И забываю мир
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме
«И ЗАБЫВАЮ МИР...» (Поэт и природа) (Слайд №1)
Оборудование: осенние листья, вырезанные из бумаги, стол, гусиное перо,
книги. В композиции использована музыка:
- П.И.Чайковский «Сюита № 2»., «Сюита № 3», Симфония «Манфред», «Времена года».
- Н. Римский- Корсаков Симфоническая поэма «Шахерезада».
3. Г. Свиридов. Музыкальные иллюстрации к рассказу А.С.Пушкина
«Метель»
4.М.Яковлев. Романс «Зимний вечер».
5. Презентация к литературно-музыкальной композиции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pushkin.rar | 484.35 КБ |
Предварительный просмотр:
«И ЗАБЫВАЮ МИР... »
( Поэт и природа. )
Фатейчев Сергей Николаевич –
учителя русского языка и литературы
email – school68@kubannet.ru
«И ЗАБЫВАЮ МИР...» (Поэт и природа) (Слайд №1)
Оборудование: осенние листья, вырезанные из бумаги, стол, гусиное перо,
книги. В композиции использована музыка:
- П.И.Чайковский «Сюита № 2»., «Сюита № 3», Симфония «Манфред», «Времена года».
- Н. Римский- Корсаков Симфоническая поэма «Шахерезада».
3. Г. Свиридов. Музыкальные иллюстрации к рассказу А.С.Пушкина
«Метель»
4.М.Яковлев. Романс «Зимний вечер».
5. Презентация к литературно-музыкальной композиции.
Звучит вальс из «Сюиты № 2» ПИ. Чайковского, в воздухе кружатся осенние листья. (Слайд № 2)
Пушкин ( в цилиндре и в шинели- крылатке) с осенней веткой в руках, читает:
И забываю мир, и в сладкой тишине
Я сладко усыплен моим воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,
Излиться, наконец, свободным проявленьем.
Ведущий: Эти строки из стихотворения «Осень» можно считать поэтическим кредо поэта в его взаимоотношениях с природой на «милом севере» в «полуденных краях», куда он был он был сослан в первый раз. Природа, вечная и прекрасная, всегда была излюбленной музой поэта. Пушкин (за столом) пишет:
Льву Сергеевичу Пушкину из Кишинева в Петербург.
«Два месяца я жил на Кавказе. Жалею, мой друг, что ты со мной вместе не видел великолепную цепь этих гор, ледяные их вершины, которые издали кажутся разноцветными и неподвижными. С вершин заоблачных Бешту видел в отдаленье ледяные главы Казбека и Эльбруса".
Ведущий: Красота и величие Кавказа потрясли поэта.
Пушкин( за столом) пишет:
Антону Антоновичу Дельвигу.
«Поэма, которую недавно кончил, окрещена «Кавказским пленником».
Звучит музыка П.И.Чайковского из симфонии «Манфред» из 3 части. (Слайд №3)
Чтец:
Казалось, пленник безнадежный
К унылой жизни привыкал.
Тоску неволи, жар мятежный
В душе глубоко он скрывал.
Влачася меж угрюмых скал,
В час ранней, утренней прохлады,
Вперял он любопытный взор
На любопытные громады
Седых, румяных , синих гор.
Великолепные картины
Престолы вечные снегов,
Очам казались их вершины
Недвижной цепью облаков,
И в их кругу колосс двуглавый,
В венце блистая ледяном,
Эльбрус огромный, величавый,
Белел на небе голубом.
Пушкин (за столом) пишет:
Льву Сергеевичу Пушкину из Кишинева в Петербург.
(Звучит симфоническая сюита Римского- Корсакова «Шахерезада»).
«Мой друг, счастливейшие минуты провел я посреди семейства почтенного Раевского. Из Керчи морем отправились мы мимо полуденных берегов Тавриды в Юрзуф. Корабль плыл перед горами, покрытыми тополями ,виноградом, лаврами и кипарисами. Ночью на корабле написал я «Элегию». (Слайд № 4)
Чтец (На фоне этой же музыки):
Погасло дневное светило;
На море сине вечерний пал туман.
Шуми, шуми , послушное ветрило,
Волнуйся предо мной, угрюмый океан.
Я вижу берег отдаленный,
Земли полуденной волшебные края;
С волненьем и тоской туда стремлюся я,
Воспоминаньем упоенный...
И чувствую: в очах родились слезы вновь;
Душа кипит и замирает;
Мечта знакомая вокруг меня летает;
Я вспомнил прежних лет безумную любовь,
И все, чем я страдал, и все, что сердцу мило,
Желаний и надежд томительный обман...
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной , угрюмый океан.
Ведущий:
Здесь, на юге, Пушкин живет морем, оно волнует его воображение, восхищает его романтическую душу. Даже вдали от него он помнит о нем. Звучит симфоническая поэма Римского- Корсакова «Шахерезада» 2 часть. (Слайд № 5)
Чтец:
Редеет облаков летучая гряда;
Звезда печальная, вечерняя звезда,
Твой луч посеребрил увядшие равнины,
И дремлющий залив, черных скал вершины;
Люблю твой слабый свет в небесной вышине:
Он думы разбудил уснувшие во мне.
Я помню твой восход знакомое светило,
Над мирною страной, где все для сердца мило,
Где стройны тополы в долинах вознеслись,
Где дремлет нежный мирт и стройный кипарис,
Где сладостно шумят полуденные волны,
Там некогда в горах, сердечной думы полный
Над морем я влачил задумчивую лень,
Когда на хижины сходила ночи тень
И дева юная во мгле тебя искала
И именем своим подругам называла.
Ведущий: Но пришло время расставаться с морем. Поэт получил предписание уехать в Псковскую губернию, в глухое северное село Михайловское.
Последний раз стоял он на берегу моря , прощаясь с ним.
( На фоне симфонической сюиты « Шахерезада» Римского- Корсакова) (Слайд № 6)
Чтец:
Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.
Как друга ропот заунывный,
Как зов его в прощальный час,
Твой грустный шум, твой шум призывный
Услышал я в последний раз.
Моей души предел желанный!
Как часто по брегам твоим
Бродил я тихий и туманный,
Заветным умыслом томим!
Как я любил твои отзывы,
Глухие звуки, бездны глас
И тишину в вечерний час,
И своенравные порывы!
Прощай же , море ! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго , долго помнить буду
Твой гул в вечерние часы.
В леса , в заливы молчаливы
Перенесу тобою полн,
Твои скалы, твои заливы,
И блеск, и Тень , и говор волн.
Звучит «Тройка « Г.Свиридова ( Из «Метели»).
Ведущий: Девять дней добирался поэт до Михайловского. (Слайд № 7)
Пушкин пишет:
"Петру Яковлевичу Вяземскому из Михайловского в Москву. «Вот я в деревне. Доехал благополучно, без всяких замечательных пассажей. Деревня как-то мне по сердцу".
Ведущий: Впечатления поэта о Михайловском нашли свое выражение в романе «Евгений Онегин»
Звучит «Пастораль» Г. Свиридова
Звучит «Апрель» П.И.Чайковского из « Времен года». Чтец:
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея блещут небеса.
Еще прозрачные, леса
Как будто пухом зеленеют.
Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой.
Долины сохнут и пестреют;
Стада шумят, и соловей
Уж пел в безмолвии ночей.
Ведущий : Но самым любимым временем года у поэта была осень. Звучит вальс из «Сюиты №2» П.И. Чайковского. (Слайд № 8)
Пушкин (за столом) пишет:
П.А. Плетневу из Болдина в Петербург.
"Ах, мой милый, что за прелесть здешняя деревня. Вообрази: степь да степь; соседей ни души; езди верхом , сколько душе угодно, пиши дома, сколько вздумается, никто не помешает. Уж я тебе наготовлю всякой всячины: и прозы и стихов".
Звучит тот же вальс из "Сюиты №2" П.И. Чайковского.
Чтец: Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила , читатель дорогой,
Красою тихою , блистающей смиренно.
Так нелюбимое дитя в семье родной
К себе меня влечет .Сказать вам откровенно,
Из годовых времен я рад лишь ей одной.
В ней много доброго; любовник не тщеславный,
Я нечто в ней нашел мечтою своенравной.
(Строфы 7,8.9... И забываю мир...)
Ведущий: Но поэтические пейзажи у поэта не просто зарисовка определенной картины. Он носит глубоко психологический и философский характер. Мы чувствуем душу пота и его героев , их переживания. (Слайд № 9)
Звучит «Осень» Г.Свиридова.
Чтец: Владимир Дубровский в Кистеневской роще.
Между тем Владимир углублялся в чащу дерев , движением и усталости стараясь заглушать душевную скорбь. Он шел, не разбирая дороги; сучья поминутно задевали и царапали его, нога его поминутно вязла в болоте, - он ничего не замечал. Наконец достигнул маленькой лощины, со всех сторон окруженной лесом; ручеек извивался молча около деревьев, полуобнаженных осенью. Владимир остановился, сел на холодный дерн, и мысли одна другой мрачнее стеснились в его душе... Будущее для него являлось покрытым грозными тучами. Вражда с Троекуровым предвещала ему новые несчастия. Бедное его достояние могло отойти от него в чужие руки, - в таком случае нищета ожидала его. Долго сидел он неподвижно на том же месте, взирая на тихое течение ручья, уносящего несколько поблеклых листьев живо представляющего ему подобие жизни - подобие столь обыкновенное.
Ведущий: Как символ судьбы - метель в одноименной повести .
Звучит « Вальс» Г.Свиридова. 2 часть. (Слайд № 10)
Сцена объяснения Бурмина и с Марьей Гавриловной ( Из повести «Метель»)
Ведущий : О силе пушкинского пейзажа писал Александр Твардовский:
"Я читал «Капитанскую дочку», был захвачен ею и засиделся у окна избы до темна , и когда дошло до бурана в Оренбургской степи, то увидел, что за окном пошел снег, и это стало неизгладимым ...впечатлением как бы магической силы, изошедшей от пушкинской страницы».
Звучит «Меланхолический вальс» из "Сюиты№3" П.И. Чайковского.
Пушкин (в цилиндре и в шинели- крылатке).
В воздухе- осенние листья.
Пушкин читает: Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ли в многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумных,
Я предаюсь моим мечтам.
Я говорю, промчатся годы,
И сколько здесь ни видно нас,
Мы все сойдем под вечны своды,
И чей- нибудь уж близок час.
Гляжу льна дуб уединенный,
Я мыслю: патриарх лесов
Переживет мой век забвенный,
Как пережил он век отцов.
Младенца ль милого ласкаю,
Уже я думаю, прости!
Тебе я место уступаю.
Мне время тлеть, тебе цвести.
День каждый, каждую годину
Привык я думой провождать,
Грядущей смерти годовщину
Меж их стараясь угадать.
И где мне смерть пошлет судьбина?
В бою ли, в странствии, волнах?
Или соседняя долина
Мой примет охладелый прах?
И хоть бесчувственному телу
Равно повсюду истлевать,
Но ближе к милому пределу
Мне все б хотелось почивать.
Чтец: (Слайд № 11)
Деревня, где скучал Евгений,
Была прелестный уголок,
Там друг невинных наслаждений
Благословить бы небо мог.
Господский дом уединенный,
Горой от ветров огражденный,
Стоял над речкою. Вдали
Пред ним пестрели и цвели
Луга и нивы золотые,
Мелькали сёлы; здесь и там
Стада бродили по лугам,
И сени расширял густые
Огромный запущенный сад
Приют задумчивых дриад.
Ведущий: Поэт « рощи полюбил густые, уединенье , тишину,
И ночь, и звезды, и луну» и все- таки тосковал.
Вокальная группа исполняет романс
М. Яковлева на слова АС. Пушкина «Зимний вечер»
Буря мглою небо кроет..
Пушкин ( в русской рубашке) пишет:
Вере Федоровне Вяземской из Михайловского в Одессу:
"Вот уже четыре месяца нахожусь в деревне... В качестве единственного развлечения я часто встречаюсь с одной милой старушкой - соседкой".
Ведущий: Эта старушка, Прасковья Александровна Осипова., хозяйка соседнего Тригорского.
Звучит «Романс» Г. Свиридова .
Чтец: (Слайд № 12)
Зима. Что делать мне в деревне?
Я встречаю Слугу ,несущего мне утром чашку чаю,
Вопросами: тепло ль? Утихла ли метель?
Пороша есть иль нет? И можно ли постель
Покинуть для седла, иль лучше до обеда
Возиться с старыми журналами соседа?
Тоска! Так день за днем идет в уединенье!
Но если под вечер в печальное селенье,
Когда за шашками сижу я в уголке
Приедет издали в кибитке иль возке
Нежданная семья: старушка, две девицы
(Две белокурые, две стройные сестрицы), -
Как оживляется глухая сторона!
Как жизнь, о боже мой, становиться полна!
Ведущий: И все-таки Пушкин был удивительно жизнелюбивым человеком. Он
восхищался красотой русской зимы.
Звучит вальс Г. Свиридова.
Чтец: (Слайд № 13)
Мороз и солнце ; день чудесный !
( до конца читает стихотворение).
Ведущий: Вдохновенные строки о русской природе мы читаем в романе «Евгений Онегин». (Слайд № 14)
И пусть у гробового входа
Младая будет жизнь играть,
И равнодушная природа
Красою вечною сиять.
Продолжает звучать тот же вальс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Те правила, которые не должны забывать родители, вступив вместе со своими детьми на путь обучения в школе!
Те правила, которые не должны забывать родители, вступив вместе со всоими детьми на путь обучения в школе!...
Не смейте забывать учителей
Урок с ИКТ: "Не смейте забывать учителей" по рассказу Ю.Бондарева "Простите нас"...
Проект "Преданья старины забывать мы не должны"
Проект "Преданья старины забывать мы не должны"...
Внеклассное меропритие: " Не забывай о птицах зимой".
Внеклассное мероприятие: "Не забывай о птицах зимой" поможет воспитать у детей любовь к природе, познакомить с зимующими птицами нашего края.Расширить экологические представления школьников, обеспечит...
«Эти годы забывать нельзя…»
Интегрированный урок математики и истории 5 класс, разработан учителем математики Чаниной В. В....
Внеклассное занятие на тему: «Не забывай о птицах зимой»
Цели:обобщить и расширить знания о зимующих птицах;обратить внимание на трудное существование птиц зимой;прививать любовь к природе и воспитывать гуманность....
Урок развития речи "Не забывайте матерей!"
В глубинках нашей страны много деревень, где доживают в одиночестве свой век старики и старушки, которые когда-то дали жизнь мальчикам и девочкам, которые, повзрослев и разлетевшись в разные уго...