристики. «Система образов романа в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

5. Художественное произведение – комплексный анализ небольших по объёму прозаических и поэтических произведений. «Тема взаимоотношений между детьми и родителями». К.Г.Паустовский «Телеграмма».

6. Поэтическая мастерская – составление тематических поэтических сборников известных авторов, их защита, анализ авторских поэтических текстов, сочинение собственных, работа с теорией литературы. «Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова».

7. Мастерская – экскурсия. Заочная (виртуальная) экскурсия на родину писателей и поэтов, по описанным в произведениях городам.   По «следам» А.Н.Толстого – 11 класс.

8. Интегрированная мастерская. Урок литературы, истории, ИЗО. «Последнее уничтожение на Бородинском поле» – 5 класс.

9. Психологическая мастерская. «Психологический портрет героев романа «Идиот» Ф.М. Достоевского» – 10 класс.

10. Круг чтения. Составление цитатного портрета автора произведения, знакомство и работа с любимыми произведениями писателей. «Автор и его герой в романе «Мастер и Маргарита» Булгакова.

Список литературы

  1. Горбич О.И. Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе // Русский язык. № 20, 2009.
  2. Ерёмина Т.А. «Гений чистой красоты»: Урок-мастерская по литературе // Литература. № 10, 2007.
  3. Ерёмина Т.А. Ещё раз о педагогической мастерской // Литература. № 3, 2007.
  4. Ерёмина Т.Я. Как понять текст? Мастерская построения знаний // Литература. № 8, 2008.
  5. Ерёмина Т.Я. Мастерские по литературе. 11 класс. Методическое пособие. СПб.: «Паритет», 2004.
  6. Ерёмина Т.Я. Урок-мастерская по литературе: 7 – 9 классы. М.: Чистые пруды, 2007. (Библиотечка «Первого сентября», серия «Литература». Вып 3 (15).)
  7. Фёдорова Л.Д. Мастерская по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» // Литература, № 3, 2009.

Приложение

Разработка урока литературы в 6 классе 
«Тема суда в романе А.С.Пушкина «Дубровский» с применением технологии творческой мастерской

Цель:  создать условия для - освоения романа через анализ
эпизода «В суде»;
- развития эмоционального восприятия текста с помощью просмотра эпизода  из фильма;
- воспитания духовно развитой  личности.

Оборудование:

- иллюстрация «В суде» (художник  Д.А.Шмаринов. 1949г. Акварель,                                    
- литература 6 класс, учебник-хрестоматия в 2-х частях. Автор-составитель В.П.Полухина.-М., «Просвещение»,
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М., «Русский язык», 1988,
- Комьютер, проектор, экран

- запись фильма  реж. А.Ивановского «Дубровский»
Тип урока: нетрадиционный, педагогическая мастерская

Методы: проблемный + исследовательский, безоценочный

На доске:  - тема, цель урока,
- гипотезы, выдвигаемые учащимися,
- словарные тематические слова: апелляция, суд, земский судья,
- иллюстрация «В суде»,
- цитата из романа «Дубровский» (см. главу 2):

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Индуктор
(Осмысление темы)

2 мин

Объявляет тему урока, просит осмыслить её

Опираясь на личный опыт, задают проблемные вопросы:
- Какова роль суда в повести А.С.Пушкина «Дубровский»? Эту сцену называют ключевой. Цель урока: выяснить,  почему автор обратился к этой теме? Какова история возникновения этой идеи?

2. Работа со словарём

6 мин

Работа по группам

1 группа – «лингвисты»

Предлагает дать определения словам одной тематической группы: «суд», «апелляция», «земский судья», «заседатель», используя толковый словарь

2 группа – «историки»

В связи с чем появилась судебная система?  В чем заключается функция суда?

3 группа – «литературоведы»

Вспомнить фразеологизмы, пословицы о суде, законе. Составить синквейн «Суд»

   суд –

справедливый,беспристрастный,

восстанавливает справедливость, защищает невинного, наказывает виноватого –

Кто для других законы составляет, Пусть те законы первым соблюдает

правосудие

Находят лексические значения в словаре, в учебнике, озвучивают слова и записывают их в тетради:
* Суд – 1).орган государства, рассматривающий гражданские, уголовные и другие дела на основании действующего законодательства,
2)  - орган борьбы с  преступностью.
* Апелляция – обжалование судебного приговора.
* Земский судья – выборный судья, ведавший судебными делами дворян в уезде.
* Заседатель – служащий суда, помощник судьи.

Фразеологизмы

  • Правый суд
  • Суд чести
  • Божий суд

Пословицы

  • Закон — что конь: куда хочешь, туда и поворотишь.
  • Не бойся закона, бойся законника.
  • Законы-то святы, да исполнители — супостаты.
  • Суд прямой, да судья кривой. Не бойся закона, бойся судьи.
  • Что нам законы, коли судьи знакомы.
  • Не бойся истца, бойся судьи. Чей хлеб ешь, того и обычай тешь.
  •  Не суди, сам судим будешь

Синквейн    суд – справедливый, беспристрастный, восстанавливает справедливость, защищает невинного, наказывает виноватого -

3. Разрыв (Неполнота знаний требует их пополнения)
Беседа по 1-й главе текста учебника

2 мин

Спрашивает:
- Почему К.П.Троекурова и А.Г.Дубровского приглашают в суд?

Отвечают,  опираясь  на текст произведения:
- Бывшие друзья, хорошие соседи поссорились. Причиной их конфликта послужил случай на псарне Троекурова, где дворянина Дубровского оскорбил один из псарей, сказав: « Иному и дворянину не худо бы променять усадьбу на любую здешнюю конурку». Никто не извинился перед А.Г.Дубровским, а хозяин псарни даже засмеялся. Дворянин вынужден был покинуть поместье Троекурова.
Троекуров же, пославший слугу за Дубровским, не дождался соседа и затаил на него обиду, в результате которой попросил заседателя Шабашкина помочь отнять имение, принадлежавшее Дубровскому.
Вскоре Андрею Гавриловичу через городовую полицию пришло приглашение явиться  к земскому судье.

4.Самоинструкция
(Индивидуальное
создание гипотезы)

Записать на доске

2 мин

5. Применение ИКТ
Просмотр фрагмента фильма «Дубровский» (Сцена суда)
Решение проблемы режиссёром А.Ивановским

3 мин

Интересуется:
- Каково, на ваш взгляд, должно быть решение суда?

Нацеливает:
- Обратите, пожалуйста, внимание на игру актёров, их речь,костюмы, музыкальное сопровождение, на  сходство-несходство сюжетов текста А.С.Пушкина и эпизода из фильма А.Ивановского.
Включает DVD

Выдвигают гипотезы:
- Суд сначала определит, чья это земля, кто имеет право на эту собственность, а потом отдаст имение Троекурову.
- Троекуров выиграет.
- Шабашкин поможет троекурову отобрать имение Дубровского.
- Суд решит отобрать имение Дубровского и передаст его Троекурову.
- У Дубровского отоберут собственность, потому что есть фальшивые документы.
- Возместить материальный  ущерб в пользу Троекурова.
- Несправедливый суд вынесет решение в пользу Троекурова.
- Сначала у Дубровского заберут имение, а потом, узнав, что его обманули, он снова подаст заявление в суд, и всё вернут.

Внимательно смотрят фрагмент фильма

Высказываются:
- Фильм наглядно помог представить события, происходившие в суде.
- Актёры исполнили свои роли интересно.
- Музыкальный фон отсутствовал, так как он заглушил бы речь  героев.
- Костюмы персонажей соответствуют быту,  времени.
- Сюжет фильма снят строго по тексту.

5. Социоконструкция
(Работа в малых группах)

5 мин

Предлагает объединиться в группы 1) Обвинение Дубровского со стороны Троекурова

2) Защита Дубровского

3) Составить вопросы от имени судьи к той и иной стороне

Работа в группе

Составление речи

1)обвинение

2) защита

3) составление вопросов

6.Чтение текста (гл.2). Авторское решение проблемы

3 мин

просит прочитать сцену суда

Выразительно читают

7.Сравнительная работа

5 мин

Спрашивает:
-
Совпали ваши  гипотезы с решением суда в повести? Почему?

Делятся мнениями:
- Было понятно, что барин выиграет дело, так как у него есть деньги и связи.
- Пока существуют шабашкины, очень трудно бороться с несправедливостью в судах и не только.

8. Слово учителя об истории возникновения идеи обращения к теме суда в романе  2 мин

Дополняет знания учащихся:
- А. С.Пушкин в один из приездов в Москву услыщал от  своего друга П.Нащокина рассказ про обедневшего белорусского дворянина Островского, который затеял тяжбу со своим богатым соседом из-за клочка земли. Закон и правда были на стороне Островского, но он был беден, а сосед богат. Сосед его дал взятку подьячим, и те присудили ему не только спорный клочок земли, но и всё имение Островского. Возмущённый беззаконием, несправедливостью, Островский собрал своих крестьян и стал грабить подьячих и помещиков, своих обидчиков. Его поймали и посадили в тюрьму, где когда-то и видел его Нащокин.

Слушают, запоминают

9. Решение проблем

3 мин

Возвращает внимание учащихся к поставленным в начале урока проблемам

Решают задачи:
- Сцена суда в романе является ключевой, потому что от результата его решения начинает развиваться другая сюжетная линия.
- Велика роль сцены суда, т.к. читатель узнал, какое было несправедливое время.
- Именно решение суда повлияло на здоровье А.Г.Дубровского. Человеческая жизнь не ценилась, на первом плане были деньги и угоднические взаимоотношения людей.
- А.С.Пушкин обратился к заявленной теме затем, чтобы посвятить нас в эпоху беззакония, рассказать о времени и о себе.

10.Пополнение знаний учащихся

 5 мин

 

 

 

 

Актуализация. Беседа

Обращается к читательскому опыту одарённых учеников:
- В каких произведениях вы встречались с изложением темы суда?

 

 

 

- О каком Суде идёт речь?

- Что известно о судебной практике сегодня?

Один из учащихся выразительно читает стихотворение Г.Р.Державина «Властителям и судиям»,
другой декламирует строки:
- Не с теми я, кто пал, как раб,
Пред жизнью на колени.
Судьба покажет, кто был прав,
Судьба рассудит.
…И на Суде земных неверных
Ответит каждый за себя!

- О Божьем, самом справедливом.

- В СМИ встречаются статьи, где пишут и говорят о нечестной работе некоторых судей.

11.Рефлексия

2 мин

Вызывает на откровенный разговор:
Что сегодня узнали нового?

Какие вопросы по тексту остались?


Какой урок можно вынести из этой сцены?

Размышляют, делятся чувствами

  Домашнее задание: составить сценарий   эпизода (на выбор учащегося) по роману А.С.Пушкина «Дубровский»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»;

Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»...

Технология творческой мастерской как способ активизации мыслительной деятельности школьников в условиях реализации ФГОС нового поколения

          Труд учителя сложен и многогранен. Современная действительность предъявляет ряд требований не только к методам и формам организации учебного процесса, но к са...

Педагогический проект «Использование современных образовательных технологий. Технология творческих мастерских."

Технология творческих мастерских или «французские демарши» является одним из направлений развивающего обучения. Авторами данной технологии являются французские педагоги, психологи, обществ...

Сопровождение проектно-исследовательской деятельности обучающихся в цифровой образовательной среде с применением технологии творческих мастерских (на примере создания онлайн-комикса)

Сопровождение проектно-исследовательской деятельности обучающихся в цифровой образовательной среде с применением технологии творческих мастерских (на примере создания онлайн-комикса в рамках учебного ...

Продуктивное использование новых образовательных технологий. Результативность использования современных образовательных технологий, в том числе ИКТ. Применение средств ИКТ, сетевых и дистанционных технологий для ведения документации и организации работы

В настоящее время в образовательном процессе активно создается возможность применение современных технологий, в основе которых лежат достижения научно-технического прогресса. Актуальность использовани...

Тема доклада: «Использование новых образовательных технологий в работе учителя в коррекционной школе в связи с введением новых образовательных стандартов»

laquo;Использование новых образовательных технологий в работе учителя в коррекционной школе в связи с введением новых образовательных стандартов»...

Продуктивное использование новых образовательных технологий. Результативность использования современных образовательных технологий, в том числе ИКТ. Применение средств ИКТ, сетевых и дистанционных технологий для ведения документации и организации работы

В настоящее время в образовательном процессе активно создается возможность применение современных технологий, в основе которых лежат достижения научно-технического прогресса. Актуальность использовани...