Приемы исследовательского метода при изучении классического фонда английской литературы
статья по литературе на тему

Алимова Зарема Ремзиевна

Цель исследовательского метода – развитие умения самостоятельного анализа произведения, оценки его идейных и художественных достоинств, совершенствование художественного вкуса. Данный метод применяется на уроках и на семинарских занятиях, литературных конференциях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья

Приемы исследовательского метода при изучении классического фонда английской литературы

Падение уровня культуры в обществе, отсутствие  общепризнанной системы ценностей стало причиной отторжения классики учащимися. На снижение интереса к чтению повлияло и развитие мобильной связи, Интернета. Дети привыкают говорить на упрощенном языке, а художественное слово не понимают и, соответственно, не ценят.

В настоящее время перед учителем-словесником встает проблема – показать ценность художественных произведений отечественной и мировой классики, а перед нами - задача описать различные приемы исследовательского метода.

Цель исследовательского метода – развитие умения самостоятельного анализа произведения, оценки его идейных и художественных достоинств, совершенствование художественного вкуса. Данный метод применяется на уроках и на семинарских занятиях, литературных конференциях.

 Приемы проявления исследовательского метода: выдвижение учителем проблемы для всего класса; подготовка докладов и выступлений; самостоятельный анализ произведения, не изученного по программе; выполнение заданий творческого характера.

Виды деятельности учащихся при исследовательском методе:

- самостоятельный анализ части изучаемого произведения;

- анализ произведения, не изучаемого по программе;

- сопоставление двух или нескольких произведений или литературного произведения с его экранизацией;

- анализ театральной постановки;

- оценка выставки  живописи и т.д.

Результаты могут быть оформлены в виде докладов, презентаций, в сочинениях, в выступлениях на диспутах, в статье (очерке, интервью).

Этот метод должен развивать у учащихся различные умения по предмету: находить книги, необходимые для выполнения задания, уметь выбирать интересующий материал, конспектировать, цитировать, составлять тезисы критических статей, планы устных и письменных выступлений и сочинений.

Приемы исследовательского метода предполагают не только иллюстрировать  теоретические понятия, но и пользоваться ими как инструментом познания.

        Например, при изучении творчества В. Шекспира интересным будет исследование его глубоких знаний: писал о медицине своего времени как врач,  о философских вопросах как философ, о законах как юрист. Учащимся можно сказать о предположениях, согласно которым пьесы Шекспира приписывались то выдающемуся философу  Англии Фрэнсису Бэкону, то графам Ретленду, Дарби, Оксфорду. Можно рассмотреть «Объяснение философии Шекспира» (1857) американки Дэлии Бэкон, которая была сторонницей «бэконовской теории».  Или, например, знакомясь с творчеством  Г. Уэллса, следует проследить его путь  в литератур .

        Также интересны и дополнительные задания. Например, при изучении исторического романа В. Скотта «Айвенго», в котором показан национальный конфликт Англии XII века – борьба саксов и норманнов, следует отметить, что, хотя новое всегда одерживает победу над старым, страна всё же не стала норманнской вотчиной. Возникает новая Англия, и этот процесс сопровождается обогащением языка, впитавшего много норманнских слов. Отсюда и дополнительные задания:

  1. Проследить  образование современных английских  слов на базе саксонского и норманнского языков (Именно об этом явлении, об изменении языка, толкует в начале романа умный и наблюдательный шут Вамба).  
  2. Отметить своеобразие и сложность романа «Айвенго».

Без вдумчивого вчитывания в текст невозможно добиться положительного результата.

       Прием сопоставления произведений, часто использующийся в практике школьного преподавания литературы, готовит к более сложным заданиям.  

Например, интересным будет сравнение произведений Дж. Свифта «Сказка бочки» и «Письма суконщика». В первом название связано с английским идиоматическим выражением (вроде русской «сказки про белого бычка») и означает бестолковщину (антицерковная сатира), второе, где главный герой суконщик, повествует о попранных правах ирландского парламента и ирландского народа. Прием сопоставления позволяет сделать вывод об активной борьбе  писателя за права и независимость народа.  

      Также можно сравнить романы Д. Дефо «Жизнь и странные, удивительные приключения Робинзона Крузо» (1719) и Дж. Свифта «Путешествие в разные отдаленные страны Лемюэля Гулливера, вначале хирурга, а потом капитана нескольких кораблей» (1726). Свифт заимствовал у Дефо тщательность и точность описаний, привлечение цифровых данных. Этот прием он использует при описании фантастических существ и стран, что убеждает читателя еще больше в действительности происходящего. Свифт не верит в душевные силы и способности английского буржуа и иронизирует над писателем. В ходе сопоставления романов внимательными читателями будет отмечено сходство между героями. Оба страстно полюбили море и свои скитания, отзывчивы, добры, тоскуют о людях и стремятся помочь тем, кто попал в беду. Гулливер - дальнейшее развитие положительного героя в английском романе.

      Прием подготовки докладов и выступлений достаточно сложный, т.к. требует постановки перед учащимся ряда исследовательских задач. Необходимо заинтересовать проблемной темой доклада, ведь нужно не только прочитать произведение,  проанализировать тексты критических статей, но и сделать выводы, выразив собственное мнение по данному вопросу.  Например, при изучении пьесы Б. Шоу «Пигмалион»  можно предложить следующие темы для докладов и выступлений:

  1. «Излюбленный приём Шоу».
  2. «Пигмалион» - не развлекательная пьеса с благополучным концом, а социальная комедия».
  3. «Пигмалион» нуждается не в предисловии, а в продолжении» (Б. Шоу).
  4. Как вы думаете, действительно ли пьеса «Пигмалион» посвящена пропаганде научной фонетики?

По каждой теме желательна подготовка не менее двух учащихся (будет возможность  сравнить выступления и исключается возможность срыва). В процессе подготовки докладов ребята учатся работать с каталогами, справочной литературой, критическими статьями и т.д. Подобная работа не только позволяет узнать больше о самом произведении, но и об авторе. Проблемы фонетики английского языка с его трудным произношением волновали писателя на протяжении всей жизни. Шоу, возмущаясь разными звучаниями гласных, мечтал о создании алфавита, который смог бы передать все эти оттенки. Даже в предисловии он говорит о том, что проповедь фонетики – его единственная цель.  

         Выполнения творческих заданий – один из интересных приемов в методике преподавания литературы. Так, например, изучая творчество классика Г. Уэллса, пришедшего в литературу из мира науки, необходимо отметить приёмы фантастических преобразований («сделать наоборот», «увеличение – уменьшение», «оживление» и др.), а потом выполнять творческие задания. Вот некоторые из них.

Задача 1. Используйте приём «оживления».

       Лаборатория профессора, исследовавшего разные состояния человека, составляла 10 тысяч компьютеров. И вот одним ранним утром 2055 года …

Задача 2. Используя приём «сделать наоборот», приведите свои примеры. Учащиеся с большим интересом решают фантастические задачи на противоречие, тем самым выявляя убедительность обоснования и свой художественный уровень («нравится – не нравится»).

        Прием устных сочинений служит развитию культуры устной речи школьника, систематизированию знаний, полученных на уроке, выработке личного аргументированного отношения к идее произведения, его героям. Учащимся предлагается определенная тема, содержащая в себе вопрос, на который нельзя ответить однозначно. Например, при изучении  «Приключений Оливера Твиста» Ч. Диккенса, где есть страницы о тяжелом  заболевании Роз Мейли (написаны в память о Мэри Хогарт, умершей в 17 лет), закономерно возникает вопрос о судьбе героини. Несомненно, у Диккенса это была мечта о победе жизни над смертью. Интересно, что учащиеся могут сказать по этому поводу. И потому  можно предложить в качестве задания лирический монолог героини, в котором будет выражено личное отношение каждого.

Например, перед изучением «Паломничества Чайльд Гарольда» Дж. Байрона интересно будет узнать учащимся о речи лорда Байрона против смертной казни луддитов, ставшей образцом протеста против угнетения и нищеты народа. Потом необходимо сосредоточить внимание на фигуре Чайльд Гарольда, которую, следует отметить, по-разному приняли современники. Внимание читателей должно быть сосредоточено на спенсеровой строфе, на жанре произведения (форма путевого дневника), на поэтической манере (четырехстопный ямб).  Учащиеся могут выполнить ряд заданий: подготовить защитительную речь в поддержку поэта, обратившись к членам парламента; выразить, как и лирический герой Байрона, недовольство окружающим несправедливым миром; вспомнить примеры дружбы и мужества (напр., Байрон и Шелли).  

      Анализ произведения. Воспринимая текст как сложно организованное целое, учащиеся должны уметь не только вдумчиво и творчески подходить к процессу чтения, но и понимать его эстетическую наполненность и уникальность. И здесь важен литературоведческий анализ, выполнение которого требует от учащихся как теоретических знаний (по теории литературы), так и практической подготовки. Учитель контролирует этот процесс, в котором закрепляются аналитические навыки:

- навыки работы со справочной и научной литературой;

- навыки освоения литературоведческих понятий;

- навыки расчленения целостности произведения;

- навыки выделения, сопоставления элементов художественного текста.

       Необходимо выделить и ряд важных факторов: уровень читательской культуры каждого учащегося, уровень учебной деятельности класса, стиль работы учителя, учебники и рекомендации Программы. Но главным является текст, созданный автором.

       Художественное произведение представляет собой мир, обладающий своей логикой развития, заключенный в сюжете, мир, населенный героями, которые действуют в своей обстановке. И задача учителя – помочь юному читателю правильно понять поступки персонажей. В качестве примера рассмотрим прием самостоятельного анализа текста при изучении рассказа  «Голубой карбункул» А. К. Дойла, выдающегося неоромантика  наряду с Дж. Конрадом, Р. Л. Стивенсоном. Учитель сразу ставит перед детьми ряд вопросов: Какой метод считает главный герой произведений писателя универсальным для разгадки преступлений? Все ли поступки Шерлока Холмса мы одобряем? Почему рассказы о великом сыщике продолжают волновать воображение читателя? Изучение композиции рассказа должно быть связано с исследовательскими заданиями. Например: изучить вещный мир в рассказе или проследить по тексту роль цвета, запаха и т.д. По мнению К. Дойла, огромное значение имеет умственная и познавательная деятельность человека, что немаловажно для юного читателя. Таким образом учащиеся формируют свой взгляд на героя (героев) и произведение в целом.

      Все приведенные выше примеры говорят об одном: изучение классического фонда английской литературы в школе способствует формированию интереса к чтению и пониманию современных английских романов.

Литература

  1. Гражданская З. Т.  От Шекспира до Шоу: Англ. писатели XVI-XX вв.: Кн. для учащихся. – 2-е изд. дораб.- М.: Просвещение, 1992. – 191 с.: ил.
  2. Гладышев В. В. Методика преподавания литературы    с. 601


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский метод на уроках русского языка и литературы

Выступление на региональной научно-практической конференции"Концептуальные основы изучения филологических дисциплин в современной школе и вузе"...

Доклад "Технология развития критического мышления. Практическое применение приемов и методов данной технологии на уроках английского языка."

Технология развития критического мышления.Практическое применение приемов и методов данной технологии на уроках английского языка.  Моя цель, как учителя, заключается в том, чтобы научить ре...

Игровые приемы и методы при изучении английского языка

Презентация показыват роль игры на уроках анг.языка...

Образовательный проект "Организация проектно-исследовательской деятельности при изучении русского языка и литературы"

Проектно-исследовательская  деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразован...

Приемы и методы продуктивного обучения на уроках английского языка

Данный материал содержит подборку приемов и методов обучения английскому языку на основе системно-деятельностного подхода для активизации, закреплении и повторении учебного материала на стадии вызова,...

Поисковый и исследовательский метод в изучении истории

Статья содержит разноообразные приемы в применении поискового и исследовательского метода, используемого в деятельностном обучении предмета история....

Исследовательский метод в изучении химии

Исследовательский метод в изучении химии...