Не смейте забывать учителей
презентация к уроку по литературе (7 класс) на тему

Урок с ИКТ: "Не смейте забывать учителей" по рассказу Ю.Бондарева "Простите нас"

Скачать:


Предварительный просмотр:

(1 слайд).

"Не смейте забывать учителей…

(Урок - размышление по рассказу Ю.Бондарева "Простите нас»)

(2 слайд).

Цели урока:

- ввести в круг чтения учеников произведения о школе, учителях;

- формировать навыки “медленного”, вдумчивого чтения, анализа мотивов поведения героев, монологической речи;

- содействовать обретению учащимися через литературное произведение нравственных знаний о памяти, долге, совести, благодарности, их эмоциональному “прочувствованию”, - формированию нравственных ориентиров.

Оборудование:

портрет Ю.Бондарева;

репродукция с картины художника А.Шилова “Багульник зацвёл”;

(3 слайд).

Эпиграф к уроку:

Наставникам, хранившим юность нашу,

Всем честию, и мертвым и живым,

К устам подъяв признательную чашу,

Не помня зла, за благо воздадим. (А.С.Пушкин)

Ход урока:

«Тихо звучит песня НЕ СМЕЙТЕ ЗАБЫВАЬ УЧИТЕЛЕЙ»

I. Вступительное слово учителя (под музыку)

- Время… Быстротекущее время… Оно летит, заставляя нас приноравливаться, . И всё же у каждого из нас время от времени появляется неодолимое желание: чуть сбавить шаг, остановиться. И оглянуться. И покопаться в себе: вот я шел-шел, а куда вышел-то? И куда путь держу? Не сбился ли в пути?

- И еще: откуда, что во мне? Кто вложил в меня понимание, как надо жить и по каким законам судить себя? Перед кем мы вечные должники?

- Сохранилась одна из записей Пушкина, адресованная директору Лицея, учителю и наставнику Энгельгардту

(4 слайд) «портрет Энгельгардта»

“Е.А.Энгельгардту:

“Приятно мне думать, что, увидя в книге ваших воспоминаний и мое имя между именами молодых людей, которые обязаны вам счастливейшими годами жизни их, вы скажете:

“В Лицее не было неблагодарных”. Александр Пушкин”.

(5 слайд).        

- А мы с вами всегда ли благодарны тем, кто учил нас, воспитал, вложил в нас свою душу,  школьным учителям? Вы, надеюсь, об этом  задумались, читая рассказ Ю.Бондарева “Простите нас!”

(6-8слайды).

II. Беседа по рассказу.

        

1. “Представьте” главного героя рассказа.

Павел Георгиевич Сафонов “работал на большом заводе конструктором, был известен, с годами привык к этой известности и, казалось, даже немного устал от нее, как порой устают люди, когда к ним рано приходит успех и удовлетворение”.

2. Как оказался этот преуспевающий инженер-конструктор, столичный житель в безвестном маленьком степном городке?

Сафонов возвращается с юга, где он отдыхал в санатории, “Утомлённый сложной зимней работой”. Поезд мчал его по знакомым с детства местам, и он “с какой-то грустной обостренностью” вспоминал полузабытое: “вот он, мальчишка, в грязной сатиновой рубашке, с цыпками на руках, бежит по этой ледяной от росы степи, бежит вслед за поездом неизвестно куда, и отяжелевшая от влаги трава хлещет его по коленям, приятно холодит ноги...”, “ясно чудилось, будто вместе с Верой он идет по лунным косякам на Шахтинском холме, внятно и резко пахнет из низин полынью, и потрескавшиеся, обветренные губы Веры тоже пахнут полынью”.

“И вдруг его непреодолимо потянуло побывать в родном своем степном городке: побродить по нему, почитать афиши на заборах, увидеть старые названия улиц, узнать, что изменилось в нем за многие годы, непременно встретить знакомых школьных лет, таких далеких, словно их и не было”.

      “…И, к удивлению заспанного проводника, бесшумно подметающего в коридоре, сошел на маленьком разъезде этим ранним августовским утром”.

3. С кем, прежде всего, связаны воспоминания Павла о городе детства? Кто они для него?

Витька – “первая мальчишеская преданность”, Вера – первая любовь, “мучительная, трогательная, с записками в школе, с легко падающим снегом на крыльцо, с …первым поцелуем”.

Воспоминания детства, юности захлестнули Павла, его неодолимо потянуло на окраинную улицу, густо заросшую деревьями, где жил “в том мире детства Витька Снегирев”, а на углу, возле аптеки, в маленьком доме, - Вера. Захотелось узнать: “Что с ними? Где они?”

4. Встретился ли он с ними? Почему?

Вера погибла на войне, где была санитаркой. Витька Снегирёв уехал из города с родителями после войны, стал директором завода.

5. А с кем встретился? Вспоминал ли он о своей учительнице?

         Он вспомнил об учительнице случайно, увидев силуэт своей школы: “внезапно в проеме улицы увидел свою школу - четырехэтажная, с темными окнами, она стояла, как и тогда... Она не изменилась. Она была прежней, как в детстве, как много лет назад”.

Целый вихрь мыслей проносится в голове Павла: “Неужели он когда-то сидел за партой? Неужели когда-то, во время весенних экзаменов, был над школой глухой гром, и майский ливень обрушился на город с веселой яростью первой грозы?”

         Разглядев пробивающийся сквозь ветви красный огонёк, вспоминает он и о своей учительнице: “Здесь жила Мария Петровна, его учительница по математике, как же он сразу о ней не подумал, не вспомнил! Всегда он был ее любимцем, она пророчила ему блестящее математическое будущее...”

6. Приехав в родной город, герой не узнал его: так он изменился. А Мария Петровна – изменилась ли она?

Конечно, годы берут своё, и Павел видит её “болезненно-бледное, состарившееся, будто источенное лицо”, отмечает, как “сильно она изменилась, стала ещё более хрупкой, только седые волосы были коротко пострижены”.

7. Как отнеслась учительница к визиту Сафонова?

    Проследим по тексту за её реакцией.

         “- Паша Сафонов... Паша? - проговорила она почти испуганно, и Павлу Георгиевичу показалось, что лицо ее задрожало”.

         “Мария Петровна с непонятной настороженностью, с неверием… быстро повторяла…”

         “…неверяще улыбнулась”.

  1. Какие чувства владеют Павлом Георгиевичем во время этой встречи?

Он обрадован, но в то же время смущается, робеет. “Он хотел пожать Марии Петровне руку, но сдержался и не пожал, как не жмут при встрече руку матери…”

А ведь Мария Петровна, действительно, была для нашего героя второй матерью, как и для многих своих учеников.

9. Посмотрите, как трогательны его воспоминания о классе, школе, учительнице.

 (Чтение диалога Павла и Марии Петровны в лицах от слов: “- Знаете что, Мария Петровна, давайте говорить о прошлом…” до слов: “Помню, сидел ночь, ломал голову, чтобы чернильница подпрыгнула именно в тот момент, когда преподаватель макнёт ручку”.)

         Для Павла эти воспоминания необыкновенно дороги. Дороги вдвойне, потому что, оказывается, Мария Петровна помнит эти события больше двадцатилетней давности. Он возбуждён, и ему кажется, что так же радуется, вспоминая, и учительница.

Разговор заходит о прежних друзьях. Все они взрослые, солидные люди. Один стал журналистом, другой – преуспевающим директором завода, третий – начальником главка, четвёртый – артистом. Все они живут своей жизнью. А старенькая учительница следит за судьбами своих учеников.

10. Почему на настойчивые вопросы о том, пишут ли ей бывшие одноклассники Павла, навещают ли её, Мария Петровна всё время переводит разговор на другое?

Оказывается, к Марии Петровне заходит только один ученик, да и то потому,

что у него не сложилась жизнь. Павел вдруг подумал о том, что, “если бы она умерла, он не знал бы этого, и не знали бы другие”.

“Плохо помню его, забыл”,- говорит Павел об этом единственном. Одно отложилось в памяти, что это был тихий, робкий, ничем не примечательный, не отличавшийся никакими способностями ученик. “- Очень плохо, - не то насмешливо, не то осуждающе проговорила Мария Петровна. - Они помолчали, Но от этих последних слов “очень плохо” Сафонову стало не по себе, он понял двойной их смысл”.

11. Почему, глядя на её лицо, Павел почувствовал, как “что-то больно и тоскливо сжалось в его груди”? Какой “двойной” смысл скрывается в этих словах учительницы?

         Первый смысл лежит на поверхности: слова учительницы как бы усиливают фразу Павла: “Плохо помню…”.

А второй – гораздо глубже. Сафонову стало неловко за себя и за своих товарищей. “Очень плохо”- когда не помнишь школьных товарищей. “Очень плохо” - когда забыл тех, кто учил и воспитывал тебя. “Очень плохо” - когда и первая любовь осталась под спудом времени, не тревожит воспоминанием.

“Очень плохо” - так похоже на школьную оценку, которую получает сейчас за прожитую жизнь внешне благополучный герой.

И вдруг Сафонов замечает, что Мария Петровна смотрит на книжный шкаф. И в первом ряду видит “знакомый корешок своей последней книги по самолётостроению”.

12. А зачем школьной учительнице книга по самолётостроению, которую может понять только специалист?

Мария Петровна не только помнит всех своих учеников, но и постоянно следит за их успехами, гордится ими. Поэтому и хранит у себя эту книгу Павла, между страницами которой лежит вырезка из газеты “Правда” с портретом Сафонова.

“- Неплохая" книга... Прочитала с интересом. А это из "Правды", Паша. Когда я увидела, я дала тебе телеграмму.

Он так же поспешно, точно скрывая нечто порочащее его, неприятное, спрятал листок в книгу и, охваченный стыдом и ненавистью к себе, теперь отчетливо и хорошо вспомнил, что он действительно получил телеграмму два года назад среди кучи других поздравительных телеграмм и не ответил на нее, хотя ответил на другие”.

13. Сафонов шёл в дом учительницы в необычайно приподнятом настроении. Как оно теперь меняется?

Теперь он испытывает стыд, “непреходящее чувство вины”. Ему стыдно за себя, за своих одноклассников, неблагодарных, забывших, кому они обязаны своими успехами.

(9 слайд)

Картина «Багульник зацвел»

 14. Выборочное чтение.  (читает учитель)

“Мария Петровна, тоже помолчав, вдруг спросила робко:

- Скажи, Паша, хоть капелька моей доли есть в твоей работе? Хоть что-нибудь...

- Мария Петровна, что вы говорите? - в замешательстве забормотал он. -

Если бы не вы!..

Она посмотрела ему в глаза, сказала вздрагивающим голосом:

- Ты думаешь, я не рада? Какой гость был у меня! Ты думаешь, я не скажу об этом завтра своим ученикам?..”

15. - Как понимаете эти строчки?

ВЫВОД: Вопрос учительницы застаёт Павла врасплох. За свою немалую жизнь у него не нашлось времени и желания вспомнить тех, кто взрастил его талант.

 

Чтение конца рассказа: “Они простились. Он быстро пошел по дорожке ночного сада. И не

выдержал, оглянулся. Дверь передней была еще распахнута, и в темный парк падал желтый косяк света. Мария Петровна стояла на крыльце, и худенькая, неподвижная фигурка ее отчетливо чернела в проеме двери”.

Эта “худенькая фигурка”, так ярко выделяющаяся на фоне света, навсегда запомнится Сафонову: немой укор действует сильнее упрёков в неблагодарности.

Оттого “всю дорогу до Москвы Сафонов не мог успокоиться, переживал чувство жгучего, невыносимого стыда…

На большой станции Сафонов, хмурый, взволнованный, вышел из вагона. Он зашел на почту и, поколебавшись, дал телеграмму на адрес школы, на имя Марии Петровны. В телеграмме этой было два слова:

"Простите нас".

- У каждого учителя, сидящего здесь, есть ученики, которые  чем- то провинились перед своим учителем. У вас есть возможность исправить ошибку многих учеников. (вручение телеграмм)

- Рассказ понравился?

- Чему учит?

Вывод: раскаяние, возвращение героя к себе, понимание, что в своих успехах он обязан не только себе, своему таланту, но и учителям.

III. Обобщение по рассказу.

2010год был объявлен годом Учителя.

Этот урок мы посвящаем первому учителю 6 кл Асаркиновой Г. Л. и в ее  лице всем учителям.

1). Презентация «Учительница первая моя»  (Губарева Настя)

2). Сочинение «Учительница первая моя», «Мой любимый учитель»

IV. Чтение стих-я «Не смейте забывать учителей» (Эрдниева Кема)

V. Дарим цветы первому учителю.

VI. Заключительное слово учителя.

 Я начала урок со слов Пушкина. Пушкинскими же словами хочу его и завершить.

19 октября 1825 года поэт праздновал день окончания Лицея в Михайловском уединении, вспоминал добрым словом своих друзей – Пущина, Дельвига, Кюхельбекера. А ещё он оставил нам на память строки о лицейских преподавателях, строки, подтверждающие, что в “В Лицее не было неблагодарных”:

Наставникам, хранившим юность нашу,

Всем честию, и мертвым и живым,

К устам подъяв признательную чашу,

Не помня зла, за благо воздадим.

Открытый урок литературы в 6 классе

«Не смейте забывать учителей…»

(Урок - размышление по рассказу

Ю.Бондарева  «Простите нас»)

                                                 

                                                                                    Учитель русского языка                    

                                                                  и литературы

                                                                                        МОУ «Чилгирская СОШ»

                                                                     Хазыкова Н.П.

Февраль 2011 г.



Предварительный просмотр:

Урок  литературы

на тему "Место человека в жизни"

(По рассказу А.Платонова "Песчаная учительница)

Цель урока: создать условия для формирования у учащихся целостного видения проблем рассказа “Песчаная учительница”.

Обучающая: познакомить обучающихся с проблематикой, композиционными и сюжетными особенностями рассказа;

Развивающая: развитие логического и образного мышления; формирование диалогических умений;

Воспитательная: на примере образа главной героини формировать активную жизненную позицию, гражданское мужество.

Тип урока: урок новых знаний.

Форма урока: урок-диалог с использованием компьютерных слайдов.

Методы и приемы: частично-поисковый; наглядный, словесный.

Наглядные материалы: портрет А.П. Платонова, текст рассказа “Песчаная учительница”, слайд – презентация, репродукция картины “Христос в пустыне”.

Ход урока

I. Оргмомент.

1. Слово учителя.

В рассказе А.П.Платонова “Песчаная учительница” повествуется о жизни молодой учительницы, принадлежащей поколению честных, целеустремленных, верящих в светлое будущее людей, настоящих энтузиастов своего дела, стремящихся преобразовать мир и посвятить себя строительству новой жизни, новых отношений между людьми, между народами в эпоху ликвидации неграмотности.

II. Определение темы, постановка цели.

1. 1) Почему рассказ называется “Песчаная учительница”?

    2) Какие проблемы поднимаются в произведении?

(слайд 1)

3)Сформулируем  цели урока. (слайд 2)

(слайд 3)

4)Работа с эпиграфом: Трудно тебе будет,

                                    Да сердце у тебя есть,

                                    А на сердце и разум придет,

                                    А от разума и трудное легким станет.

                                                                                               (Из сборника сказок  А.Платонова)

III. Викторина – проверка знания текста (слайд 4)

1). Сколько лет было Марии Никифоровне, когда она начала преподавать?

2). Почему дети в селе не ходили в школу?

3). Какой новый предмет пришлось преподавать учительнице?

4). Смогла ли Мария Никифоровна помочь жителям пустыни?

5). Осталась ли она в Хошутове навсегда?

IV. Работа по исследованию текста.

События рассказа “Песчаная учительница” происходят в пустыне. По мнению западноевропейского ученого, знатока символов Кэрола, в пустыне человек проявляет свои самые сильные качества. Иисус Христос, согласно библейскому преданию, уходил в пустыню на сорок дней без еды и питья, чтобы укрепить свой дух.

- Картина “Христос в пустыне” (слайд 5)

      Лирическому герою стихотворения А.С.Пушкина “Пророк” вдохновение в образе Серафима также является в пустыне: Духовной жаждою томим,

   В пустыне мрачной я влачился,

  И шестикрылый серафим

  На перепутье мне явился. (слайд 6)

 

V. Изображение пустыни. (Работа по тексту) (слайд 7)

1. Проследите за тем, как автор описывает пустыню, и какой она, предстает в разное время года?

2. Почему страшная картина опустошающей бури в мертвой среднеазиатской пустыне завершается описанием другой, “наполненной звоном жизни” земли, которая чудилась путнику за морем барханов?

3. Чем являлась пустыня для жителей села?

4. Найдите описание пустыни, преображенной стараниями жителей села и молодой учительницы.

5. В чем заключается Поступок героини? (слайд 8)

(Отдать свои молодые годы и всю жизнь на служение людям, добровольно отказавшись от личного счастья).

Выделение “Ценности” – служение людям.(слайд 9)

Ученики выделяют свое (современное) понимание данной ценности, а также то, другое понимание.

6. В чем смысл служения людям?

Гипотеза: Если человек отдает всего себя служению людям, его жизнь имеет смысл.

Мария поняла, что необходимо помочь людям в борьбе с пустыней

Не растеряла всей своей силы, стойкости и все-таки добилась своего собственными силами.

Решила пожертвовать собой ради спасения своего села.

Ответ: Смысл служения людям в бескорыстном выполнении работы, улучшающей жизнь окружающих.

Вывод: Такие люди, как Мария нужны. Вспоминаются слова Н.А. Некрасова:(слайд 10)

Природа-мать! Когда б таких людей

Ты иногда не посылала миру -

Заглохла б нива жизнь...

7. Героиня достигает результатов, но какой ценой?

“Вернулась 70-лет старухой, но…

8. Оцените поступок героини. Ваша задача – попытаться встать в позицию героини, как бы поступили вы?

VI. Региональный компонент.

1. Вплоть до 70-х годов XX века в нашем районе в школах работали приезжие учителя. Они так же, как и “песчаная учительница”, были направлены к нам. Их заслугой является обучение и подготовка местных кадров, приобщение к культуре и т.д.

Филимонова Людмила Аркадьевна приехала работать в свою родную школу и работает по сей день. Ее педстаж ___ лет.

Этот урок мы посвящаем Людмиле Аркадьевне.

         Чтение стих-я (Игнатова Юля)    

VII. Чтение сочинения.

VIII. Показ презентации.  Звучит песня»учитель»

IХ. Итог. Оценки

Х. Домашнее задание.

Напишите мини-сочинение на тему “Роль учителя на селе” (слайд 11).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: Место человека в жизни по рассказу А.П. Платонова «Песчаная учительница» 1

Слайд 2

Цели урока: Обучающая: Формирование целостного видения проблем рассказа “Песчаная учительница”. Знакомство с проблематикой, композиционными и сюжетными особенностями рассказа; Развивающая: развитие логического и образного мышления; Формирование диалогических умений; Воспитательная: на примере образа главной героини формировать активную жизненную позицию, гражданское мужество. Региональный компонент 2

Слайд 3

Трудно тебе будет, да сердце у тебя есть, а на сердце и разум придет, а от разума и трудное легким станет. Из сборника сказок А.Платонова 3

Слайд 4

Викторина – проверка знания текста 1). Сколько лет было Марии Никифоровне, когда она начала преподавать? 2). Почему дети в селе не ходили в школу? 3). Какой новый предмет пришлось преподавать учительнице? 4). Смогла ли Мария Никифоровна помочь жителям пустыни? 5). Осталась ли она в Хошутове навсегда? 4

Слайд 5

Картина «Христос в пустыне» Картина «Христос в пустыне » 5

Слайд 6

Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился, И шестикрылый серафим На перепутье мне явился. А.С.Пушкин «Пророк» 6

Слайд 7

Изображение пустыни: 1. Проследите за тем, как автор описывает пустыню, и какой она, предстает в разное время года? 2. Почему страшная картина опустошающей бури в мертвой среднеазиатской пустыне завершается описанием другой, “наполненной звоном жизни” земли, которая чудилась путнику за морем барханов? 3. Чем являлась пустыня для жителей села? 4. Найдите описание пустыни, преображенную стараниями жителей села и молодой учительницы. 5. В чем заключается Поступок героини? 7

Слайд 8

ПОСТУПОК Отдать свои молодые годы и всю жизнь на служение людям, добровольно отказавшись от личного счастья. 8

Слайд 9

ЦЕННОСТЬ - Служение людям Понимание Марии Никифоровны Наше понимание Человек должен бороться за человечное в человеке. Это и есть покорение природы Человек должен жертвовать всем, ради общественного блага. 9

Слайд 10

Природа-мать! Когда б таких людей Ты иногда не посылала миру - Заглохла б нива жизнь... Н.А.Некрасов 10

Слайд 11

Домашнее задание: Напишите мини-сочинение на тему “ Роль учителя на селе” 11



Предварительный просмотр:

Тема урока: «О красоте человеческих лиц»

Цель урока: донести до учащихся проблему внутренней и внешней

                    красоты средствами литературы и искусства. Рассказать

                    о красоте своих учителей, преклонение перед

                    профессией учителя.

Ход урока.

  1. Орг момент
  2. Мизансцена.

    У Н.Заболоцкого есть такое стихотворение «Не красивая девочка». Оно лежит перед вами. Стихотворение удивляет своей концовкой, вернее вопросом, которым оно заканчивается. Эти слова перед вами, они стали эпиграфом нашего урока:

Что есть красота?

И почему ее обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

  III. А урок мы свой посвящаем учителям, нашим дорогим и любимым. 2010 год объявлен годом Учителя. Каждый человек учился, у каждого были свои учителя, о красоте своих учителей будут говорить и сегодняшние выпускники.

    Посредством литературы и искусства попытаемся разобраться во внутренней и внешней красоте человека. Урок наш проблемный. Сегодня мы говорим о вечном – о красоте.

    Великие поэты, художники оставили в вечности свой гимн женщине – ее внутренней и внешней красоте, поэтому темой урока «О красоте человеческих лиц».

    Эту строчку мы тоже взяли из стихотворения Н.Заболоцкого.

   IV. Ребята, вспомните имена тех, кто творил историю мирового изобразительного искусства. В основном они принадлежать мужчинам. Потому-то и воспета так ярка и вдохновенно красота и грация женщины в живописи. В образ женщины живописцы вложили свои представления об идеале, всю глубину знаний об окружающем мире.

    Вот перед вами знаменитый портрет. Кто это изображен и кто ее автор? Да это картина Рафаэля «Сикстинская Мадонна».

Это одно из самых прославленных произведений художника. (сообщение ученицы)

2-я картина: Леонарда до Винчи «Мона Лиза», вечный символ женственности и тайны женской души. (сообщение ученицы) 

3-я картина: А эта картина Рокотова Струйской Александры Петровны. Мы смотрим на портрет и слышим голос очарования. Эта женщина добра, чутка, сиятельная. Не смог остаться равнодушным к этому портрету известный русский поэт 20 века Н.Заболоцкий. Вот как он написал об этой картине:

Её глаза, как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза, как два обмана,
Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок
Предвосхищенье смертных мук.

    Эти полотна посвящены самым прекрасным женщинам 18 века.

V. А кто из известных женщин 19 века была признана первой красавицей Петербурга? ( Н.Н. Гончарова) На экране – портрет Н.Н.Гончаровой (художник Брюллов).

 Что вам известно о ней? (сообщение ученицы)

VI. О человеческой красоте и ее внешнем и внутреннем проявлении, по-разному к ней отнесясь,  размышляла русская и советская классика.

      1) Ни красотой сестры своей

          Ни свежестью ее румяной

Не привлекла б она очей, - читаем у Пушкина о Татьяне.

      2) Лермонтов о портрете Печорина « Он был вообще очень не дурен и имел одну из тех оригинальных физиономий, которые особенно нравятся женщинам светским».

      3) Не назовет красавицей Анну Сергеевну Одинцову Тургенев, рисуя ее внешность, но обратит внимание  на ее руки.

      4) Л.Толстой, рисуя Наташу Ростову, скажет прямо: «Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка».

    Можно долго и много находить в русской литературе таких примеров. Они разные и по звучанию, и по настроению, и по отношению к самой красоте.

VII. Так что же есть человеческая красота? Как ее увидеть? Какими словами определить? Обратимся к знатокам слова – к поэтам.

1) Стихотворение Д Кедрина «Красота» (читают ученики)

                В каждой из трех строк поэт называет нам одну примету красоты человека… Каждый образ - часть общего, имя этого общего – Россия  

2) Я. Смеляков «Милые красавица России».

                 Джульетта, Офелия, Золушка – олицетворение любви, нежности и женственности. И где же истинная красота? Она в полутемном зале, в блиндажах на Урале. Переосмысления понятия красоты к красоте поступка. А за это поэт обещает шелка, соболя, дворцы.

3) Н.Заболоцкий «О красоте человеческих лиц».

4) Е.Винокуров «Сколько прелести есть в человеческих лицах».

VIII. О красоте своих учителей расскажут ученики. Они подготовили презентации.

  1. Стихотворение «Каждый из нас передать вам готов…» (читает Саглара О.)
  2. Дольган и Улюмджи (Мария Манджиевна)
  3. Степан (Анна Цебековна)
  4. Альмана и Саглара Б. (Людмила Аркадьевна)
  5. Полина и Саглара О. ( Хонгр Исаровна)
  6. Цецена (екатерина Борисовна)
  7. Аня (Надежда Пушкиновна)
  8. Лера и Джига (Алена Сергеевна)
  9. Валя (Зинаида Ивановна)

10) Стихотворение «Который год – ах, трудно, право…» (читает Цецена)

IX. Из творческих работ учащихся «Мой любимый учитель»

 1) Сочинение читает учитель

2) Стихотворение «Не смейте забывать учителей» (читает Дольган) 

    X. К этому уроку я провела анкетирование среди учащихся 5, 7 и 11 классов. И вот результаты:

 

XI. 1)Стихотворение «В тот день светило солнце горячо» (читает Степан)

     2) «Вы каждый день и каждый час» (читает Аня) 

     3) Песня «За глаза твои карие» (поет Дольган)

XII. Итог

XIII. Оценки



Предварительный просмотр:

Тип  урока:  Урок  внеклассного чтения с использованием ИКТ,

Форма  урока:  Урок  анализа художественного произведения.

Тема: « Твори   добро   на   всей   Земле » ( по   рассказу  Л. Петрушевской  « Котенок   Господа   Бога »).

Цели  урока:

  1. обучающая - совершенствование навыков анализа прозаического произведения;

  1. развивающая – развитие эстетического восприятия и оценки художественной  литературы  и воплощенных в ней явлений жизни; совершенствование речевых навыков и умений;

  1. воспитательная – пробудить в детях чувство  добра  и любви к людям и животным.

Технология: компьютер,  проектор.

Ход  урока:

I. Вступительное слово учителя.

(Звучит тихая мелодия. Ф. Шопен. Ноктюрн (Ми-бемоль мажор))

Ребята, сегодняшний  урок  я хотела бы начать со стихотворения Татьяны Мухаметшиной:

В этом мире огромном, в котором живем я и ты,

Не хватает тепла, не хватает людской Доброты.

Будем вместе учиться друг друга беречь и любить,

Будем вместе учиться друг другу, как звезды, светить.

Пусть не ставят нам в школе оценок за щедрость Души,

Ты однажды возьми и  Добро  просто так соверши…

…Чтоб скорее исполнились давние наши мечты,

Пусть всегда будет главным  уроком   урок  Доброты!

Тема нашего  урока  так и звучит: « Твори   добро   на   всей   Земле ». Давайте запишем сегодняшнее число и тему  урока .

II. -Запись даты и темы  урока .

Сегодня мы будем говорить о важнейших человеческих ценностях: уважении, любви, милосердии; о сложности нравственного выбора, о вечной борьбе между  добром  и злом.

А разобраться в этих сложных вопросах нам поможет чтение и анализ  рассказа  Л.С. Петрушевской  « Котенок   Господа   Бога ».

III. Работа с основным материалом  урока . Беседа по содержанию.

Но сначала послушайте одну старую индейскую притчу.

  1. Что такое «притча»?

Открываем определение слова «притча», записываем.

Когда-то давно старый индеец рассказал своему внуку одну жизненную истину.- Внутри каждого человека идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, грубость, эгоизм, ложь.

Другой волк представляет  добро  – мир, любовь, надежду, любезность, истину, доброту, верность.

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает?

Лицо старого индейца тронула едва заметная улыбка, и он ответил:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

  1. Как вы поняли основную мысль этой притчи?

(Суть заключается в том, что все зависит от нас самих. Нужно чаще совершать добрые и благородные поступки. Тогда в нашей душе победит  добро. Все зависит от человека. Каким он захочет стать, таким и станет. Будет делать зло – станет злым,  творить   добро  – добрым.)

  1. Записываем основную мысль притчи – «Всё зависит от человека. Каким он захочет стать, таким и станет. Будет делать зло- станет злым, будет нести людям  добро  – добрым».

Эта мысль является главной и в  рассказе  Л.  Петрушевской  « Котенок   Господа   Бога ».

  1. Давайте вспомним, о чем этот  рассказ?

Выступление ученика (рассказывает коротко содержание  рассказа ).

  1. В этом  рассказе  говорится о борьбе  добра  со злом;

-о человеческой отзывчивости;

- об одиночестве;

- о воспитании;

- об отношении к бездомным животным. (Запись со слайда)

  1. А что мы узнали о писательнице Людмиле Стефановне  Петрушевской ?

(Сообщение ученика о писательнице.)

Людмила Стефановна  Петрушевская  родилась 26 мая 1938 года в Москве, в семье профессора Московского государственного университета. Окончила Московский университет, работала редактором на центральной студии телевидения. В середине 60-х годов начала писать  рассказы , а с 70-х годов выступает как драматург. Первый сборник прозы  Петрушевской  был опубликован в 1987 году.

В последние годы  Петрушевская  обращается к жанру «Сказок для всей семьи». Её произведения полны мягкого лиризма, доброго юмора. В сказках,  рассказах , пьесах автор признается в своей любви к народу, природе, искусству.

В 1991 году она была удостоена немецкой премии имени Пушкина- «Триумф»  Петрушевская  была номинирована на первую Букеровскую премию. В настоящее время она живет в Москве.

Её  рассказы  и пьесы переведены на многие языки мира, драматические произведения ставятся в России и за рубежом.

IV. А теперь, ребята, сядьте удобнее, откиньтесь на спинку стула, закройте глаза, расслабьтесь. « Котенок   Господа   Бога »… Скажите, пожалуйста, какая картина возникает у вас перед глазами, когда мы произносим слово «котенок»? ( Дать 1 минуту )

  1. Откройте глаза, вернемся к рассказу. Итак, опишите представленного вашим воображением котенка.

(Маленький, пушистый, с розовеньким мокрым носиком, с огромными зелененькими глазками …)

  1. Меняется ли что-то в ощущениях, если добавляем «котенок Господа Бога»? Попытайтесь объяснить, что?

(Котенок есть почти у каждого, мы их любим, восхищаемся, но котенок  Господа   Бога  должен быть особенным, чудесным, необыкновенным, волшебным. Именно таким и пытались нарисовать его ребята.)

  1. Посмотрим на ваши рисунки. Все вы по-разному представили  котенка   Господа   Бога , но , на мой взгляд, есть у них и общее – все вы сумели передать свою любовь к этому животному.

( Обращается внимание на детские рисунки.)

  1. А теперь найдите портрет  котенка  в произведении.

(«Маленький, головастый и пузатый, серый и пушистый». Разве в этом описании есть хотя бы намек на какую-то необычность? Представьте себе, что  котенок  потерялся, а в объявлении о пропаже были бы указаны эти приметы. Нашелся бы  котенок ? Сколько на свете таких  котят : маленьких, головастых и пузатых, серых и пушистых… И все-таки это  котенок   Господа   Бога …)

  1. Что же связывает этого  котенка  с  Богом ? Найдите подтверждение своим словам в тексте.

(Оказывается, « котенка  снарядил на белый свет сам  Господь », но в этом нет ничего удивительного, ведь «Он всех нас снаряжает, своих детей. И если белый свет принимает очередное посланное  Богом  существо, то этот белый свет продолжает жить. И каждое живое творение – это испытание для уже заселившихся: примут они новенького или нет». Значит,  котенок  появился на страницах  рассказа  неспроста, он послан  Богом  для испытания людей на человечность, на порядочность. И только честный, добрый, отзывчивый человек может называться Человеком с большой буквы, человеком, « Богу  угодным» .)

  1. Есть такая книга, «книга книг», «самая умная книга». Как она называется?

(Библия.)

- Библия – древний памятник письменности, где собраны разнообразные произведения, создававшиеся на протяжении огромного исторического периода – с VII века до нашей эры по II век нашей эры.

-Читая библию, мы узнаем: когда-то не было ни людей, ни животных, ни деревьев, ни камней, ни неба, ни  земли . Был только один милосердный  БОГ . Он захотел, чтобы появился мир, или свет. И создал  Бог  сначала ангелов. Вы знаете, что у каждого есть душа, которая живет в нашем теле, и ангелы такие же духи, но у них нет тела. Ангелы – добрые духи.

Прежде чем создать человека Бог сотворил животных и зверей земных, которые не могут жить в воде и не могут летать. А потом  Богу было угодно создать человека. Бог решил, что эти животные должны жить рядом с людьми. Но однажды Бог пожалел, что создал человека и сказал: «Истреблю все живое на земле, потому что уже никто не делает  добра ».

Значит,  Бог  сотворил человека для того, чтобы нести  добро  окружающим.

Но рядом с  добром  всегда находится зло. И каждый должен сделать выбор. Кто-то в этом мире  творит   добро , кто-то рассеивает вокруг себя зло.

  1. А кто в  рассказе  Л.С. Петрушевской  является носителем  добра, а кто зла? Докажите свою мысль.

(Ангел-хранитель – носитель  добра , он предостерегает мальчика от ошибок. Бес – олицетворяет зло, он настраивает мальчика совершать злые поступки.)

Ангел-хранитель – посланец  Бога , якобы покровительствующий человеку, изображается крылатым юношей.

Бес – злой дух.

  1. От чего же предостерегает ангел героев  рассказа  Л. Петрушевской ?

(От душевной черствости, от равнодушия, от совершения злых поступков.)

  1. А как вел себя Бес?

(Как и положено бесу. Он подталкивал мальчика к совершению злых, бездушных поступков.)

  1. Давайте проследим поведение Ангела-хранителя и Беса, выпишем глаголы, которые указывают на действие того и другого.

Ангел-хранитель                                                          Бес

Плачет                                                                         Толкает под локоть мальчика

Радуется                                                                      Предлагает поиздеваться над  котенком

Утешает                                                                       Нагло улыбается

Беспокоится                                                                Болтает

Уговаривает не делать зла                                        Заводит в чужой сад

Убеждает                                                                     Смеётся над ангелом

  1. А как вам кажется, для чего писательница ввела в повествование и Ангела, и Беса?

(Чтобы показать, что у человека всегда есть выбор между  добром  и злом. Как говорится в притче: какого волка будешь кормить, тот и победит.)

  1. Но ведь герой  рассказа  прислушивается в конце концов к Бесу. Получается, что побеждает зло? Эту мысль хотела донести до нас  Петрушевская ?

(Нет. Скорее наоборот. Автор показывает, что зло обязательно будет наказано, а  добро  добром же возвращается к человеку.)

  1. Подтвердите эту мысль примерами из текста.

(Бабушка приютила  котенка .  Бог  наградил ее за милосердие, она выздоравливает, к ней приезжают дети. Мальчик же бросил котенка, залез в чужой сад. И был выгнан оттуда хозяином. Бог не наказывает сурово этого мальчика, ведь он еще ребенок и только учится отличать добро и зло. В душе, как любой шестилетний мальчик, он добрый, поэтому не может причинить котенку зла, издеваться над ним. Но он, опять же, как любой маленький мальчик, совершает необдуманные поступки, не может устоять против соблазнов беса. )

  1. А кого из героев рассказа можно назвать злым и кого добрым? Что мы узнаем о них из текста?

Носители зла

Бабка мальчика «функционировала», Мать не разрешила

«не особенно приветствовала, котенка увезти в город

когда внук рвал в огороде ягоды и огурцы»,

заставила мальчика

выбросить котенка

за забор

Носители добра

Мальчик Бабушка умирающая

подобрал  котенка , строил пригрела  котенка , угостила

красивые планы кусочком черного хлеба

  1. Как вам кажется, кто виноват в случившемся: мальчик, взрослые или Бес? Можно ли всю ответственность переложить на Беса?

(Ни ангел, ни бес не совершают поступков. Они лишь указывают возможный путь, а человек выбирает сам. Мальчик, мы уже говорили об этом, еще маленький, он многого не понимает. Виноваты взрослые. Они заняты своим делом, им не до мальчика, чтобы он им не мешал, его выгнали на улицу. Их равнодушие в какой-то мере подтолкнуло мальчика совершить нехорошие поступки. По их указанию мальчик бросал  котенка  за забор, хотел полакомиться ягодами в чужом огороде, в итоге – был пойман хозяевами. )

Давайте еще раз вспомним финал  рассказа . (Читает учитель)

- Со слов «Что касается бабушки…»

  1. В чем его смысл?

(Все, как в сказке, закончилось хорошо. Бабушка осталась жить, а мальчик тоже обрел семью: «получил от своей бабки миску клубники с молочком…, мама почитала ему на ночь сказку». Мир и счастье можно обрести только в семье, где все любят и заботятся друг о друге.)

V. Подведем итоги. 

  1. К каким выводам мы с вами пришли сегодня на  уроке ?

Итак,  добро  в  рассказе  восторжествовало. Почему? Да потому, что самая большая цель в жизни - нести окружающим добро. Все в жизни взаимосвязано. Ведь создал всех  Бог , который отправляет в жизнь и людей, и животных для свершения добрых дел и поступков.

Общаясь с вами, я сегодня получила огромное удовольствие. То, что  рассказ  вам понравился, заставил вас о многом задуматься, я поняла из ваших ответов, в ваших глазах я увидела интерес к тому, о чем мы сегодня говорили.

  1. А что вы получили? С каким настроением вы уходите с этого  урока ?

Рассказы детей о своих любимых домашних животных.

VI. Д/З: Написать сочинение «Мои добрые дела».

VII. 2011 год – год зайца, год кролика, год кота. Но это не говорит о том, что на этом мы должны перестать «творить добро». Нет, свершение добрых дел должно войти у нас в привычку, должно стать для каждого человека законом жизни.

Руки твои сильные,

Ты защити слабого.

Мысли твои верные,

Ты научи глупого.

Глаза твои, твоя душа

Добрая и чистая.

Дари ее тому,

Кому больно одному.

 Твори   добро   на   всей   земле ,

 Твори   добро  другим во благо.

Не за красивое спасибо

Услышавшего тебя рядом.

 Твори   добро   на   всей   земле !

Я очень надеюсь, что в минуту сомнений вы не послушаете беса, а прислушаетесь к ангелу-хранителю. Пусть он всегда будет рядом с вами.

Подарки.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Роль пейзажа в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг» .

Слайд 9

ДЕНЬ НОЧЬ Чувство радости жизни; Яркие и «живые» краски. Чувство страха; Пейзаж настораживает и пугает; Мрак; Тьма.

Слайд 10

«Одно, в чём он мастер такой, что руки отнимаются после него касаться этого предмета- это природа. Две-три черты, и пахнет…» Л.Н.Толстой.

Слайд 11

Роль пейзажа в рассказе «Бежин луг» Служит фоном жизни героев рассказа- крестьянских детей. Определяет построение произведения, образуя его зачин и концовку. Воздействует на воображение и сознание мальчиков своей таинственностью, предрасполагая их к рассказам о страшном, вызывает те или иные настроения автора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«В наш век поэзию чернить не смейте, она во всем пред будущим чиста, она с людьми – в бесславье и бессмертье, и в этом цель ее и правота». Владимир Радкевич

Материал посвящен биографии и творчеству  пермского поэта Владимира Радкевича. Может быть использован как на уроке, так и во внеклассных мероприятиях. Литературно-художественная композиция с испо...

«В наш век поэзию чернить не смейте, она во всем пред будущим чиста, она с людьми – в бесславье и бессмертье, и в этом цель ее и правота». Владимир Радкевич

Материал посвящен биографии и творчеству  пермского поэта Владимира Радкевича. Может быть использован как на уроке, так и во внеклассных мероприятиях. Литературно-художественная композиция с испо...

Конкурс рисунков «Не смейте забывать матерей!»

Развитие творческого потенциала детей.Развитие фантазии и художественного мастерства юных художников.Содействие воспитанию чувства любви к матери, уважения к её профессии, гордости за её успехи в труд...

Мастер-класс учителя химии «Образование – это то, что остается после того, как забывается все выученное в школе»

Мастер-класс учителя химии «Образование – это то, что остается после того, как забывается все выученное в школе»Мастер-класс построен на основе применения кооперативной технологии обучения. предполага...

«Не смейте забывать учителей». Нравственная проповедь

Во все времена профессия педагога имела большое значения для каждого из нас, потому, что учитель человека ведет от детства к зрелости....

Внеклассное мероприятие: "Не смейте забывать учителей"

Мероприятие посвященное дню учителя....