Урок развития речи "Не забывайте матерей!"
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме
В глубинках нашей страны много деревень, где доживают в одиночестве свой век старики и старушки, которые когда-то дали жизнь мальчикам и девочкам, которые, повзрослев и разлетевшись в разные уголки страны, забыли своих родителей и почти не помогают им в эту трудную пору жизни. Мы с учениками провели исследовательскую работу, сколько в нашем поселении таких одиноких стариков. Итогом этой работы стал урок развития речи "Не забывайте матерей!"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок развития речи | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок развития речи в 8 – 9 классах по теме «Не забывайте матерей!».
Цели урока:
1) развитие связной речи учащихся;
2) выработка навыков логического мышления и рассуждения;
3)научить составлять план сочинения;
4) воспитание чувства любви к матери, родителям; чувства жалости и презрения к тем людям, которые забыли, оставили своих родителей.
Оборудование:
1) картины С.В.Герасимова «Мать партизана», А.Дейнека «Мать», Феофана Грека «Донская богоматерь», Леонардо да Винчи «Мадонна Лита», Индулиса Зариня «Материнство»(триптих).
2) выставка книг, в которых писатели и поэты воспевают любовь к матери;
3) записи с песнями о матерях;
4) высказывания известных людей о матери (на доске и на плакатах).
Доска:
1) тема урока;
2) Эпиграф «Есть прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу, - это мать»
Н.А.Островский
3) высказывания – цитаты:
«Если ты с детства не научился смотреть в глаза матери и видеть в них тревогу и покой, мир и смятение – ты на всю жизнь останешься нравственным невеждой. Нравственное невежество приносит людям много горя, а обществу – вред»
В.А.Сухомлинский.
«Дайте нам лучших матерей, и мы будем лучшими людьми» - Жан Поль.
4) стихотворение Расула Гамзатова:
Не аист на грядки зеленого лука
Тебя приносил и земле даровал.
Рожден ты на свет и в страданьях, и в муках,
Как люди, хоть ты человеком не стал.
Не стал человеком, но, выбившись в люди,
Родимую мать позабыл ты давно.
А мать все равно ожидает и любит. Что делать?-
Ей сына забыть не дано.
Ход урока.
1. Вступительное слово.
Здравствуйте, юноши и девушки! Сегодня мы с вами проведем урок развития речи, итогом которого будет домашнее сочинение в форме наказа.
Запишем число, 30 ноября и тему урока «Не забывайте матерей!»
Эпиграфом к нашему уроку станет высказывание писателя Н.А.Островского «Есть прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу, - это мать».
Обращаю ваше внимание на слово «долг», так как мы будем говорить именно об обязанностях детей перед родителями. На уроке в ходе рассуждения мы поговорим о
- роли матери в жизни человека;
- о взаимоотношениях между родителями и детьми;
- взаимных обязанностях родителей и детей.
Вот уже несколько лет подряд в России отмечается День матери.
-Кто знает, когда он празднуется?
Мы тоже наш урок посвятим нашим мамам.
По ходу урока нам нужно будет записывать опорные слова, которые затем вы сможете использовать в своих сочинениях. Для эпиграфа можете выбрать любое из высказываний на доске. Если они вам не подойдут, подберете самостоятельно.
«Без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери нет ни поэта, ни героя», - так сказал М.Горький о матери.
2. Итак, слово мать. Оно произносится по-разному на разных языках мира, но оно звучит одинаково ласково и нежно.
По-русски мама,
По-грузински нана,
А по-аврски ласково баба.
Из тысяч слов земли и океана
У этого особая судьба.
-В чем же особенность этого слова?
-В чем особенность судьбы этого слова?
Приведу несколько примеров употребления этого слова.
1. Человечек, еще не сделавший ни шагу самостоятельно по земле, только-только начинающий лопотать, неуверенно и старательно складывает по слогам МА-МА, и , почувствовав свою удачу, смеется, счастливый.
2. Почерневший от бессонной работы хлебороб прижимает к пересохшим губам пригоршню такой же черной земли и благодарно произносит: «Спасибо, мать-кормилица!»
3. Солдат, павший на землю, слабеющей рукой посылает последнюю пулю врагу: «За Родину-мать!»
Вывод: Все самые дорогие святыни названы и озарены именем матери, потому что с именем этим связано и само понятие жизни.
Запишем опорные слова – Женщина, земля, Родина, мать.
3. Каждая эпоха создавала свой образ материнства. Испокон веков люди чтили мать, как бога. На таких примерах, как икона «Донская богоматерь» Феофана Грека и «Мадонна Лита» Леонардо да Винчи мы убеждаемся в том, что представление о материнстве, как о высоком и светлом, радостном и тревожном подвиге сохранится из века в век.
В нашем компьютере имеется программа «Эрмитаж». Посмотрим изображения этих картин. Две совершенно разные женщины.
-Что их объединяет?( это матери – любовь к своему ребенку – нежность)
-Посмотрите в их глаза? Что в них?(Тоска – тревога –предчувствие)
каждая эпоха вносит что-то новое в содержание материнского чувства. Возьмем более современные картины. С.Герасимов «Мать партизана» и А.Дейнека «Мать».
-Какие параллели можно провести с1 картиной и изображениями икон?(жертвенность, страдание)
-Они знают, что случится с их детьми?
- Сравните с иконами «Мать» Дейнеки. Под какой общей темой их можно объединить?
(Любовь матерей как опора. В любой ситуации можно обратиться к матери за помощью. Как безмятежно на материнском плече).
-Обратите внимание на глаза матерей. Мы сказали, что в них тревога.
-О чем могут тревожиться матери, хотя ребенок еще мал? Вспомните тему урока!(что станет с детьми, какими они вырастут, не забудут ли ее, как к ней будут относиться в старости).
Запишем опорные слова: жертвенность, тревога, страдание, опора, ответственность.
4. По отношению человека к матери народ мерит к нему свое отношение.
-С уважением и признательностью смотрим мы на человека, до седых волос благоговейно произносящего имя матери своей и почтительно оберегающей ее старость.
-Презрением казним того, кто забыл о женщине, родившей и вырастившей его, и в горькую старческую пору отвернулся от нее, отказал в доброй памяти, куске или крове(крыше над головой).
Это свое отношение народ высказал в пословицах и поговорках, а также в сказках. Не зря говорится: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам – урок».
Мы тоже сейчас поищем намек, познакомимся с двумя сказками и сделаем выводы.
«Младшая дочка». Прочитаем по ролям.
-Понравилось ли вам поведение старших дочерей?
-Почему трудно им верить?
-В чем проявилась любовь младшей дочери?
-Какой намек для себя нашли? Какой должна быть любовь к матери? (не на словах, доказывать на деле).
«Благословение матери». Рассмотри другую историю детской неблагодарности.
-Какое чудо происходит в сказке?
-Кто совершает правосудие?
-Какой намек для себя вы нашли и какой вывод сделали? (неблагодарность наказана)
Запишем опорные слова: любовь подтверждать делами, неблагодарность.
5. В сказках добро побеждает, а зло бывает наказано. А ведь в жизни таких чудес не бывает! Но наказание неблагодарные дети получают.
-Как вы думаете, каким образом?
Прочитаем рассказ «Дедушка».
-Какой вывод можно сделать из этой были? (уважать стариков, своих родителей, ведь по нашему поведению будут строить наши дети отношение к нам самим)
-А в каких семьях живете вы?
-Есть ли у вас бабушки и дедушки, которые живут вместе с вами?
-Как вы с ними ладите?
-Рассказывали они вам сказки?
Я искренне завидую тем, у кого есть бабушки и дедушки, так как такие дети получают двойную порцию любви и мудрости. Такие дети должны быть, по-моему, вдвое добрее, умнее, ласковее.
Опорные слова: наказание, кара, «уважай стариков – сам стар будешь»
6. Но иногда любовь матерей к своим детям приносит совсем не те результаты, на которые рассчитывает любая мать. Прочитаем диалог двух пенсионерок, которые прожили долгую трудовую жизнь. Читаем по ролям.
-Какую ошибку допустила Настя в воспитании дочери?
-Почему Лена стала такой?
-Чего бы вы не сделали со своими детьми? Какую ошибку Насти не допустили бы?
-А что означает выражение «слепая любовь»? Ответ найдите из текста (удовлетворение всякого желания детей).
-Какие люди появляются вследствие такой любви? (эгоисты)
-Какое выражение из текста подходит для вывода? (не узнав нужды, не познаешь счастья)
Опорное слово: эгоист.
7. Вот именно из-за такой любви и появляются люди, которые живут только своими интересами. Мнения, заботы других людей их не интересуют. Таких людей В.А.Сухомлинский назвал нравственными невеждами: «Если ты не научился смотреть в глаза матери и видеть в них тревогу и покой, мир и смятение, ты навеки остался нравственным невеждой».
-Кто такой невежда? (не знающий и не желающий знать)
-А если он нравственный невежда? (не желающий видеть горе, страдание, а может, даже не видящий этого).
С каждым годом таких людей становится все больше и больше.
-Кого бы вы назвали нравственными невеждами по отношению к своим родителям?
-оставляют родителей одних, не помогают, не приезжают
-определяют своих родителей в дома для престарелых
-выгоняют родителей на заработки путем попрошайничества
-приезжают только за деньгами или продуктами, или живут за счет своих родителей.
Расскажу вам один случай. В Чебоксарах на людном месте стоит слепая женщина и просит милостыню. Я случайно услышала, как она рассказывала своей соседке, которая продавала вязаные носки, что ее привозит и отвозит сюда сын на своей машине.
-А спросите вы ее, обижена ли она на своего сына? Что она ответит?
Точный ответ мы найдем в стихотворении Д.Кедрина «Сердце матери».
-Найдите строки, в которых выражена главная мысль стихотворения.
Вот такая она, материнская любовь, все отдающая и ничего не требующая взамен.
Опорные слова: нравственное невежество, бескорыстная любовь.
8.Именно о такой любви матерей написано еще одно стихотворение. Автор – аварский поэт Расул Гамзатов.
-Подумайте, в чем актуальность этого стихотворения?
Не аист на грядки зеленого лука
Тебя приносил и земле даровал.
Рожден ты на свет и в страданьях, и в муках,
Как люди, хоть ты человеком не стал.
Не стал человеком, но, выбившись в люди,
Родимую мать позабыл ты давно.
А мать все равно ожидает и любит. Что делать?-
Ей сына забыть не дано.
- Как человек появляется на свет? (капуста, аист, магазин)
-Есть два синонимичных выражения. Найдите их.
-Почему они противопоставлены союзом НО?
-Что они означают?
-Какое из них важнее и почему?
-Можно ли их совместить? Как?
-К кому относится это стихотворение? Значит, и нам с вами.
Вывод: выбившись в люди, постараться остаться человеком.
9. Как итог нашего урока, нашей беседы с вами, вы дома напишете сочинение в форме наказа вашим будущим детям. Для образца можете взять Поучения Владимира Мономаха.
В своем наказе объясните детям, какими вы хотите их видеть и что это им принесет. Могу дать только примерный план (если кому-то нужно, подойдите после урока), так как не хочу загнать вашу фантазию в рамки плана.
Самое главное условие – искренность, не бойтесь быть искренними!
Спасибо за урок. Вы были великолепны!
Еще раз надеюсь, что о нашем разговоре вы не забудете со звонком с урока и будете вспоминать мои, может быть, банальные истины. Надеюсь, что вы не растеряете пыл ваших юных сердец и всем сердцем будете любить матерей!
Примерный план сочинения.
1. В какой семье я рос(ла).
2. Какие у меня были отношения с родителями (что я принимаю и что не принимаю в этих отношениях).
3. Какую я хочу иметь семью.
4. Какими хочу видеть вас, мои дети.
5. Какой наказ я вам хочу дать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Наглядный материал к урокам развития речи. Описание памятника.
Описание памятников литературных героев,архитектурных сооружений, знаменитых людей.Данные презентации подготовлены учениками 8 "Г" класса к урокам развития речи по теме "Описание памятника"....
Урок развития речи в 6 классе. Собирание материала к сочинению "Вид из окна нашего класса"
Конспект урока по развитию речи в 6 классе. Собирание материала к сочинению "Вид из окна нашего класса"...
Урок развития речи в 6 классе. Собирание материала к сочинению "Вид из окна нашего класса"
Конспект урока по развитию речи в 6 классе. Собирание материала к сочинению "Вид из окна нашего класса"...
Урок. Типы речи. Рассуждение. Материал для развития речи. 6 класс.
Урок выполнен с использованием SMART BOARD в программе Notebook...
Конкурс рисунков «Не смейте забывать матерей!»
Развитие творческого потенциала детей.Развитие фантазии и художественного мастерства юных художников.Содействие воспитанию чувства любви к матери, уважения к её профессии, гордости за её успехи в труд...
Урок развития речи «Любовь матери» в 6 классе
Урок развития речи "Любовь матери" содержит интересный материал, напправленный на духовно-нравственное воспитание учащихся. Цели: подвести учащихся к пониманию, что такое истинная...
Урок Мужества «Не забывай те грозные года, когда кипела волжская вода!» (К 80-летию Победы в Сталинградской битве) (проведено в феврале 2023 г.)
К 80-летию разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом (2 февраля 1943 г.)...