Анализ иконографического сюжета повести Н.В.Гоголя "Портрет" в метапредметном пространстве.
презентация к уроку по литературе (9 класс) по теме

                В современной ситуации общественного развития России важнейшей задачей осознаётся необходимость духовного оздоровления общества, личности. Поэтому особую актуальность обретает проблема  духовно- нравственного образования воспитанников, решение которой возможно путём возрождения утраченных культурно-религиозных традиций. Традиции придают смысловую наполненность и основательность всем событиям  жизни человека, гармонизируют отношения между людьми и включают их в историческое и культурологическое пространство родной страны. Общехристианским духовным наследием является икона. Она как организующее начало способствует созданию духовного пространства и помогает человеку в постижении истины. Поэтому исследование иконных тем, иконографических сюжетов на уроках литературы становится  сегодня необходимым. На мой взгляд, изучение повести « Портрет»  необходимо начинать в 9 классе, на уроках внеклассного чтения, т.к. данное произведение на идейном уровне связано с  произведением «Мертвые души».

Оформление урока: Фотопортрет Н.В. Гоголя, иллюстрации А.А. Иванова к повести «Портрет», рисунок « Образное поле текста», строки из книги « Иконостас» П.А. Флоренского.

Оборудование: мультимедийная презентация.

Эпиграф к уроку:

 Икона всегда сознаётся как некоторый факт Божественной           действительности.[1]                                                                                                                                               П.А. Флоренский

 

 

Цель данного урока - проанализировать иконографический сюжет повести « Портрет» Н.В. Гоголя, пробудить интерес обучающихся к духовному и культурному наследию.

Задачи: 1) рассмотреть  икону с точки зрения христианского мировоззрения и библейской антропологии; 2) путём филологического анализа  эпизода ввести учеников в многозначный мир икон и помочь им понять сложные сюжеты и образы литературного произведения, его главную идею; 3) приобщить молодого человека к нравственным истокам словесной культуры; 4) формировать позитивные жизненные мотивации, высокий моральный уровень обучающихся.

 Для проведения урока учитель заранее выделил  несколько групп учеников - ассистентов « теологи»,  « языковеды», « литературоведы», « искусствоведы». Каждая группа получила задание, которое она должна выполнить к указанному сроку.

Задания для « теологов». Прочитать словарную статью слова « икона» из Гуманитарного словаря (2002) и ответить на вопрос « Как образ связан с иконой», статью « Икона в христианском мировоззрении и библейской антропологии» из учебного пособия И.К. Языковой « Богословие Иконы», на основе изложенного материала составить лествицу образов и подготовить комментарий к ней.

Задание для « языковеда». Найти в Словаре синонимов русского языка синонимический ряд слова « красота».

Задание для « литературоведов». Подготовить выразительное чтение эпизодов « Картина русского художника», «Портрет иконописца».

Задание для «искусствоведов». Подготовить мини-сообщение на тему « Изображение Богоматери и Младенца на иконе», раскрыть символику цвета.

На уроке используется метапредметный подход, который  даёт возможность открыть детям выход во многие уровни познания и способствует движению личности в метапредметном пространстве.



[1] П.А.  Флоренский. Иконостас. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. – с. 62

                В современной ситуации общественного развития России важнейшей задачей осознаётся необходимость духовного оздоровления общества, личности. Поэтому особую актуальность обретает проблема  духовно- нравственного образования воспитанников, решение которой возможно путём возрождения утраченных культурно-религиозных традиций. Традиции придают смысловую наполненность и основательность всем событиям  жизни человека, гармонизируют отношения между людьми и включают их в историческое и культурологическое пространство родной страны. Общехристианским духовным наследием является икона. Она как организующее начало способствует созданию духовного пространства и помогает человеку в постижении истины. Поэтому исследование иконных тем, иконографических сюжетов на уроках литературы становится  сегодня необходимым. На мой взгляд, изучение повести « Портрет»  необходимо начинать в 9 классе, на уроках внеклассного чтения, т.к. данное произведение на идейном уровне связано с  произведением «Мертвые души».

Оформление урока: Фотопортрет Н.В. Гоголя, иллюстрации А.А. Иванова к повести «Портрет», рисунок « Образное поле текста», строки из книги « Иконостас» П.А. Флоренского.

Оборудование: мультимедийная презентация.

Эпиграф к уроку:

 Икона всегда сознаётся как некоторый факт Божественной           действительности.[1]                                                                                                                                               П.А. Флоренский

 

 

Цель данного урока - проанализировать иконографический сюжет повести « Портрет» Н.В. Гоголя, пробудить интерес обучающихся к духовному и культурному наследию.

Задачи: 1) рассмотреть  икону с точки зрения христианского мировоззрения и библейской антропологии; 2) путём филологического анализа  эпизода ввести учеников в многозначный мир икон и помочь им понять сложные сюжеты и образы литературного произведения, его главную идею; 3) приобщить молодого человека к нравственным истокам словесной культуры; 4) формировать позитивные жизненные мотивации, высокий моральный уровень обучающихся.

 Для проведения урока учитель заранее выделил  несколько групп учеников - ассистентов « теологи»,  « языковеды», « литературоведы», « искусствоведы». Каждая группа получила задание, которое она должна выполнить к указанному сроку.

Задания для « теологов». Прочитать словарную статью слова « икона» из Гуманитарного словаря (2002) и ответить на вопрос « Как образ связан с иконой», статью « Икона в христианском мировоззрении и библейской антропологии» из учебного пособия И.К. Языковой « Богословие Иконы», на основе изложенного материала составить лествицу образов и подготовить комментарий к ней.

Задание для « языковеда». Найти в Словаре синонимов русского языка синонимический ряд слова « красота».

Задание для « литературоведов». Подготовить выразительное чтение эпизодов « Картина русского художника», «Портрет иконописца».

Задание для «искусствоведов». Подготовить мини-сообщение на тему « Изображение Богоматери и Младенца на иконе», раскрыть символику цвета.

На уроке используется метапредметный подход, который  даёт возможность открыть детям выход во многие уровни познания и способствует движению личности в метапредметном пространстве.



[1] П.А.  Флоренский. Иконостас. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. – с. 62

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lazareva_n.a._urok.docx58.27 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                      Лазарева Н.А.

Анализ иконографического сюжета повести « Портрет» Н.В. Гоголя в метапредметном пространстве.

                В современной ситуации общественного развития России важнейшей задачей осознаётся необходимость духовного оздоровления общества, личности. Поэтому особую актуальность обретает проблема  духовно- нравственного образования воспитанников, решение которой возможно путём возрождения утраченных культурно-религиозных традиций. Традиции придают смысловую наполненность и основательность всем событиям  жизни человека, гармонизируют отношения между людьми и включают их в историческое и культурологическое пространство родной страны. Общехристианским духовным наследием является икона. Она как организующее начало способствует созданию духовного пространства и помогает человеку в постижении истины. Поэтому исследование иконных тем, иконографических сюжетов на уроках литературы становится  сегодня необходимым. На мой взгляд, изучение повести « Портрет»  необходимо начинать в 9 классе, на уроках внеклассного чтения, т.к. данное произведение на идейном уровне связано с  произведением «Мертвые души».

Оформление урока: Фотопортрет Н.В. Гоголя, иллюстрации А.А. Иванова к повести «Портрет», рисунок « Образное поле текста», строки из книги « Иконостас» П.А. Флоренского.

Оборудование: мультимедийная презентация.

Эпиграф к уроку:

 Икона всегда сознаётся как некоторый факт Божественной           действительности.[1]                                                                                                        П.А. Флоренский

Цель данного урока - проанализировать иконографический сюжет повести « Портрет» Н.В. Гоголя, пробудить интерес обучающихся к духовному и культурному наследию.

Задачи: 1) рассмотреть  икону с точки зрения христианского мировоззрения и библейской антропологии; 2) путём филологического анализа  эпизода ввести учеников в многозначный мир икон и помочь им понять сложные сюжеты и образы литературного произведения, его главную идею; 3) приобщить молодого человека к нравственным истокам словесной культуры; 4) формировать позитивные жизненные мотивации, высокий моральный уровень обучающихся.

 Для проведения урока учитель заранее выделил  несколько групп учеников - ассистентов « теологи»,  « языковеды», « литературоведы», « искусствоведы». Каждая группа получила задание, которое она должна выполнить к указанному сроку.

Задания для « теологов». Прочитать словарную статью слова « икона» из Гуманитарного словаря (2002) и ответить на вопрос « Как образ связан с иконой», статью « Икона в христианском мировоззрении и библейской антропологии» из учебного пособия И.К. Языковой « Богословие Иконы», на основе изложенного материала составить лествицу образов и подготовить комментарий к ней.

Задание для « языковеда». Найти в Словаре синонимов русского языка синонимический ряд слова « красота».

Задание для « литературоведов». Подготовить выразительное чтение эпизодов « Картина русского художника», «Портрет иконописца».

Задание для «искусствоведов». Подготовить мини-сообщение на тему « Изображение Богоматери и Младенца на иконе», раскрыть символику цвета.

На уроке используется метапредметный подход, который  даёт возможность открыть детям выход во многие уровни познания и способствует движению личности в метапредметном пространстве.

   

                                                             Сценарий урока

Учитель: - Я, Матерь Божия, ныне с молитвою

                Пред  твоим образом, ярким сиянием…[2]

- возникло когда-то в тревожной и метущейся душе М.Ю. Лермонтова, поэта  ХIХ века. Такое откровение иконы как никогда необходимо современному человеку. Необходимо, чтобы исцелить душу прикосновением чрез икону к духовному миру и выполнить истинное назначение. (Слайд2) Выдающийся мыслитель российского Серебряного века П.А. Флоренский пишет: « Икона всегда сознаётся как некоторый факт Божественной действительности». Понять  икону как духовное явление помогает книга книг.

( Слайд 3) Библия свидетельствует, что в основе мира лежала красота и человек изначально был ей причастен. Бог любовался Своим творением на разных этапах его создания. « И увидел Бог, что это хорошо» - эти слова повторяются в 1 главе книги Бытия 7 раз. Изгнание из рая - это образ утраченной красоты, разрыв человека с красотой и истиной. Однажды потеряв свое наследие, человек жаждет его обрести. Человеческая история может быть представлена как путь от утраченной красоты к красоте взыскуемой, на этом пути человек осознает себя как участника в Божественном созидании. Апостол Иоанн говорит о том, что «мир лежит во зле» (1 Ин. 5.19), подчеркивая тем самым, что мир не есть зло сам по себе, но что зло, вошедшее в мир, исказило его красоту.

Понятие красоты включает в себя и другие понятия.

Учитель: - Подумайте, с какими понятиями связана красота? Продолжите синонимический ряд. ( Учащиеся продолжают понятийный ряд слова «красота», записывая поочерёдно на доске слова « гармония», «совершенство», «чистота» и др.) Для христианского мировоззрения в этот ряд непременно включено и добро. Даша работала  со словарём русского языка.

-Какие ещё понятия входят в синонимический ряд данного слова?

 (Ассистент - языковед называет слова « чудо», « благодать», « порядок». Учитель просит обучающихся произнести ещё раз данные слова.)

- Что вы чувствуете, произнося эти слова?

Ученик: - Душа наша устремляется ввысь.

Ученик:- Чувствую величие, желание стать лучше.

Учитель: - В новое время произошло разделение этики и эстетики, культура претерпела секуляризацию (снижение роли религии в жизни общества), цельность христианского взгляда на мир была утрачена. Но и среди распада человеческая душа не перестает стремиться к красоте. Она всегда испытывает ностальгию по целостности христианского понимания красоты и единства образа, потому что  красота неразрывно связана со смыслом бытия, она укоренена в Боге. Бог есть истинная красота. Всякая земная красота только образ, в большей или меньшей степени отражающий Первоисточник, без образа невозможно постичь истинный смысл красоты. Как образ связан с иконой и что такое икона, расскажет Абрамова Таня. ( Слайд4.)

Ассистент - теолог 1:  - Образ по-гречески - εικων (ейкон). Отсюда происходит и русское слово «икона». Не случайно в русском обиходе сохранилось название икон – «образа».

ИКО́НА (от греч. ειχών) — священное изображение, видимый чувственный символ невидимого священного первообраза — "горнего мира". Икона символически воплощает образ Иисуса Христа, Богородицы, какого-либо святого или какого-либо события из Священной истории (напр., Благовещения, Рождества Христова) и житий святых. ( Гуманитарный словарь, 2002)

 Без понимания смысла Образа нам не понять и смысла иконы, её места, её роли, её значения. Бог творит мир посредством Слова, давая всему Образ. Сам Он есть Прообраз всего на свете. Все в мире существует благодаря  тому, что несёт в себе Образ Божий. Русское слово «безобразный» - синоним слова «некрасивый», значит, не что иное, как «без-образный», то есть не имеющий в себе Образа Божия.

Учитель: - С лествицей образов познакомит вас Даша Булыгина.

Ассистент-теолог 2 (представляет лествицу  образов Слайд5): -Божий мир - это целая система образов зеркал, выстроенных в виде лестницы, каждая ступень которой в определенной степени отражает Бога. В основе всего - Сам Бог, дающий всему жизнь. Непостижимость Бога стала основой для заповеди, запрещающей изображать Бога (Исх. 20.4). Даже Моисей, величайший из пророков, не раз слышавший Его голос, когда попросил показать ему Лицо Бога, получил следующий ответ: «Ты увидишь Меня сзади, а лицо Моё не будет видно» (Исх. 33.23).

 Через Иисуса мы имеем прямой доступ к Богу, мы можем видеть его лицо. В определенном смысле Он есть первая и единственная икона. Апостол Павел так и пишет: «Он есть образ Бога Невидимого, рожденный прежде всякой твари» (Кол. 1.15). И на каждой последующей ступени образ в определенной степени отражает Первообраз, благодаря этому обнажается внутренняя структура мира.

               Следующая ступень нарисованной нами лествицы - человек. Бог создал человека по образу Своему (Быт. 1.26). Человек призван стать подобным Богу, стать иконой Божией. Спаситель призывал учеников: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5.48). Здесь обнаруживается истинное человеческое достоинство, открытое людям Христом. Но отпав от источника Бытия, человек в своем естественном природном состоянии не отражает, как чистое зеркало, Божий образ, тем не менее он есть в каждом человеке. Образ Божий может быть не проявлен, скрыт, замутнен, даже искажен, но он существует в самой нашей глубине как залог нашего бытия. Процесс духовного становления в том и состоит, чтобы открыть в себе образ Божий, выявить, очистить, восстановить его.  Целью человека является раскрытие в себе истинного Образа Божия, достижение Божьего подобия. Процесс этот труден, по словам Павла, это муки рождения, потому что образ и подобие в нас разделены грехом.

Человек расположен на грани двух миров: выше человека - мир божественный, ниже - мир природный, оттого, куда развернуто его зеркало - вверх или вниз, - будет зависеть, чей образ он воспримет.

Ступенью ниже человеческого мира лежит мир тварный, также отражающий в свою меру образ Божий, как любое творение, которое несет на себе печать Создавшего его. Но в творении образ Божий умален еще больше, чем в человеке, так как грех вошел в мир и мир во зле лежит. Каждая нижележащая ступень отражает не только Первообраз, но и предыдущую, на этом фоне очень хорошо видна роль человека, так как «тварь покорилась не добровольно» и «ожидает спасения сынов Божиих» (Рим. 8.19-20). Человек, поправший в себе образ Божий, искажает этот образ во всем творении.

Последняя пятая ступень начертанной нами лествицы - собственно икона, а шире - творение человеческих рук, человеческое творчество. Только включенная в систему описанных нами образов-зеркал, отражающих Первообраз, икона перестает быть просто доской с написанными на ней сюжетами. Цель иконы - направить наше внимание к Первообразу - через единственный Образ Воплощённого Сына Божия, - к Богу Невидимому.

Итак, икона есть  ступенька лестницы восхождения к Первообразу.

Учитель: - Икона - это окно в горний мир. В идеале вся человеческая деятельность иконологична. Человек пишет икону, прозревая истинный Образ Божий, но и икона создает человека, напоминая ему об образе Божьем, в нём сокрытом. Все решает внутренний духовный опыт предстоящего. Об этом говорит Н.В. Гоголь в повести «Портрет». ( Слайд6) На предыдущем уроке мы познакомились с историями жизни 2-х героев. Обратимся к домашнему заданию. Расскажите историю жизни Чарткова. ( Слайд7)

Ученик: - Молодой бедный художник Чартков, наделённый талантом, «пророчившим многое»[3], преданный своему труду «с самоотвержением» и мечтавший о славе, подвергся дьявольскому искушению. Дьявол явился ему в образе странного портрета страшного старика-ростовщика, соблазняющего золотом. Он смущает и растлевает душу художника, увлекает его соблазнами мира: «Бери же скорее кисть и рисуй портрет со всего города! Бери все, что ни закажут; но не влюбляйся в свою работу, не сиди над нею дни и ночи; время летит скоро и жизнь не останавливается. Чем более смастеришь ты в день своих картин, тем больше в кармане будет у тебя денег и славы. Брось этот чердак и найми богатую квартиру. Я тебя люблю и потому даю тебе такие советы». «Денежный клад», полученный художником «таким чудесным образом, родил в нём все суетные побужденья, погубившие его талант», «все чувства и порывы его обратились к золоту. Золото сделалось его страстью, идеалом, страхом, наслаждением, целью». (Слайд8) Отныне он стал служить не искусству, а золотому тельцу, рисуя «модные картинки, портретики за деньги». Художник сам превратился в олицетворение демона, одержимого «адским намерением» уничтожать прекрасные произведения искусства, несущие божественную красоту. Конец его жизни оказался страшен и бесславен. История падения Чарткова – зримое выражение идеи о том, что служение дьяволу оказывает тлетворное влияние на душу человека и его талант.

Учитель: - Какие вопросы у вас появились?

Ученик: - Но только ли ростовщик повинен в свершившемся?

( Чартков по своей воле осквернил в себе образ Божий. На уровне мыслей, действий согласился на сделку с нечистой силой).

Ученик:- Почему нечистая сила советует не влюбляться в свою работу? (Художник, любящий свою работу, отдаёт всю душу произведению. Имея такие чувства,  он способен творить только прекрасное.)

 Учитель: - Перескажите 2-ую историю.

Ученик: - Из второй части повести мы узнаем, что погубивший Чарткова роковой портрет принадлежал кисти талантливого художника, иконописца, получившего от церкви заказ изобразить «духа тьмы». В рассказе его сына объясняется история появления страшного портрета и связанные с его созданием переживания и судьба отца. В размышлениях о том, как нарисовать дьявола, иконописцу пришел на ум облик «страшного ростовщика», ( Слайд 9) который не преминул явиться во плоти и заказать свой портрет. Работая над полотном, художник испытал такое «странное отвращение» от дьявольской силы, вселившейся в его создание, что у него не хватило душевных сил закончить работу. Неоконченный портрет остался у мастера, оказывая свое разрушительное воздействие на его жизнь: характер его изменился, он стал завистлив к ученикам, работы его утратили святость, одно за другим его преследовали несчастья, «три внезапные смерти – жены, дочери и малолетнего сына». ( Слайд 10) Прозрев в случившемся небесное наказание, художник, чтобы искупить свой грех, удалился в уединенную обитель и только здесь начал обретать душевный покой. Но, даже находясь в монастыре, еще долгое время он считал невозможным для себя приступить к написанию заказанного настоятелем «главного образа в церковь». В пустыне на протяжении нескольких лет постом и молитвой он укреплял свое тело и душу, готовя себя к духовному подвигу, сидел за работой целый год и, наконец, смог создать истинное произведение искусства, исполненное святости.

Учитель: - В историях жизни художника Чарткова и иконописца есть сюжетные схождения. Назовите их.

Ученик:- Персонаж и в 1-ой, и в 2-ой части – художники. Оба изначально талантливы. Оба подвергаются испытанию нечистой силой. Оба подвергаются влиянию образа: в истории Чарткова – это связано с гениальной картиной русского художника, в истории монаха- с иконой.

Учитель: - Найдите эпизод «Картина русского художника».

Для того чтобы понять мастерство художника и предмет изображения картины, познакомимся с его учителями, великими итальянскими мастерами, традиции которых впитало полотно. (Слайд11)Это « божественный Рафаэль», имя которого, прежде всего, ассоциируется с образом созданных им многочисленных мадонн. ( Слайд12) На картине « Сикстинская мадонна» Богоматерь, окружённая сонмом ангелов, стоя на облаках, представляет миру своего божественного сына. (Слайд13) Это художник Антонио Корреджо, создавший картину « Рождество Христа». (Слайд14) Как мы видим, эти картины объединяет образ Богоматери.

Учитель: - Обратимся к описанию  гоголевской картины русского художника. ( Слайд15)

Ученик (читает текст): - Чистое, непорочное, прекрасное как невеста стояло пред ним произведение художника. Скромно, божественно, невинно и просто как гений возносилось оно над всем. Казалось, небесные фигуры, изумлённые столькими устремлёнными на них взорами, стыдливо опустили прекрасные ресницы … Видно было, как всё, извлечённое из внешнего мира, художник заключил сперва себе в душу и уже оттуда, из душевного родника устремил его одной согласной, торжественной песнью…безмолвный гимн божественному произведению.

Учитель: - Какое слово указывает на тему произведения? (Учащиеся называют слово « божественный ».) Да, тема картины - это божественная теме.

- Какие характеристики даёт Гоголь изображению и  какие при этом использует средства?

Ученик: - Гоголь использует определения « чистое», « непорочное», « прекрасное», он сравнивает изображение с невестой, характеризует его  действия « скромно, божественно, невинно и просто как гений возносилось оно», тем самым раскрывает красоту, целомудрие, скромность изображаемого, которое явилось плодом душевных переживаний художника и высшей творческой способностью. Божественной теме сопутствует высокая лексика.

Учитель:- И хотя Гоголь не дал название картине, но представленные характеристики указывают на то, что перед зрителем это образ… дополняем (ученики называют образ Мадонны). И картина несла сакральный смысл. Посмотрите, как образ влияет на Чарткова?

Ученик:- « С очей его вдруг слетела повязка», он осознал безжалостно погубленные лучшие годы своей жизни. Появилось страстное желание нарисовать отпавшего ангела, но не мог.

Учитель: - Но почему же не произошло воскрешение души Чарткова?

Ученик: - Герой только увидел бесполезность прожитой жизни, но не осознал греховности её, осознание предполагает жажду Бога. Осознать значит быть готовым к духовным подвигам, чтобы очистить образ Божий в себе, восстановить его в себе.

 

Учитель: - Грех извратил направленность души,  Чартков не имел сил вернуться к истине и красоте, у него нет покаяния. Покаяние предполагает начало новой жизни, жизни во Христе. Духовным центром 2-ой части, а также и всего произведения, является иконографический сюжет « Рождество Христово» (Слайд16) , в основе которого библейский сюжет. Вспомним данные события и   посетим  святую землю, где родился Спаситель, прикоснёмся к величайшим его святыням.

Ассистент- экскурсовод: - Рождество Христово - приход в мир Спасителя, важнейшее событие евангельской истории. О том,  как происходило это событие, рассказывают евангелисты Матфей и Лука во 2-ой гл. Действия происходили  в Вифлееме  (Слайд17),  куда Иосифа и Марию привела перепись населения. В переполненном по этому случаю городе негде было остановиться. И семья находит приют в пещере, обустроенной пастухами под хлев. Здесь и родился Младенец.   (Слайд18) Сегодня пещера находится в базилике (Слайд19) Рождества Христова,  (Слайд20) вход в которую через дверь смирения. ( Слайд 21)  Пещера сегодня красиво обустроена. ( Слайд22) Серебряная звезда в пещере отмечает место рождения Христа.  В Евангелии от Луки читаем ( Слайд23) : « И родила Сына Своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице».  ( Слайд: икона « Рождество Христово»). При этом сразу подчёркивается, что родился не простой ребёнок: Ему поклоняются пастухи, извещённые ангелом, а из дальних краёв на свет вспыхнувшей звезды спешат с дарами мудрецы - волхвы. В Евангелии от Матфея эти события описаны так: « И вошедши…, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и падши поклонились ему; и открывши сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну». Дары имели символически - пророческий смысл. Золото предназначалось царю, смирна – человеку, ладан Богу.  ( Слайд 24, 25, 26, 27 : Дары ) Вопреки всем обстоятельствам, дары волхвов сохранились до настоящего времени, они хранятся на святой Горе Афон в специальных ковчегах - мощевинах.

Учитель: - Иконографический сюжет «Рождество Христово» Гоголь представил как сцену поклонения волхвов святому Младенцу и  Богородице. (Слайд 28)

(Чтение текста учителем).

-Какова архитектоника (внешняя композиция) эпизода?  Как можно озаглавить каждую часть?  ( Учащиеся предлагают свои планы.) С архитектоникой эпизода вас познакомит Артём.

 ( Слайд29)

Ученик: - Эпизод  делится на  3 части.1- ая часть - констатация факта  законченности иконы.  Её можно озаглавить « Чудо кисти».2- ая часть - собственно икона. Описывается  святое событие, библейский сюжет и образы, организующие его, поэтому можно  озаглавить данную часть  «Собственно  икона “ Рождество Иисуса. Поклонение волхвов”». 3-ая часть - изображение братьев перед образом и слово настоятеля, поэтому можно так и назвать « Настоятель и братия перед образом».

Учитель: - Итак, эпизод имеет 3 части- 3 контекста, организованные  определённой речью.  

- Чьей речью организован каждый контекст?

Ученик: -  в1-ой и во 2-ой  частях  ведёт повествование сын иконописца. 3-я часть организована смешанной речью- речью повествователя, т.е. сына монаха, и чужой речью, героя настоятеля.

-Учитель: - Рассмотрим каждую часть на структурно - образном и семантическом уровнях.

В 1-ой части икона названа чудом кисти. Обратимся к значению данного слова. ( Слова записаны на доске). Чудо - явление, вызванное божественной силой (Словарь русского языка С.И. Ожегова).

-Как же нужно понимать выражение « картина…чудо кисти»?

Ученик:- Икона как творение рук человеческих  водима была божественной силой.

Учитель: - Вторая часть - собственно икона, содержанием которой является историческое событие, приход в мир Спасителя. Важность данного события передана святостью фигур.  Святой тот, кто имеет в себе Бога, в ком отразился Христос. Система образов организует композицию собственно иконы, образное поле текста. Обратимся к рисунку, дополним его. Пространство поля мы представим в форме круга, круг символизирует совершенство.

- Как в поле текста расположены фигуры героев? ( Учитель вызывает помощника к доске, коллективно заполняют поле рисунка). Справа от младенца-Богоматерь,  в центре - младенец, слева- цари( волхвы), и всё это поле « обнимает»  тишина. Каждый образ  имеет семантическую характеристику.

-Как Гоголь описывает каждого героя, какие характеристики им даёт, как вы их понимаете? - Как описана Богоматерь?

Ученик: - Гоголь пишет: «Чувство божественного смирения и кротости в лице пречистой матери», т.е. он не внешне описывает Марию, а передаёт её состояние, понимание важности момента не только её жизни, но и всего человечества, подчёркивается её чистота, материнство. Она изображена склонившейся над младенцем. Всем своим внешним выражением и положением тела показывает на центральное событие, которое произошло, рождение Спасителя.

Учитель дополняет:- Богоматерь со смирением принимает  то, что даровал ей Бог, ту  Миссию, которую она должна понести. Слово « пречистая» связано с догматом о непорочном зачатии, до рождения Сына и после оставалась девой, целомудренной. Об этом свидетельствует другой библейский сюжет (Лк.1: 26-38). ( Слайд30) Архангел Гавриил ,посланный Богом, вещает Деве Марии  рождение Мессии. « Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давидов» (Лк.1:32). А.П. Лопухин комментирует: « Пресвятая Дева происходила из рода Давидова: Она только одна - без Иосифа- здесь выступает рождающей Мессию». Ангел говорит Ей о непорочном зачатии: « Дух Святый найдёт на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречётся Сыном Божиим». По мнению экзегета, « здесь речь идёт об особенном предочистительном действии Духа Бужия на утробу Пречистой Девы. Такое предочищение требовалось потому, что Дева, несмотря на Свою чистоту, всё- таки была несвободна от первородного греха. Чтобы Сыну Её не был передан этот грех, нужно было предварительно зачатию очистить утробу  Марии, чтобы зачатый Ею Младенец был безгрешен уже по началу Своей человеческой жизни. Посмотрим, как на иконе Девство и Материнство передаётся с помощью цвета.

Ассистент - искусствовед:- Традиционно Богородица изображается в одеждах двух цветов: синего и красного. ( Слайд31,32)На канонической иконографии « Рождество Христово» Богородица изображается в красном мафории. Красный цвет символ земного, символ жертвенности. Синий цвет считался цветом Богоматери, соединившей в себе земное и небесное. Данный цвет имеет туника ( длинная нижняя одежда) ,он символизирует её девство, непорочность, чистоту. Мафорий на голове Богоматери глубокий символ - знак её материнства и полной отданности Богу. На мафории ( на лбу, на плечах) изображаются 3 звезды-как знак её непорочности ( она Дева до рождества, в рождестве, после рождества). На не канонических произведениях цвета мафория и туники меняются.

( Слайд 33)

Учитель: - Как в тексте описан Младенец?

Ученик:- Автор пишет: « …Глубокий разум в очах божественного младенца, как будто уже что-то прозревающих вдали». « Божественный» - являющийся всегда Богом, выражение « глубокий разум»  подчеркивает присутствие Бога, несмотря на возраст,   младенец является носителем божественного. В очах его отражено всевидение и всезнание.

Учитель:-  Продолжаю твою мысль, Христос является носителем  Божественной Премудрости, благодати, т.е. божественных энергий, по Максиму Исповеднику. Божественная премудрость связана с красотой. П. Флоренский отмечал, Бог является источником красоты. Слово искусствоведу.

Ассистент - искусствовед:- На иконе  младенец изображается в белых пеленах. Белый цвет символ божественного света, поэтому на иконе свет исходит от самого божественного младенца, а не попадает на картину из вне.

Учитель: –  Бог приходит в мир как свет. « Бог есть свет, и нет в нём никакой тьмы» ( Ин.1:5). Свет как дух святой. Этим светом  мир испытывается, судится и спасается.

(Слайд34)

-Как описаны волхвы?

Ученик: - Гоголь пишет, что цари были поражены  божественным чудом и пребывали в торжественном молчанье.

Учитель:- Момент настолько был велик, сакрален, что любое слово было бы недостойно этого события. «Святая невыразимая тишина» обнимала всю картину. Мир как бы в замирании, что же будет дальше, Бог явился во плоти через Христа. Новое время наступило. Согласная сила и могущество красоты говорят о таланте иконописца, сумевшего через раскрытие образа Божьего в себе  постичь истинную красоту и передать её на иконе.

Обратимся к 3 части. - Как братия и настоятель встретили икону?

Ученик:- « Братия поверглась на колени пред новым образом», т.е. выразили благоговение. Настоятель был умилён увиденным, испытывал радость,  восторг и нежность. Его слова « святая высшая сила водила твоей кистью и благословенье небес почило на труде твоём» говорят о совместном действии Бога и человека.

( Слайд 35)

Учитель: -  Данный эпизод связан с последующим «Встреча  с отцом», в котором сын дает его портрет. Зачитаем  описание.

Ученик:- « Но как же я изумился, когда предстал предо мною прекрасный, почти божественный старец! И следов измождения не было заметно на его лице: оно сияло светлостью небесного веселия. Белая, как снег, борода и тонкие, почти воздушные волосы такого же серебряного цвета рассыпались …на груди и по складкам его чёрной рясы…».

Учитель:- Как же икона повлияла на монаха?

Ученик:- Через божественный труд  духовно преобразился иконописец. Лицо его сияло «светлостью небесного веселия», т.е. было одухотворённым, излучающим светлую радость.

Учитель: - Портрет старца свидетельствует о том, что  сам Христос в нём отразился. ( Слайд36: Христос в образе старца ) В откровении Иоанна Богослова в 1-ой главе, в13 стихе изображается    Иисус в образе седоволосого старца на небе: «Глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег».  С помощью аллюзии ( намека на образ Христа) достигается иконологичность образа монаха, он становится похож на Христа, он отражает его образ, становится его иконой. И в таком состоянии монах постигает высший смысл искусства. Наставляя своего сына, он говорит: « Для успокоения и примирения всех нисходит в мир высокое созданье искусства. Оно не может поселить ропота в душе, но звучащей молитвой стремится вечно к богу». 

Учитель:- Как же главная мысль связана с понятием красоты?

Ученик: - Истинное, высокое искусство призвано  служить вечной красоте, возносить душу к горнему миру.  А такое искусство создаётся  любовью, жизнью души, неутомимым трудом. Вечная красота открывается божественному вдохновению.

 «Кто заключил в себе талант, тот чище  всех должен быть душою».

 Ученик:- Устами героя говорит сам Гоголь. Ту же мысль он высказывал в письме Жуковскому.

« Искусство есть водворение в душу стройности и порядка…

                                                                                             Н.В. Гоголь - В.А. Жуковскому,1847

Подлинное искусство должно отражать вечную красоту, очищать наши души.

Учитель:- Какова роль иконографического эпизода  в повести? ( Учащиеся определяют роль эпизода.)

Заключительное слово учителя:- Итак, в повести « Портрет»  Н.В. Гоголь показывает два пути человеческой жизни. Путь смерти - это путь Чарткова, путь жизни- это путь иконописца. Главную идею произведения - указать человеку  путь к спасению - несёт иконографический сюжет. В мир пришёл Спаситель. Он есть путь, истина, жизнь. Через Него посредством иконы можно восстановить единство образа и красоты. Идя своим путём, помните: «Прошлое не знает нашего языка. И оно никогда не заговорит с нами, не раскроет своих тайн, если мы сами не « вживим» в себя его язык, - через него только и может жить диалог с прошлым». (Слайд 37)

                                                  Список литературы

  1. Гоголь Н.В. Петербургские повести. Издание 4-е. Предисл. Л. Козловский. Л.,» Дет. лит.» ,1978. – с.80.
  2. Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений в четырёх томах. Л.,1979,- с.380.
  3. Флоренский П.А. Иконостас. - М.: ООО « Издательство АСТ», 2003.- с.62.

 

           


[1] П.А.  Флоренский. Иконостас. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. – с. 62

[2] Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений в четырёх томах. – Л., 1979 – 1989, - с. 380.

[3] Гоголь Н.В. Петербургские повести. Издание 4-е. Предисл. Л. Козловский. Л.,» Дет. лит.» ,1978. – с.80.Далее текст цитируется по данному изданию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 9 классе по произведению М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени". Анализ и содержание повести "Тамань". Работа над образом Печорина. Лаконизм, выразительность прозы Лермонтова.

изложенный материал урока может использоваться на уроках литературы в 9 классе по программе Т.Курдюмовой, В.Коровиной, В.Полухиной....

Обзор жизни и творчества Н.С.Лескова. Особенности сюжета повести «Очарованный странник» («Чернозёмный Телемак», 1873).

Урок литературы в 10 классе по творчеству Лескова. Биографические данные писателя, анализ сюжета повести "Очарованный странник"...

Анализ отрывка из повести Г.Троепольского « Белый Бим Черное Ухо».

Цель работы:  систематизация и обобщение изученного; обогащение словарного запаса учащихся; формирование умения употреблять  слова в соответствии с их лексическим значение...

Анализ эпизода из повести Л.Н.Толстого "Детство": "Наказание Николеньки Натальей Савишной".

Различение психологических категорий: мораль и нравственность....

Урок по литературе 6 класс "Роль дуэли в сюжете повестей А.С. Пушкина. «Выстрел»"

Расширить представление о дуэли, обучение анализу художественного произведения...

Обучение анализу эпизода (по повести А. С. Пушкина "Станционный смотритель").

Работа представляет собой примерный образец написания анализа эпизода....