Индивидуально-проектная деятельность как средство изучения классической литературы
статья по литературе (11 класс) по теме

Цели и задачи каждого проекта, которые ставит педагог перед учащимся, не только задают конкретные рамки каждого индивидуального проекта, но и стимулируют учащихся к творческой деятельности, провоцируя ее. Процесс восприятия, цели и задачи индивидуального проекта запускают мыслительную активность, по сути выступая мотиватором создания и порождения творческого продукта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуально-проектная деятельность как средство изучения классической литературы.

Автор:

Шпекторова Татьяна Николаевна,

учитель русского языка и литературы

ГБОУ ОСОШ №77

Прежде чем начать разговор об индивидуально-проектной деятельности, думаю, целесообразно сделать небольшой экскурс в историю методической науки, где достаточно длительное время господствовали три основные пути изучения литературного произведения:

1. «вслед за автором» или «целостный» анализ,

2. пообразный,

3. проблемный.

«Вслед за автором» - анализ, который, как правило, присутствует в среднем звене, то есть 5-8 классах. «За автором» мы двигаемся по отдельным эпизодам, главам, чтобы лучше понять тему, идею и проблематику, так называемого, «малого жанра» - рассказа, притчи, легенды, что неприемлемо для «больших» жанров - романов, повестей, эпопей.

«Пообразный» - анализ как отдельных образов произведения, так и системы образов, где, как известно, учитель останавливается на портретной характеристике героя или героев, на описании их действий и поступков, на отзывах других действующих лиц о главном герое или героях, на монологах и диалогах как одном из средств раскрытия литературного образа и, конечно же, на пейзажных зарисовках, помогающих раскрыть внутренний мир героя. Но авторские отступления остаются в стороне, а без этого анализ литературного произведения становится не полным.

«Проблемный» метод - анализ «проблемных ситуаций», которые лежат в основе конфликта произведения. Но как выделить «главные» проблемы и в конечном итоге ,,подсчитать" все те, которые подняты в литературном произведении?

В конце ХХ века в отечественной школе разразился так называемый «кризис методики», который сподвигнул многих учителей литературы к поискам собственных методик с использованием впоследствии компьютерных и инновационных технологий.

И так, индивидуально-проектная деятельность.

Цели и задачи каждого проекта, которые ставит педагог перед учащимся, не только задают конкретные рамки каждого индивидуального проекта, но и стимулируют учащихся к творческой деятельности, провоцируя ее. Процесс восприятия, цели и задачи индивидуального проекта запускают мыслительную активность, по сути выступая мотиватором создания и порождения творческого продукта.

В процессе работы над проектом ученик, по сути, решает творческие задачи:

1. сопоставление (сопоставительный анализ литературных героев, литературных типов, исторических эпох, порождающих типические обстоятельства и типические характеры),

2. переосмысление (собственное видение, замысел писателя, оценка современников, критиков, литературоведов),

3. обобщение,

4. представление в эстетически завершенной форме собственного творческого замысла, являющегося решением поставленных педагогом перед учащимся целей и задач.

Деятельность по реализации индивидуальных проектов оказывается процессом построения не только внутрипредметных, но и надпредметных связей, как то: мультимедийные средства, современные средства информатики, которые выступают орудием, позволяющим учащимся реализовать свой творческий замысел в формате презентации.

Приходится учитывать тот факт, что современные дети, как правило, опытные пользователи ПК, но, к сожалению, в большинстве своем не читающие или не любящие читать так называемую школьную программу. Какие же проекты можно предложить на уроках литературы?

Примерные темы или рамки индивидуально-проектной деятельности на уроках литературы как этап урока:

1. Доклады и сообщения о жизни и творчестве писателя, поэта, сопровождающиеся видеорядом (презентация от 5 до 15 минут).

  1. Сообщение о театрализованных представлениях той или иной пьесы (А.Н.Островский «Гроза», А.П.Чехов «Вишневый сад») с использованием кадров из театральных постановок, отзывов театральных критиков, современных литературоведов (12-20 минут).
  2. Просмотр эпизодов и отдельных кадров, кинофильмов для более глубокого понимания образов эпохи, для сопоставительного анализа героев («Война и мир» Толстого, «Тихий Дон» Шолохова и др.)
  3. Отчет о посещении музея в виде презентации:
  • Владимир Высоцкий - поэт и актер.
  • Театр в жизни Высоцкого.
  • Владимир Высоцкий и кинематограф.
  • Песни Высоцкого.

Это примерные темы по посещению музея Владимира Высоцкого, но в процессе изучения школьной программы учащиеся посещают и многие другие московские музеи, что значительно расширяет тематику отсчетов об их посещении.

Индивидуальная проектная деятельность может быть использована в ходе заключительного урока по творчеству того или иного писателя. Мы можем предложить следующие темы проектов к роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»:

  1. Тургенев - создатель сюжетов и типов, «открыватель» новых проблем и вопросов, новых форм в искусстве слова.
  2. Лаконичность «мысленных рядов» Тургенева (с использованием видеоряда из кино- и театральных постановок):

а)        «Дым» - дым уходящей жизни: роман «Дым», повесть «Вешние воды», рассказ «Довольно», стихотворение в прозе «Как хороши, как свежи были розы» и запись-изречение «Старому человеку дороги одни старые воспоминания».

б)        «Новь» - вера в будущее: романы «Накануне» и «Новь», рассказ «Странная история», стихотворение в прозе «Порог» и «Памяти В. П. Вревской» и отдельное слово- заглавие романа.

  1. Прототипы героев романа «Отцы и дети» (с привлечением статьи Тургенева «По поводу «Отцов и детей»»).

4) Литературные прототипы романа и тургеневские традиции в литературе 70-х - 80-х годов XIX века:

  • Григорович «Школа гостеприимства».
  • Писемский «Взбаламученное море».
  • Лесков «Некуда».
  • Маркевич «Марина из Алого Рога».

Эти и другие темы индивидуально-проектной деятельности помогают наиболее эффективно изучать классическую литературу, способствуя развитию творчества детей, воспитанию их эстетического вкуса.

Думаю, преподавателям-словесникам будут небезынтересны и другие разнообразные темы индивидуально-проектной деятельности в рамках школьной программы по литературе первой и второй половины XIX века.

  1. А. С. Грибоедов:
  1. Черты классицизм, реализма и романтизма в комедии «Горе от ума»
  • Новаторство Грибоедова  в комедии.
  • Реализм: социальная и психологическая типизация героев.
  • Романтизм: романтический характер конфликта.
  • Мотив путешествия.
  • Идейно-художественное своеобразие монологов Чацкого.
  • Монлог-экспозиция.
  • Монолог - завязка конфликта.
  • Монолог – кульминация.
  • Монолог - развязка сюжета.
  • Афоризмы в комедии «Горе от ума».

  1. А. С. Пушкин:
  1. «Памятник» Пушкина.

«Памятник» Горация (перевод Ломоносова).

«Памятник» Державина.

  1. Анакреонтические мотивы в темах любви и дружбы («лёгкая поэзия»).
  2. Пушкин и «история государства российского».
  3. Пушкин – прозаик:
  • «Дубровский» - единственный роман в прозе.
  • Автор и рассказчик в повести «Капитанская дочка».
  • Эпиграфы в повести «Капитанская дочка».
  1. М. Ю. Лермонтов:
  1. Фольклорные жанры Лермонтова.
  2. Тема одиночества – основная тема и излюбленный мотив в лирике Лермонтова.
  3. Историзм лирики Лермонтова:

«Исторический маскарад».

«Наполеоновский цикл».

  1. Кавказ в творчестве Лермонтова.
  2. Литературный прототип: Онегин и Печорин.
  3. «Двойники» Печорина. Романтический и антиромантический герой.
  1. Н. В. Гоголь:
  1. Театральная жизнь комедии «Ревизор».
  2. Плутовской роман и жанровое своеобразие «Мёртвых душ».
  3. Вергилий из «Божественной комедии» Данте и Чичиков из «Мёртвых душ».
  4. Лирические отступления в «Мёртвых душах».
  5. Тема «маленького человека»:
  • «Станционный смотритель» Пушкина.
  • «Шинель» Гоголя.
  • «Бедные люди» Достоевского.
  • «Антон Горемыка» Григоровича.
  • «Жизнь и похождение Тихона Тростникова» Некрасова.
  1. «Мы все вышли из гоголевской «Шинели»» (Ф. М. Достоевский).

V. А.Н. Островский:

1. Поэтика пьесы «Снегурочка»:

  • Фантастический элемент пьесы и живописная обстановка
  • Философия пьесы

2. Пьеса «Гроза»:

  • Русская критика о пьесе
  • Театрализованная постановки прошлого и современности

3. Пьеса «Бесприданница»

  • Театрализованные и киноверсии пьесы

4. Новаторство Астровского – драматурга

VI. И.А. Гончаров:

1. Роман «Обломов»:

  • Общественная жизнь в романе (историко-литературное исследование)
  • Мастерство языка и стиля Гончарова в романах «Обломов», «Обыкновенная история», «Обрыв».

2. Русская критика XIX в. о романе «Обломов»:

  • Н.А. Добролюбов «что такое обломовщина?»
  • А.В. Дружинин «Обломов. Роман И.А. Гончарова»
  • И.Ф. Анненский «Гончаров и его Обломов»

VII. А.А. Фет:

1. Тема музыки и звука в лирике Фета

2. Параллелизм в изображении человека и природы в поэзии Фета

VIII. Ф.И. Тютчев:

1. «…кто его не чувствует,…не чувствует поэзии» (И.С. Тургенев).

2. Философия поэзии Тютчева.

3. Космические мотивы в лирике Тютчева.

4. Эволюция пейзажной живописи в поэзии Фета и Тютчева

IX. Н. А. Некрасов:

1. Образ Музы и поэта в лирике Некрасова.

2. Романсы на стихи Некрасова.

3. Стиль поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

X. М.Е. Салтыков-Щедрин:

1. Сказки Салтыкова-Щедрина – это

  • Басни
  • Особая форма сатиры
  • Поучения
  • Предания
  • Были

2. Образ Иудушки Головлева в русской и зарубежной литературе:

  • Пушкин «Скупой рыцарь»
  • Гоголь «Мертвые души»
  • Мольер «Тартюф»

XI. А.П. Чехов:

1. Тема «маленького человека» в рассказах Чехова:

  • «Толстый и тонкий»
  • «Смерть чиновника»

2. Тема «футлярности» в маленькой трилогии Чехова.

3. Принципы и приемы построения рассказа «Ионыч»:

  • Принцип ступенчатости в изображении жизни героя
  • Главный композиционный прием – показ целого через частное (изображение всей жизни героя через одну, но характерную черту).

4. Новаторство Чехова-драматурга.

5. Драматургия к. XIX – н. XX вв.:

  • Г. Ибсен («Нора», 1879; «Дикая утка», 1884; «Строитель Сольнес», 1892)
  • Б. Шоу («Дома вдовца», 1892; «Профессия г-жи Уоррен», 1894; «Тележка с яблоками», 1929).
  • М. Метерлинк («Сестра Беатриса», 1900; «Синяя птица», 1908).

Индивидуально-проектная деятельность - это один из способов реализации информационно-деятельностного подхода в образовании, это возможность реализации литературного образования на основе полилога писателя, учителя и ученика, это путь к совместному творчеству, успешной учебной деятельности ученика и учителя на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический проект "Проектная деятельность как средство активизации познавательной деятельности учащихся при изучении химии"

Методические рекомендации по созданию учебных проетов. Как написать проект, каковы  цели, написать библиографический список,  каковы требования к созданию презентаций?...

Приемы исследовательского метода при изучении классического фонда английской литературы

Цель исследовательского метода – развитие умения самостоятельного анализа произведения, оценки его идейных и художественных достоинств, совершенствование художественного вкуса. Данный метод применяетс...

Статья «Из опыта организации и реализации индивидуальной проектно-исследовательской деятельности в общеобразовательной средней школе по предмету "Изобразительное искусство"

Введение в учебный процесс методов и технологий проектной деятельности должны мотивировать обучающегося к узнаванию нового, должны научить ученика планировать свои действия, сотрудничать со сверстника...

статья Развитие творческого мышления и оптимизация учебно-познавательной деятельности студента в системе интегрированного обучения, а также в системе индивидуальной проектной деятельности.

Интеграция является одним из интересных и важных направлений современного образования. Результаты интегрированного обучения проявляется в развитии творческого мышления студентов, что  способствуе...

презентация Развитие творческого мышления и оптимизация учебно-познавательной деятельности студента в системе интегрированного обучения, а также в системе индивидуальной проектной деятельности.

Проблема междисциплинарной интеграции имеет принципиально важное значение как для развития научных основ педагогики, так и для практической деятельности преподавателей. Переход на новые федеральные об...

Внеклассное мероприятие по английскому языку на тему: "Классическая литература, как средство изучения английского языка. Произведения У.Шекспира"

Данное мероприятие направлено на развитие творческих способностей обучающихся в контексте изучения английского языка....

Проектная деятельность как средство формирования мотивации к изучению русского языка и литературы.

Проектная деятельность как средство формирования мотивации к изучению русского языка и литературы....