Слово о Д.С. Лихачёве. Урок для учащихся 10 - 11 классов.
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему
Урок может быть проведён как внеклассное мероприятие по предмету "Филология". Имя выдающегося деятеля XX века должно быть известно учащимся. Ум, честь и совесть эпохи, заветы которого актуальны в вопросах воспитания благородства души, чести, гуманизма подрастающего поколения.
Цель урока: познакомить учащихся с именем и творчеством выдающегося русского учёного, общественного деятеля и популяризатора отечественной культуры Д.С. Лихачёва; вовлечь учащихся в процесс самостоятельного поиска новых знаний, которые необходимы и возможны при решении проблемных и познавательных задач, связанных с изучением русской культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок познакомит учащихся с именем Д.С. Лихачёва, его деятельностью, творчеством.. | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗРАБОТКА УРОКА
в 10 -11 классе ПО ТЕМЕ:
«Слово о Дмитрии Сергеевиче Лихачёве».
Работу выполнила: | |
Кордова С.В. Учитель МОУ СОШ № 29 ст. Новотитаровской, 2011 г. |
Учебно - воспитательные цели: познакомить учащихся с именем и творчеством выдающегося русского учёного, общественного деятеля и популяризатора отечественной культуры Д.С. Лихачёва; вовлечь учащихся в процесс самостоятельного поиска новых знаний, которые необходимы и возможны при решении проблемных и познавательных задач, связанных с изучением русской культуры.
Учебные материалы и оборудование:
портрет и фотография Д.С. Лихачёва, мультимедиа, слайды с видом Соловецкого историко – архитектурного и природного музея – заповедника, музыка
Методические приёмы: лекция с элементами беседы, сообщения учащихся.
Ход урока.
- Вступительное слово учителя. (Звучит музыка )
С первых шагов изучения литературы в школе мы с вами ступень за ступенью знакомились с древнерусской литературой, с культурой средневековой Руси. Постоянным и верным проводником в мир древнерусской литературы стал для нас Дмитрий Сергеевич Лихачёв. Венцом, вершиной нашего «сотрудничества» с Дмитрием Сергеевичем стало изучение в 9 классе «Слова о полку Игореве». Дословный перевод древнерусского текста «Слова…», статьи, позволившие разобраться и в жанровом своеобразии произведения, и в его художественных образах, помогли нам окунуться в мир, полный тайн и загадок времён, сокрытых от глаз непосвящённого обывателя современности.
Но имя академика известно нам не только со страниц учебника литературы и монографических статей, сопровождавших шедевр древнерусского словесного искусства. Д.С. Лихачёв – один из немногих наших современников – стал воплощением русской эстетической мысли 2й половины XX века, лицом и совестью новой России.
--- А что вы знаете о нём?
1 ученик: Дмитрий Сергеевич Лихачёв автор фундаментальных трудов, публицистических работ, книг, посвящённых теории и истории русской литературы и русской культуры, в том числе исследования «Слова о полку Игореве».
2 ученик: - член Союза писателей с 1956 г. В 1971 – 1993 гг. возглавлял редколлегию серии «Литературные памятники». С 1983 г. Лихачёв председатель Пушкинской комиссии Академии наук.
3 ученик: В 1986 г. Он организовал и возглавил Советский (ныне Российский) Фонд культуры. С 1990 г. Входил в Международный комитет по организации Александрийской библиотеки (Египет)
4 ученик: Избирался депутатом Ленинградского городского Совета (19961 -1962, 1987 – 1989), народным депутатом СССР (1989 -1991).
5 ученик: Д.С. Лихачёв герой Социалистического Труда. Награждён орденами Трудового красного Знамени, «За заслуги перед Отечеством» II степени, Святого апостола Андрея Первозванного, болгарским орденом Кирилла и Мефодия I степени, орденом искусств «Янтарный крест» и медалями.
6 ученик: Решением Санкт-Петербургского городского Совета народных депутатов № 64 от 05.05.1993 г. Д.С. Лихачёву первому присвоено звание «Почётный гражданин Санкт-Петербурга».
Учитель: Литературовед, текстолог, историк культуры, академик, общественный деятель, Герой Социалистического Труда (1986 г.), дважды лауреат Государственной премии (1959, 1969), председатель Советского Фонда культуры (с 1987 г.), Дмитрий Сергеевич Лихачёв прожил нелёгкую, тернистую жизнь…
(Звучит музыка )
1 ученик: Дмитрий Сергеевич Лихачёв родился 28 ноября 1906 года. Когда он пошёл в школу, началась первая мировая война, аза ней революционная ломка всего старого уклада жизни. В 1928 году он окончил отделение языкознания и литературы Ленинградского университета и сразу же был арестован, даже не получил заветного диплома. Что же стало причиной ареста?
2 ученик: Восемь приятелей-студентов организовали так называемую «Космическую академию» - небольшой кружок в доме на Звериной улице, где они делали полушутливые доклады. Лихачёв выступил как-то с сообщениями о преимуществе старой орфографии. Ничего политического в этой академии не было. Но они собирались и мыслили, ни у кого не спрашивая на то разрешения. К тому же они были выходцами из старой интеллигенции, а значит «чужими»…
1 ученик: Ну, а дальше – девять месяцев тюрьмы, всего один допрос и без суда отправлен в Соловецкий концлагерь. Потом каторжная работа на Беломоро-Балтийском канале. В таких условиях просто выжить и то было трудно. А ещё труднее было не ожесточиться и не возненавидеть всех и вся, не сломаться нравственно.
2 ученик: Начинать жизнь снова Лихачёву было очень не просто. Дворянский сын инженера-электрика с дореволюционным стажем, отсидев в лагерях за «антисоветскую деятельность», он добивался того, чтобы работать в научном учреждении – Институте русской литературы Академии наук. Во многом помогли ему старые университетские профессора и сотрудники Академии - член-корреспондент А.Н. Адрианова-Перетц и академик А.С. Орлов.
3 ученик: В стенах Пушкинского дома прошла более чем 60-летняя научная деятельность Лихачёва. Им написано около шестисот научных работ, опубликовано несколько сотен публицистических статей. Мы обязаны Лихачёву созданием целой научной школы, воспитанием многих известных учёных, составляющих теперь гордость науки литературоведения.
4 ученик: Казалось бы, Дмитрий Сергеевич всю жизнь занимался изучением древнерусской литературы, историей русской культуры от самых её истоков. Но он всегда был независим, всегда защищал то, что считал научной истиной, а это не нравилось ни власти, ни академическому начальству.
3 ученик: Писатель Д.А. Гранин вспоминал недавно, что академика Лихачёва, учёного с мирровым именем, местная партийная власть несколько раз пыталась «вытолкнуть» из Ленинграда. Человек, ничего и никого не боявшийся, самостоятельно мысливший, говоривший всегда и везде то, что думал, был, конечно, крайне неудобен и, более того, опасен в партократическом государстве.
4 ученик: В годы перестройки высокая гражданская позиция академика Лихачёва была востребована обществом. Он много выступал перед самой разной аудиторией, избирался народным депутатом СССР. Даже высшая власть начала прислушиваться к его мнению. Его стали называть совестью современной России.
5 ученик: Для Лихачёва - учёного и человека всегда были особенно близки и дороги судьбы русской культуры. В середине 60-х годов он был одним из организаторов Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Восемь лет возглавлял сначала Советский, а потом Российский фонд культуры. Был одним из создателей замечательного периодического издания «Наше наследие». Он сам подготовил проект для ООН Декларации в защиту культуры.
6 ученик: К концу жизни Дмитрий Сергеевич имел много высоких званий. Получил почти легендарный орден Святого Андрея Первозванного. Но что, пожалуй, особенно растрогало учёного, когда в 1984 году астрономы назвали в его честь вновь открытую малую планету № 2814., а сотрудники Пушкинского дома подарили ему тогда телескоп…
II. Знакомство с творчеством Лихачёва.
А сейчас давайте познакомимся с некоторыми работами Д.С. Лихачёва, связанными с историей литературоведения и историей культуры.
(книги из библиотечного фонда представляют подготовленные учащиеся)
1 ученик: «Заметки о русском». М.: советская Россия, 1984 г. В этой книге академик знакомит читателей со своими размышлениями о природе и доброте, о просторах и пространстве, об особенностях национального русского характера. Писатель приходит к выводу, что народы – это не окружённые стенами сообщества, а гармонично согласованные между собой ассоциации. Это издание дополнено главами «Величие Киева» и «Экология культуры».
2 ученик: Эта книга называется «Историческая поэтика русской литературы. Смех и мировоззрение», 1999 г. Издания, Санкт-Петербург, издательство «Алетейя». «Историческая поэтика…» представляет собой цельный взгляд на историю и генезис русской культуры от первых письменных свидетельств до наших дней. Своей задачей автор считает выявление тех общих линий, по которым литература, развиваясь, постепенно совершенствует и расширяет свои художественные возможности. Масштаб и перспективы авторской концепции, богатство фактического материала и точность обобщений придают «Исторической поэтике…» особую ценность. Книга становится не просто научным исследованием, но и настоящей энциклопедией русской духовной культуры, непревзойдённым учебным пособием для самого широкого круга читателей. В приложении в переводе с французского публикуется очерк Франсуазы Лесур о творческом пути и развитии научных представлений Д.С.Лихачёва, о его существенном вкладе в мировую науку.
3 ученик: В книге «Избранное» включены «Воспоминания» Д.С. Лихачёва. Написана она в жанре воспоминаний, книга перерастает традиционные рамки мемуарного жанра: автор не ставит своей целью воскресить лишь события собственной жизни. Воссоздавая атмосферу прожитых лет и историю множества человеческих судеб, с которыми ему удалось соприкоснуться, Д.С. Лихачёв побуждает читателя вглядеться в лицо эпохи, задуматься над её закономерностями, извлечь уроки из прошлого. Главы книги – это вехи русской истории и русской культуры XX века.
4 ученик: «Слово о полку Игореве» и культура его времени». Эта книга посвящена величайшему памятнику древнерусской литературы. Автор видит свою главную задачу в том, чтобы показать подлинность «Слова…» и связь его с культурой своего времени. «Слово» рассматривается в контексте исторических, политических и эстетических представлений эпохи, на широком фоне историко-литературного процесса Древней Руси. Значительное место автор уделяет полемике вокруг «Слова…».
III. Краткая экскурсия по Соловкам. Звучит музыка, диапроектор демонстрирует слайды музейных коллекций Соловецкого музея-заповедника. Учитель комментирует их. Затем завершает свою «экскурсию» следующими словами:
Учитель: Свою историко-литературоведческую деятельность Лихачёв начал ещё в условиях лагерной жизни, где он занимался научной работой: опубликовал статьи «Воровской обычай игры в карты», «Человек примитивизма в уголовной среде», «Арготические слова профессиональной речи» и др. С осени 1932 года он работает литературным редактором в Соцэкгизе, является сотрудником Института русской литературы. Дмитрий Сергеевич автор многочисленных работ по истории русской культуры, русской народной поэзии, текстологии, изобразительному искусству, он ввёл в научный оборот понятие «русской культуры» (1980 г.) А в июле 1966 участвовал в научном Архангельске «Памятники культуры Русского Севера», на которой выступил с докладом «О Соловецком историко-культурном комплексе»; в докладе была предложена программа коллективной монографии, вышедшей под общей редакцией Лихачёва. Академик неоднократно подчёркивал свой интерес к истории и культуре Архангельского Севера, оказывал существенную помощь в исследовании поколения – историкам, этнологам, языковедам, искусствоведам, архитекторам, культурологам, музейным работникам, составившим в совокупности «школу Лихачёва» в североведении.
- Что ещё мы можем добавить о личности Д.С. Лихачёва, о его творческой и общественной деятельности?
IV. Подведение итогов лекции – беседы.
5 ученик: В энциклопедическом словаре, созданном русскими эмигрантами, мы находим следующие слова о Д.С.Лихачёве: «Лихачёв – один из инициаторов движения за сохранение древних памятников. В 1987 году он назначен председателем правления Советского Фонда Культуры. Дмитрий Сергеевич призывает к возвращению предметов искусства и архивов, вывезенных из России во время и после революции 1917. При Брежневе испытывал трудности в своей работе историка и не принимал участия в общественной жизни. А в 1975 отказался участвовать в травле Сахарова, за что КГБ организовало на него физическое нападение. В 1985 Лихачёв стал советником Горбачёва по культурному и историческому наследству. Его работы вновь появились в официальных публикациях. Дмитрий Сергеевич Лихачёв входил в редколлегию «Нашего наследия» и других журналов. Он доктор многих иностранных университетов, включая Оксфорд и Кембридж. Внёс свой вклад в реабилитацию Н. Гумилёва и общее возрождение культуры конца 80-х. Лихачёв - наиболее влиятельная фигура в области культуры периода гласности и перестройки.
Звучит (тихо) музыка, создавая фон:
30 сентября 1999 года, в ясный солнечный день осени, Дмитрия Сергеевича Лихачёва не стало. «Его кончина – это завершение целой эпохи, - сказал многолетний друг Дмитрия Сергеевича академик Н. Балашов. – его завещание живущим – сделать всё, чтобы начинающийся XXI век был лицом века уходящего».
Музыка звучит сильнее
И наша с вами задача не только сохранить в памяти имя Д.С.Лихачёва, его труды, но и пронести с достоинством завет великого Сына Человеческого.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок в 5 классе по теме "Корень слова и однокоренные слова"
Урок по русскому языкув 5 классе по теме "Корень слова и однокоренные слова"...
урок в 5 классе по теме "Корень слова и однокоренные слова"
Урок по русскому языкув 5 классе по теме "Корень слова и однокоренные слова"...
Конспект открытого урока по теме: Слово-предмет и слово-действии (обобщающий урок) в 1 классе.
Конспект открытого урока в 1 классе.Тема: Слово-предмет и слово-действие (обобщающее занятие).Цель: Дифференциация слов-предметов и слов-действий....
Конспект урока в 5 классе Учителя русского языка и литературы Шепелевой А. Б. .Орфография. Правописание слов с ъ и ь Употребление Ь и Ъ знаков в словах
данный материал поможет преподавателям 5 класса в проведении урока по фонетике...
Урок в 5 классе "Корень слова и однокоренные слова"
Технологическая карта урока для 5 класса "Корень слова и однокоренные слова" по учебнику А.Д. Шмелева...
Конспект урока в 9 классе "ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ «СЛОВА О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ». ЗНАЧЕНИЕ «СЛОВА…» ДЛЯ РУССКОГО ИСКУССТВА"
Урок посвящен художественным особенностям "Слова о полку игореве", значению "Слова..." для русского языка....