Литературная гостиная Тема: «Как не любить мне эту землю».
классный час по литературе по теме

Дробышева Светлана Степановна

Цель: - воспитание любви к родине; формирование патриотизма,

     чувства гордости за свою страну; развитие творческих способностей

     учащихся

    Оборудование: название темы; аншлаг «Родина, Отечество, Россия»,

     высказывание писателей о русском языке; фрагменты фильма.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnaya_gostinaya.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

                                                          Дробышева Светлана Степановна,

                                                                учитель русского языка и литературы,

                                                       классный руководитель МАОУ «СОШ №10»,

                                                  город Кунгур, Пермский край.

Литературная гостиная

Тема: «Как не любить мне эту землю».

     Цель: - воспитание любви к родине; формирование патриотизма,

     чувства гордости за свою страну; развитие творческих способностей

     учащихся

    Оборудование: название темы; аншлаг «Родина, Отечество, Россия»,

     высказывание писателей о русском языке; фрагменты фильма.

(Звучит «Лунная соната»).

Мне волшебник один рассказывал,

Он был стар и сед;

В далекой стране Поэзии

Обид и печалей нет.

Там песни девичьи звонкие,

До счастья рукой подать.

Давайте мечтать, девчонки,

Мальчишки, давайте мечтать!

В ту сторону дорога не сложная,

Поверь, и очутишься там.

В этом нет ничего невозможного:

Поверить своим мечтам,

Учебники слишком тонки,

А в жизни не видно конца.

Давайте стихи читать, девчонки,

Мальчишки давайте читать стихи!

Почитай стихи, приятель,

Будь судьей, дарю тебе,

Мой нечаянный читатель,

Все, что есть в твоей судьбе.

Почитай, не пожалеешь,

Сядь на пару вечеров.

Можешь быть и одолеешь

Вереницу теплых строф.

Пусть о них никто не знает,

Знаем их, пока лишь мы,

Пусть они не потрясают

 Поколения умы.

Все ж прочти, открой страницу,

Посмотри строке вослед,

Как задумчиво струится

По асфальту лунный свет.

Ночь печальна, как живая,

Ветер шепчется с листвой,

Старый ясень засыпая,

Чуть качает головой,

Шелестят деревья строго.

Столько тайн! Нельзя уснуть.

Ты услышишь очень много,

Только вслушайся чуть-чуть!

Ведь порой душа светлеет,

Слыша звон последних лир,

Может быть, и я сумею

Приоткрыть волшебный мир.

Мир, таящий тишь ночную,

Мир, ловящий по ветру

Первых ловких поцелуев…

Голубую чистоту …

-  Сегодня мы встретились в  литературной гостиной для проведения внеклассного занятия. Мы с вами проведем час поэзии «Как не любить нам эту землю». Мы будем говорить о Родине, послушаем стихотворения современных поэтов о нашей родной земле.

  • Что же такое наша земля? Действительно, это Родина.
  • Как можно по-другому сказать, что такое Родина?
  • Посмотрите, как в «Толковом словаре русского языка» дается это понятие. (Учащиеся зачитывают. Приложение 1).

      Родина – это твоя земля, город, деревня, в котором ты родился и живешь, твои друзья и соседи. Это мать и отец твои, поэтому Родину еще Отчизной,

Отечеством называют. Отечество – это единственная, уникальная для каждого человека Родина, данная ему судьбой, завещанная его предками. Но Родина – это и Россия. Выдающийся русский педагог К.Д.Ушинский сказал: «Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому,  что в ней мы родились. В ней говорят родным нам языком, и все в ней для нас родное, а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила языку, как мать, защищает и бережет нас. Одна у человека родная мать, одна у него и Родина».

                 (Звучит песня «С чего начинается Родина»).

                ( Фрагменты фильма, связанные с природой).

     Необозримая ширь полей. Развесистые белоствольные березы. Разливы рек. Степей необъятный простор. Это Россия.

      Ты смотришь в ясное голубое небо. Идешь лесными тропинками, сидишь у прохладной речки. Это Россия.

      Древние стены Кремля. Блеск куполов над храмами. Жизни минувшей след. Это Россия.

    Руки матери. Ее песни у твоей колыбели. Душистый хлеб за праздничным столом. Это тоже Россия.

     Каждого человека, любящего свою Родину, трогает и волнует наша простая и безыскусная природа, полная поэзии и прелести. Любовь к родной природе – один из важнейших признаков любви к своей стране.

      У каждого человека до конца дней сохраняется благодарная любовь к тому месту, откуда берет начало его жизнь – к отчему краю.

1. «Тихая моя Родина». Николай Рубцов.

  • Тихая моя Родина!

Ивы, река, соловьи …

Мать моя здесь похоронена

В детские годы мои.

Где же погост? Вы не видели?

Сам я найти не могу.

Тихо ответили жители:

- Это на том берегу.

Тихо ответили жители,

Тихо проехал обоз.

Купол церковной обители

Яркой травою зарос.

Тина теперь и болотина

Там, где купаться любил…

Тихая моя Родина,

Я ничего не забыл.

Новый забор перед школою,

Тот же зеленый простор!

Словно ворона веселая,

Сяду опять на забор!

Школа моя деревянная!

Время придет уезжать –

Речка за мною туманная

Будет бежать и бежать.

С каждой избою и тучею,

С громом, готовым упасть,

Чувствую самую жгучую,

Самую смертную связь.

2. «Ты, Россия моя». С. Островой.

  • Мать -  Россия моя,

С чем тебя мне сравнить,

Без тебя мне не петь,

Без тебя мне не жить.

Мать – Россия моя,

Соловьиный рассвет,

Ранил душу мою

Твой березовый цвет.

Все, что в сердце моем,

Все, чем в жизни живу,

Все, что было и есть,

Я Россией зову.

Ты мудра и добра,

И народы земли

Славят сердце твое,

Славят думы твои.

Ты, Россия моя,

Золотые края,

Ты, Россия родная, заветная!

За твою широту,

За твою красоту

Я люблю тебя, Родина светлая!

3. «Я землю родную хочу обнять». М.Ждангазиева.

  • Я землю родную хочу обнять,

Прижаться к ней горячей щекой,

Удары гулкого сердца унять …

И погладить ее травинки рукой.

Я землю родную хочу целовать –

Священную землю моей страны,

Как сына целует седая мать,

Когда возвращается он с войны.

Я землю родную хочу целовать,

Как солнце целует ее поутру,

Как знамя целует солдат на ветру,

Давая клятву не отступать.

как не любить мне эту землю,

Где мне дано свой век прожить,

И эту синь, и эту зелень,

И тропку тайную во ржи.

Мне хорошо в твоих раздольях,

Моя любовь, моя земля,

Крестьянка русская в ладонях

Весною нянчила меня …

Как не любить мне эту пашню,

Что битва кровью обожгла!

Как мне забыть за правду павших

Крестьян из нашего села!

Земля, под грозами ты мокла,

Сквозь вьюги шла и ожила.

Скажи, а все ли сделать мог я,

Чтоб ты любить меня могла …

Когда к тебе я припадаю,

В туманной нежности полей,

В твоем тепле я вспоминаю

Ладони матери моей.

Как не любить мне эту землю!..

 Микрообобщение: Родина – это не только природа. Но еще и человеческие взаимоотношения, уклад и традиции живущих. Это и язык. Характер народный. И опыт, и историю, и философию, и чаяния, и тяготы в долгом пути – все вмещает в себя язык.

  1. «Нет в мире подобных России раздольной…» А. Прокофьев.

Нет в мире подобных России раздольной,

Цветов наших ярче и крепче народ,

Бессмертен народ наш, великий и вольный,

Наш русский, наш вечный, наш гордый народ.

Он вынес нашествия полчищ Батыя,

Разбил до единого звенья оков,

Он создал Россию, он поднял Россию,

До звезд до высоких, на гребни веков!

Он дал ей холмы, плоскогорья, лиманы,

Он в снежные горы пробил ей пути,

К морям ее вынес и к трем океанам, -

Он создал такую, каких не найти!

Он выдумал песни, какие хотелось,

Он им поклонился до самой земли;

Они поколеньями русскими пелись,

Застолицей плыли и в битвы вели!

Он шел через тундру, долины и горы,

В ненастные ночи и грозные дни

И вывел Россию в такие просторы,

Каким в белом свете не сыщешь родни!

Он выпрямил реки, вбил в землю причалы,

Задумал и сделал – и быть по сему;

Он все оглядел и сказал величаво,

Что землю вовек не отдаст никому.

-     На протяжении многих веков не раз приходилось русским людям отстаивать свободу и независимость своей Родины. Особенно дорогой ценой досталась нашему народу победа в Великой Отечественной войне. Она шла 1418 дней, почти 4 года. Это были годы лишений, горя, тяжелого труда. Разорены города и села, выжжены нивы, оборваны мечты и надежды миллионов людей. Вместе с тем это были годы мужества, беззаветной любви к Родине.

  1.  «Родина», К.Симонов.

… В час, когда последняя граната

Уже занесена в твоей руке

И в краткий миг припомнить разом надо

Все, что у нас осталось вдалеке, -

Ты вспомнишь не страну большую,

Какую ты изъездил и узнал,

Ты вспомнишь Родину – такую,

Какую ее в детстве увидал.

Клочок земли, припавший к трем березам,

Далекую дорогу за леском,

Речонку со скрипучим перевозом,

Песчаный берег с низким ивняком …

  1. «Родина», В.Фирсов.

Не ходите на Русь! –

Мономах обращался к соседям.

- Кто с мячом к нам придет,

От меча и погибнет! – так сказал

Храбрый князь Александр,

И в немеркнущей вечно победе

Правоту этих слов

Справедливым мечом доказал.

Сколько ж пахарей

Ты потеряла, Россия ?

Сколько лучших сынов

Отдала ты кровавым векам ?

- Не ходите на Русь! –

Об одном ты просила,

Не к друзьям обращалась,

А только к врагам.

       - Не ходите на Русь ?

       Но враги наступали кроваво …

       И тогда нам вручила родная страна

       Вместе с грозным оружием –

        Поля нашей славы,

        Наших предков великих

        Святые для нас имена.

         - Кто с мечом к нам придет,

        От меча и погибнет!

        Вся страна поднялась

       На святую борьбу …

       И Мамаев курган будет

       Вечно гордиться сынами,

       Что живыми и павшими

        Родине были верны.

        Над священным Кремлем

         Ныне реет победное знамя,

         На века осветив

         Ратный подвиг патриотов страны.

-  В суровые годы войны писатель Леонид Леонов писал: «Ты не один в

этой огневой буре, русский человек».

С вершины истории смотрит на тебя песенный наш Ермак, мудрый Минин. И русский лев Александр Суворов, и славный, Пушкиным воспетый, мастеровой Петр Первый, и Пересвет с Олябей, что первыми пали в Куликовском бою. В трудную минуту спроси у них, что по крохам собирали нашу Родину, и они подскажут тебе, как поступить, даже оставшись в одиночку среди вражьего множества. С каким мужеством они служили ей! И куда бы не отправлялись за далекие рубежи, кланялись в пояс родителям, и был им слаще меду горький полынный прах ее дорог. И пригоршню родной землицы, зашитую в ладанку, уносили на чужбину, как благословение матери, на груди. И  где бы не оказался велением истории русский человек, сердце его, как стрела компаса, неуклонно, бывало,  устремлено в одном заветном направлении,  в сторону России. И чистые рубахи надевали перед смертным подвигом, идя на смертную страду, как на светлый праздник.  Тем и была крепка, тем и стояла столетья Русская земля.

7. «Родина», А.Ахматова

       Родина!

      Пламя ударило в небо …

      Ты помнишь,

      Родина

      Тихо сказала:

      «Вставайте на помощь …»

      Мы от свинцовых розг

      Падали в снег с разбега,

      Но подымались в рост

      Звонкие, как победа!

      Шли тяжело и мощно …

      Можно убить меня.

      Нас убить невозможно.

8.    Навстречу раскатам

Ревущего грома

Мы в бой поднимались

Светло и сурово.

На наших знаменах

Начертано слово:

ПОБЕДА!

ПОБЕДА!

Во имя Отчизны – ПОБЕДА!

Во имя живущих –

ПОБЕДА!

Во имя грядущих –

ПОБЕДА!

(Р. Рождественский).

 9. Давно умолк войны набат,

      Цветут цветы в родном краю.

     Но будет вечно жить солдат,

     Что смертью храбрых пал в бою.

     Он сохранил тебе и мне

     И человечеству всему

     Покой и счастье мирных дней.

    Мы сохраним благодарную память о тех, кто защищал нас, спас от фашизма, принес мир народам. Мы учимся у них стойкости и верности Родине. Никогда не погаснет в наших сердцах СВЕТ ПОБЕДЫ.

Света тебе и радости,

Мира и благоденствия,

Верных друзей хороших,

Солнечных дней в судьбе.

Желаю тебе, земля моя,

Высокого неба ясного

И счастья желаю тебе.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему: « Как не любить мне эту землю…

Цель: Развитие привязанности и любви  к краю, поселку.Задачи: 1.Углублять представления учащихся о родном крае, своем посёлке....

Литературно-музыкальная композиция Как не любить мне эту землю...

Внеклассное мероприятие посвящено 70-летию Великой Победы с приглашением тружеников тыла и детей войны....

Литературная гостиная "Как не любить мне эту Землю..." (На материале поэтов Уренского района)

Рекомендуется для проведения литературных гостиных краеведческого направления....

Литературная гостиная "Всегда любил он рисовать войну..." (По творчеству К.Симонова)

Данное мероприятие проводилось в связи с празднованием столетия со дня рождения Константина Михайловича Симонова. Рассчитано на учащихся 6-9 классов. Знакомит с основными вехами творчества поэта....

Литературная гостиная «Тема войны в песнях Владимира Семеновича Высоцкого» (методическая разработка урока для 11 класса).

Урок знакомит старшеклассников с песнями В.Высоцкого о войне и  нацелен на эмоциональное восприятие его песен....

Литературная гостиная "Разобьется сердце на осколки, если мы разучимся любить"

Методическая разработка "Поэзия любви в творчестве Петрарки,Ф.Тютчева, В.Высоцкого" представляет собой сценарий литературной гостиной в рамках внеклассной работы по предмету. Собранный в раз...

Внеклассное меропрятие "Литературная гостиная " тема : "Ах что за чудо русский чай"

Расширить знания детей о русской традции встречать гостей за самоваром.Повторить пословицы,  поговорки ,связанные с этой традицей,а также художественные произведения,где  описывается эта тра...